Дело № 2а-2298/2021
55RS0007-01-2021-003097-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года
Центральный районный суд в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания Мораш Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости «ГОРОДОК» к Муниципальному образованию городской округ в лице Мэра , Департамента имущественных отношений Администрации , Департамента архитектуры и градостроительства Администрации о возложении обязанности совершить действия,
установил:
Товарищество собственников недвижимости «ГОРОДОК» обратилось в суд с административным иском к Муниципальному образованию городской округ в лице Мэра , Департамента имущественных отношений Администрации , Департамента архитектуры и градостроительства Администрации о возложении обязанности провести подготовку проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный , в порядке, установленном законодательством РФ, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по указанному адресу принято решение о формировании земельного участка под многоквартирным домом. При этом многоквартирный дом по расположен на земельном участке с кадастровым номером №. В границах данного земельного участка также расположены еще три многоквартирных дома №№1.
Несмотря на неоднократные обращения истца в лице председателя ТСН, а также жильцов данного дома в Администрацию и Мэру , проект межевания указанной территории, без которой в свою очередь не возможно осуществить формирование земельного участка под домом, подготовлен не был.
По результатам разрешения указанных обращений даны ответы о невозможности образования земельного участка путем раздела без проекта межевания территории (Департамент имущественных отношений Администрации от ДД.ММ.ГГГГ); о том, что в соответствии с графиком разработки документов территориального планирования публичные слушания по проекту межевания планировочного элемента с корректировкой проекта планировки территории, в границах которой расположен земельный участок запланированы в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ года (Департамент архитектуры и градостроительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ); впоследствии указано, что работа по оформлению проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок не ведется, предложено произвести подготовку за свой счет (Департамент архитектуры и градостроительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ); также указано на отсутствие финансирования разработки проектов межевания на ДД.ММ.ГГГГ г.г. из бюджета (Мэр от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, исполняющим обязанности прокурора вынесено представление об устранении нарушений действующего федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ. Данное представление не обжаловалось. Вместе с тем, исполнено не было, работы по осуществлению подготовки документации по планировке указанной территории не осуществлены и проект ее межевания не подготовлен, сроки его подготовки и утверждения не определены.
С учетом изложенных обстоятельств и уточнения требований в части административный истец просит суд обязать Муниципальное образование городской округ , в лице уполномоченных органов, провести подготовку проекта межевания территории, в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: – в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах , в котором отразить проектируемые границы земельного участка под многоквартирном домом, расположенным по адресу: , в порядке, установленном законодательством РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по .
Административный истец ТСН «ГОРОДОК» о времени и месте рассмотрения дела извещено (л.д. 228), председатель КЛН до начала судебного заседания представила в суд ходатайство о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 235), представитель административного истца ТВА, действующий на основании доверенности, о времени и месте рассмотрения дела извещен, до начала судебного заседания представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 233).
В судебном заседании представитель административных ответчиков муниципального образования городской округ , Мэра РНЕ, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные ранее в судебных заседаниях, а также доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Полагал, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку, на земельном участке с кадастровым номером № расположены многоквартирные дома №№, № по в , принятие решения о разделе указанного земельного участка может быть принято путем проведения общего собрания собственников помещений во всех указанных многоквартирных домах. Заявленные административным истцом требования заключаются в возложении на муниципальное образование городской округ в лице уполномоченных структурных подразделений обязанности подготовить проект межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный в . Департамент архитектуры и градостроительства Администрации обеспечивает подготовку проектов муниципальных правовых актов об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ (проектов планировки территории, проектов межевания территории), о внесении изменений в указанную документацию. Тем самым, административный истец фактически просит суд обязать орган местного самоуправления издать муниципальный правовой акт (л.д. 74-77).
Представитель административного ответчика департамент архитектуры и градостроительства Администрации РЕЕ, действующая в судебном заседании на основании доверенности, считает, что заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат, так как отсутствует проект межевания территории, проект межевания готовится в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, департамент не имел и не имеет возможности совершить действия по формированию и осуществлению кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом № по в . В границах земельного участка с кадастровым номером № расположены многоквартирные дома по адресам: , дома №№, и при разрешении спора необходимо учесть права и законные интересы третьих лиц: собственников помещений в указанных многоквартирных домах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 70-73).
