Дело 2а-2316/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 декабря 2016 года Предгорный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Дождёвой Н.В.
при секретаре - Джемакуловой Б.Х.
с участием:
представителя административного истца
ГУП СК «<адрес>вой теплоэнергетический
комплекс в лице Предгорного филиала
ГУП СК «Крайтеплоэнерго» - Лукашовой Ю.Х.
(по доверенности), представителя административного ответчика
Администрации МО Ессентукский сельсовет - Абляевой А.М.
(по доверенности),
представителя заинтересованного лица
АО «Предгорныйрайгаз» - Кайшева А.В.
(по доверенности),
заинтересованного лица - Кошелева Н.Б.,
заинтересованного лица - Фрейлина Ю.В.,
заинтересованного лица - Гюльбяковой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда административное дело по административному исковому заявлению ГУП СК «<адрес>вой теплоэнергетический комплекс в лице Предгорного филиала ГУП СК «Ставропольтеплоэнерго» к администрации МО Ессентукский сельсовет <адрес> о признании постановлений МО Ессентукский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и подлежащими отмене,
У С Т А Н О В И Л:
ГУП СК «<адрес>вой теплоэнергетический комплекс в лице Предгорного филиала ГУП СК «Ставропольтеплоэнерго» обратился в суд с административным иском к администрации МО Ессентукский сельсовет <адрес> о признании постановлений МО Ессентукский сельсовет <адрес> о согласовании переустройства жилых помещений за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и подлежащими отмене.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в адрес Предгорного филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» поступили заявления от граждан Фрейлиной Ю. В. (ДД.ММ.ГГГГ), проживающей по адресу: <адрес>; Гюльбяковой Р. К. (ДД.ММ.ГГГГ), проживающей по адресу: <адрес>; Кошелева Н. Б. (ДД.ММ.ГГГГ), проживающего по адресу: <адрес> уд. Пикетная, 1 <адрес> - об отключении жилого помещения в многоквартирном доме от системы центрального отопления, по публичному договору, заключенному на основании публичной оферты ГУП СК «Крайтеплоэнерго», опубликованной ДД.ММ.ГГГГ в газете «Ставропольская правда», в связи с отключением их квартир централизованной системы отопления.
Считает постановления органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) на разрешение перепланировки и переустройство жилых помещений с установкой индивидуального отопления незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы ГУП СК «Крайтеплоэнерго», как снабжающей организации, осуществляющей поставку коммунальных ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) по следующим основаниям.
Пунктом 15 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении",четко предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правила подключения к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно схеме теплоснабжениямуниципального образования Ессентукский сельсовет <адрес> - единой теплоснабжающей организацией на территории соответствующего муниципального образования является ГУП СК «Крайтеплоэнерго». Вышеуказанной схемой теплоснабжения Ессентукский сельсовет не предусмотрен перевод отдельных МКД и жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.
Возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования Ессентукский сельсовет не предусмотрена. Однако, в нарушение требований Федерального закона «О теплоснабжении»администрацией муниципального образования Ессентукский сельсовет вынесены Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), в которых даны разрешения на перепланировку и переустройство жилых помещений с установкой индивидуального отопления, то есть фактически выданы разрешения о переходе с центрального на индивидуальное отопление, что является безусловным основанием для признания данного решения незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) определяется как реконструкция здания.
Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.
Основанием проведения переустройства жилого помещения, в силу ст. 26 ЖК РФ является решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства и представлением в орган местного самоуправления всех необходимых документов.
К числу документов, которые необходимо представить в орган местного самоуправления для переустройства жилого помещения, относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения.
Более того, правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, устанавливают, что переоборудование и переланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства жилого помещения должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласован с теплоснабжающей организацией.
