ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2352/19 от 22.07.2019 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи К.А. Деминой,

при ведении протокола секретарем А.Е. Волковой

с использованием средств аудиозаписи,

с участием:

административного истца Диденко И.А., паспорт

представителей административного ответчика Тепляковой И.Б. на основании выписки из ЕГРЮЛ, паспорт; Фроловой Н.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске

административное дело № 2a-2352/2019

по административному исковому заявлению Диденко И.А.

к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»

о признании бездействий незаконными, обязании принять решение о приостановке выплат с момента возникновения задолженности по оплате за ЖКУ более 2 месяцев и вступления в силу п.38 Порядка предоставления мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Диденко И.А., с учетом отказа от части требований и уточнения требований в оставшейся части, обратился в суд с административным иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ») о признании незаконным бездействия ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ», которое привело к незаконной выплате Диденко И.А. компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с 01 июля 2015 года (в течении 42 месяцев), обязании принять решение о приостановке выплат с момента возникновения задолженности по оплате за ЖКУ более 2 месяцев и вступления в силу п.38 Порядка предоставления мер социальной поддержки.

В обоснование иска указано, что Диденко И.А. является получателем выплат «Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг», назначенных в соответствии с Законом РФ от 24.11.1999 № 181-РФ (инвалиды). ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» с 01 марта 2019 года приостановило ему выплату компенсации расходов на оплату коммунальные услуг на основании распоряжения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания наличия задолженности по оплате ЖКУ 04 июля 2019 года административным ответчиком ему передан документ «Информация о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, переданная в электронном виде», изготовленный сотрудниками ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» на основании информации, переданной поставщиками услуг ЖКХ в рамках соглашений об обмене информацией. В данной Информации указано, что за услугу «Капитальный ремонт» количество месяцев задолженности - 44. Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Соответственно, ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» своевременно, с 01 июля 2015 года не приостановило ему выплату компенсации. Бездействие сотрудников административного ответчика привело к незаконному получению истцом компенсации на протяжении 42 месяцев, что нарушает его права на своевременное получение предоставленных государством выплат и выставляет его в негативном свете при формировании общественного мнения о получателях льгот и компенсаций.

В судебном заседании административный истец требования с учетом их уточнения поддержал, пояснил, что в своем иске не оспаривает сведения о наличии задолженности по оплате ЖКУ и распоряжение ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» о приостановлении выплат от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на 01.07.2015 он получал выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. В июне 2015 года ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» получал сведения в Региональном Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Томской области в рамках соглашения о взаимодействии от 20.11.2014, в том числе и о задолженности Диденко И.А., однако в нарушение требований ч.3 ст.160 ЖК РФ, не приостановил ему выплату компенсации с 01 июля 2015 года.

Представители административного ответчика заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснили, что в силу ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными актами субъекта Российской Федерации. Действовавший до 01.01.2019 года Порядок предоставления ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а, не предусматривал условия приостановления выплаты ЕДВ ЖКУ и взаимодействие между ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» и организациями ЖКХ по данному вопросу, в связи с чем оснований для приостановления выплаты на момент образования задолженности не имелось, а самопроизвольное приостановление выплаты мер социальной поддержки являлось бы нарушением норм действующего законодательства. Пункт 38 Порядка, предусматривающий приостановление выплаты мер социальной поддержки в случае получения информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, как и сам Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 29.10.2018 № 422а, вступил в силу с 01.01.2019. Данное постановление не распространяется на отношения, возникшие до его принятия, поскольку не предусматривает нормы о прекращении выплаты мер социальной поддержки, предоставленных в период образования задолженности, и не обязывает их вернуть обратно в бюджет, как незаконно полученные.

Заслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не находит.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст.218, ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что Диденко И.А. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалиды» (далее - компенсация расходов) в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по квартире находящейся у него в собственности.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Томской области от 12.03.2005 № 40-03 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные, в том числе Федеральным законом № 181-ФЗ, предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме денежной выплаты. Порядок назначения и выплаты денежной выплаты устанавливается Администрацией Томской области.

Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 № 7а (в редакции постановления Администрации Томской области от 29.10.2018 № 422а) (далее - Порядок) предусмотрено предоставление гражданам мер социальной поддержки при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается в случаях получения уполномоченным учреждением информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения гражданином условий соглашения о погашении задолженности, передаваемой организациями ЖКХ в рамках соглашений об обмене информации (подпункт 3 пункта 38 Порядка). При этом не конкретизируется за какой период сложилась задолженность.

В целях осуществления ежемесячных расчетов размеров компенсации расходов, приостановления выплаты мер социальной поддержки при наличии задолженности более 2-х месяцев организовано взаимодействие с организациями ЖКХ, которое осуществляется в рамках электронного взаимодействия.

Приостановление выплаты производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Учреждение получило информацию о задолженности от организаций ЖКХ.

Уполномоченное учреждение уведомляет гражданина о приостановлении выплаты мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении.

Возобновление выплаты компенсации расходов производится с месяца ее приостановления при получении уполномоченным учреждением сведений, передаваемых организациями ЖКХ в рамках соглашений об обмене информации, об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ либо заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению, или при представлении гражданином по собственной инициативе документов, подтверждающих отсутствие задолженности, либо выполнение соглашения о погашении задолженности (оплаченные счета-квитанции, справки организаций ЖКХ).

