ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2343/2022 от 08.07.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело № 2а-2343/2022

УИД – 09RS0001-01-2022-002447-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 года г.Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Джанибекова Р.М., при секретаре судебного заседания Хатуеве Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными решения об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 11.02.2022 г.

№ КУВД - 001/2022-5236281/1, № КУВД - 001/2022-5251838/1, № КУВД - 001/2022-5249383/1, № КУВД – 001/2022-5240081/1, № КУВД – 001/2022-52445243/1, № КУВД – 001/2022-5246911/1, № КУВД – 001/2022-5253898/1,

установил:

Росимущество обратилась в суд с вышеуказанным иском (впоследствии уточненным) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. В обоснование административного иска указано, что

согласно выпискам из ЕГРН от 06.04.2020, следующие объекты недвижимого имущества:

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>, Микр. 6, <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>, Микр. 6, <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>, Микр. 6, <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>, являются собственностью Российской Федерации.

Согласно вышеуказанным выпискам в период с 27.10.2017 года по 22.08.2018 года правообладателем на праве оперативного управления являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике.

Однако при осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на квартиры в Росреестре была допущена техническая ошибка.

На основании распоряжения ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике от 16.08.2017 года № 61 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» вышеуказанные квартиры были изъяты из оперативного управления ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по КЧР» и закреплены за ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений».

На основании Актов от 02.10.2017 , , , , , , о приеме - передаче объектов нефинансовых активов и передаточного акта от 06.10.2017 года указанные квартиры ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по КЧР» были переданы ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений».

Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 06.04.2022 г. правообладателем вышеуказанных квартир в период с 23.12.2004 года по сегодняшний день (номер гос. регистрации права: ) является ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Карачаево-Черкесской Республике».

Согласно выпискам из ЕГРН от 06.04.2022 г. с 22.08.2018 года правообладателем являлось ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В производстве Арбитражного суда КЧР находилось дело № А25-3779/2019 по иску ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» к ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике о взыскании задолженности в размере 128 559 рублей 18 копеек, за пользование тепловой энергии на вышеуказанные объекты недвижимого имущества. Решением Арбитражного суда КЧР от 27.04.2021 в иске отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного Северо-Кавказского округа от 22.12.2021 решение отменено, иск удовлетворен.

Так, с ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике было взыскано 128 859 руб. 18 коп., а также судебные расходы в размере 4 857 руб. и 3000 руб.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю было привлечено в качестве третьего лица в вышеуказанном деле. В ходе рассмотрения дела Управлением Росреестра по Ставропольскому краю был представлен отзыв от 22.12.2020 № 03-04518/20 27.10.2017, в котором были пояснения по регистрации оперативного управления за ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике в период с 27.10.2017 года по 22.08.2018.

Регистрация была осуществлена по заявлению Территориального управления, в лице представителя Карасова Эдуарда Кельдимуратовича, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Карачаево- Черкесской Республике от 16.08.2017 № 61 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо- Кавказское Территориальное управление имущественных отношений».

Однако регистрация права оперативного управления за ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике не могла быть осуществлена на основании указанного распоряжения, поскольку в распоряжении указано:

- п. 1 распоряжения - изъять из оперативного управления ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Карачаево-Черкесской Республике» вышеуказанные жилые помещения;

- п. 2 распоряжения - закрепить указанное имущество за ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений»;

- п. 3 распоряжения - руководителям организаций, указанных в п.1, 2 Распоряжения, в двухнедельный срок составить и представить для утверждения в Территориальное управление, в установленном порядке акты приема-передачи федерального имущества в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 «О совершенствовании учета федерального имущества».

В целях исправления технической ошибки ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике обратилось в регистрационный орган с заявлением по правилам статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Однако 11.02.2022 года регистрационным органом было отказано в исправлении технической ошибки (уведомления об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 11.02.2022 №КУВД-001/2022-5236281/1, №КУВД-001/2022-5251838/1, №КУВД-001/2022-5249383/1, №КУВД-001/2022-5240081/1, №КУВД-001/2022-5245243/1 №КУВД-001/2022-5246911/1, №КУВД-001/2022-5253898/1), по следующим основаниям.

«По сведениям ЕГРН: Право оперативного управления зарегистрировано за Территориальным управлением Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике, что соответствует Распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом №61 от 16.08.2017 г. Согласно данного Распоряжения: «Федеральное недвижимое имущество, на праве оперативного управления изъято из оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской федерации по Карачаево-Черкесской Республике" и закреплено право оперативного управления за Территориальным управлением Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике». Таким образом, сведения о правообладателе права оперативного управления Территориального управления Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике, не являются технической ошибкой и не подлежат исправлению в соответствии со статьей 61 Закона».

В связи с тем, что данный отказ был незаконным, поскольку как указывалось выше в п. 2 распоряжения - закрепить указанное имущество за ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Территориальное управление Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением.

В ходе судебного разбирательства по данному делу (№2а-2343/2022) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю представлены дополнительные возражения от 23.06.2022 №03-02061/22 в которых указано, что 20.06.2022 в результате проведенного анализа сведений ЕГРН в отношении помещений с кадастровыми номерами , , Управлением в соответствии с ч.1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, исправлены технические ошибки в части правообладателя с ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике на Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку с ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике было взыскано 128 859 руб. 18 коп., а также судебные расходы в размере 4 857 руб. и 3000 руб., после принятия решения по данному судебному разбирательству (№2а-2343/2022) ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике будет необходимо обращаться в судебные органы для восстановления нарушенных прав.

