Дело № 2а-235/2022
55RS0007-01-2021-008162-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящегося в её собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила отказ в перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящегося в её собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В обосновании отказа указано, что площадь земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который административный истец испрашивает, при перераспределении составляет 3053 кв.м., что позволяет образовать самостоятельный земельный участок, однако департамент не учел, что весь земельный участок является единственным подъездом к земельному участку с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес><адрес>, находящегося в собственности ФИО1 Также указано, что в силу нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что в свою очередь в силу пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Кроме того, департамент указал, что схема не соответствует требованиям к ее подготовке, не учтены материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования – Генеральный план муниципального образования городской округ г. Омска Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, о функциональных зонах. По границе точек 37, 38-н27, н26-31 имеется изломанность границ, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером № произведено межевание и его границы поставлены на кадастровый учет.
С учетом изложенного, административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 28.10.2021 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № местоположение: <адрес><адрес>, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка с кадастровым номером №, находящихся в государственной или муниципальной собственности; возложить на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанность утвердить схему о перераспределении земельных участков с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка с кадастровым номером №, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в установленные законом порядке, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО13, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрация г. Омска.
В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Ее представитель ФИО12, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Настаивала на незаконности обжалуемого ответа, наличии оснований для удовлетворения заявления административного истца.
Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО13, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрация г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещены (т. 2 л.д. 166, 169-171, 183-186, 188, 199), явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, выслушав пояснения представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 370 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства местоположение установлено ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 210 м. по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО12 на основании доверенности обратилась в интересах ФИО1 в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с письменным заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, находящийся в собственности ФИО1, и земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 10).
По результатам рассмотрения указанного заявления департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ в адрес представителя административного истца направлено письмо № №, которым на основании пп. 3, 9, 11, 12 п. 9 ст. 39.29, пп. 1, 3, 4 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ административному истцу отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и утверждении прилагаемой к заявлению схемы. Указано, что с использованием геоинформационных систем, имеющихся в распоряжении департамента архитектуры, установлено, что на образуемом земельном участке (его присоединяемой части) будут расположены сооружения: выполнено благоустройство, установлено ограждение, в связи с чем имеются основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков согласно пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Кроме того, в представленной схеме образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ФИО1 и земельного участка с кадастровым номером № площадью 3 053 кв.м. из земель которого возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, что согласно пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Кроме того, указано, что представленная схема не соответствует требованиям к ее подготовке, установленным п.п. 4, 6 Требований, а именно: схема подготовлена без актуальных сведений кадастрового плана территории (неверно приведен реестровый номер территориальной зоны 55:36-7.768, сведения о ЗОУИТ с реестровым номером № в Едином государственном реестре объектов недвижимости отсутствуют); не учтены сведения кадастрового плана территории о виде разрешенного использования перераспределяемого земельного участка с кадастровым номером № «для жилищных нужд, для общего пользования ТИЗ Тополиный»; не учтены материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования – Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, о функциональных зонах, согласно приложению № 19 «Карта функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области» образуемый земельный участок: ЗУ1 определяется в двух функциональных зонах: в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне озелененных территорий специального назначения; не учтены материалы и сведения проекта планировки территории (об утвержденных в составе основной части проекта планировки границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства); условные обозначения, примененные при подготовке изображения, не соответствуют графическому изображению схемы (в части номером образуемых земельных участков :ЗУ1, ЗУ:2). В представленной схеме образование земельного участка приводит вклиниванию, изломанности границ (по границе точек 37, 38-н27, н26-31), недостаткам, препятствующим рациональному использованию земель, что нарушает требования к образуемым земельным участкам. В нарушение пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ прилагаемая схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, поскольку образуемый земельный участок определяется в границах территории, на которую постановлением Администрации г. Омска от 10.09.2010 № 805-п утвержден проект планировки территории. В соответствии с проектом планировки территории образуемые земельные участки :ЗУ1, :ЗУ2 частично расположены в границах зоны планируемого размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, объектов и сооружений, необходимых для инженерного обеспечения объектов капитального строительства (т. 1 л.д. 8-10, т. 2 л.д. 12-13).
Полагая данное решение необоснованным, представитель административного истца ФИО12, действующая в интересах ФИО1, на основании доверенности, обратилась в суд с заявленными требованиями.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с Решением Омского городского совета от 11.04.2012 № 3 «Об утверждении Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска» (далее Положение), в сфере земельных отношений департамент осуществляет следующие функции: принимает решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 17); рассматривает заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях отсутствия утвержденного проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пп. 18).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен положениями ст. 39.29 ЗК РФ.
