УИД 03RS0005-01-2020-006725-18
№ 2а-2367/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 13 апреля 2021 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Абдуллаевой С. Н.,
представителя административных истцов ООО «Винсантель», ООО "Чемпион", ООО "Эколенд", ООО "Аэтерна" - ФИО1, на основании доверенности,
представителя административного ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованного лица Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – ФИО2, на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Винсантель», ООО «Чемпион», ООО «Эколенд», ООО «Аэтерна» к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1288 от 26 августа 2019 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа», в части,
установил:
ООО «Винсантель», ООО «Чемпион», ООО «Эколенд», ООО «Аэтерна» обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1288 от 26 августа 2019 года «Об утверждении проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа», в части:
включения в границы публичных сервитутов земельных участков с кадастровыми номерами: <адрес>
изъятия из земельного участка с кадастровым номером <адрес> части площади в размере 602,05 кв.м.,
изъятия из земельного участка с кадастровым номером <адрес> части площади в размере 17,78 кв.м.,
изъятия из земельного участка с кадастровым номером <адрес> части площади в размере 1493,92 кв.м.,
изъятия из земельного участка с кадастровым номером <адрес> части площади в размере 5569,44 кв.м.,
изъятия из земельного участка с кадастровым номером <адрес> части площади в размере 1124,72 кв.м.
Административный иск мотивирован тем, что Постановлением Администрации городского округа город Уфа №1288 от 26 августа 2019 года утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа.
Пунктом 2 указанного постановления утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа площадью 22,9 Га в составе:
2.1. чертёж межевания территории с отображением красных линий, линии регулирования застройки, границ земельных участков, ведомость земельных участков согласно приложениям №5 и №5.1,
2.1. чертёж межевания территории с отображением красных линий, линии регулирования застройки, границ публичных сервитутов согласно приложению №6.
Административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся в пределах квартала, ограниченного улицами Менделеева Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе города Уфы. Пункт 2.1 проекта межевания территории имеет ссылку на указанный квартал, в которых истцам принадлежат земельные участки.
Письмами от 4 марта 2020 года, от 5 марта 2020 года административные истцы обратились в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа с просьбами ознакомиться с проектом планировки и проектом межевания.
27 марта 2020 года Управление архитектуры в своём ответе сообщило о возможности ознакомления в приемное время в архиве после отмены временной приостановки личных приемов граждан. Данный ответ получен нарочно 27 мая 2020 года. С полным текстом проекта планировки и проекта межевания оказалось возможным познакомиться только во второй половине июня 2020 года.
К ответу Главного управления от 27 марта 2020 года приложен фрагмент Плана границ зон действия публичных сервитутов.
Из иска следует, что, ознакомившись полностью с планом границ зон действия публичных сервитутов, стало известно, что в данные границы включены все земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности.
Административный истец считает, что Постановление Администрации городского округа город Уфа № 1288 от 26 августа 2019 года нарушает права собственности административных истцов, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую силу, в результате издания данного нормативного акта административные истцы становятся субъектами отношений, регулируемых им.
Из иска следует, что проект межевания и проект планировки разработан и утвержден в соответствии с нормативными документами, утратившими силу.
СП 42.13330.21.2011 утратил силу с 1 июля 2017 года в связи с изданием приказа Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034 / пр, утвердившего новый Свод правил СП 42.13330.2016.
Республиканские нормативы градостроительного проектирования утратили силу с 18 декабря 2014 года в связи с изданием Постановления правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года № 604.
Положение о едином порядке разработки согласования проектной документации в городском округе город Уфа Республики Башкортостан утратило силу с 27 марта 2019 года в связи с изданием Решения Совета городского округа город Уфа от 27 марта 2019 года № 39/11.
Из иска следует, что административным ответчиком нарушены процедуры оповещения об общественных слушаниях, официального опубликования заключения по результатам общественных слушаний и сроки публикаций нормативного правового акта об утверждении проекта планировки и проекта межевания.
Официальным опубликованием муниципального правового акта администрации считается первая публикация его полного текста в газетах Вечерняя Уфа или Киске ?ф? и (или) первое размещение на официальном сайте администрации в сети Интернет www.ufacity.info.
Прилагая скриншот страницы газеты Вечерняя Уфа № 30 от 26 апреля 2019 года, обращает внимание неполнота информации, а, кроме того, вводящих в заблуждение состав сведений.
Всей необходимой информации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, а именно информация о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаний, перечень информационных материалов к такому проекту, информация о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, информацию о месте, дате открытия экспозиции и т.д. данное сообщение не содержит.
В нарушение пунктов 22, 23 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ заключение по результатам общественных обсуждений по проекту планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицей Менделеева Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа опубликовано не было.
В нарушение пункта 16 статьи 45 Градостроительного Кодекса, статьи 34 Устава городского округа город Уфа Постановление № 1288 от 26 августа 2019 года опубликовано на сайте администрации за пределами отведенного семидневного срока со дня подписания и не опубликовано в газете Вечерняя Уфа.
Из иска следует, что Проектом межевания в нарушение норм действующего законодательства предусмотрено изъятие части земельных участок, принадлежащий административным истцам на праве собственности.
