РЕШЕНИЕ по делу № 2а-231/2021
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Кудряшовой Н.В., при секретаре Казаковой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюриковой Антонины Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании решения незаконным и возложении обязанности,
установил:
Тюрикова А.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о возложении обязанности. В обоснование заявления указала, что ей принадлежал земельный участок с кадастровым №... площадью ... кв.м., находящийся по адресу: Вологодская область Грязовецкий район. Участок был разделен по границе населенного пункта на 2 земельных участка: с кадастровым №..., площадью ... кв.м и с кадастровым №..., площадью ... кв.м. Разделение земельного участка связано с тем, что его часть входила в границы д.... Грязовецкого района Вологодской области. Администрация сельского поселения Юровское ссылается на то, что земельный участок с кадастровым №... в соответствии с приложением 1 к комплексному проекту градостроительной деятельности «Список участков, вошедших в границы населенных пунктов» не включен в границы населенных пунктов и не отрицается что часть земельного участка с кадастровым №... вошла в границы д. .... Согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане граница земельного участка с кадастровым №... совпадает с границей населенного пункта, утвержденной Генеральным планом, т.е. данный земельный участок находится в границах населенного пункта ... Грязовецкого района. Границы населенного пункта ... Грязовецкого муниципального района утверждены Решением Совета муниципального образования Юровское Грязовецкого муниципального района Вологодской области № 8 от 25 октября 2013 года. После разделения земельного участка с кадастровым №... истцом предпринимались попытки сменить категорию земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов путем обращения с таким заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в качестве основания отказа в переводе земель указывает, что администрацией муниципального образования Юровское земельный №... не включен в границы населенных пунктов, кроме того, земельный участок с кадастровым №... образован путем раздела участка с кадастровым №..., часть которого согласно действующему Генеральному плану муниципального образования Юровское Грязовецкого района Вологодской области вошла в границы д.....
Заявлено о возложении обязанности на Управление Росреестра по Вологодской области внести изменения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым №..., площадью ... кв.м., расположенном по адресу: Вологодская область, Грязовецкий муниципальный район, муниципальное образование ..., в части категории земель земельного участка с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».
В ходе рассмотрения дела истец Тюрикова А.В. уточнила требования, дополнительно заявив о признании решения Управления Росреестра по Вологодской области об отказе в смене категории земельного участка с кадастровым №... от 13 октября 2020 года незаконным, поскольку у Управления Росреестра по Вологодской области имелись достаточные основания для смены категории земельного участка, а именно в их распоряжении имелась выписка из Генерального плана с установленными границами населенного пункта и координаты самого земельного участка с кадастровым №..., поставленные на учет Управлением Росреестра, что позволяло Управлению провести наложение координат земельного участка на Генеральный план муниципального образования Юровское.
В судебное заседание административный истец Тюрикова А.В., её представитель Тюрикова А.Н. не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены судом надлежаще, от истца представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, поддержании заявленных требований по доводам иска, уточнений к нему.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, суду заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в ходе рассмотрения дела представлен отзыв по искусогласно которому административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями, правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Определением суда от 25.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Юровское.
Представитель администрации сельского поселения Юровское в судебное заседание не явился, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями, о необоснованности иска, отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав участников, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Тюрикова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым №..., площадью ...кв.м, образованного путем разделения в 2019 году принадлежащего истице земельного участка с кадастровым №... на 2 земельных участка: с кадастровым №..., площадью ... кв.м и с кадастровым №....
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым №..., площадью ...кв.м, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположен участок по адресу : Вологодская область Грязовецкий муниципальный район, МО ....
