ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2285/2023 от 21.07.2023 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело 2а-2285/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2023 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Сердюк И.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салех Ольги Викторовны к Симферопольскому районному совету Республики Крым, председателю Симферопольского районного совета Республики Крым Селютину Борису Юрьевичу, заинтересованные лица: Администрация Симферопольского района Республики Крым, прокуратура Симферопольского района Республики Крым, председатель Симферопольского районного совета Республики Крым Бонарь Светлана Петровна о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Салех О.В. в июне 2023 года обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, которое было уточнено 11 июля 2023 года, к Симферопольскому районному совету Республики Крым, председателю Симферопольского районного совета Республики Крым Селютину Борису Юрьевичу, заинтересованные лица: Администрация Симферопольского района Республики Крым, прокуратура Симферопольского района Республики Крым, о признании незаконным решения.

Административные исковые требования мотивированы тем, что председатель Симферопольского районного совета Республики Крым Селютин Б.Ю. 01.06.2023 издал незаконное постановление №30 «О назначении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности Симферопольского района Республики Крым» в части назначения в период с 03.06.2023 по 17.06.2023 проведения общественных обсуждений по рассмотрению проекта внесения изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13.03.2019 №1173 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», которое принято умышленно с целью обхода судебного решения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2022 года по делу 2а-83/2022, которым признано недействующей со дня вступления в силу апелляционного определения графа «Предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства кода вида разрешенного использования земельного участка 2.1 части 2 Предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства статьи 37 Зоны застройки индивидуальными жилыми домами Приложения №3 «Градостроительные регламенты» к решению 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года №1173 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» в части слов «Допускается блокировка жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов».

Невзирая на указанное судебное решение, административный ответчик своими действиями снова вносит те же положения в графу «Предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства кода вида разрешенного использования земельного участка 2.1 части 2 Предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства статьи 37 Зоны застройки индивидуальными жилыми домами Приложения №3 «Градостроительные регламенты» к решению 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года №1173 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» в части слов «Допускается блокировка жилых домов по взаимному согласию домовладельцев при условии соблюдения противопожарных требований и действующих градостроительных нормативов».

Невзирая на основополагающий принцип градостроительного регламента о необходимости соответствия территориальных зон ПЗЗ функциональным зонам генерального плана – административные ответчики фактически решили изменить территориальную зону «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)» на другие – «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «Блокированная жилая застройка, спровоцировав несоответствие территориальных зон ПЗЗ Родниковского сельского совета функциональным зонам, установленным генеральным планом данного муниципального образования и носит массовый характер.

Административный ответчик своими незаконными действиями усугубляет сложившуюся обстановку, позволяя производить застройку жилыми домами вплотную к границам земельных участков производственных объектов, расположенных по <адрес>

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным административным исковым заявлением в суд.

Протокольным определением от 11 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена председатель Симферопольского районного совета Республики Крым Бонарь Светлана Петровна.

В судебном заседании представитель ответчика: Симферопольского районного совета Республики Крым, заинтересованного лица: председателя Симферопольского районного совета Республики Крым Бонарь Светланы Петровны по доверенностям Беляцкая И.Н. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, указанным в возражениях, просила в удовлетворении иска отказать, указав, что обжалуемое постановление принято уполномоченным органом, в связи с обращением председателя Администрации Симферопольского района, не устанавливает ограничения, направлено на реализацию прав граждан в сфере градостроительной деятельности.

Иные участники процесса не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела не подавали.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся участников процесса, учитывая их надлежащее извещение.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (бездействия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Установлено, что постановлением председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 01.06.2023 № 30 «О назначении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности Симферопольского района Республики Крым», в целях реализации прав жителей Симферопольского района на участие в решении вопросов местного значения муниципального образования Симферопольский район Автономной Республики Крым, с учетом письма Администрации Симферопольского района от 30.05.2023 №58/01-36/4637, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 14.03.2022 №58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 06.102013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Симферопольский район, председатель Симферопольского районного совета Республики Крым постановил назначить в период с 03.06.2023 по 17.06.2023 проведение общественных обсуждений по рассмотрению проектов, в том числе о внесение изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года №1173 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» согласно приложению 16 (т.1, л.д.145-162).

Как усматривается из письма Администрации Симферопольского района Республики Крым от 30.05.2023 №58/01-36/4637, Администрация Симферопольского района Республики Крым, учитывая результаты Комиссии по подготовке положений о внесении изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым №47, №49, №55, №62 и №67, просит назначить проведение общественных обсуждений в период с 03.06.2023 по 17.06.20234 по проектам, в том числе проекту внесения изменений в решение 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года №1173 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (т.2, л.д.239-241).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса РФ).

В силу статьи 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; 2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) официальный сайт и (или) информационные системы; 5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В силу части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

В соответствии с частями 12, 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не более одного месяца со дня опубликования такого проекта.

Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение правил землепользования и застройки и внесение изменений в них относятся к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно статье 24 Устава муниципального образования Симферопольский район Республики Крым, принятого решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 28.11.2014 № 46, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей района районным советом, председателем районного совета могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения района, районного совета, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения района или районного совета, назначаются районным советом, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.

Решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не позднее чем за 20 дней до дня рассмотрения соответствующим органом или должностным лицом района проекта муниципального правового акта, если иное не предусмотрено законом.

Решение о проведении публичных слушаний с указанием времени и места их проведения и проект соответствующего муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, установлено, что постановление председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 01.06.2023 № 30 «О назначении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности Симферопольского района Республики Крым» принято уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия данного акта соблюдена, данный акт не устанавливает каких-либо норм и правил.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие совокупности двух условий: не соответствие оспариваемого решения нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Салех Ольги Викторовны к Симферопольскому районному совету Республики Крым, председателю Симферопольского районного совета Республики Крым Селютину Борису Юрьевичу, заинтересованные лица: Администрация Симферопольского района Республики Крым, прокуратура Симферопольского района Республики Крым, председатель Симферопольского районного совета Республики Крым Бонарь Светлана Петровна о признании незаконным решения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым.

Судья И.В. Сердюк

Мотивированное решение составлено и подписано 28 июля 2023 года