В связи с тем, что Управлением Россреестра по Ставропольскому краю сведения в ЕГРН были приведены в соответствие с законом лишь после обращения ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике, и на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24, ст. 124, ст. 125, ст. 126, гл. 22 КАС РФ Территориальное управление,

Представитель административного истца просит суд, признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 11.02.2022 №КУВД-001/2022-5236281/1, №КУВД-001/2022-5251838/1, - №КУВД-001/2022-5249383/1, №КУВД-001/2022-5240081/1, №КУВД-001/2022-5245243/1 №КУВ Д-001/2022-5246911/1, №КУВД-001/2022-5253898/1.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, заявлением просила рассмотреть административное дело в её отсутствие, удовлетворить административные исковые требования по доводам изложенным в заявлении от 08.07.2022 года.

Представитель административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, направил письменные возражения.

Представители заинтересованных лиц ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по КЧР» и ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерств обороны РФ в судебное заседание не явились.

Представитель ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерств обороны РФ направил отзыв на исковое заявление.

Руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выпискам из ЕГРН от 06.04.2020, следующие объекты недвижимого имущества:

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу <адрес>;

- помещение, с кадастровым номером расположенное по адресу <адрес><адрес>, являются собственностью Российской Федерации.

Согласно вышеуказанным выпискам в период с 27.10.2017 года по 22.08.2018 года правообладателем на праве оперативного управления являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике.

Однако при осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на квартиры в Росреестре была допущена техническая ошибка.

На основании распоряжения ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике от 16.08.2017 года № 61 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» вышеуказанные квартиры были изъяты из оперативного управления ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по КЧР» и закреплены за ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений».

На основании Актов от 02.10.2017 , , , , , , о приеме - передаче объектов нефинансовых активов и передаточного акта от 06.10.2017 года указанные квартиры ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по КЧР» были переданы ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений».

Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 06.04.2022 г. правообладателем вышеуказанных квартир в период с 23.12.2004 года по сегодняшний день (номер гос. регистрации права: ) является ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Карачаево-Черкесской Республике».

Согласно выпискам из ЕГРН от 06.04.2022 г. с 22.08.2018 года правообладателем являлось ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В целях исправления технической ошибки ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике обратилось в регистрационный орган с заявлением по правилам статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

11.02.2022 года регистрационным органом было отказано в исправлении технической ошибки (уведомления об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 11.02.2022 <данные изъяты>

Представителем административного ответчика поданы письменные возражения, согласно которым 20.06.2022 в результате проведенного анализа сведений ЕГРН в отношении помещений с кадастровыми номерами , , , , , , Управлением, в соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), исправлены технические ошибки в части правообладателя с Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике на Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Управлением направлены уведомления о проведенном исправлении технических ошибок в адрес Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, Кроме того, направлены письма в адрес Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (исх. от 20.06.2022) и в адрес ГУН Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» (исх. от 20.06.2022).

Из содержания разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что ненормативный правовой акт публичного органа, а также действия или бездействия могут быть признаны недействительными лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта (действия, бездействия) закону и нарушения данным актом (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании вышеизложенного просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерств обороны РФ направил отзыв на исковое заявление, согласно которому по распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике № 61 от 16.08.2017 (далее - Распоряжение), жилые помещения, указанные в иске, изъяты из оперативного управления ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике» и закреплены в 2018 году за Учреждением на праве оперативного управления.

Во исполнение п. 5 Распоряжения истец в 2017 году обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлениями о регистрации права оперативного управления, не указав при этом в обращении Учреждение, за которым право оперативного управления должно было быть закреплено.

Таким образом регистрация права за истцом была произведена в соответствии с законом, на основании обращения, в связи с чем техническая ошибка при регистрации права оперативного управления исключена.

Согласно п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Следует, что действия государственного органа могут быть признаны недействительными при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого действия закону и нарушения данным действием прав и законных интересов истца.

Условием для обращения в суд с заявлением об оспаривании действия государственного органа является то, что соответствующие действия

нарушают права и законные интересы граждан, создается препятствие к их осуществлению или незаконно возлагаются на них какие-либо обязанности,

Кроме того представитель третьего лица, просит суд обратить внимание на то, что истец не мог не знать о своем зарегистрированном праве оперативного управления на объекты недвижимого имущества, так как регистрация права производилась регистрирующим органом по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике, в лице представителя ФИО4

В соответствии с ч. 1 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.

Также согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено, что невозможно было зарегистрировать право оперативного управления за ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике, поскольку в распорядительном документе не было указаний о закреплении имущества на праве оперативного управления за ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике, и таким образом имеет место техническая ошибка, допущенная при осуществлении государственной регистрации прав на жилые помещения в Росреестре.

Судом так же установлено, и подтверждается имеющимся в деле доказательствами в их совокупности, а именно: передаточным актом от 06.10.2017; распоряжением от 16.10.2017; актом о приеме-передаче объектов , , , , , , от 02.07.2017 материалами регистрационных дел, что при регистрации права оперативного управления Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю допустило техническую ошибку, вследствие чего, право оперативного управления на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу:

-<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

-<адрес>;

-<адрес>,

были ошибочно зарегистрированы за ТУ Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике.

В связи с вышеизложенным, доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика нашли своего подтверждения.

Таким образом, административные исковые требования Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.196 КАС РФ, суд

решил:

Удовлетворить административное исковое заявление Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными решения об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 11.02.2022 г.

Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению заинтересованного лица от 11.02.2022 <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2022 года

Судья Черкесского городского суда КЧР Р.М.Джанибеков