ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2339/18 от 16.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело 2а-2339/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2018 года

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Братухиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Каравацкого В. М. к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» о признании бездействия по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, не сообщению сроков проведения капитального ремонта, не предоставлению другого жилого помещения незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания, сообщить сроки проведения капитального ремонта, предоставить другое жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Административный истец Каравацкий В.М. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации муниципального образования «Сарапульский район» (далее – администратвиный ответчик, Администрация района) о признании бездействия по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», не сообщению сроков проведения капитального ремонта, не предоставлению другого жилого помещения из маневренного фонда до окончания проведения капитального ремонта незаконным, о возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», сообщить сроки проведения капитального ремонта, предоставить другое жилое помещение из маневренного фонда до окончания проведения капитального ремонта. В обоснование исковых требований административный истец указал следующие обстоятельства. Решением Сарапульского районного суда Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав. По постановлению Главы местного самоуправления Сарапульского района от ДД.ММ.ГГГГ ему выделена путевка в учреждение общественного воспитания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался, воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты><адрес>. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тарасовского сельского Совета и Сарапульским РОНО жилое помещение по адресу: <адрес> сохранено за ним за время пребывания в учреждениях общественного воспитания. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Администрацией муниципального образования «Сарапульский район» заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ в квартире отсутствует отопление, водоснабжение и канализация, сгнили перекрытия, остекление окон местами нарушено, половые доски сгнили, провалились. Комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Администрацию муниципального образования «Сарапульский район» о рассмотрении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного ему по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», предоставить копию акта обследования данного жилого помещения, по результатам которого ранее сделано заключение о необходимости проведения капитального ремонта помещения, а также сообщить сроки проведения капитального ремонта; в связи с невозможностью проживания в указанном жилом помещении, истец просил предоставить ему другое жилое помещение из маневренного фонда до окончания проведения капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ из Администрации муниципального образования «Сарапульский район» поступил ответ, согласно которого в рассмотрении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, непригодным для проживания, сообщении сроков капитального ремонта, предоставлении жилья из маневренного фонда на период проведения капитального ремонта ему отказано. Другого жилья у него нет, он считает, что бездействием Администрации муниципального образования «Сарапульский район» нарушено его право на жилище.

В судебное заседание административный истец не явился, извещался судом надлежащим образом, что подтверждается отчетом об извещении с помощью СМС- сообщения, почтовыми конвертами с судебной корреспонденцией, адресованной истцу по указанным им адресам, возвращенными в суд в связи с истечением срока хранения. В порядке ст. 98-100 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ административный истец считается надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства дела, что позволяет суду рассмотреть дело без его участия в соответствии со ст. 150 КАС РФ. Дело рассмотрено в отсутствии истца в порядке ст. 150 КАС РФ.

Представитель административного истца адвокат Зорина С.В., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагала необходимым понудить административного ответчика рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, предоставленного истцу на условиях социального найма, непригодным для проживания, на период проведения капитального ремонта обеспечить истца жилым помещением из маневренного фонда.

Представитель административного ответчика Бланк О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду представила письменные возражения по существу заявленных требований, согласно которых на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ Администрация района письмом от ДД.ММ.ГГГГ информировала истца, что ДД.ММ.ГГГГ с целью обследования технического состояния дома выезжала комиссия по адресу истца, которая сделала заключение о необходимости проведения капитального ремонта, который включен в план капитального ремонта на 2019 года. Заявителю направлен акт обследования жилого помещения. Кроме того, ему разъяснено, что для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания ему необходимо обратиться в межведомственную комиссию района и представить перечень необходимых документов. Заявителю сообщено, что в собственности муниципального образования «Сарапульский район» отсутствуют свободные жилые помещения маневренного фонда. Таким образом, бездействия Администрации района не было, на заявление был дан исчерпывающий ответ. В связи с тем, что истец не обращался в межведомственную комиссию района и не представил перечень необходимых документов, требовании истца о понуждении рассмотреть вопрос о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания являются несостоятельными.

Представитель заинтересованного лица – Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при Администрации МО «Сарапульский район» Глухов А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поскольку истец в межведомственную комиссию не обращался, документы, предусмотренные п. 45 Положения не представил.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив и исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец Каравацкий В.М. является сонанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставленного на условиях договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ и находится в собственности муниципального образования «Сарапульский район».