Так, в п. 1 приведенной статьи указано, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (п. 2)
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (п. 3).
Кроме того, заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия (п. 4).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков (п. 7).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8).
Кроме того, предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории» (далее - административный регламент) регулирует порядок рассмотрения заявлений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - земельные участки), при наличии утвержденного проекта межевания территории закреплено административным регламентом предоставления указанной муниципальной услуги, утвержденным Постановлением Администрации города Омска от 28.06.2021 № 396-п.
Как следует из материалов дела, изложенные требования представителем административного истца при обращении в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о перераспределении указанных земельных участков соблюдены. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались. Оснований не соблюдения процедуры подачи заявления в обжалуемом решении не содержится.
Применительно к изложенным положениям ЗК РФ, Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, Административного регламента предоставления муниципальной услуги, обжалуемый отказ принят уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка рассмотрения заявления. Таким образом, установленный порядок разрешения заявления о перераспределении земельных участков административным ответчиком был соблюден.
Доводы административного истца сводятся к несогласию с основаниями, изложенными в обжалуемом отказе, отклоняя которые суд полагает необходимым указать следующее.
В силу положений п. 10 ст. 39.29. ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пп. 11); приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 12).
При этом, согласно пп. 1, 3, 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа и Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования; генеральные планы.
Генеральный план содержит, в частности, положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
При этом для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (разъяснения, изложенные в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
Исходя из позиции лиц, участвующих в деле, оспаривающих возможность формирования самостоятельно земельного участка на испрашиваемом к перераспределению земельном участке, соответствие представленной к заявлению схемы перераспределения земельного участка, в ходе рассмотрения дела судом назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «М-Тайм».
Согласно заключению эксперта ООО «М-Тайм» № 9 от 11.02.2022, при сопоставлении данных, изложенных в заключении, эксперт пришел к выводу о том, что образование самостоятельного земельного участка из земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, в том числе для целей расположения на нем объекта недвижимости (здание, сооружение, ИЖС), относительно земельного участка принадлежащего по праву собственности ФИО1, невозможно. При ответе на данный вопрос экспертом в заключении указано, что в материалах дела находится схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 24), в которой указаны координаты характерных точек границ образуемого земельного участка. На основании данной схемы был спроектирован участок из земельного участка с кадастровым номером №. Координаты характерных точек границ земельного участка представлены в местной системе координат, в которой ведется государственный кадастровый учет на территории г. Омска. Номера точек, указанных в таблице (таблица №), соответствуют нумерации точек на рисунке 4. Площадь исследуемого земельного участка составила 540 кв.м. Формируемый земельный участок расположен в зоне – Территориальная зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1). В территориальной зоне Ж-1 образование земельного участка по предельно минимальным (или максимальным) параметрам площадью 540 кв.м. возможно. Проектируемый земельный участок из земельного участка с кадастровым номером № является единственным доступом к земельному участку с кадастровым номером № с земель общего пользования. С учетом Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ширина пятна застройки составляет от 1 до 2 м., в связи с чем эксперт делает вывод о том, что данный земельный участок невозможно сформировать для постройки объекта капитального строительства. При этом возможно образование самостоятельного земельного участка со следующими видами разрешенного использования: площадки для занятий спортом и земельные участки (территории) общего пользования. Также указано, что в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земли общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.) не подлежат приватизации. Также указано, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 24) частично не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, в части п.п. 4, 6. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям п. 6 ст. 39 11.9 ЗК РФ, в том числе в границе точек 37, 38-н27, н26-31. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует материалам и сведениям утвержденных документов территориального планирования – Генерального плана муниципального образования городской круг город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 «О функциональных зонах, проекта планировки территории (об утвержденных в составе основной части проекта планировки границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства) с указанием в какой функциональной зоне относится испрашиваемый земельный участок, наличием ограничений в землепользовании, соответствие условных обозначений схемы ее графическому обозначению. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (в редакции Решения Омского городского Совета от 16.06.2021 № 318), как основному документу, регламентирующему территориальные зоны и виды разрешенного использования. Также указано, что нарушения прав смежных землепользователей при формировании земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 24) отсутствуют. При этом при анализе схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 лд. 24) эксперт установил, что доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, может осуществляться только через земельный участок с кадастровым номером № (для общего пользования членов ТИЗ «Тополинный»). Доступ к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, может осуществляться через земельный участок с кадастровым номером №. Обнаружен самовольный захват территории испрашиваемого земельного участка собственником земельного участка с кадастровым номером №. На территории исследуемой части земельного участка объектов капитального строительства не обнаружено. Доступ на земельный участок с кадастровым номером № возможен только через земельный участок с кадастровым номером №. Для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, возможны два варианта: 1) формирование земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 24): 2) формирование части на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 24), для обеспечения права прохода-проезда к земельному участку с кадастровым номером №. (т. 2 л.д. 47-82).
