ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2290/19 от 18.10.2019 Борского городского суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение суда изготовлено 18.10.2019 г.

Дело № 2а-2290/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бор 10 октября 2019 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,

с участием представителя административного истца ФИО1 К.А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Нижегородской области о признании незаконным решения от 18 апреля 2019 года в части,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение о приостановлении государственной регистрации прав от 18 апреля 2019 года в части требования о предоставлении заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и положительного заключения проектной документации.

Впоследствии уточнено, что заявлено требование о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав от 06 июня 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

06 июня 2019 года Борским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома №46 от 28 мая 2019 года.

Одним из оснований для отказа послужило непоступление в регистрирующий орган ответа на запрос в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области на предмет положительного заключения экспертизы проектной документации, соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом, на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации.

Между тем, требования ч.2 ст.48 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в частности требование о необходимости предоставления заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» распространяется на государственную регистрацию договора долевого участия, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, в то время как договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенный между административным истцом и ООО «Династия», являлся не первым, а 46, так как ООО «Династия» производит строительство не единичного многоквартирного <адрес>, а жилого комплекса «Цветочный парк, на едином земельном участке площадью 2 Га, кадастровый . Первый договор долевого участия заключен 20 августа 2015 года.

В судебное заседание ФИО1 не явился, направив в суд своего представителя – К.А.А.

В судебном заседании К.А.А., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, требования доверителя поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив дополнительно, что ООО «Династия» осуществляет строительство не отдельно стоящих жилых многоквартирных домов, а целого комплекса «Цветочный парк», и договор, заключенный между ООО «Династия» и административным истцом является не первым, а сорок шестым. Первый договор участия в долевом строительстве был заключен еще в 2015 году, когда, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, предоставление положительного заключения не требовалось.

На вопросы суда пояснил, что в связи с тем, что осуществляется строительство жилого комплекса, и данное строительство ведется еще с 2015 года, когда предоставление положительного заключения не требовалось, положительное заключение ООО «Династией» не получалось. Дополнительно указал, то по данному объекту недвижимости регистрация договоров участия в долевом строительстве на регистрацию не представлялись.

Относительно иных оснований для приостановления государственной регистрации права, К.А.А. пояснил, что они являются устранимыми и административным истцом не оспариваются.

В судебном заседании 22 июля 2019 года представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области В.Е.В., действующая в рамках полномочий. предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив следующее.

В соответствии с положениями ст.29 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Решение о проведении государственной регистрации прав, приостановлении государственной регистрации прав или отказе в государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества в каждом конкретном случае принимается государственным регистратором самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.

06 июня 2019 года по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома №46 от 13 мая 2019 года, заключенного между ООО «Династия» и ФИО1, государственным регистратором было принято решение о приостановлении заявленной регистрации, в том числе, по причине отсутствия в распоряжении органа регистрации прав положительного заключения.

В силу п.4 ч.2 ст.48 Закона о регистрации недвижимости (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением) для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимо, в том числе, заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ, выданное не ранее чем за 60 дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В связи запросом регистратора положительного заключения проектной документации путем информационного взаимодействия именно в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а не всего жилого комплекса, и отсутствием ответа на запрос, регистрационные действия в отношении договора №46 были приостановлены.

Заинтересованным лицом государственным регистратором прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Борского отдела Ш.Е.М. в суд представлен письменный отзыв по заявленным административным истцом требованиям, в соответствии с которым заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям.

28 мая 2019 года в Борский отдел Управления Росреестра по Нижегородской области поступило заявление о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома №46 от 13 мая 2019 года, заключенного между ООО «Династия» и ФИО1 Предметом договора является 3-комнатная квартира площадью 88,3 кв.м, местоположение: <адрес>.

