Дело № 2а-2292/2022
55RS0007-01-2022-002648-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Кировском административном округе города Омска», возложении обязанности совершить действие,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №9 в Кировском административном округе города Омска», возложении обязанности совершить действие.
В обоснование заявленных требований указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит жилой дом, площадью 49,9 кв.м., литер ББ1, расположенный по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска за номером 1008 предварительно согласовано предоставление ФИО1, ФИО2 земельного участка с кадастровым номером № в Кировском административном округе города Омска. Кроме того, согласно п. 2 распоряжения указано: обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ и государственного кадастрового учета земельного участка. Во исполнение данного пункта административные истцы обратились к кадастровому инженеру для проведения работ по составлению межевого плана земельного участка.
В дальнейшем административные истцы обратились в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Кировском административном округе г. Омска.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска отказано в предоставлении административным истцам в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № в Кировском административном округе г. Омска в связи с тем, что указанный земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок расположен в границах красных линий.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права, ссылаясь на положения Земельного Кодекса Российской Федерации, административные истцы просят признать незаконным Распоряжение департамента имущественных отношений Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 222 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: ; возложить обязанность выдать Распоряжение о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 222 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: .
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2 участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 61, 62, 65), представлены заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 70, 71). Их представитель ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Настаивала на незаконности и необоснованности обжалуемого распоряжения. Ссылалась на то, что расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий не являлось препятствием к формированию данного земельного участка. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска предварительно согласовано предоставление данного земельного участка. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого распоряжения, отсутствие правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Указал, что наличие имеющегося распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является безусловным основанием для принятия департамента имущественных отношений Администрации г. Омска решения об удовлетворении заявления. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещен, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствах о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого дома, площадью 49,9 кв.м., литер , по адресу: по ? доли каждый.
Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190325:9, право собственности в отношении земельного участка не зарегистрировано, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска №, административным истцам предварительно согласовано предоставление в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 452 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель населенных пунктов, адрес (местоположение): . Также установлено, что административным истцам необходимо обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ и государственного кадастрового учета земельного участка (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в департамент имущественных отношений Администрации с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 222 кв.м., в собственность на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, представив сообщение о размещении на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего им на праве собственности жилого дома с правоустанавливающими документами на объект.
По результатам рассмотрения заявлений ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № в соответствии с пп. 6 ст. 39.16, ст.ст. 39.17, 39.20 ЗК РФ административным истцам отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №9, площадью 222 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель населенных пунктов, адрес (местоположение): , , с видом разрешенного использования: земли жилой застройки (индивидуальной), поскольку земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок расположен в границах красных линий.
Полагая данное распоряжение незаконным, нарушающим права, административные истцы обратились в суд.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского совета от 26.10.011 № 452, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования города Омска. Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.
Кроме того, является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена (уполномоченным органом), в пределах компетенции, определенной указанным Положением.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Так, в п. 1 приведенной статьи указано, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Кроме того, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 2).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3).
Также в соответствии с положениями п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также государственная собственность, на которые не разграничена, на территории города Омска в собственность, аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», утвержденного Постановлением Администрации г. Омска от 23.01.2020 № 17-п.
Как следует из материалов дела, изложенные требования административными истцами при обращении в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска о предоставлении земельного участка соблюдены. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались. Оснований не соблюдения процедуры подачи заявления в обжалуемом решении не содержится.
Применительно к изложенным положениям ЗК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, Административного регламента предоставления муниципальной услуги, обжалуемое распоряжение принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка рассмотрения заявления. Таким образом, установленный порядок разрешения заявления о предоставлении земельных участков административным ответчиком был соблюден.
Доводы административных истцов сводятся к несогласию с основаниями, изложенными в обжалуемом распоряжении, отклоняя которые суд полагает необходимым указать следующее.
Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование осуществляется в порядке, предусмотренном главой V.1 Земельного кодекса РФ.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Положениями п. 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
При этом запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования установлен также ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования; генеральные планы.
Генеральный план содержит, в частности, положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно п. 34 ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ , утвержденного Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, территорией общего пользования является отграничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации, беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.
Постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 № 1035-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждены границы красных линий, которые, частично пересекают земельный участок с кадастровым номером №
Данное обстоятельство административными истцами и их представителем не оспаривалось. В судебном заседании представителем административных истцов указано, что истцы не обрались в установленном законом порядке для обжалования проекта планировки в части установления красных линий на спорном земельном участке.
Доводы представителя административных истцов о несогласии с положениями приведенных нормативных актов, не приводят к наличию возможности административного ответчика, как муниципального органа, исполнять возложенные на него полномочия вопреки действующему нормативному правовому акту.
На момент рассмотрения заявленных требований сведений об отмене или внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 07.08.2012 № 1035-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в том числе в части территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок не представлено.
В приведенной связи доводы представителя административных истцов о незаконности и необоснованности обжалуемого распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска не нашли своего подтверждения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Каких-либо доказательств нарушения прав административных истцов при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным Распоряжения № 221 от 10.03.2022 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Кировском административном округе города Омска», возложении обязанности выдать Распоряжение о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 222 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: , удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным Распоряжения № 221 от 10.03.2022 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в Кировском административном округе города Омска», возложении обязанности выдать Распоряжение о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 222 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: , отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2022 года.