Дело № 2а-2360/2020 73RS0002-01-2020-002552-82 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ульяновск 26 июня 2020 года Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе: председательствующего судьи Романовой М.А., при секретаре Бирюковой Е.А., с участием административного истца Саги А.Г., представителя административных ответчиков ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к заместителю Главы города Ульяновска – Главе администрации Засвияжского района города Ульяновска ФИО3, администрации Засвияжского района города Ульяновска о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л : Сага А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю Главы города Ульяновска – Главе администрации Засвияжского района города Ульяновска ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование административного иска указал, что в интервью, размещенном ДД.ММ.ГГГГ на сайте по адресу 73online.ru.html новостного портала «Ульяновск онлайн» под заголовком «ФИО3 – о молодежных группировках, потопе в Баратаевке и дольщиках «Запада»» и в ходе проведения в этот же день в кабинете ФИО3 по адресу: <...>, публичного мероприятия, посвященного обсуждению проблем торговой площадки, расположенной в районе <адрес> в г. Ульяновске, глава администрации Засвияжского района города Ульяновска ФИО3 заявил о безобразиях, творящихся на металлических площадках, предоставленных предпринимателю ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ Сага А.Г. направил ФИО3 смс-сообщение со своими предложениями и вопросами по наведению порядка, ликвидации либо легализации незаконной уличной торговли, на данное обращение ФИО3 не ответил. ДД.ММ.ГГГГ на портале «Ульяновск онлайн» под заголовком «Сага о безобразиях. Бывший омбудсмен ответил ФИО3 за рынок» размещено его (административного истца) обращение в адрес ФИО3. Эта публикация также содержит его предложения по наведению порядка, ликвидации угрозы жизни и здоровью людей. На это публичное обращение ФИО3 также не ответил. ДД.ММ.ГГГГ не дождавшись ответа на свое публичное обращение и смс-сообщение, Сага А.Г. направил на имя ФИО3 обращение, зарегистрировав его в администрации района, сформулировав в нем, в том числе (но не только) вопросы лично ФИО3, связанные с распространением им не соответствующей действительности, порочащей его информации. На это обращение получил исходящий от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью ФИО3 после подачи административного иска в суд, из которого понял, что ФИО3, как должностное лицо нарушает требования Федерального закона №59-ФЗ. Его обращение зарегистрировано в администрации Засвияжского района ДД.ММ.ГГГГ, а ответ, в соответствии с пометкой почтового отделения, ДД.ММ.ГГГГ Из чего делает вывод, что срок, установленный ч.1 ст.12 Федерального закона №59-ФЗ на рассмотрение письменного обращения, нарушен. Ответ носит формальный характер. На некоторые вопросы и предложения, поставленные в обращении, ответов не получено вообще, на некоторые административный ответчик отвечает общими фразами, не по существу поставленных вопросов. Поэтому административный истец полагает, что его право на получение ответов, а также ответов по существу поставленных в обращении вопросов, также нарушено. Как видно из текста ответа, проверку фактов, изложенных в обращении, установление обоснованности содержащихся в них просьб, требований и соображений, принятие мер по устранению и предупреждению установленных проверкой недостатков и нарушений законности, например, в части необходимости ликвидации, либо легализации незаконной уличной торговли, административный ответчик не организовывал и не проводил. Поскольку ФИО3 это требование не выполнил, незаконная уличная торговля в нарушение требований существующего законодательства активно ведется на территории Засвияжского района, в том числе на <адрес>, проспекте 50-летия ВЛКСМ, угроза жизни и здоровью людей продолжает существовать. Административный ответчик уклонился от исполнения обязанностей по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению его обращений, принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов, в том числе, определенных Федеральным законом №59-ФЗ, а также Положением об администрации Засвияжского района города Ульяновска. Просит суд признать действия (бездействие) ФИО3 по: 1) нарушению требований части 1 ст.12 Федерального закона №59-ФЗ – направлению ответа (исх.от ДД.ММ.ГГГГ№) с несоблюдением установленного законом срока на его обращение, зарегистрированное в администрации Засвияжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ; 2) нарушению требований части 1 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ по: уклонению от объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения указанного обращения; игнорированию и не проведению проверки фактов, изложенных в обращении, установлению обоснованности (необоснованности) содержащихся в нем просьб, требований и соображений, не принятию мер по устранению и предупреждению установленных проверкой недостатков и нарушений законности; не направлению ответов, а также ответов по существу на поставленные им вопросы, незаконным, не соответствующими требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (право на ответ по существу на поставленные вопросы); обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем направления в его адрес ответов по существу вопросов и предложений, изложенных в обращении, зарегистрированном в администрации Засвияжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ Определением суда от 22.06.2020 г. судом по ходатайству административного истца к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Засвияжского района города Ульяновска. В связи с привлечением к участию в деле в качестве административного соответчика администрации Засвияжского района города Ульяновска, Сага А.