Строительство данного многоквартирного дома осуществляется на земельном участке с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные многоквартирные жилые дома с приквартирными земельными участками площадью 200-60 кв.м, площадь – 20 000 кв.м.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

06 июня 2019 года по результатам рассмотрения заявления ФИО1 государственным регистратором прав Ш.Е.М. было принято решение о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве по основаниям, предусмотренным п.п.5, 9, 37, 55 ч.1 ст.26 Закона, а именно:

- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав,

- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам,

- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом,

В орган регистрации прав поступили сведения от публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» о неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщика и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве или органом регистрации прав не получен ответ от указанной компании на ответствующий запрос.

Относительно причин, послуживших основанием для приостановления заявленной государственной регистрации в оспариваемой части заинтересованным лицом в письменном отзыве указано, что согласно п.п.1, 9 п.2 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий в том числе, следующим требованиям: наличие проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации; наличие выданного до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства в соответствии с частью 2.1 ст.129 Федерального закона заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.48 Федерального закона государственным регистратором прав был осуществлен запрос в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области на предмет наличия положительного заключения экспертизы проектной документации, соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным законом.

В связи с тем, что в установленные сроки ответ на запрос не поступил, было принято решение о приостановлении государственной регистрации.

В настоящее судебное заседание административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, а также заинтересованные лица – Администрация г.о.г.Бор Нижегородской области, государственный регистратор прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Борского отдела Ш.Е.М., ООО «Династия» не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом в соответствии с положениями ч.ч.1, 8 ст.96 КАС РФ, посредством направления судебных извещений и телефонограмм.

Таким образом, учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав собранные по делу письменные доказательства и установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В целях регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также – Федеральный закон №218-ФЗ).

В силу ч.6 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ (здесь и далее цитируемые нормы приведены в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Статьей 14 названного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (ч.1, п.2 ч.2 ст.1).

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.17).

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства) (ч.1 ст.48 Федерального закона №218-ФЗ).

Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы, в том числе, заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Заявитель вправе не представлять указанное заключение, в этом случае орган регистрации прав получает указанное заключение путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства запрашивает указанное заключение в контролирующем органе, который представляет его в срок не более чем два рабочих дня с даты получения запроса органа регистрации прав (п.4 ч.2 ст.48).

Частью 3, 4 ст.48 названного Федерального закона предусмотрено, что при государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", которая обязана предоставить запрашиваемые сведения в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса органа регистрации прав. Орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п.9); в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п.37); в орган регистрации прав поступили сведения от публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве или органом регистрации прав не получен ответ от указанной компании на соответствующий запрос (п.55) (ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ).

Судом в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, 13 мая 2019 года между ООО «Династия» и административным истцом ФИО1 заключен договор №46 участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

Согласно п.1.1 названного договора Застройщик обязуется в предусмотренный настоящим договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный трехэтажный жилой дом (далее – Объект недвижимости) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного Объекта передать в собственность Объект долевого строительства. А также долю в праве на общее имущество в строящемся жилом доме Участнику долевого строительства, а Участник обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять Объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Пунктом 1.2 Договора установлено, что строительство ведется в соответствии с Разрешением на строительство № ru 52 30 50 00-271, выданным Администрацией г.о.г.Бор Нижегородской области 26.06.2015 года, постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области 6263 от 10.12.2015 г., Постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области №4265 от 24.07.2018 года, на части земельного участка с кадастровым номером по адресу: местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. ориентир д.Владимирово. Участок находится примерно в 80 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Почтовый адрес многоквартирного дома: <адрес>.

28 мая 2019 года административный истец совместно директором ООО «Династия» В.С.В. обратился в Борский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации права договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

06 июня 2019 года государственным регистратором прав Ш.Е.М.ФИО1 и В.С.В., действующему от имени ООО «Династия», направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав .

Основаниями для приостановления государственной регистрации прав в Уведомлении указаны следующие обстоятельства:

- в соответствии с п.4 ч.2 ст.48 Закона органом регистрации прав в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области направлен запрос на предмет положительного заключения экспертизы проектной документации; соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом.

На момент принятия указанного решения ответ на указанный запрос в орган регистрации не поступал.