Административный ответчик департамент имущественных отношений Администрации , заинтересованное лицо Управление Росреестра по о времени и месте рассмотрения дела извещены, явку своих представителей в суд не обеспечили, ходатайств о рассмотрении дела не заявлено.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации ШАВ, действующий на основании доверенности, представил суду отзыв на административный иск, в котором указал, что департамент имущественных отношений является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями, осуществление (неисполнение) которых могло привести к нарушению прав истца, в соответствии с п. 20 Решения ФИО1 городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О департаменте имущественных отношений Администрации », департамент рассматривает заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия, предусмотренные пп. 2, 3 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, но не наделен полномочиями по подготовке проекта межевания территории многоквартирного дома. Надлежащим ответчиком по данному административному иску, в силу своих полномочий, выступает департамент архитектуры и градостроительства Администрации (л.д. 68-69).
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные отзывы на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома по № в создано ТСН «ГОРОДОК» (ИНН №). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц КЛН, является председателем ТСН, зарегистрирована в качестве лица, имеющего право без доверенности представлять интересы ТСН, на момент рассмотрения дела данная информация также соответствовала размещенной на официальном сайте ФНС России (л.д. 149-155).
ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: , собственниками многоквартирного дома было принято решение о формировании земельного участка. Уполномоченным лицом для осуществления действий по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, был избран АСВ (л.д. 158-162).
ДД.ММ.ГГГГАСВ обратился с заявлением к Мэру о формировании земельного участка, в котором просил в целях реализации решения собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, , на основании положений ст. 36 ЖК РФ сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев указанное обращение департаментом имущественных отношений Администрации в адрес заявителя направлено письмо (Исх.-№), в котором разъяснено, что работы по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Поскольку земельный участок сформирован и в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет, то проведение работ по формированию такого участка не требуется. Также обращено внимание на то, что образование земельных участков (путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами, в соответствии с требованиями ЗК РФ осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории. Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, на основании ст. 44 ЖК РФ относится к компетенции общего собрания собственников помещений дома. В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений дома и являются обязательными для всех собственников дома. В связи, с чем решение о разделе земельного участка должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов № № по земельного участка только под многоквартирным домом по адресу: , возможно осуществить при наличии в проекте межевания территории границ образуемого земельного участка и согласия собственников помещений многоквартирных домов (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ТСН «ГОРОДОК» обратилось к Мэру с заявлением о подготовке проекта межевания застроенной территории по адресу: РФ, , в установленные законом сроки и уведомлении заявителя о готовности почтой (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры и градостроительства Администрации по результатам рассмотрения обращения о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: , в адрес ФИО1 ТСН «ГОРОДОК» КЛН направлен ответ, в котором ссылаясь на положения ЗК РФ, разъяснения, изложенные в ч. 6 п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, указано, что поскольку в границах земельного участка располагаются несколько многоквартирных домов, то решение о разделе участка должно быть принято на общем собрании собственников помещений таких домов в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Вопрос о формировании земельного участка под многоквартирным домом рассматривался только собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: (протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ№). В связи, с чем указано, что формирование земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу, возможно осуществить при наличии в проекте межевания территории границ образуемого земельного участка и согласия собственников помещений всех многоквартирных домов, расположенных в границах земельного участка. Подготовка документации по планировке территорий осуществляется ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» на основании муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с графиком разработки документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории по муниципальному контракту, представленным ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», публичные слушания по проекту межевания планировочного элемента с корректировкой проекта планировки территории, в границах которого расположен вышеназванный земельный участок, запланированы в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ проект межевания отправлен разработчикам для устранения замечаний. Сроки утверждения документации по планировке территорий зависят от качества исполнения документации, сроков согласования и утверждения (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 ТСН «ГОРОДОК» КЛН посредствам электронной почты обратилась Губернатору с заявлением, в котором приводила указанные в ранее изложенных обращениях обстоятельства о невозможности сформировать земельный участок под многоквартирным домом № по в , в том числе указала, что необходимость формирования участка обусловлена также отсутствием возможности определения ответственных лиц за содержание и уборку данной территории (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на указанное обращение по поручению заместителя Председателя Правительства Министерством имущественных отношений в адрес КЛН направлено письмо (ИСХ-№), в котором со ссылками на положения п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», разъяснения, изложенные в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», п. 1 ст. 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», указано, что государственная регистрация права носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер. Такое право возникает в силу закона и для его возникновения не требуется регистрация в едином государственном реестре недвижимости. Также даны ответы по вопросу содержания и благоустройству территории (л.д. 15-16).