Истец 21.04.2020 и 02.07.2020 обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений категории земельного участка с кадастровым №... с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов»
29.04.2020 и 08.07.2020 государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ - пункт 7 часть 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости. Не представлены (не поступили) документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. В представленном пакете документов отсутствует выписка из Генерального плана, подтверждающая включение земельного участка с кадастровым №... в черту населенного пункта. (схема проектных предложений не является основанием для изменения категории)
По итогам рассмотрения представленных заявлений и документов государственными регистраторами прав 13.08.2020 и 13.10.2020 приняты решения об отказе в государственном кадастровом учете в связи с истечением 8 октября 2020 срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 8 июля 2020 №... о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) <данные изъяты> и не устранением приведенной (ых) в данном уведомлении причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственного кадастрового учета, поскольку не предоставлены сведения о принятии в установленном порядке решения органом (акт) о переводе заявленного земельного участка в иную категорию, сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта для внесения соответствующих изменений в кадастр. Сведения, предоставляемые в установленном порядке о том, что спорный земельный участок, входит в границы населенного пункта, не предоставлены.
Судом установлено, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым №... не включен в границы населенного пункта д.... Юровского сельского поселения Грязовецкого муниципального района Вологодской области.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно ст.24 Гр.К РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (п.17).
Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (п.18).
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ.
Глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.
Из материалов дела следует, что генеральный план МО Юровское Грязовецкого муниципального района Вологодской области, утвержден решением Совета МО Юровское 25.10.2013. Приложение №1 к комплексному проекту градостроительной деятельности МО Юровское «Список участков, вошедших в границы населенных пунктов» разработано в 2013г.
С заявлением об изменении кадастровых сведений о категории земельного участка с кадастровым №... в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представлено в числе прочего письмо администрации сельского поселения Юровское от 16.06.2020№ 385, согласно которому земельный участок с кадастровым №... в соответствии с приложением 1 к комплексному проекту градостроительной деятельности МО Юровское «Список участков, вошедших в границы населенных пунктов» не включен в границы населенного пункта.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. .
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ), орган, принявший акт о переводе (в том числе утвердивший генеральный план или схему территориального планирования), направляет в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в кадастр.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, статьей 5 Закона № 172-ФЗ.
Таким образом, основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков являются сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, направляемые в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, органом, принявшим акт о переводе (в том числе утвердившим генеральный план или схему территориального планирования) в орган кадастрового учета.
Судом установлено, что такие сведения в отношении земельного участка с кадастровым №... в адрес Управления не поступали, Документы являющиеся обязательными, основанием для внесения заявленного Тюриковой А.В. изменения сведений о категории земельного участка в кадастр не предоставлены.
При таких обстоятельствах, правовые основания для осуществления учета заявленных Тюриковой А.В. изменений в ЕГРН отсутствуют.
Административным ответчиком, заинтересованным лицом заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
Согласно ст.219 КАС РФ ч.1,7,8 если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Вместе с тем, согласно данных, представленных МКУ «Вологодский городской МФЦ» от 24.05.2021, 13.10.2020 в МФЦ на бумажном носителе от Управления Росреестра по Вологодской области пришел отказ в осуществлении кадастрового учета Тюриковой А.В. На номер телефона Тюриковой А.В. направлено сообщение с текстом «Дело №... исполнено. Получите результата услуги». 28.12.2020 отказ в бумажном виде с указанием причин отказа получен Тюриковой А.В.
Административный истец обратилась в суд с административным иском 22.03.2021, таким образом срок для обращения в суд с заявленным требованиями нельзя признать пропущенным, при таких обстоятельствах, основания, заявленные административным ответчиком, заинтересованным лицом по ч.8 ст.219 КАС РФ в данном случае не применимы. В связи счем, суд отклоняет заявленные административным ответчиком, заинтересованным лицом довод, как несостоятельный.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Довод стороны административного истца о наличии у Управления Росреестра по Вологодской области имелись достаточных оснований для изменения категории земельного участка, а именно наличия в их распоряжении выписки из Генерального плана с установленными границами населенного пункта и координаты самого земельного участка с кадастровым номером 35:28:0102001:283, поставленные на учет Управлением Росреестра, что, по мнению административного истца позволяло Управлению провести наложение координат земельного участка на Генеральный план муниципального образования Юровское и осуществить заявленное изменение категории земельного участка, по основаниям, указанным выше суд отклоняет, как несостоятельный.
Учитывая изложенное, суд не находит достаточных законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Тюриковой Антонины Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании решения незаконным и возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Кудряшова Н.В.
Мотивированное решение составлено 25.06.2021 года.
УИД 35RS0012-01-2021-000502-72