Из представленныхФрейлиной Ю.В. (ДД.ММ.ГГГГ), проживающей по адресу: <адрес>; Гюльбяковой Р.К. (ДД.ММ.ГГГГ), проживающей по адресу: Ессентукская <адрес>; Кошелевым Н.Б. (ДД.ММ.ГГГГ), проживающиим по адресу: <адрес> документов следует, что проект на переустройство их квартир, который в соответствии в требованиями действующего законодательства необходим при выдаче разрешения органом местного самоуправления на такое переустройство, в действительности не выдавался. Переустройство произведено на основании проекта газоснабжения и проекта перепланировки и переустройства квартиры.
Указанные проекты изготавливаются лишь с целью изменения проекта газоснабжения квартиp заявителей и не имеют ничего общего с проектом на переустройство, требуемым в соответствии с действующими нормами законодательства.
Отсутствие проекта переустройства жилого помещения, как необходимого и обязательного документа, являющегося основанием для выдачи органом местного самоуправления разрешения на переустройство квартир, должно влечь за собой прямой отказ ввыдаче таких разрешений.
Однако, в нарушение норм Жилищного кодекса РФ администрацией муниципального образования Ессентукский сельский совет <адрес> такие разрешения выдаются.
Приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного жилого дома, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла. Отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, приводя её к балансировке.
Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. При отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (увеличивается оплата за теплоснабжение для остальных потребителей). Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные, п. 7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно: общей системы теплоснабжения дома; общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода; системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа, для установки теплогенератора объем квартиры должен быть не менее 15 куб.м.
Централизованная система теплоснабжения котельных ГУП СК «Крайтеплоэнерго» обеспечивает качественное регулирование количества тепловой энергии подаваемой потребителю в соответствии с температурным графиком работы теплосети 95 - 70°С, то есть потребителю подается постоянное (неизменное) количество теплоносителя, соответствующее максимальной потребляемой тепловой энергии соответствующее наиболее холодному периоду (наиболее холодной пятидневки) осенне-зимний отопительный период. При этом изменение количества подаваемой потребителю тепловой энергии при изменении температуры наружного воздуха осуществляется за счет изменения «качества» теплоносителя, то есть изменения температуры теплоносителя в соответствии графиком в зависимости от температуры наружного воздуха, при этом количество теплоносителя остается неизменным.
Исходя из вышеизложенного отключение от централизованного теплоснабжения отдельных потребителей (квартир) в многоквартирном жилом доме приводит к необходимости снижения количества подачи теплоносителя на жилой дом в соответствии с тепловой нагрузкой, потребляемой отключенной квартирой, что приводит к разрегулировке гидравлического режима, как внутренней системы теплоснабжения дома, так и системы отопления котельной.
Таким образом, отключение отдельных потребителей приводит к необходимости проведения (перерасчета) тепловой сети для восстановления расчетной работы гидравлического режима дальнейшего проведения работ по регулировке теплосети, включающее в себя замену дроссельных шайб у всех потребителей, получающих тепловую энергию от котельной. Невыполнение работ по восстановлению гидравлического режима теплосети приведет к изменению (увеличению) количества тепловой энергии, поставляемой потребителям, то есть возникновению «перетопов» и, как следствие, повышению уровня платежей потребителей, что приводит к жалобам на высокий уровень оплаты. Влияние отключения потребителей от централизованного теплоснабжения зависит от количества отключений и снижения потребляемой при снижении нагрузки более 20% в целом по системе теплоснабжения котельной необходимо производить замену сетевого насоса.
Таким образом, нарушение прав ГУП СК «Крайтеплоэнерго», в связи с отключением квартиры от централизованного теплоснабжения, заключается в несении заявителем дополнительных расходов на выполнение работ по регулировке гидравлического режима теплосети изменившейся из-за отключения потребителей.
Нарушение прав заявителя вынесением вышеуказанных постановлений органа местного самоуправления о согласовании переустройства, заключаются также в том, что отключение квартир от централизованного отопления влечет для ГУП СК «Крайтеплоэнерго» возникновение недополученного дохода, что объясняется следующим.
ГУП СК «Крайтеплоэнерго», являясь теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплонабжение, относящееся к государственно регулируемым видам деятельности. Тариф на тепловую энергию утверждается органом исполнительной власти <адрес> в лице региональной тарифной комиссии.