Г. уточнил административные исковые требования, указав, что просит суд требования, заявленные в отношении ФИО3, считать требованиями также и к администрации Засвияжского района г. Ульяновска. Административный истец Сага А.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме. Административный ответчик - заместитель Главы города Ульяновска – Глава администрации Засвияжского района города Ульяновска ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался. Представитель административных ответчиков по доверенности ФИО1 в судебном заседании уточненные административные исковые требования Сага А.Г. не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы проверки по обращению ФИО6, суд пришел к следующему. Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ). При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ). В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 вышеуказанного закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Как следует из п. 2.10.7 Положения об администрации Засвияжского района города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №89 (в ред. от 30.08.2019), администрация района обеспечивает рассмотрение и подготовку ответов на обращения граждан и юридических лиц, поступившие в администрацию города Ульяновска, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава администрации района руководит деятельностью администрации района, планирует ее работу, обеспечивает выполнение функций, возложенных на администрацию района; представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и населением, участвует в решении вопросов местного значения городского округа (п.п. 4.6.1., 4.6.4. Положения об администрации Засвияжского района города Ульяновска). Как установлено в ходе судебного разбирательства, Сага А.Г. направил обращение на имя заместителя Главы города Ульяновска – Главы администрации Засвияжского района города Ульяновска ФИО3, которое зарегистрировано в администрации Засвияжского района города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ. В указанном обращении административный истец указал свою позицию по поводу несанкционированной торговли на <адрес>; ликвидации несанкционированных парковок; организации торговли в микрорайоне «Универсам», а также доводы его несогласия с тезисами, изложенными ФИО3 в интервью и в ходе публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан мотивированный ответ администрацией Засвияжского района города Ульяновска (исх. №) за подписью Заместителя Главы города – Главы администрации района ФИО3, который им получен. В оспариваемом ответе приведена информация по всем поднятым в его обращении общественным проблемам. Вместе с тем, фактически обращение Саги А.Г. содержит изложение его видения ряда общественных проблем, предложения по их решению, а также сводится к требованию об опровержению порочащих, по мнению Саги А.Г., его честь, достоинство и деловую репутацию сведений. Ответ о принятом решении направлен в адрес Саги А.Г. ДД.ММ.ГГГГ простым почтовым отправлением. Доводы административного истца о том, что ответ направлен ему с нарушением предусмотренного ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ 30 дневного срока на обращение (согласно почтовому штемпелю на конверте ответ направлен 15.05.2020 г.), опровергаются материалами дела, факт направления данного ответа простым почтовым отправлением подтверждается сведениями из журнала регистрации исходящей корреспонденции за 06.05.2020 г., выпиской из реестра маркированных конвертов за 07.05.2020 г. Кроме того, направление ответа на обращение простым почтовым отправлением не противоречит действующему законодательству, поскольку положения Закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан, не содержат указания на категорию почтового отправления, которым должен направляться ответ заявителю. При этом суд отмечает, что несвоевременное получение ответа само по себе не свидетельствует о нарушениях срока рассмотрения обращения. Факт получения ответа административным истцом не оспаривался. Сага А.Г. не представлено доказательств того, что в связи с действиями (бездействием) административных ответчиков нарушены его права, свободы и законные интересы; на него не возложены какие-либо обязанности; они не препятствуют к осуществлению его прав и свобод. Сам по себе факт несогласия административного истца с полученным ответом не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административных ответчиков при рассмотрении его обращения. Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что обращение Саги А.Г. было рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства, установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о незаконном бездействии административных ответчиков при рассмотрении его обращения, нарушений в связи с этим прав и законных интересов Саги А.Г. в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует. При таких обстоятельствах оснований для возложения на административных ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение путем направления в его адрес ответов по существу вопросов и предложений, изложенных в обращении, зарегистрированном в администрации Засвияжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ, также не имеется. С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненных административных исковых требований Саги А.Г. в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л : в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к заместителю Главы города Ульяновска – Главе администрации Засвияжского района города Ульяновска ФИО3, администрации Засвияжского района города Ульяновска о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья М.А. Романова |