ДД.ММ.ГГГГ ТСН «ГОРОДОК» в лице председателя КЛН обратилось к Мэру с заявлением о предоставлении информации по поводу окончания подготовки проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 17), по результатам рассмотрения которого департаментом архитектуры и градостроительства Администрации направлен ответ о том, что подготовка проекта межевания территории предусмотрена муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№/ТГМ, заключенным с АО ТПИ «Омскгражданпроект». Также указали, что было подано исковое заявление в Арбитражный суд о расторжении муниципального контракта, и постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, контракт расторгнут. Ссылаясь на положения п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, разъяснено, что заинтересованное лицо может обратиться в департамент архитектуры с заявлением о принятии распоряжения о подготовке документации по планировке территории с приложением задания на выполнение инженерных изысканий, с указанием предельного срока подготовки документации, а также с приложением обоснования необходимости ее подготовки (л.д. 18).
Не согласившись с данным ответом, председателем ТСН «ГОРОДОК» КЛН направлено обращение исполняющему обязанности прокурора ШВА о не исполнении Администрацией возложенных функций и обязанности по формированию территории , заключающихся в подготовке проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 19-20).
Данное обращение на основании п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение направлено для рассмотрения Мэру , о чем также уведомлен заявитель (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией рассмотрено обращение ФИО1 ТСН «ГОРОДОК» от ДД.ММ.ГГГГ, дан ответ, в соответствии с которым указано, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: – – – – в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах . Подготовка проекта межевания территории, в границах которой расположен , была предусмотрена в рамках муниципального контракта с АО ТПИ «Омскгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТГМ на выполнение работ по разработке градостроительной документации. Проект межевания не утвержден. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, финансирование разработки проектов межевания на ДД.ММ.ГГГГ год из бюджета не предусмотрено, определить сроки подготовки и утверждения проектов межевания не представляется возможным, указав на положения п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, что подготовка документации по планировке территории, в том числе внесение в нее изменений может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (л.д. 22).
Полагая незаконным бездействие органов местного самоуправления в части подготовки проекта межевания территории, ФИО1 ТСН «ГОРОДОК» обратилась к исполняющему обязанности прокурора о принятии мер прокурорского реагирования (л.д. 23-24).
По результатам рассмотрения указанного обращения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес Мэра вынесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано, что проведенной проверкой установлено, что ТСН «ГОРОДОК» неоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, направлялись обращения в Администрацию о необходимости подготовки проекта межевания территории, в границах которой располагается многоквартирный жилой в . Вместе с тем, до настоящего времени, проект межевания указанной территории не подготовлен, сроки его подготовки и утверждения не определены. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей отдельными должностными лицами структурных подразделений Администрации , отсутствии необходимого контроля за их деятельностью со стороны руководства, что влечет нарушение прав (л.д. 27-30), о чем также сообщено заявителю.