При отключении потребителей ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не получает запланированные доходы от реализации тепловой энергии. В этом случае возникают непокрываемые убытки в виде затрат на условно-постоянные расходы: материалы на хим. водоочистку, услуги производственного характера, текущий и капитальный ремонты, ГСМ, автозапчасти, оплата труда, взносы в фонды, налоги, амортизация и другие расходы.
Данные убытки возмещаются в виде недополученного дохода, включаемого в тариф на теплоснабжение и горячее водоснабжение. Причем указанные затраты после окончания календарного года проверяются комиссией РТК СК на предмет целесообразности их возникновения и могут быть включены в тарифы на последующие периоды регулирования. То есть недополучаемые доходы за 2015-2016 годы могут быть учтены в тарифе на 2017 год или последующие периоды регулирования в зависимости от предельного уровня роста тарифов, устанавливаемого Правительством РФ на очередной календарный год.
Таким образом, организация вынуждена нести убытки, возникшие при отключении квартир в текущем периоде на протяжении последующих лет.
Для покрытия убытков и осуществления расходов, необходимых в процессе финансово- хозяйственной деятельности, предприятие привлекает заемные средства, проценты по которым впоследствии также включаются в виде недополученного дохода в тариф на тепловую энергию и горячее водоснабжение.
Просит суд признать Постановления Администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) о выдаче разрешений на перепланировку и переустройство жилых помещений с установкой индивидуального отопления - незаконными и подлежащими отмене.
В судебном заседании представитель административного истца - Лукашова Ю.Х., действующая на основании полномочной доверенности, исковые требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске. Считает, что о нарушении своих прав истец узнал только в 2016 года, в связи с чем срок на подачу административного искового заявления не пропущен.
Представитель административного ответчика – глава муниципального образования «Ессентукский сельсовет» Абляева А.М., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска по тем основаниям, что оспариваемые административным истцом постановления администрации Ессентукского сельсовета <адрес> о разрешении на перепланировку и переустройство жилых помещений с установкой индивидуального отопления были приняты в соответствии с требованиями закона на основании тех документов, предоставление которых заявителями предусмотрено ст.26 Жилищного кодекса РФ. Считает, что обжалуемые постановления администрации Ессентукского сельсовета <адрес> о разрешении на перепланировку и переустройство жилых помещений с установкой индивидуального отопления соответствуют закону. Кроме того, пояснила суду, что 11 квартир <адрес> в период времени с 2013 по 2016 гг. уже отключены от центрального теплоснабжения и перешли на индивидуальное отопление, а в <адрес> – две квартиры. При этом, все квартиры отключены от центрального теплоснабжения с согласия административного истца. Таким образом, доводы представителя административного истца о нарушении их прав несостоятельны, поскольку отключение квартир от центрального теплоснабжения, в том числе и в <адрес>, начиная с 2013 года производилось с согласия ГУП СК «Крайтеплоэнерго» и о нарушении своих прав административный истец знал, но не заявлял.
Представитель заинтересованного лица АО «Предгорныйрайгаз» - Кайшев А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку административный ответчик принял оспариваемые постановления в соответствии с требованиями статьи 26 Жилищного кодекса РФ, так как заявителями Фрейлиной Ю.В., Гюльбяковой Р.К., Кошелевым Н.Б. были предоставлены полные комплекты требуемых документов для перехода на индивидуальное отопление занимаемых ими жилых помещений. Считает, что требования административного истца не основаны на законе. Индивидуальная система отопления не относится к общему имуществу многоквартирного дома, так как является оборудованием, предназначенным для обслуживания одного жилого помещения в многоквартирном доме и находящимся в данном жилом помещении.
