ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2330/2021 от 23.06.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2330/2021 по административному иску МИФНС России № 20 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, в котором, просила взыскать задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 559 рублей и пени по транспортному налогу за 2018 г. в размере 6,58 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 476 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 17,38 рублей, пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 450,63 руб., пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 324,56 руб. пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 76,76 руб. по пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 27,54 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1 687,04 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 507,07 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 181,39 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 339,85 руб.

В обосновании требований указано, что ФИО1, ИНН состоит на учете в МИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Согласно карточке учета транспортных средств ФИО1 в 2018 г. являлась собственником следующих транспортных средств: Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: Марка/Модель: HONDA FIT, VIN: год выпуска 2001, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.Сумма рассчитанных за 2018 год налоговых обязательств по транспортному налогу физических лиц составляет 559 рублей.

Также согласно карточке учета и (или) регистрации ФИО1 на 2018 год являлась собственником следующих объектов недвижимости:

Квартиры, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 40,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Квартиры, адрес: <адрес>, кадастровый , Площадь 92,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма налога на имущество физических лиц за 2018 составила 1 476 рублей.

Налоговым органом с целью самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога в бюджет в адрес налогоплательщика ФИО1 заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что в добровольном порядке задолженность не погашена, Инспекцией в соответствии со ст. 75 ИК РФ начислены пени за период: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу за 2018 год в общей сумме 6,58 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в общей сумме 17,38 рублей.

Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный срок не была исполнена в полном объеме, в соответствии с п. 1 ст. 45. 69. 70. 75 НК РФ в адрес налогоплательщика заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлено требования об уплате задолженности по налогу и соответствующих сумм пени от ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 559 рублей, пени – 6,58 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 476 рублей, пени – 17,38 рублей со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно карточке учета транспортных средств с 2014 по 2017 года ФИО1 является/являлась собственником следующих транспортных средств:

Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: Марка/Модель: ТОУОТА CORONA PREM10, VIN:, Год выпуска 1998, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Автомобили легковые. Государственный регистрационный знак: . Марка/Модель: HONDA FIT, VIN: год выпуска 2001, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно карточке учета и (или) регистрации ФИО1 с 2014 по 2017 является/являлась, собственником следующих объектов недвижимости:

Квартиры, адрес: <адрес>, кадастровый , Площадь 92,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

Насосная, адрес:<адрес>, кадастровый , площадь 46,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ:

Склад хранения масла, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 23,90, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Склад, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 63,40, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Операторная, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 44.80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Здание склада ГСМ, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 74.10, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Квартиры, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 40,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что в установленный действующим законодательством РФ срок задолженность по налогам за ДД.ММ.ГГГГ г. не была погашена, либо была погашена несвоевременно, инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ были насчитаны пени за периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 030,47 рублей;

с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ по налогу па имущество физических лиц за 2014 год в размере 1 604,34 рублей;

с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ но налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 82,70 рубля;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 254,26 рублей;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 252,81 рублей;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 150,92 рублей;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 281,80 рублей;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 58,05 рублей;

Сумма пени за 2014 год в размере 69,65 рублей, образовавшаяся входе уменьшения ранее рассчитанной суммы пени за 2017 год в размере 172,86 рублей (172,86- 103,21 = 69,65 рублей).

Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате (своевременной уплате) налогов в установленный законодательством срок не исполнена, в соответствии с п.1 ст.45, 69, 70, 75 НК РФ заказным письмом в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено требование об уплате недоимки по налогам и соответствующих сумм пени по земельному налогу за 2014-2017 от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму пени 5 664,51 рублей, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением ФИО1 требований от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ инспекция обратилась к Мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Мировым судьей судебного участка № <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по делу в отношении ФИО1, в связи с поступившими возражениями от налогоплательщика вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования, ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд за принудительным взысканием.

Административный ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена по имеющемуся в материалах дела адресу места жительства, судебное извещение о времени и месте судебного заседания, своевременно доставленные административному ответчику по адресу места жительства не получила, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечению срока хранения, то есть по причинам, зависящим от административного ответчика.

Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела в Кировском районном суде г. Иркутска в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Кировского районного суда г. Иркутска.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Судебное извещение административному ответчику направлено по почте своевременно и не получено им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем, он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, ходатайствующего о рассмотрении дела в свое отсутствие, административного ответчика, уведомленного о времени и месте судебного заседания по месту жительства, не получившему судебную корреспонденцию по обстоятельствам, зависящим от административного ответчика.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.

В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 1, п. 7 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Кроме того, в силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговым периодом при исчислении транспортного налога признается календарный год, что установлено ч. 1 ст. 360 НК РФ.

