Дело 2а-2345
решение
именем Российской Федерации
29 декабря 2015 года г.Лениногорск РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Никишиной В.О.
при секретаре Гавриловой Т.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика казенного учреждения Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО2, начальника управления сельского хозяйства и продовольствия в Лениногорском муниципальном районе Республики Татарстан ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к казенному учреждению Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан об оспаривании решений органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к КУ ПИиЗО МО «ЛМР» РТ об оспаривании решений органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлениями к административному ответчику с целью получения в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 16:25:030303:307, 16:25:030303:308, расположенных по адресу: РТ, Лениногорский муниципальный район, КП Шушма, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему, для дальнейшего благоустройства и ведения сельского хозяйства.
По истечении 10 дней заявление возвращено не было, а значит, соответствовало всем требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ от ПИиЗО поступил ответ №, в котором сообщалось об отсутствии в листе согласования проекта распоряжения визы начальника сельскохозяйственного управления по <адрес> ФИО3 Затем, ДД.ММ.ГГГГ. был получен ответ № с частичным отказом в удовлетворении заявления с указанием, что было принято решение предоставить лишь земли под объектами и при наличии подъездных путей. Однако, легитимность данного решения ставится административным истцом под сомнение.
ФИО4 является собственником следующих зданий и
сооружений:
1. На участке №:
- автовесы (свидетельство о гос.регистрации 16-АН № от ДД.ММ.ГГГГ);
- склад удобрений (свидетельство о гос.регистрации 16-АН № от ДД.ММ.ГГГГ);
- семенохранилище (свидетельство о гос.регистрации 16-АН № от ДД.ММ.ГГГГ);
- ангар (свидетельство о гос.регистрации 16-АН № от ДД.ММ.ГГГГ).
2. На участке №:
- СПТО для 25 тракторов (свидетельство о гос.регистрации 16-АН № от ДД.ММ.ГГГГ).
Являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, ФИО4 обратился с надлежащим заявлением в орган местного самоуправления, приложив пакет документов, предусмотренный соответствующим перечнем. Однако, ПИиЗО в установленный законом срок свою обязанность не исполнила.
Кроме того, ПИиЗО бездействует уже на протяжении 3 лет, начиная с 2013 года между ними ведется переписка, в которой, не соблюдая сроков для дачи ответов, указываются новые причины для ухода от ответа.
ФИО4 просит суд признать незаконным решение по частичному отказу от предварительного согласования предоставления земельных участков, на которых находятся сооружения, принадлежащие истцу.
В судебное заседание административный истец ФИО4 не явился, его интересы представлял ФИО1, который административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно заявлению в суд.
Представитель административного ответчика КУ ПИиЗО МО «ЛМР» РТ ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или, при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 1 ст.39.20 ЗК РФ предусмотрено, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что решением Лениногорского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО4 признано право собственности на СПТО для 25 тракторов, общей площадью 697,40 кв.м., инвентарный №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, КП «Шушма», уч.308, строение 1.
На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на СПТО для 25 тракторов, общей площадью 697,40 кв.м., инвентарный №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, КП «Шушма», уч.308, строение 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Решением Лениногорского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 признано право собственности на:
- ангар, нежилого назначения, 1-этажный, общей площадью 761,40 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КП «Шушма», участок 307, строение 4;
- склад удобрений, нежилого назначения, 1-этажный, общей площадью 294,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КП «Шушма», участок 307, строение 3;
- семенохранилище, нежилого назначения, 1-этажный, общей площадью 725,50 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, КП «Шушма», участок 307, строение 2;
- автовесы, нежилого назначения, общей площадью 171,80 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, КП «Шушма», участок 307, строение 1;
- коровник четырехрядный на 200 голов, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 1506,60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КП «Шушма», участок 577, строение 2;
- коровник четырехрядный на 200 голов, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 1449,40 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КП «Шушма», зона 03 03 03, участок 309, строение 1.