Заинтересованные лиц Кошелев Н.Б., Фрейлина Ю.В., Гюльбякова Р.К., в судебном заседании пояснили суду, что вопросом о переходе с центрального отопления на индивидуальное они занимаются с 2013года. Согласно протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, были приняты решения 100% количеством голосов о переходе МКД на индивидуальное отопление. Однако, сразу все жильцы не могли перейти на индивидуальное отопление, поскольку финансовое положение не у всех одинаковое, а данный переход требует значительных денежных затрат. Подтвердили суду факт того, что большинство квартир в их домах уже отключены от центрального теплоснабжения. Почему административный истец обратился в суд только сейчас и, каким образом отключение именно их квартир, нарушает права заявителя, им не понятно. Кроме того, пояснили суду, что если бы административный истец надлежащим образом исполнял обязанности по поставке тепла в квартиры, вопрос о переходе на индивидуальное отопление не возник бы.
От представителя заинтересованного лица – Управления СК по строительному и жилищному надзору поступило ходатайство о возможности рассмотрения административного искового заявления без их участия, в связи с чем, по правилам ст. 138 КАС РФ судебное заседание проведено без названного участника судопроизводства.
Заинтересованные лица Отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> СК, Гюльбяков А.Х., Дуюнова Т.Н. в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», а также при уведомлении почтовым отделением суда о невозможности вручить телеграмму по причине того, что лицо, участвующее в деле «по извещению за телеграммой не является», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Суд же, осуществляя административное судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Кодекс Административного Судопроизводства Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, не рассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
На основании изложенного, суд расценивает действия Отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес> СК, заинтересованных лиц Гюльбякова А.Х. и Дуюновой Т.Н., как злоупотребление правом, и с учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, признав причины их неявки неуважительными.
Исследовав материалы административного дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судом установлено, что постановлением главы администрации МО Ессентукский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, разрешено гр. Фрейлиной Ю.В. перепланировка и переустройство жилого помещения с установкой индивидуального отопления по адресу: <адрес>. На заявителя возложена обязанность осуществить перепланировку и переустройство в соответствии с выполненным ГБУ архитектурой и градостроительства СК проектом.
Постановлением главы администрации МО Ессентукский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, разрешено гр. Гюльбякову А.Х. И Гюльбяковой Р.К. перепланировка и переустройство жилого помещения с установкой индивидуального отопления по адресу: <адрес>. На заявителя возложена обязанность осуществить перепланировку и переустройство в соответствии с выполненным ГБУ архитектурой и градостроительства СК.
Постановлением главы администрации МО Ессентукский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>, разрешено гр. Кошелеву Н.Б., Кошелевой В.И., Дуюновой Т.Н. перепланировка и переустройство жилого помещения с установкой индивидуального отопления по адресу: <адрес>. На заявителя возложена обязанность осуществить перепланировку и переустройство в соответствии с выполненным МУП «Архитектурно-градостроительным бюро» проектом, с соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ.
Из п. 15 ст. 14 Федерального закона РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правилами подключения к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства РФ «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены Постановление Правительства РФ «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» № от ДД.ММ.ГГГГ
Ст. 25 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Как следует из п.п. 1.7.1, 1.7.2 Постановления Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ, переоборудование жилых помещений может включать в себя перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов.
Переоборудование жилых домов и квартир (комнат), ведущее к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Следовательно, переход на индивидуальное отопление является переустройством жилого дома и квартир, что в соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса РФ, должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Одним из документов, представляемых при переустройстве жилого дома, является подготовленный и оформленный в установленном порядке
проект переустройства переустраиваемых квартир, что предусмотрено
п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с требованиями ст. 60 Кодекса административного судопроизводства РФ, Фрейлина Ю.В., Гюльбяков А.Х., Гюльбякова Р.К., Кошелев Н.Б., Кошелева В.И., Дуюнова Т.Н. представили проекты переустройства квартир по адресу: <адрес>.
Кроме того, при подаче заявлений о перепланировке и переустройстве, Фрейлина Ю.В., Гюльбяков А.Х., Гюльбякова Р.К., Кошелев Н.Б., Кошелева В.И., Дуюнова Т.Н. представили главе администрации Ессентукского сельсовета <адрес>: Проекты газификации квартир, Акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы; Акты приемочной комиссии о завершении переустройства инженерных сетей.