ДД.ММ.ГГГГКаравацкий В.М. обратился с заявлением в Администрацию муниципального образования «<адрес>» о рассмотрении вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская <адрес>, непригодным для проживания, просил предоставить копию акта обследования данного жилого помещения, по результатам которого ранее сделано заключение о необходимости проведения капитального ремонта, а также сообщить сроки проведения капитального ремонта, в связи с невозможностью проживания в указанном жилом помещении просил предоставить другое жилое помещение из маневренного фонда до окончания проведения капитального ремонта.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем главы Администрации Ю.В. Пермитиным, административный ответчик информировал заявителя, что ДД.ММ.ГГГГ с целью обследования технического состояния дома выезжала комиссия по адресу: <адрес>, которая сделала заключение о необходимости проведения по данному адресу капитального ремонта. Ремонтные работы включены в план капитального ремонта на 2019 год. Заявителю направлен акт обследования жилого помещения. Кроме того, ему разъяснено, что для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания необходимо обратиться в межведомственную комиссию района и представить перечень документов, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Заявителю сообщено, что в собственности муниципального образования «Сарапульский район» отсутствуют свободные жилые помещения маневренного фонда.

22.08.2018 года истец обратился в суд с иском о признании бездействия Администрации района незаконным, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных ст. 219 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 8,9,10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Следовательно, для признания судом незаконным бездействия органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: несоблюдение требований нормативных правовых актов о полномочиях лиц, допустивших бездействие, не соблюдение порядка принятия оспариваемых действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, а также соблюдения сроков для обращения в суд.

Административный истец указывает на незаконность допущенного ответчиком бездействия в связи с нерассмотрением вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, не сообщением сроков проведения капитального ремонта жилого помещения, предоставленного истцу на условиях договора социального найма, не предоставлении другого жилого помещения в связи с заключением о необходимости проведения капитального ремонта спорного помещения.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), содержащее порядок проведения оценки жилого помещения на предмет его пригодности для проживания.

Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

В состав комиссии включаются также представители органов, государственного контроля и надзора в сферах пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности. В необходимых случаях к работе в комиссии привлекаются с правом совещательного голоса квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43). Согласно пункту 44 данного Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ и Постановлением Правительства от 28.01.2006 года № 47 Администрацией муниципального образования «Сарапульский район» принято постановление № 545 от 6.06.2018 года «Об утверждении Порядка создания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», на основании которого создана межведомственная комиссия и утвержден ее состав.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (п. 44).

То обстоятельство, что в состав комиссии входят специалисты, само по себе не свидетельствует, что все необходимые параметры можно установить путем изучения представленных заявителем документов без визуального осмотра помещений дома, по ряду вопросов необходимы дополнительные исследования специалистов, для проведения исследований требуется забор проб, проведение измерений и другие виды контроля и исследования.

Так, в Приложении N 1 к Положению, приводится форма заключения межведомственной комиссии, из содержания которой видно, что при даче заключения приглашаются эксперты.

В Приложении N 2 к Положению, приведена форма акта обследования помещения, из которой также усматривается, что обследование проводится не только членами комиссии, но и при участии приглашенных экспертов.

Кроме того, в заключении должны быть указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям, с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, должна быть отражена оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены).

В числе приложений к акту указаны результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.

Помимо этого методы и средства измерений конструкций и систем здания систематизированы в Приложении 1 к "ВСН 57-8 р. Положение по техническому обследованию жилых зданий, утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.06.1988 N 191. В данном положении указывается также на то, что инструментальные измерения при осмотрах жилых зданий могут выполняться даже персоналом жилищно-эксплуатационных организаций с применением простейших приборов и приспособлений, использование которых не требует специального обучения.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1). Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный ответчик не представил доказательств, подтверждающих принятие по обращению Каравацкого В.М. решений по вопросу оценки и обследования жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания, а направленный в адрес истца акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения капитального ремонта, не относится к видам решений, которые могут быть приняты комиссией по результатам работы и которые перечислены в п. 47 Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Следовательно, действия административного ответчика, связанные с рассмотрением обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ и оформленные направленным в адрес истца письменным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ как не соответствующие процедуре оценки жилого помещения, следует признать незаконным, повлекшим нарушение жилищных прав истца. Фактически административный ответчик и межведомственная комиссия уклонились от рассмотрения обращения истца в соответствии с установленным законом порядком, а акт обследования жилого помещения по спорному адресу не отвечает предусмотренной Положением форме.