Частями 2, 3 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

В соответствии со ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления

Транспортный налог на территории Иркутской области установлен и введен в действие в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса РФ Законом Иркутской области «О транспортном налоге» от 04.07.2007г. № 53-оз.

В силу ч. 1 ст. 1 названного Закона в редакции № 3 от 08.11.2010г., налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

- Автомобили легковые с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно применяется налоговая ставка 14,5 рублей;

ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России № 20 по Иркутской области как собственник автомобиля: государственный регистрационный знак: ; Марка/Модель: HONDA FIT, VIN: год выпуска 2001, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождении в собственности ФИО1 данного автомобиля в спорный период подтверждаются сведениями ГИБДД, представленными по запросу суда.

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области произведен расчет транспортного налога за 2018 года в общей сумме 559 руб. Объекты налогообложения: HONDA FIT, государственный регистрационный номер

В связи с чем, у ФИО1 возникла обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог за 2018 год в общей сумме 559 руб.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, направлено в адрес налогоплательщика, что подтверждается реестром почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Также ФИО1 в 2018 являлась собственником следующих объектов недвижимости:

Квартиры, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 40,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

Квартиры, адрес: <адрес>, кадастровый , Площадь 92,30, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Данная информация подтверждается сведениями Росреестра, представленными суду по запросу.

Пунктом 1 статьи 399 налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии со ст. 400 НК РФ Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Указанный налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункты 1 и 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации видно, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Сумма налога на имущество физических лиц, согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ составила 1 476 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В связи с тем, что в добровольном порядке задолженность не погашена, Инспекцией в соответствии со ст. 75 ИК РФ начислены пени за период: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу за 2018 год в общей сумме 6,58 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в общей сумме 17,38 рублей.

Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налогов в установленный срок не была исполнена в полном объеме, в соответствии с п. 1 ст. 45. 69. 70. 75 НК РФ в адрес налогоплательщика заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлено требования об уплате задолженности по налогу и соответствующих сумм пени от ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 559 рублей, пени – 6,58 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 476 рублей, пени – 17,38 рублей со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, по заявлению Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поступлением от должника заявления об отмене судебного приказа, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.

Поскольку сумма по требованию от ДД.ММ.ГГГГ не превысила 3000 рублей, срок обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей исчисляется в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НУ РФ ( если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока), в связи с чем срок обращения к мировому судье с заявлением не пропущен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за сет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области обратилась в суд посредством почты ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте, то есть в пределах шести месяцев со дня получения налоговым органом определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с административного ответчика ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 559 рублей и пени по транспортному налогу за 2018 г. в размере 6,58 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 476 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 17,38 рублей, а всего 2 058,96 руб. подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит законных оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 450,63 руб., задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 324,56 руб. задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 76,76 руб. задолженности по пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 27,54 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1 687,04 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 507,07 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 181,39 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 339,85 руб., в связи со следующим.

Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018), судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ).

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

О том, что у ФИО1 имеется задолженность по налогам за 2014-2017 г. налоговому органу было доподлинно известно еще в 2015- 2018 г., поскольку именно налоговый орган производит расчет налога, пени и ведет контроль и учет поступивших налоговых сборов, что налоговым органом не оспаривается.

Следовательно, требования по пеням должны были выставляться и направляться налогоплательщику по налогам за 2014 г. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 г. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 г. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем требование по пени с 2015 по 2017 выставлены за пределами срока, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ.

С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, административным истцом не доказано соблюдение процедуры и сроков принудительного взыскания..

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе, в случаях: смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из положений статьи 59 НК РФ, оснований для принятия решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в отношении ответчика у налогового органа не имелось.

Причины, указанные в обосновании ходатайства о восстановлении пропущенного срока не могут быть признаны уважительными, поскольку налоговый орган указывает причины субъективные, напрямую зависящие от налогового органа. Уважительных причин пропуска этого срока налоговый орган не указывает.

При таких обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного срока нет.

Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 450,63 руб., задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 324,56 руб. задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 76,76 руб. задолженности по пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 27,54 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1 687,04 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 507,07 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 181,39 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 339,85 руб не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61. 1 БК РФ с административного ответчика в пользу бюджета г. Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 559 рублей и пени по транспортному налогу за 2018 г. в размере 6,58 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 476 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 17,38 рублей, а всего 2 058,96 руб.

Требования Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 450,63 руб., задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 324,56 руб. задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 76,76 руб. задолженности по пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 27,54 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1 687,04 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 507,07 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 181,39 руб., задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 339,85 руб. - оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 в бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 29.06.2021 Н.Н. Исакова