В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка, образуемый земельный участок расположен в границах территории: улица Лукашевича – улица Волгоградская - улица Конева – левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, в отношении которой постановлением Администрации г. Омска от 10.09.2010 № 805-п «Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области утвержден проект планировки территории, частично расположен в границах зоны планируемого размещения проектов инженерно-транспортной инфраструктуры, объектов и сооружений, необходимых инженерного обеспечения объектов капитального строительства (т. 2 л.д. 24, 25-27, 175-176).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок с кадастровым номером № располагается в границах территориальной зоны жилой застройки (Ж1) для которого вид разрешенного использования земельного участка «коммунальное обслуживание (код 3.1)», является основным видом использования. Применительно к положениям ст. 44 Правил землепользования и застройки минимальные и (или) максимальные размер земельного участка, в том числе его площадь, максимальный и (или) минимальный процент застройки в границах земельных участков и объектов капитального строительства указанного вида использования не применяются. На возможность размещения объектов указанного вида разрешенного использования также указано экспертом.
Вопреки доводам представителя административного истца возможность формирования испрашиваемого земельного участка для использования земельного участка «коммунальное обслуживание (код 3.1)» не опровергается представленными по запросу суда АО Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект» копиями проекта «квартал индивидуальных жилых домов в районе № 13 на ЛБИ. ТИЗ «Тополинный», выполненного АО «ТИП «Омскгражданпроект» от 25.03.2004, («План расположения наружных сетей 10кВ и 0,38/0,255кВ и наружного освещения», «Сводный план инженерных сетей», «Генеральный план»). Из указанных планов следует, что на территории испрашиваемого земельного участка планировалось размещение инженерных систем: канализации и водопровода (т. 2 л.д. 204-206).
Кроме того, вопреки доводам представителя административного истца, представленная на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, установленным п.п. 4, 6 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762, а именно: схема подготовлена без актуальных сведений кадастрового плана территории: не верно приведен реестровый номер территориальной зоны №, сведения о зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером № в Едином государственном реестре отсутствуют. В соответствии с Единым государственным реестром недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования «для жилищных нужд, для общего пользования ТИЗ Тополинный». Кроме того, не учтены материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования. Согласно приложению Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области № 19 «Карта функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области», образуемый земельный участок: ЗУ1 определяется в двух функциональных зонах: в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне озелененных территорий специального назначения. Также не учтены материалы и сведения проекта планировки территории (об утвержденных в составе основной части проекта планировки границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства). Условные обозначения, примененные при подготовке изображения представленной схемы, не соответствуют графическому изображению схемы (в части номеров образуемых земельных участков :ЗУ1, :ЗУ2).
Наличие указанных не соответствий также подтверждены в заключении эксперта. Доказательств обратному не представлено.
В качестве несоответствии представленной схемы департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска также указано, что образование испрашиваемого земельного участка приводит к изломанности границ (точки 37, 38-н27, н26-31). Данные нарушения также были установлены в ходе допроса эксперта, который подтвердил наличие указанных нарушений в представленной схеме (т. 2 л.д. 24). При этом суд принимает во внимание, что в ходе допроса кадастровым инженером указано на то, что изломанности границ, в указанных точках не представляется возможным избежать, поскольку границы образуемого участка в данных точках не устанавливались, а были приняты в существующих координатах, которые определены при постановке на кадастровый учет земельных участков : № При изложенных обстоятельствах не могут быть приняты как нарушения требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 3, 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Из анализа представленных представителем административного ответчика документов: фотоматериалов из системы Яндекс карты (т. 2 л.д. 28-30), следует, что на испрашиваемом к перераспределению земельном участке имеется самовольно размещенный объект – кирпичное ограждение и ворота. Доказательств их принадлежности административному истцу не представлено. На наличие объекта также указано кадастровым инженером при его опросе с учетом представленных скриншотов Публичной кадастровой карты, данное указание содержится и в заключении эксперта с представлением фотоматериалов (т. 2 л.д. 76).