ДД.ММ.ГГГГ Мэром в адрес исполняющего обязанности прокурора направлен ответ на представление исполняющего обязанности прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений федерального законодательства», в котором указано, что подготовка проекта межевания территории, в границах которой расположен , была предусмотрена в рамках муниципального контракта с АО ТПИ «Омскгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТГМ, который расторгнут в связи с его ненадлежащим исполнением. Финансирование разработки проекта межевания территории, расположенной в границах: – – – – проспект К. Маркса в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах , на ДД.ММ.ГГГГ г.г. в бюджете не предусмотрено, в связи, с чем определить сроки подготовки и утверждения данного проекта межевания территории не представляется возможным. При этом указано, что подготовка документации по планировке территории не относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Согласно ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировки территории, в том числе внесение в нее изменений, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств, для чего заинтересованное лицо должно обратиться в департамент архитектуры и градостроительства Администрации с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории с приложением здания на выполнение инженерных изысканий, с указанием предельного срока подготовки документации, а также приложением обоснования необходимости ее подготовки (л.д. 31-33).
Кроме того, из представленного ответа Прокуратуры ФИО1 в адрес ФИО1 ТСН «ГОРОДОК» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступило обращение ТСН «ГОРОДОК», в котором обжалованы действия структурных подразделений Администрации – департамента имущественных отношений и департамента архитектуры и градостроительства. В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, прокуратурой области через прокуратуру данное обращение ФИО1 ТСН «ГОРОДОК», направлялось для рассмотрения по существу Мэру , как руководителю Администрации , вышестоящему должностному лицу по отношению к директорам департаментов имущественных отношений, архитектуры и градостроительства Администрации , бездействие которых было обжаловано административным истцом. При этом копия обращения, поступившего в прокуратуру области от ДД.ММ.ГГГГ, в части, касающейся обжалования бездействия Администрации , на основании п. 3.2 Инструкции направлена для рассмотрения по существу в прокуратуру . Разъяснено, что о результатах его рассмотрения будет сообщено должностным лицом данной прокуратуры в установленном порядке, а также право на обжалование ответа.
Указанное подтверждается, в том числе, представленным прокуратурой по запросу суда надзорным производством №.
Вместе с тем, сведений об исполнении требований прокурора не имеется.
Административный истец, ссылаясь на незаконность бездействия уполномоченных органов Муниципального образования городской округ в части не осуществления подготовки документации по планировке указанной территории и не подготовки проекта ее межевания, не утверждение сроков его подготовки, обратился в суд с заявленными требованиями.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что обжалуемое бездействие административных ответчиков, является препятствием в формировании земельного участка под многоквартирным домом по , поскольку из ответов административных ответчиков следует, что осуществление указанного права возможно, в том числе при наличии проекта межевания территории, которая содержит границы земельного участка под многоквартирным домом по .
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ), а в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (ст. 16 данного Федерального закона).
Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно материалам дела земельный участок, в границах которого располагается многоквартирный жилой в , сформирован и учтен в Едином государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый №) с площадью 18 530 кв.м. и видом разрешенного использования для жилищных нужд под строительство многоэтажных жилых домов. При этом в границах данного земельного участка, располагаются также многоквартирные дома №№1 по в ЦАО .
В силу ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (ч. 9 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Применительно к изложенному, доводы административного истца, о необходимости осуществления проекта межевания территории, в границах которой расположен указанный многоквартирный дом, в отсутствии которого невозможно формирование земельного участка под многоквартирным домом, судом признаются обоснованными.
Подлежат отклонению и доводы представителей административных ответчиков об отсутствии необходимости при формировании испрашиваемого земельного участка в проведении межевания территории и о достаточности для формирования данного земельного участка только схемы его расположения на кадастровом плане в соответствии с исключениями, предусмотренными п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ не соответствуют положениям ч. 13 ст. 39.20 ЗК РФ и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ.
В соответствии с п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В силу ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (ч. 1).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5).
Результатом разработки и утверждения проектов межевания территории является определение границ застроенных и подлежащих застройке земельных участков, в том числе земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам, подготовка градостроительных планов земельных участков, которые содержат требования к использованию соответствующих земельных участков, в том числе виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со ст. 5.1 и 46 Градостроительного кодекса РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В соответствии со ст. 8 Устава , принятого решением городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, городской Совет является представительным органом местного самоуправления . Мэр является высшим выборным должностным лицом муниципального образования и возглавляет в соответствии с настоящим Уставом Администрацию . Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления .
