дело № 2а-2372/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодара в составе:
председательствующего Мордовиной С.Н.
при секретаре Ковалевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об оспаривании действий.
В обоснование требований указано, что 22.11.2017г. он получил письменный отказ управления по вопросам миграции о признании его гражданином РФ по рождению и выдаче паспорта гражданина РФ. Считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> В законе РФ от 28.11.1991г. № 1918-1 (в ред. от 06.02.1995г) «О гражданстве РФ» в ст. 10 указано, что документами, подтверждающими гражданство РФ являются удостоверения личности гражданина РФ или паспорт гражданина РФ, а до их получения – свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица. У него этим документом является свидетельство о рождении. Также ему был выдан паспорт СССР №. Он не выходил из гражданства РФ и не просил об этом. Паспорт Украины он получил в 2001г. без выхода из гражданства РФ, о чем известно отделу по миграции, да и выход он физически не мог осуществить, так как не имел паспорта РФ. В 2013г. он был выписан, снят с регистрации в Украине, сдал внутренний паспорт Украины через консульство Украины в г. Екатеринбурге. Также нотариально оформил выход из гражданства Украины. Российская Федерация не лишала его состоявшего гражданства по рождению. Считает, что в силу своего рождения он является состоявшим в гражданстве РФ именно по рождению. На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ признания его состоявшегося гражданства Российской Федерации по рождению управлением по вопросам миграции УВД ГУМВД.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении требований, считает их законными и обоснованными. Просил признать его гражданином РФ по рождению.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю – ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве(л.д.71-75).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Украины, имеет национальный паспорт гражданина Украины сроком действия с 08.04.2013г. по 08.04.2023г.
Согласно свидетельству о рождении, административный истец родился в пос. В-Тагил <адрес> РСФСР, его родители: отец – ФИО2, мать – ФИО3.
ФИО1 обратился в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о наличии либо отсутствии у него гражданства Российской Федерации.
Письмом управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 22.11.2017г. административному истцу разъяснены способы приобретения гражданства Российской Федерации согласно действующему законодательству Российской Федерации(л.д.5-6).
Административный истец считает, что данным письмом ему отказано в признании его гражданином РФ по рождению, просит признать его незаконным и необоснованным.
Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок приема в гражданство Российской Федерации определен Федеральным законом от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 62-ФЗ), Законом Российской Федерации от 28.11.1991г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон № 1948-1) Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002г. № 1325 (далее - Положение № 1325), Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 19.03.2008г. № 64 (далее - Административный регламент М 64).
Конституция Российской Федерации относит определение оснований приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации к компетенции федерального законодателя (статья 6, часть 1), который, соответственно, вправе на конкретных исторических этапах по-разному определять порядок его приобретения.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 июня 2012 года № 1254-0, Закона № 1948-1, действовавший с 6 февраля 1992 года по 1 июля 2002 года, был призван, прежде всего, урегулировать вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства - Российской Федерации. В связи с этим данный Закон закреплял в статье 12 среди оснований приобретения российского гражданства такое, как признание гражданства, и определял в статье 13 категории лиц, которые вправе приобрети гражданство по данному основанию. Такое правовое регулирование носило, по существу, льготный и переходный характер и было обусловлено имеющейся в конкретный исторический момент необходимостью решить вопрос гражданства значительного числа лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.
Из статьи 13 и пункта «г» статьи 18 Закона № 1948-1 следует, что их действие распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за ее пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию: а) до прекращения существования СССР; б) после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»; в) после 6 февраля 1992 года, т.е. после вступления названного Закона в силу.
Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства как для первой, так и для второй категории лиц, а именно, путем признания (статья 13).
В Постановлении № 12-П от 16 мая 1996 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что регистрация, предусмотренная пунктом «г» статьи 18 Закона № 1948-1 как особый временный порядок приобретения гражданства, сама по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, не нарушает конституционного положения, согласно которому российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (статья 6, часть 1).
Однако такая регистрация неприменима в отношении имеющих гражданство по рождению.
Вместе с тем, определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также, что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР (пункт 5 раздела 11 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
Последнее существенно применительно к решению вопроса о двойном гражданстве, поскольку согласно частям первой и второй статьи 3 Закона № 1948-1 оно может иметь место, только если предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации.
Из приведенных норм закона, их конституционно правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что заявитель как родившейся на территории Российской Федерации лицо имело право на признание его в качестве гражданина Российской Федерации, но в то же время в период действия Закона № 1948-1 ему надлежало уведомить Российскую Федерацию о таком своем волеизъявлении.
Вместе с тем, на момент его обращения Закон № 1948-1 утратил силу, в связи с принятием Федерального закона № 62-ФЗ.