Кроме того, учитывая представленную копию топографического плана применительно к спорной территории, на земельном участке испрашиваемого к перераспределению размещаются линии инженерной инфраструктуры (водоснабжения, канализации) (т. 2 л.д. 202).
Оценивая указания представителя административного ответчика о том, что эксперт ФИО9, подготовивший экспертизу во исполнение определения суда, одновременно является директором ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля», в которой была подготовлена представленная схема расположения испрашиваемого к перераспределению земельного участка, суд полагает необходимым указать следующее.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая заключение судебной экспертизы ООО «М-Тайм» № 9 от 11.02.2022, суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов эксперта. Эксперт ФИО9 обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией, не имеет заинтересованности в исходе спора. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные на его основе выводы. Эксперт ФИО9 имеет высшее ОмСХИ инженр-геодезист по специальности прикладная геодезия. Стаж работы по специальности 29 лет. Стаж работы в экспертной деятельности 8 лет. Аттестат об образовании эксперта. Квалификационный аттестат кадастрового инженера №. Диплом о профессиональной переподготовке № по программе «Судебная экспертиза кадастровой деятельности и землеустроительства». Кадастровый инженер является членом саморегулируемой организации «Межрегиональный союз кадастровых инженеров» № (т. 2 л.д. 50, 78-82, 135-139).
ФИО9 допрошен в судебном заседании, предупрежден об уголовной ответственности (т. 2 л.д. 134, 208). Из пояснений эксперта по указанным обстоятельствам следует, что ФИО9 является директором ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля». На основании договора, заключенного с ФИО10 ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля» осуществило подготовку схемы расположения испрашиваемого к перераспределению земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 189-191). Подготовку данной схемы осуществлял специалист ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля» ФИО11 При этом ФИО9, является экспертом ООО «М-Тайм», в связи с чем осуществлял подготовку экспертизы.
По ходатайству представителя административного ответчика в материалы дела были приобщены протокол судебного заседания и аудиозапись судебного заседания по административному делу №а-3379/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия, в ходе рассмотрения которого ФИО9 был допрошен в качестве специалиста, из пояснений которого следовало, что схему расположения испрашиваемого земельного участка, которая являлась предметом рассмотрения указанного дела, подготавливал специалист ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля» (т. 2 л.д. 145-149).
Также в опровержения доводов представителя административного ответчика о не направлении экспертом в нарушение указаний определения суда уведомления стороне ответчика о дате осмотра земельного участка, в материалы дела представлены скриншоты направления уведомления (т. 2 л.д. 140-141).
Применительно к изложенному, оценив в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, сопоставив все приведенные выше исследования, суд приходит к выводу, что указанные исследования были проведены в соответствии с действующим законодательством: исследованы все представленные объекты, выявлены все необходимые и достаточные для выводов признаки, описаны ход и результаты исследований, каких-либо обстоятельств указывающих на несоответствие объектов исследования и имеющихся противоречий в заключении эксперта не содержится. Доказательств наличия заинтересованности эксперта также не представлено.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом не обоснована возможность получения в собственность земельного участка именно в заявленном порядке без проведения торгов, которое осуществляется на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение субъектов публичной собственности, а также указание на то, что административный истец не лишена возможности приобретения земельного участка в общем порядке
По общему правилу п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (пп. 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пп. 4).
Перераспределение земельных участков происходит на основании соглашения, которое заключается в порядке статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при условии соблюдения случаев и оснований перераспределения земель и (или) земельных участков, Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено произвольное объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличение площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.
В силу п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, минимальный размер площади для образования земельного участка в размере 300 кв.м., максимальный 1 500 кв.м.
В соответствии с представленной выпиской из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № (т. 2 л.д. 155-157) его площадь составляет 3 053 кв.м.
С целью получения сведений о зарегистрированных правах в отношении испрашиваемого к перераспределению земельного участка, судом были истребованы сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, согласно которым Распоряжением Мэра города Омска № № от 31.12.2004 земельные участки, расположенные на территории земель поселений для жилищных нужд под строительство индивидуальных жилых домов предоставлены членам ТИЗ «Тополиный» по договорам аренды. В дальнейшем в 2017 году на основании договоров купли-продажи земельные участки проданы департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска арендаторам.