Основной задачей Администрации является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования действующим законодательством, муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 21 Устава).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Таким органом на территории , учитывая, в том числе Положение о департаменте имущественных отношений Администрации , утвержденное Решение городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, является департамент имущественных отношений Администрации .
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации , утвержденного Решением городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, департамент является структурным подразделением Администрации , имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования . Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования .
Департамент имущественных отношений рассматривает заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия предусмотренные пп. 2, 3 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ.
Осуществляет от имени муниципального образования функции управления муниципальным имуществом; управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ; распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ; распоряжается земельными участками, расположенными на территории , государственная собственность на которые не разграничена (п.п. 17, 18 Положения).
Кроме того, формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, расположенными на территории , организовывается за счет средств бюджета посредством заключения муниципальных контрактов в рамках реализации мероприятия «Формирование объектов недвижимости при разграничении государственной собственности на землю, для обеспечения муниципальных нужд» подпрограммы «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения» муниципальной программы «Управление имуществом в сфере установленных функций», утвержденной постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Участником муниципальной программы, ответственным за реализацию указанного мероприятия, является департамент имущественных отношений Администрации .
При этом осуществление организационно-технического обеспечения деятельности рабочего органа Администрации по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территории муниципального образования городской округ , а также принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации возложены на департамент архитектуры и градостроительства Администрации (пп. 9, 11 п. 18 Решения городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации »).
Также, департамент архитектуры и градостроительства Администрации обеспечивает подготовку проектов муниципальных правовых актов об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ (проектов планировки территории, проектов межевания территории), о внесении изменений в указанную документацию (пп. 12 п. 18 Положения).
Для осуществления своих задач и функций департамент имеет право выступать от имени Администрации заказчиком на разработку градостроительной документации (пп. 4 п. 22 Положения).
Принимая во внимание изложенные выше положения уполномоченным органом по принятию решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ (проектов планировки территории, проектов межевания территории) является департамент архитектуры и градостроительства Администрации в соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации .
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом оснований.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден проект планировки территории, расположенный в границах: – в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах .
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090203:54, площадью 18530 кв.м. сформирован и учтен в Едином государственном реестре недвижимости с видом разрешенного использования «для жилищных нужд под строительство многоэтажных жилых домов», границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Фактически в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090203:54 расположены многоквартирные дома по адресам: 1.
Подготовка проекта межевания территории, в границах которой расположен , была предусмотрена в рамках муниципального контракта с АО ТПИ «Омскгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТГМ на выполнение работ по разработке градостроительной документации. Проект межевания территории в рамках указанного муниципального контракта не был разработан и утвержден.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№/ТГМ расторгнут в связи с его ненадлежащим исполнением.
Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что какие-либо действия по подготовке проекта межевания территории, после расторжения контракта не осуществлялись ввиду отсутствия финансирования.
Доводы представителей административных ответчиков об отсутствии финансирования заслуживают внимание. Вместе с тем, надлежащих доказательств приведенных обстоятельств в материалы дела не представлено. Само по себе указание на отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от возложенной законом обязанности.
Таким основанием не является и предусмотренная положениями ч. 8 ст. 45 ГрК РФ возможность осуществления подготовки документации по планировки территории, в том числе внесение в нее изменений, физическими или юридическими лицами за счет их средств. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.
Изложенное опровергает доводы о том, что требования административного искового заявления фактически направлены на возложение обязанности на орган местного самоуправления издать муниципальный правовой акт.
Согласно п. 2 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр (далее - Методические рекомендации), в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия: подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома); провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков); представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).
В силу п. 10 Методических рекомендаций образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется осуществлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
Таким образом, с учетом характера распределения компетенции муниципальных органов департамент имущественных отношений администрации не наделен полномочиями по подготовке проекта межевания территории многоквартирного дома, как не наделены ими иные административные ответчики: Муниципальному образованию городской округ в лице Мэра .
