ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2344/2021 от 21.07.2021 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2021 года город Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего – судьи Фрейдмана К.Ф.,

при секретаре судебного заседания Кузьменковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2021-002417-61 (производство № 2а-2344/2021) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, по пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Иркутской области (далее по тексту – Инспекция, Налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени в размере 19 215 рублей 25 копеек, в том числе по земельному налогу за 2018 год в размере 59 869 рублей, пени за неуплату земельного налога в размере 257,08 рублей, указав в обоснование иска следующее.

ФИО1 имеет в собственности земельные участки, подлежащие налогообложению, перечень которых приведен в приложении к заявлению, и является плательщиком земельного налога с физических лиц.

Налоговым органом на основании п. 2 ст. 11.2, п. 4 ст. 52 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 15.08.2019 № 17699574, срок уплаты указан не позднее 02.12.2019. В установленный срок обязанность по уплате земельного налога с физических лиц за 2018 год не исполнена.

Административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование от 23.12.2019 № 73624, срок исполнения – до 10.02.2020. Требование об уплате налога и пени от 23.12.2019 № 73624 исполнено частично, на дату подачи заявления числится задолженность в размере 60 126,08 рублей.

16.10.2020 мировым судьей судебного участка № 15 Свердловского района г. Иркутска было вынесено определение об отмене судебного приказа от 25.05.2020 № 2а-1090/2020 в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу.

В связи с вышеизложенным административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность в размере 60 126,08 рублей, в том числе: 1,14 рублей – пени, начисленные на недоимку по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25630420) за 2018 год за период с 03.12.2019 по 22.12.2019; 59 869 рублей – недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2018 год; 255,94 – пени, начисленные на недоимку по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2018 год за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.

В процессе судебного разбирательства от административного истца поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований. Данный отказ был принят судом. В связи с чем Межрайонная ИФНС России № 12 по Иркутской области окончательно просит взыскать с ФИО1 задолженность в размере 3 255,94 рублей, в том числе: 3 000 рублей – недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2018 год; 255,94 рублей – пени, начисленные на недоимку по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2018 год за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.

Представитель административного истца не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 14 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», статьями 96, 97, 98 КАС РФ, статьями 20, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделом 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, путем направления судебной повестки по месту жительства, что является его надлежащим извещением.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-1090/2020 по заявлению МИФНС России № 12 по Иркутской области о взыскании задолженности по налогу, пени путем выдачи судебного приказа с ФИО1, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Судом из сведений о недвижимости налогоплательщика, представленных Инспекцией, установлено, что ФИО1 на собственности принадлежат земельные участки, указанные ниже в перечне.

Указанные земельные участки находятся на территории Иркутского района Иркутской области, Ольхонского района.

В соответствии с Решением Думы Уриковского муниципального образования от 27.11.2014 № 73-336/дсп «Об установлении и введении в действие земельного налога и об утверждении Положения о земельном налоге на территории Уриковского муниципального образования», Решения Думы Хужирского муниципального образования от 30.11.2016 № 171 «Об установлении и введении в действие земельного налога и об утверждении Положения о земельном налоге на территории Хужирского муниципального образования» в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, установлена ставка в размере 0,3 %.

Земельный налог рассчитан по формуле: кадастровая стоимость*доля в праве*налоговая ставка*факт. Время владения (мес.):

Кадастровый номер объекта

Датарегистрациивладения

Датапрекращениявладения

Размер доли в праве

Площадь объекта, кв. м

РазрешенноеиспользованиеЗУ

Адресобъекта

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

Проверив расчет земельного налога за 2018 год, представленный административным истцом, суд находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями статьи 394 НК РФ. Указанный расчет земельного налога административным ответчиком не оспаривался.

Пунктом 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Как следует из материалов дела, налоговым органом 15.07.2019 путем направления уведомления через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скриншотом с официального сайта налоговой службы, налогоплательщику ФИО1 направлено налоговое уведомление от 15.08.2019 № 17699574 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 62 593 рублей в срок, не позднее 02.12.2019 (дата получения 24.09.2019).

Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Так как в установленный законом срок налогоплательщик не произвел уплату земельного налога за 2018 год, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением направлено требование об уплате земельного налога за 2018 год от 23.12.2019 № 73624, которым установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности по налогам до 10.02.2020 (скриншот с сайта налоговой службы).

В соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 по земельному налогу за 2018 год в размере 1,14 рублей(ОКТМО 25630420), пени за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 по земельному налогу за 2018 год в размере 255,94 рублей (ОКТМО 25612425).

Суд, проверив расчет начисленной пени, полагает его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства. Указанный расчет пени по земельному налогу административным ответчиком не оспаривался.

Неуплата административным ответчиком недоимки по земельному налогу в срок, указанный в требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.

Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налоговой недоимки за 2018 год, налоговый орган 19.05.2020 обратился к мировому судье судебного участка № 15 Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 15 Свердловского района г. Иркутска от 25.05.2020 по делу № 2а-1090/2020 с ФИО1 взыскана задолженность по земельному налогу, в размере 59 869 рублей, пени по земельному налогу в размере 255,94 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в размере 265 рублей, пени по земельному налогу в размере 1,14 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 15 Свердловского района г. Иркутска от 16.10.2020 судебный приказ № 2а-1090/2020 отменен в связи с поступлением возражений от ФИО1, после чего посредством почтового отправления 19.04.2021 налоговый орган обратился в Свердловский районный суд г. Иркутска с настоящим административным иском.

При этом судом установлено, что административным истцом соблюдён порядок и сроки направления налогового уведомления, требования об уплате налога, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с рассматриваемым административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с рассматриваемым административным иском.

Таким образом, учитывая требования статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 19, 23, 44, 48, 69, 70, 75, 387, 389, 391, 394 НК РФ, Решение Думы Уриковского муниципального образования от 27.11.2014 № 73-336/дсп «Об установлении и введении в действие земельного налога и об утверждении Положения о земельном налоге на территории Уриковского муниципального образования», Решение Думы Хужирского муниципального образования от 30.11.2016 № 171 «Об установлении и введении в действие земельного налога и об утверждении Положения о земельном налоге на территории Хужирского муниципального образования», оценивая представленные доказательства, установив фактические обстоятельства дела, поскольку доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени в установленный в требовании срок административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что административные исковые требования МИФНС России № 12 по Иркутской области (с учетом принятия судом отказа от части исковых требований) о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени в общем размере 3 255,94 рублей, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, подпунктом 5 статьи 52, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Иркутска, от уплаты которой при подаче иска был освобожден административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, по пени, – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, (<Дата обезличена> года рождения, уроженца ....), в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области задолженность в размере 3 255,94 рублей (три тысячи двести пятьдесят пять рублей девяносто четыре копейки), в том числе: 3 000 рублей (три тысячи рублей) – недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2018 год; 255 рублей 94 копейки (двести пятьдесят пять рублей девяносто четыре копейки) – пени, начисленные на недоимку по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2018 год за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в бюджет муниципального образования города Иркутска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: К.Ф. Фрейдман

Решение принято в окончательной форме 04 августа 2021 года.