В соответствии с межевым планом, содержащимся в кадастровом деле объекта недвижимости №, на основании согласия ФИО4, являющегося (на дату составления заявления ДД.ММ.ГГГГ) председателем ТИЗ «Тополиный» произведен раздел земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 361 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов для жилищных нужд; для общего пользования членов ТИЗ «Тополиный», местоположения которого установлено в 149 метрах на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>, землепользователем которого является ТИЗ «Тополиный» на праве аренды на земельный участок. Данный земельный участок делится на 3 земельных участка с кадастровыми номерами: № кв.м, № кв.м., № кв.м (т. 1 л.д. 25-68, 69, 75-76, 230-оборот-238).
Также в соответствии с межевым планом, содержащимся в реестровом деле в отношении земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ФИО13 на основании соглашения к договору аренды земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ. Принято решение о разделе земельных участков, выполнены кадастровые работы по разделу земельного участка на три земельных участка: два по 1 500 кв.м. и один – 370 кв.м (т. 1 л.д. 146- 154).
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 370 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства местоположение установлено ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 210 м. по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные. В пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № – жилой <адрес> этаж, площадью 31 к.в.м., 2012 года постройки, адрес: <адрес>. При этом указано, что данное здание расположено в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами №. Также указано на то, что данный объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с актом обследования, подписано соглашение о сносе данного объекта, в связи со строительством нового жилого дом. Также следует, что правообладателем данного жилого дома являлся ФИО13 (т. 1 л.д. 76-77). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости располагался в границах земельного участка с кадастровым номером №. Согласно выписке из Единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета. При этом в границах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 72-74, 86-168).
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 053 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для жилищных нужд, для общего пользования членов ТИЗ «Тополиный», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 149 м., по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Согласно распоряжению Администрации Кировского АО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ зданию жилого дома с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:4072, не внесенному в государственный адресный реестр Российская Федерация, <адрес>, муниципальное образования, городской округ <адрес>, Кировский административный округ <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 500 кв.м., и двух этажный жилой дом площадью 308,2 кв.м., с кадастровым номером №, а также одноэтажный жилой дом, площадью 92 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный в границах земельных участков №, принадлежат на праве собственности ФИО1 (т. 1 л.д. 27-50, 83-85).
Согласно выписке из Единого государственного реестра земельный участок с кадастровым номером №, площадью 635 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для жилищных нужд; для общего пользования членов ТИЗ «Тополиный», Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 149 м. по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес> (т. 3 л.д. 2-3).
Вопреки доводам представителя административного истца, доказательств не возможности организации доступа к землям общего пользования с земельного участка с кадастровым номером №, не представлено.
При этом указанный земельный участок в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, поставлен на кадастровый учет 24.05.2017. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.072015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при межевании земельных участков должен быть обеспечен доступ к образуемому земельному участку.
Указание представителя административного истца на то, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен ФИО13 на основании протокола № общего собрания членов товарищества индивидуальных застройщиков «Тополинный» от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны, поскольку из содержания данного протокола следует, что ФИО13 переданы права и обязанности ТИЗ «Тополинный» как арендатора земельного участка с кадастровым номером № в отношении части данного земельного участка общей площадью ориентировочно 30 соток (п. 1). При этом принято решение о передаче в собственность муниципального образования город Омск сети водоснабжения, водоотведения, электроснабжения (с подстанцией), земельный участок относящийся к дорогам общего пользования (п. 22). (т. 1 л.д. 191-193).
При таких обстоятельствах указание административного ответчика на возможность сформирования самостоятельного участка не противоречит фактическим обстоятельствам.
Суд полагает обоснованным указание представителя административного ответчика на то, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок может быть сформирован не именно под строительство индивидуального жилого дома, а в том числе и для обслуживания коммуникаций. Указанное подтверждено кадастровым инженером при его допросе.
В приведенной связи доводы представителя административного истца о незаконности и необоснованности обжалуемого ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска не нашли своего подтверждения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес><адрес>, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка с кадастровым номером №, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возложении на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанности утвердить схему о перераспределении земельных участков с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес>, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в установленные законом порядке, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка с кадастровым номером №, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возложении на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанности утвердить схему о перераспределении земельных участков с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, <адрес><адрес>, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в установленные законом порядке, в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.