На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи регистрации №, №, №, № соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился к главе МО «Лениногорский муниципальный район» РТ с заявлением о закреплении за ним земельного участка, площадью 3 га, относящегося к его строениям, находящимися в собственности, с кадастровыми номерами 16:25:000000:2821, 16:25:000000:2802, 16:25:000000:2803, 16:25:000000:2820, по адресу: РТ, <адрес>, КП «Шушма», участок №, строения №№,2,3,4, для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Земельным кодексом РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ, полномочиями по согласованию границ земель, участков от лица муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ наделен председатель МУ ПИиЗО МО «ЛМР» РТ.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ председатель МУ ПИиЗО МО «Лениногорский муниципальный район» РТ перенаправил в порядке компетенции заявление ФИО4 на рассмотрение в отдел Архитектуры и градостроительства <адрес> РТ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 вновь обратился к главе МО «Лениногорский муниципальный район» РТ с заявлением о закреплении за ним земельных участков под зданиями и прилегающей территории, необходимой для обслуживания данных объектов, и стояночной площадки для тракторов на 25 единиц и прицепной техники соответственно.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ КУ ПИиЗО МО «Лениногорский муниципальный район» РТ ФИО4 дан ответ, что на запрашиваемый земельный участок должна выехать комиссия для выяснения надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения.
В статье 43 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами. Так, согласно пункту 2 данной статьи могут устанавливаться в качестве ограничения прав на землю особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;...
В соответствии со ст.39.14. ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
На заявление ФИО4 о закреплении за ним земельных участков под зданиями и прилегающей территории, необходимой для обслуживания принадлежащих ему объектов, письмом от ДД.ММ.ГГГГ КУ ПИиЗО МО «Лениногорский муниципальный район» РТ сообщило, что ФИО4 необходимо провести работы по межеванию земельных участков под строениями, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, КП «Шушма», участки №№, 308, в связи с тем, что границы земельного участка не установлены, в соответствии с требованиями законодательства, и для того, чтобы оформить прилегающую территорию земельных участков необходимо зарегистрировать ИП или КФХ с видом деятельности сельскохозяйственного производства.
ФИО4 были заказаны и получены межевые планы. Межевые планы выполнены в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельных участков с кадастровыми №№, 16:25:030303:308, расположенных по адресу: РТ, <адрес>, КП «Шушма», кадастровый квартал 030303, участки №, №. Отделом по <адрес> филиала ФГБУ «ФБП» Управления Росреестра по РТ были выданы кадастровые паспорта:
- на земельный участок №, местоположение - РТ, <адрес>, КП «Шушма», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование не определено, площадь 22993 кв.м., сведения о правах отсутствуют. В соответствии с особыми отметками установлено, что земельный участок входит в зону: ВЛ/КЛ 6 кВ ПС «125» фидер 125-04 ч.1, 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения об утверждении описания местоположения границ охранных зон линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания», и установлении особых условий использования земельных участков, попадающих в охранные зоны от ДД.ММ.ГГГГ№. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону ВЛ/КЛ 6 кВ ПС «125» фидер 125-04 ч.1, 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения об утверждении описания местоположения границ охранных зон линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания», и установлении особых условий использования земельных участков, попадающих в охранные зоны, от ДД.ММ.ГГГГ№;
- на земельный участок №, местоположение - РТ, <адрес>, КП «Шушма», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование не определено, площадь 32239 +- 1571,08 кв.м., сведения о правах отсутствуют. В соответствии с особыми отметками установлено, что земельный участок частично входит в зону: «зона с особым режимом использования водовода «НГДУ» «Лениногорскнефть ОАО «Татнефть» от КНС-10С до СКВ.15553, ДНС СТП, 17558, 26581, 129, 115, 125, БГ <адрес>» 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения «О внесении изменений в распоряжение руководителя ИК МО «ЛМР» РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ охранных зон трубопроводов НГДУ «ЛН» ОАО «Татнефть» от ДД.ММ.ГГГГ№. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону «зона с особым режимом использования водовода «НГДУ» «Лениногорскнефть ОАО «Татнефть» от КНС-10С до СКВ.15553, ДНС СТП, 17558, 26581, 129, 115, 125, БГ <адрес>» 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения «О внесении изменений в распоряжение руководителя ИК МО «ЛМР» РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ охранных зон трубопроводов НГДУ «ЛН» ОАО «Татнефть» от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, земельный участок частично входит в зону: ВЛ/КЛ 6 кВ ПС «125» фидер 125-04 ч.1, 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения об утверждении описания местоположения границ охранных зон линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания», и установлении особых условий использования земельных участков, попадающих в охранные зоны от ДД.ММ.ГГГГ№. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону ВЛ/КЛ 6 кВ ПС «125» фидер 125-04 ч.1, 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения об утверждении описания местоположения границ охранных зон линий электропередачи, принадлежащих ОАО «Сетевая компания», и установлении особых условий использования земельных участков, попадающих в охранные зоны от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, земельный участок частично входит в зону «Зона с особым режимом использования водовода «НГДУ» ЛН ОАО «Татнефть» от КНС-10С до СКВ.17960, 17965,15582, 15575» 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения «О внесении изменений в распоряжение ИК МО «ЛМР» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ охранных зон трубопроводов «НГДУ «ЛН» ОАО «Татнефть от ДД.ММ.ГГГГ№. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих «Зона с особым режимом использования водовода «НГДУ» ЛН ОАО «Татнефть» от КНС-10С до СКВ.17960, 17965,15582, 15575» 16.ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения «О внесении изменений в распоряжение ИК МО «ЛМР» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ охранных зон трубопроводов «НГДУ «ЛН» ОАО «Татнефть от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, вид деятельности - розничная торговля фруктами, овощами и картофелем, выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков, растениеводство в сочетании с животноводством, разведение крупного рогатого скота и другое.
Из пояснений в судебном заседании начальника управления сельского хозяйства и продовольствия в Лениногорском муниципальном районе РТ ФИО3 установлено, что КП «Шушма» было признано банкротом, в связи с чем, нежилые помещения, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, КП «Шушма», были выкуплены ФИО4 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Данные нежилые помещения были приобретены им без выкупа земельных участков, на которые в настоящее время ФИО4 претендует. На момент выкупа нежилых помещений, территория на которых они располагались, была огорожена. После выкупа часть нежилых строений ФИО4 были разобраны и распроданы на металлолом. С этого времени он никакой деятельности не ведет. Нежилые помещения разобраны, находятся в бесхозном состоянии, забор снесен, на территории мусор и хлам.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 было предложено отмежевать (подготовить проект межевания) испрашиваемые земельные участки под строениями, в связи с тем, что, согласно представленным ФИО4 кадастровым паспортам, границы земельных участков не установлены. Кроме того, вместо схемы ФИО4 предоставил кадастровые паспорта, в которых границы земельных участков не установлены. Площадь всех объектов недвижимости, согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права собственности, составляет 2650,20 кв.м., а площади испрашиваемых ФИО4 земель составляет 55232,00 кв.м., то есть, объекты недвижимости, принадлежащие ФИО4, не занимают площадь испрашиваемых земельных участков. У органа местного самоуправления нет полномочий на нерациональное использование сельскохозяйственных земель.
Суд считает, что административным истцом не доказано, что оспариваемым действием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из представленных материалов, пояснений сторон, суд оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО4 не усматривает.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.14,62,175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к казенному учреждению Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан об оспаривании решений органа местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением суда в Верховный Суд РТ через Лениногорский городской суд РТ.
Судья Никишина В.О.
копия верна:
Судья
Лениногорского горсуда РТ Никишина В.О.
Решение вступило в законную силу «____»____________________________2016 г.
Секретарь:_____________________________________________________________