По смыслу ст. 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов. Предоставление выплат при наличии задолженности противоречит правовой природе компенсации.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением приостановлена выплата Диденко И.А. компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, причина приостановки - наличие задолженности по оплате за ЖКУ (л.д. 6).

Из пояснений административного истца следует, что в качестве основания наличия задолженности по оплате ЖКУ 04 июля 2019 года административным ответчиком ему передан документ, поименованный «Информация о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, переданная в электронном виде», изготовленный сотрудниками ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» на основании информации, переданной поставщиками услуг ЖКХ в рамках соглашений об обмене информацией. В данной Информации указано, что за услугу «Капитальный ремонт» количество месяцев задолженности – 44 (л.д. 7).

С учетом вышеприведенных нормативных положений, устанавливающих порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе и условия приостановления выплат, административный истец полагает, что имеет место незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в том, что ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ», получая в июне 2015 года сведения в Региональном Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Томской области в рамках соглашения о взаимодействии от 20.11.2014, в том числе и о задолженности Диденко И.А., в нарушение требований ч.3 ст.160 ЖК РФ, не приостановил ему выплату компенсации с 01 июля 2015 года.

Поскольку о наличии такого бездействия административному истцу стало известно из вышеназванной информации, полученной им 04.07.2019, обращение с настоящим административным иском в суд 08.07.2019 последовало в пределах установленного законом срока.

Оценивая доводы административного истца о наличии незаконного бездействия ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ», суд исходит из того, что в силу положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия (бездействие) и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частями 8 и 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п.9 ст.229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, при принятии распоряжения о приостановлении выплаты административному истцу, использовалась информация, полученная от Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» и ООО «УК Октябрьский массив» в электронном виде в рамках договоров, заключенных с поставщиками коммунальных услуг во исполнением постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

С 01.03.2019 выплата компенсации расходов Диденко И.А. была приостановлена на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ

В Информации о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, переданная в электронном виде, изготовленной сотрудниками ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» на основании информации, переданной поставщиками услуг ЖКХ в рамках соглашений об обмене информацией, указано, что по квартире , имеется задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт – 44 месяца, и услугам «содержание жилья и «текущий ремонт» - 22 месяца.

Факт наличия задолженности по адресу где проживает Диденко И.А., подтверждается дополнительно запрошенными ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» сведениями.

Согласно справке от 20.06.2019, полученной из ООО «УК Октябрьский массив», задолженность в размере 26 842,36 руб. сформировалась за период с 01.01.2016 по 30.06.2018.

По сведениям Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» от 18.06.2019 сумма задолженности по состоянию на 01.06.2019 составляет 26 361,03 руб.

Довод административного истца о том, что при получении в июне 2015 года сведений в Региональном Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Томской области о наличии задолженности Диденко И.А., ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» следовало руководствоваться положениями ч.3 ст.160 ЖК РФ, суд полагает ошибочным, поскольку данная норма Жилищного кодекса РФ, согласно которой компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, носит общий характер и не предусматривает условия и порядок предоставления такой компенсации, в том числе порядок приостановления денежных выплат.

При этом частью 1 указанной статьи прямо предусмотрено, что указанные компенсации предоставляются отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с Законом Томской области от 12.03.2005 № 40-03 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные, в том числе Федеральным законом № 181-ФЗ, предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме денежной выплаты. Порядок назначения и выплаты денежной выплаты устанавливается Администрацией Томской области.

До 01.01.2019 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Порядком предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденным Постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 №7а (далее - Порядок).

Действовавший до 01.01.2019 Порядок не предусматривал условия приостановления выплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и взаимодействие между уполномоченным органом и организациями ЖКХ по данному вопросу.

Ныне действующий Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 29.10.2018 № 422а, содержащий, в том числе, пункт 38, предусматривающий приостановление выплаты мер социальной поддержки в случае получения информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, вступил в силу с 01.01.2019 года.

Таким образом, правовых оснований для приостановления Диденко И.А. выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на момент образования задолженности в 2015 году у уполномоченного органа не имелось, в связи с чем довод административного истца о наличии незаконного бездействия ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» нельзя признать обоснованным.

Кроме того, постановление Администрации Томской области от 29.10.2018 № 422а, утвердившее Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, в новой редакции, обратной силы не имеет и не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Данное постановление не предусматривает прекращения выплаты мер социальной поддержки, предоставленных в период образования задолженности, и не обязывает их вернуть обратно в бюджет, как незаконно полученные, в связи с чем суд не усматривает нарушения прав административного истца на момент вынесения решения по настоящему делу.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что несоответствия оспариваемого бездействия ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» закону, а также нарушения данным бездействием прав и законных интересов административного истца при рассмотрении дела судом не установлено, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Диденко И.А. к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании бездействий незаконными, обязании принять решение о приостановке выплат с момента возникновения задолженности по оплате за ЖКУ более 2 месяцев и вступления в силу п.38 Порядка предоставления мер социальной поддержки.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Демина