Сославшись на необходимость обращения в межведомственную комиссию с предоставлением документов, административный ответчик не рассмотрел заявление истца о признании жилого помещения непригодным для проживания по существу по вопросу, относящемуся к компетенции органа местного самоуправления. В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права Каравацкого В.М. на жилище и безопасное в нем проживание, именно Администрация муниципального образования «Сарапульский район» должна принять меры по организации обследования жилого помещения. Администрация муниципального образования «Сарапульский район» является органом местного самоуправления, которым создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда, руководителем которой является должностное лицо Администрации района. Как следует из ответа на обращение истца, административный ответчик не рассматривая вопрос по существу сослался на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 с указанием о необходимости предоставления перечня документов, которые не предусмотрены п. п. 45,46 названного положения. Тем самым ответчиком отказано истцу в рассмотрении заявления по надуманным основаниям, поскольку Администрация района является компетентным органом по созданию межведомственной комиссии для оценки жилого помещения жилищного фонда в соответствии с п. 7 Положения, предоставление заявителем правоустанавливающих и технических документов, указанных в ответе является его правом, а не его обязанностью. Кроме того, Администрация района является наймодателем жилого помещения, в отношении которого истцом ставился вопрос о признании его непригодным для проживания, в связи с чем предоставление истцом договора социального найма, технического паспорта, заключение соответствующих органов, заявления о согласии на обработку персональных данных не предусмотрено законом. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что незаконное бездействие было допущено Администрацией района, обладающей статусом юридического лица, не передавшего заявление истца на рассмотрение в межведомственную комиссию для его разрешения согласно вышеуказанному Положению. При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца в части признании незаконным бездействия по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания. В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Возможным способом нарушенного права истца является понуждение административного ответчика к рассмотрению вопроса о соответствии (несоответствии) жилого помещения истца на предмет пригодности для проживания с принятием предусмотренных нормами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 соответствующих решений.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ). Определяя срок для устранения допущенного нарушения, суд полагает месячный срок со дня вступления в законную силу разумным сроком для исполнения решения и проведения процедуры оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям. В связи с этим суд принимает решение о возложении на Администрацию муниципального образования «Сарапульский район» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Суд отклоняет доводы истца о том, что ответчиком не сообщены сроки проведения капитального ремонта предоставленного ему жилого помещения, поскольку они опровергаются письмом на обращение истца, согласно которого истцу сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> сделано заключение о необходимости проведения по указанному адресу капитального ремонта, ремонтные работы включены в план капитального ремонта на 2019 год сроком до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением Администрации муниципального образования «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное постановление приобщено к материалам дела, лица, участвующие в деле с ним ознакомлены. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о сообщении сроков проведения капитального ремонта суд не усматривает.

Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел обязанность предоставления наймодателем гражданам, выселяемым из этих помещений, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).

Предусмотренный порядок признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу соблюден не был. В связи с тем, что вопрос о признании жилого помещения, предоставленного истцу пригодным или непригодным для проживания не рассмотрен, требования истца о предоставлении другого жилого помещения из маневренного фонда не основаны на законе исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

В силу ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания.

Согласно статье 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, а договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения капитального ремонта дома.

Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение по результатам обследования помещения <адрес> в <адрес> о необходимости проведения капитального ремонта квартиры, а не дома. Капитальный ремонт в настоящий момент не осуществляется. Вопрос о возможности проведения капитального ремонта без выселения нанимателя не рассматривался. Жилые помещения маневренного фонда в собственности муниципального образования «Сарапульский район» отсутствуют. Вопрос о предоставлении другого жилого помещения по другим основаниям истцом не инициировался.

При таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о предоставлении другого жилого помещения из маневренного фонда и возлагает на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении другого жилого помещения по результатам оценки жилого помещения в порядке, предусмотренном Положением.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Каравацкого В. М. к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» о признании бездействия по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, не сообщению сроков проведения капитального ремонта, не предоставлению другого жилого помещения незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания, сообщить сроки проведения капитального ремонта, предоставить другое жилое помещение удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Сарапульский район» по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Возложить на Администрацию муниципального образования «Сарапульский район» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> принять решение и рассмотреть вопрос о предоставлении другого жилого помещения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

В удовлетворении исковых требований Каравацкого В. М. к к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» о признании бездействия по не сообщению сроков проведения капитального ремонта, не предоставлению другого жилого помещения из маневренного фонда до окончания проведения капитального ремонта незаконным, возложении обязанности сообщить сроки проведения капитального ремонта, предоставить другое жилое помещение из маневренного фонда до окончания проведения капитального ремонта отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31 октября 2018 года.

Судья Л.В. Москалева