Земельным кодексом Российской Федерации определен перечень оснований для изъятия земельного участка. Исходя из положений статьи 235, 279 Гражданского кодекса и статьей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что не всякое обстоятельство является основанием для безусловного принудительного изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд при соблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.
Ни одного из перечисленных оснований, предусмотренных ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Из иска следует, что Проектом межевания в нарушение норм действующего законодательства земельные участки включены в границы зоны действия публичных сервитутов.
Пунктом 3.3 проекта межевания предусмотрена «Схема границ зон действия публичных сервитутов», которая содержат ведомость координат зон действия публичных сервитутов с координатами поворотных точек.
Согласно ответу Главного управления архитектуры от 27 марта 2020 года приложен фрагмент Плана границ зон действия публичных сервитутов.
Ознакомившись с полным объемом плана, стало известно, что земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, включены в границы зон действия публичных сервитутов, что подтверждено заключениями кадастрового инженера ФИО4 от 22 июля 2020 года.
Земельным кодексом Российской Федерации определён исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.
Из иска следует, что административным ответчиком не представлены доказательства невозможности иного варианта прокладки новой дороги, ведущей к указанным объектам.
Фактически все земельные участки, принадлежащие административным истцам, которые попали в границы зон действия публичных сервитутов, используются для размещения автотранспорта посетители многофункционального центра «Арена 3000».
В процессе рассмотрения дела, административные истцы сообщили суду, что на дату рассмотрения настоящего дела земельные участки, принадлежащие административному истцу ООО «Винсантель» с кадастровыми номерами <адрес> сняты с кадастрового учета в связи с их перераспределением и образованием из них двух земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> (копия межевого плана прилагается) без изменения: правообладателя, внешних границ и общей площади двух участков.
Уточнив иск в процессе судебного разбирательства, административные истцы просили:
Признать не действующим Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1288 от 26 августа 2019года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа», в части:
утверждения в «Проекте планировки и проекте межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа» границ зон действия публичных сервитутов в части их полного или частичного наложения на земельные участки с кадастровыми номерами: <адрес>;
утверждения в «Проекте планировки и проекте межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа» полного или частичного изъятия земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>
В судебном заседании представитель административных истцов ООО «Винсантель», ООО "Чемпион", ООО "Эколенд", ООО "Аэтерна" - ФИО1 доводы административного иска и уточненного административного иска поддержал по изложенным в них основаниям. Пояснил, что, по сути, отображение публичного сервитута не соответствует нормам Градостроительного кодекса. Не указано, для каких нужд. Сделали запросы из сетевых организаций: УфаГаз, Уфаводоканал и других, они сообщили, что сетей на данных участках не имеется. Поэтому незаконно и необоснованно наложение публичных сервитутов. Пояснил, что публичные сервитуты устанавливаются постановлением, подлежат госрегистрации, отражаются в ЕГРН. Публичные сервитуты накладываются в интересах неопределенного круга лиц, в исключительных случаях. Ко всем зданиям есть проезды и проходы, а сервитут устанавливается, когда нет возможности проезда или прохода.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованного лица Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – ФИО2 по доводам иска возражала. Поддержала доводы письменного отзыва. Пояснила, что изъятия земельных участков для муниципальных нужд не предусмотрены. Публичные сервитуты не установлены, а отражены. Нарушений прав не имеется.
Ранее в суде представитель МУП «Архитектурно-планировочное бюро» городского округа город Уфа ФИО5 суду пояснял, что нарушения прав истцов нет, это проект, в иске оспаривается проектное решение. Надо смотреть, был ли соблюден порядок.
Ранее в суде представитель ООО "БашИндустрия-Недвижимость" ФИО6 возражала по доводам иска, суду пояснила, что документация направлена на определение перспективного развития территории. В данный момент это документ о планировании территории. Истец имеет право пользоваться и распоряжаться своими участками, как и ранее. Изъятие допускается с даты проекта планировки территории в течение 6 лет, а далее утрачивается значение. Возможно, решение никогда не будет принято, поэтому, нарушения прав истца отсутствуют.
Административные истцы ООО "Винсантель", ООО "Чемпион", ООО "Эколенд", ООО "Аэтерна", административный ответчик Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Прокурор Кировского района городского округа город Уфа, заинтересованные лица МУП "Архитектурно-планировочное бюро" городского округа город Уфа, Главное управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО "БашИндустрия-Недвижимость", Управление Земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Исследовав и оценив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Порядок принятия постановления по утверждению документации по планировке территории органом местного самоуправления регулируется статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц принимает решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания (часть 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4, 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Постановлением Администрации городского округа город Уфа №1288 от 26 августа 2019 года утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа.