- в ходе проверки, предусмотренной п.3 ст.48 Федерального закона №218-ФЗ, осуществлен запрос в «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» на предмет уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке. Предусмотренном Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На данный запрос получен ответ от публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» о недостаточности средств на счете Застройщика для резервирования суммы.

- в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д.Владимирово, участок находится примерно в 80 м, имеется запись об аресте от 29.05.2019 года , внесенная на основании Постановления о запрете на совершение действий по регистрации (-ИП) от 27.05.2019 г., выдавший орган: УФССП России по <адрес> Борский отдел.

В рамках ч.2 ст.33 Федерального закона о государственной регистрации прав недвижимости в Борский отдел УФССП России по Нижегородской области направлены запросы об актуальности запрета.

- отсутствие сведений об уплате ООО «Династия» в соответствии с требованиями ст.17 Федерального закона №218-ФЗ, п.п.30 п.1 ст.333.33 НК РФ государственной пошлины в размере 3 000 рублей за государственную регистрацию договора долевого участия.

Таким образом, установив, что при подаче ФИО1 и ООО «Династия» заявления о регистрации договора участия в долевом строительстве, имеются препятствия для осуществления данного регистрационного действия, государственным регистратором прав обоснованно принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.

Административный истец и его представитель К.А.А. выражают несогласие с принятым решением в части приостановления государственной регистрации в связи с непоступлением из Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области ответа на запрос на предмет наличия положительного заключения экспертизы проектной документации; соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом.

В части иных оснований для приостановления государственной регистрации прав уведомление от 06 июня 2019 года не оспаривается.

Полагая незаконным приостановление государственной регистрации прав в оспариваемой части, административный истец указывает на то, что у государственного регистратора прав не имелось оснований для истребования из Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области сведений о наличии положительного заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законам, по тем основаниям, что ООО «Династия» осуществляет строительство не отдельных многоквартирных жилых домов, а целого жилого комплекса, разделенного на восемь этапов строительства по количеству домов. Договор с первым участником долевого строительства был заключен еще в 2015 году, когда представление истребуемых документов не требовалось.

Между тем, данный вывод является ошибочным и не основанном на нормах права.

Так, в силу положений ч.ч.1, 2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также Федеральный закон о долевом строительстве) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик при наличии, в том числе, проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации.

Положениями ст.19 Федерального закона о долевом строительстве предусмотрено, что проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика (ч.1). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации осуществляет подготовку и выдачу застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения. В целях подтверждения соответствия застройщика требованиям частями 1.1 и 2 статьи 3 настоящего Федерального закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, запрашивает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных организациях необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.2.1).

Статьей 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (ч.1).

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома (п.п.1); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.п.2) (ч.2).

По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47).

Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе договора №46 от 13 мая 2019 года участия в долевом строительстве многоквартирного дома, с достоверностью следует, что объект - жилой дом, почтовый адрес многоквартирного дома: <адрес>, отвечает признакам многоквартирного жилого дома, в котором присутствует общее имущество.

Таким образом, учитывая, что ООО «Династия» осуществляет строительство многоквартирного дома входящего в состав жилого комплекса, по данному объекту долевого строительства договоры участия в долевом строительстве не регистрировались, застройщику необходимо было получение проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации, в связи с чем уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, в том числе, в связи с непоступлением ответа на запрос является законным и обоснованным.

Кроме того, суд принимает во внимание, что положениями ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что 06 сентября 2019 года по истечении срока приостановления государственной регистрации прав государственным регистратором прав было принято решение об отказе в государственной регистрации Договора участия в долевом строительстве №46, поскольку ни одна причина, послужившая основанием для приостановления государственной регистрации, не была устранена.

Таким образом, признание незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 06 июня 2019 года в части требования о предоставлении заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной документации требованиям Федерального закона №214-ФЗ само по себе, при вышеуказанных обстоятельствах, не повлечет восстановление каких-либо прав истца, в связи с чем отсутствует предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для признания незаконными действий либо решений должностного лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Нижегородской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав от 06 июня 2019 года в части требования о предоставлении заключения контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и положительного заключения проектной документации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Е.М.Калынова