По мнению суда, оспариваемые постановления были вынесены главой администрации МО Ессентукский сельсовет в соответствии с требованиями статьи 26 Жилищного кодекса РФ, так как заявителями Фрейлиной Ю.В., Гюльбяковой Р.К., Кошелевым Н.Б. были предоставлены полные комплекты требуемых документов для перехода на индивидуальное отопление занимаемых ими жилых помещений.
Кроме того, перепланировка квартир не затрагивает прав и охраняемых интересов иных лиц, поскольку имеется решения общих собраний собственников всех помещений многоквартирных домов.
Доводы административного истца о том, что отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, приводя к её расбалансировке, не подтверждены конкретными доказательствами.
Кроме того, данные доводы опровергаются письмом Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Вопрос отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов)неоднократно рассматривался судами Российской Федерации. Так, согласно позиции, представленной в решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ09-725, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Исходя из системного толкования пункта 6 Правил содержания общего имущества во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества, а также исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вышеуказанном решении, по мнению Минстроя России в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир. Обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются. Согласно подпункта «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений многоквартирного дома. Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является, согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем, собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом, путем составления соответствующего приложения к договору, могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение на собственника, данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях от стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, на управляющую организацию.
Доводы представителя административного истца о том, что ГУП СК «Крайтеплоэнерго» несёт дополнительные расходы на выполнение работ по регулировке гидравлического режима теплосети изменившейся из-за отключения потребителей, а также нарушаются права заявителя, выраженные в том, что отключение квартир от централизованного отопления влечет для ГУП СК «Крайтеплоэнерго» возникновение недополученного дохода, возникают непокрываемые убытки в виде затрат на условно-постоянные расходы: материалы на хим. водоочистку, услуги производственного характера, текущий и капитальный ремонты, ГСМ, автозапчасти, оплата труда, взносы в фонды, налоги, амортизация и другие расходы, при отключении потребителей ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не получает запланированные доходы от реализации тепловой энергии, суд признаёт несостоятельными, поскольку они не основаны на законе и не подтверждены надлежащими письменными доказательствами.
Вместе с тем, судом установлено, что фактически о нарушении своих прав административному истцу стало известно в 2013 года, что подтверждается также сведениями, представленными административным ответчиком о том, что согласно актам сдачи-приёмки в течение 2013-2016 гг. в <адрес> индивидуальное отопление установлено в 11 квартирах, а в <адрес> – в 2-х квартирах и, не опровергается стороной административного истца.
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемыми постановлениями затрагиваются права и охраняемые законом интересы ГУП СК «Крайтеплоэнерго» и о нарушении своих прав им стало известно только в октябре 2016 года, опровергаются представленными стороной ответчика письменными доказательствами, приобщёнными к материалам дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для самостоятельного отказа в удовлетворении административного иска.
Факт создания угрозы жизни и здоровью граждан, а также нарушения чьих-либо прав и законных интересов установкой газового оборудования в судебном заседании не подтвержден. Кроме того, проекты внутреннего газоснабжения, изготовленные специализированной организацией, обладающей специальными познаниями в указанной области свидетельствует о возможности перехода на отопление жилого помещения на систему отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Таким образом, гражданами, до обращения в администрацию были соблюдены все предусмотренные законом процедуры, для получения разрешения на перепланировку квартиры. Решения общего собрания собственников всех помещений МКД имеется, перепланировка квартир не ущемляет прав и охраняемых законом интересов иных лиц, и доказательств обратного стороной административного истца, суду не представлено. Так же, как и не представлено доказательств невозможности перехода на иную систему теплоснабжения квартир.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления являются законными, а административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ГУП СК «<адрес>вой теплоэнергетический комплекс в лице Предгорного филиала ГУП СК «Ставропольтеплоэнерго» к администрации МО Ессентукский сельсовет <адрес> о признании постановлений МО Ессентукский сельсовет <адрес> о согласовании переустройства жилых помещений: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и подлежащими отмене - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 34 КАС РФ, в Ставропольский краевой суд через Предгорный районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 28 декабря 2016 года.
Судья Н.В.Дождёва