Согласно названному постановлению, в соответствии с требованиями статей 41, 42, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. № 7/4, на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2016 г. №2027 «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (заказчик: Общество с ограниченной ответственностью «БашИндустрия-Недвижимость»), с учетом протокола общественных обсуждений от 14.06.2019 г. и заключения о результатах общественных обсуждений от 14.06.2019 г. по проекту планировки и проекту межевания территории, с целью обеспечения её устойчивого развития, глава администрации города постановил (Постановление №1288 от 26 августа 2019 года):
1. Утвердить проект планировки территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан площадью 29,5 га в составе:
1.1. Чертеж планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов согласно приложению № 1;
1.2. Чертеж планировки территории с отображением границ зон планируемого размещения объектов жилого, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, экспликации зданий и сооружений согласно приложениям № 2, №2.1;
1.3. Чертеж планировки территории с отображением красных линий и объектов инженерной инфраструктуры согласно приложению № 3.
1.4. Положение о размещении объектов капитального строительства, технико-экономические показатели, характеристики планируемого развития проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно приложению № 4.
2. Утвердить проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан площадью 22,90 га в составе:
2.1. Чертеж межевания территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, ведомость земельных участков согласно приложениям № 5, № 5.1;
2.2. Чертеж межевания территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, границ публичных сервитутов согласно приложению № 6.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся в пределах квартала, ограниченного улицами Менделеева Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе города Уфы. Пункт 2.1 проекта межевания территории имеет ссылку на указанный квартал, в которых истцам принадлежат земельные участки: <адрес>
На дату рассмотрения настоящего дела земельные участки, принадлежащие административному истцу ООО «Винсантель» с кадастровыми номерами <адрес> сняты с кадастрового учета в связи с их перераспределением и образованием из них двух земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> без изменения: правообладателя, внешних границ и общей площади двух участков.
Пунктом 3.2 проекта межевания предусмотрен план границ земельных участков с оценкой изъятия присоединения земель, а именно «Ведомостью участков изъятия» таблица № 4 в пользу городских земель предусмотрена частичное, а в некоторых случаях полное изъятие следующих земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве собственности.
Кроме того, пунктом 3.3 проекта межевания предусмотрена «Схема границ зон действия публичных сервитутов» содержит ведомость координат зон действия публичных сервитутов с координатами поворотных точек.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
Таким образом, указание сведений о земельных участках, подлежащих изъятию в проекте планировки и межевания территории и согласование его с указанными органами является императивным требованием градостроительного законодательства.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1 и 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
В силу части 12 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку документации по планировке территории в случаях, предусмотренных частями 2 и 3.2 настоящей статьи на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи в течение 30 дней со дня поступления такой документации, по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и о направлении её на доработку.
Из материалов дела следует, что Совет городского округа <...> и л (решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 года № 40/7):
1. Назначить общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
2. Установить границы территории, указанной в пункте 1 настоящего решения, согласно графической схеме, являющейся приложением № 1 к настоящему решению.
3. Провести общественные обсуждения по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, с 26 апреля 2019 года по 14 июня 2019 года.
4. Установить, что письменные предложения жителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, направляются в уполномоченный орган – межведомственную комиссию по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан (адрес: <...>) со дня опубликования оповещения о проведении общественных обсуждений по 31 мая 2019 года включительно.
Согласно протоколу общественных обсуждений от 14.06.2019 года, в нем отражены мнение, замечания и возражения граждан, принявших участие в публичных слушаниях. По итогам публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания застроенной территории подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений от 14.06.2019 года по проекту планировки и проекту межевания территории, с целью обеспечения её устойчивого развития.
В соответствии с п. 2 ст. 274 ГК Российской Федерации, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу п. 3 ст. 274 ГК Российской Федерации, Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в п. п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Земельным кодексом РФ определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.
Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.
Процедура установления публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом РФ (гл. 7) включает в себя:
- ходатайство соответствующего лица на установление публичного сервитута;
- выяснение правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута;
- опубликование сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство;
- извещение правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута;
- направление правообладателю соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В соответствии с п. 4 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
В силу п. 7 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации Срок сервитута определяется по соглашению сторон.
Согласно п. 8 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Из указанных выше положений следует, что процедура установления сервитута (публичного сервитута), а также, изъятия (частичного) земельных участков, нарушена.
Не указаны основания установления сервитута и изъятия части земельных участков, не достигнуто соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственниками земельных участков, принятые решения о сервитуте не были зарегистрированы, не обосновано и не доказано, в каких именно публично значимым целях обеспечения государственных или муниципальных нужд установлен публичный сервитут.
При таких обстоятельствах, Проект планировки и проект межевания не подлежали утверждению.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При указанных выше обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в оспариваемой части проект планировки и проект межевания территории, утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1288 от 26 августа 2019 года, противоречит действующему законодательству, нарушает прав, свободы и законные интересы административных истцов, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск ООО «Винсантель», ООО «Чемпион», ООО «Эколенд», ООО «Аэтерна» к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать не действующим Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1288 от 26 августа 2019 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа», в части:
утверждения в «Проекте планировки и проекте межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа» границ зон действия публичных сервитутов в части их полного или частичного наложения на земельные участки с кадастровыми номерами: <адрес>;
утверждения в «Проекте планировки и проекте межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО3 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа» полного или частичного изъятия земельных участков с кадастровыми номерами <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Решение суда в окончательной форме принято 05.05.2021.
Судья Соколова И. Л.