При таких обстоятельствах суд признает доводы представителей департамента имущественных отношений Администрации , Муниципального образования городской округ в лице Мэра , о том, что представляемые ими органы являются ненадлежащими ответчиками по рассматриваемому делу, являются состоятельными
В силу ч. 1 ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
В случае принятия решения суда против нескольких административных ответчиков суд указывает, каким образом подлежат устранению нарушения, допущенные в отношении административного истца, и кем из административных ответчиков должны быть устранены такие нарушения (ч. 2 ст. 181 КАС РФ).
В соответствии с письменными пояснениями представителя административного истца, в которых он изложил отказ в согласии на замену административных ответчиков: Муниципальному образованию городской округ в лице Мэра , департамента имущественных отношений Администрации , департамента архитектуры и градостроительства Администрации , оставив на усмотрение суда определение надлежащего административного ответчика, поскольку представители административных ответчиков не смогли, по мнению представителя административного истца, дать исчерпывающих пояснений по вопросу определения конкретного органа, отвечающего за подготовку проекта межевания территории, а также с учетом пояснений представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации об отсутствии финансирования, настаивал на том, что выбор одного административного ответчика может повлечь невозможность исполнения решения суда, поскольку имеется возможность совершения объективной ошибки при выборе административного ответчика; возможности изменения полномочий с течением времени.
Учитывая длительные обращения ТСН «ГОРОДОК» в лице председателя КЛН, доводы представителя административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации относительно необоснованности заявленных требований в части возложения обязанностей и указания на то, что административный истец не лишен возможности самостоятельно за свой счет подготовить проект межевания территории земельного участка под многоквартирным домом № по в , а также то, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, суд находит несостоятельными.
Применительно к изложенному ссылки об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца структурными подразделениями Администрации , несостоятельны.
Указанное также подтверждается и доводами представителей самих же административных ответчиков, в соответствии с которыми образование земельного участка, возможно осуществить на основании разработанного проекта межевания, в рассматриваемом случае не допускается образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка, а также о том, что формирование земельного участка с утвержденным проектом межевания территории, которой в отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный жилой дом, отсутствует, департамент имущественных отношений Администрации не имел и не имеет возможности совершить действия по формированию и осуществлению кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом № по
Указание представителей административных ответчиков на отсутствие согласия собственников помещений всех многоквартирных домов, а равно необходимость учета при разрешении настоящего спора права и законные интересы собственников иных расположенных на земельном участке многоквартирных домов, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам административных ответчиков подготовка проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный домом № по , не препятствует реализации прав ни собственникам , ни иным собственникам, расположенных на земельном участке многоквартирных домов, при соблюдении установленного законом порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.
В приведенной связи несостоятельными являются доводы административных ответчиков о ненадлежащем способе защиты права.
Поскольку обязанностью департамента архитектуры и градостроительства Администрации является подготовка документации по планировке территории муниципального образования городской округ (проектов планировки территории, проектов межевания территории), в том числе и подготовка проекта межевания территории, указанной в административном иске, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца в части возложения на департамент архитектуры и градостроительства Администрации обязанности провести подготовку проекта межевания территории, в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: – в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах , в котором отразить проектируемые границы земельного участка под многоквартирном домом, расположенным по адресу: , в порядке, установленном законодательством РФ.
Правовых оснований для возложения какой-либо обязанности на иных привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков органов в ходе рассмотрения дела не установлено.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Товарищества собственников недвижимости «ГОРОДОК» к Муниципальному образованию городской округ в лице Мэра , департаменту имущественных отношений Администрации , департаменту архитектуры и градостроительства Администрации о возложении обязанности совершить действия удовлетворить в части.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации провести подготовку проекта межевания территории, в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: – в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах , в котором отразить проектируемые границы земельного участка под многоквартирном домом, расположенным по адресу: , в порядке, установленном законодательством РФ
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд .
Судья О.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.