Данным Федеральным законом со дня его вступления в силу (1 июля 2002 года) был признан утратившим силу Закон № 1948-1, за исключением отдельных его положений, предусматривающих более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу указанного Федерального закона (статья 44).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 июня 2012 года № 1254-0 Закон № 1948-1, действовавший с 6 февраля 1992 года по 1 июля 2002 года, был призван, прежде всего, урегулировать вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства - Российской Федерации.
В связи с этим данный Закон № 1948-1, в отличие от ныне действующего Федерального закона № 62-ФЗ, закреплял в статье 12 среди оснований приобретения российского гражданства такие основания, как признание гражданства и приобретение гражданства в порядке его регистрации, которые, по существу, носили льготный характер и были обусловлены имеющейся в конкретный исторический момент необходимостью решить вопрос гражданства значительного числа лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.
Вопрос, касающийся признания гражданами Российской Федерации лиц, которые ранее состояли в гражданстве СССР, был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно части второй статьи 13 Закона № 1948-1 лица, родившиеся ДД.ММ.ГГГГ года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.
Из этого положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.
Развивая сформулированную в указанном Постановлении правовую позицию применительно к новому правовому регулированию приобретения гражданства Российской Федерации, установленному Федеральным законом № 62-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 21 апреля 2005 года № 118-0 и от 24 мая 2005 года № 235-0 указал, что признание гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 12-П является в силу принципа «права крови», действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал возможность «переживания», т.е. действия и после утраты юридической силы, Закона № 1948-1.
Однако, по смыслу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный правовой эффект распространяется только на имевших ранее гражданство СССР лиц, которые хотя и не обращались за оформлением гражданства Российской Федерации по рождению в течение срока действия указанного Закона Российской Федерации, но и не приобрели по своему свободному волеизъявлению гражданство другого государства.
Иные же категории лиц с момента вступления в силу Федерального закона № 62- ФЗ реализуют право на приобретение гражданства Российской Федерации в установленном данным Федеральным законом порядке.
Лица, ранее имевшие гражданство СССР, в период действия Закона № 1948-1 (более десяти лет) могли воспользоваться установленными данным Законом основаниями для оформления гражданства Российской Федерации и, обратившись в уполномоченные органы, реализовать свое субъективное право на приобретение гражданства Российской Федерации или же приобрести по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства.
В последнем случае такие лица, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 16 мая 1996 года № 12-П, определения от 21 апреля 2005 года № 118-0, от 24 мая 2005 года № 235-0 и от 28 июня 2012 года № 1254-0), утрачивают право на приобретение гражданства Российской Федерации по основанию, установленному частью второй статьи 13 Закона № 1948-1, и могут приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с действующим Федеральным законом № 62-ФЗ, что, однако, не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав.
Судом установлено, что административный истец в период действия Закона № 1948-1 не воспользовался установленным данным Законом основаниями для оформления гражданства Российской Федерации, а напротив свободно реализовал право на выбор гражданства, приобрел гражданство иного государства - Украина.
Также административный истец не сохранил устойчивой правовой связи с вновь образованным государством - Российской Федерацией, как это определено в ст. 2 Федерального закона № 62-ФЗ, в которой указано, что гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Как указывает в своем административном иске истец, и не оспаривает, этого, паспортом гражданина Российской Федерации он никогда не документировался, вместе с тем он был документирован паспортом гражданина Украины, в настоящее время также имеет действующий паспорт гражданина Украины сроком действия с 08.04.2013 по 08.04.2023 год. Как усматривается из материалов дела, в своих заявлениях, адресованных административному ответчику ФИО1 неоднократно указывал, что паспортом гражданина Украины был документирован в 1999г., 2000г., 2001г.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, административный истец дважды получал разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, как иностранный гражданин - гражданин Украины, сроком с 01.09.2008г. по 01.09.2011г. и 10.02.2012г. по 10.02.2015г. Административный истец регулярно осуществлял въезды на территорию Российской Федерации и выезды с территории Российской Федерации по национальному паспорту гражданина Украины.
В материалы дела административным истцом представлена копия его заявления, удостоверенного нотариусом Краснодарского нотариального округа г. Краснодара 18.07.2017г. адресованное в Генеральное Консульство Украины об оформлении выхода из гражданства Украины. Однако, сведения об отправке данного заявления, не представлены, также отсутствует информация о результатах его рассмотрения.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 пояснил, что на дату 06.02.1992г. он проживал и работал на территории Российской Федерации в г. Свердловске без регистрации по месту жительства, зарегистрировался только в августе 1992 г. Однако, в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания на дату 06.02.1992г. не обращался.
В настоящее время административный истец является лицом незаконно находящимся на территории Российской Федерации, поскольку не имеет соответствующего документа предусмотренного абз. 8 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации).
Также административный истец привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП России (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), а именно административный истец не покинул территорию Российской Федерации по истечении срока пребывания в 90 суток из каждых 180, определенных п.1, ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании административный истец просил суд признать его гражданином РФ по рождению. Однако, суд не наделен полномочиями по рассмотрению вопросов приобретения гражданства и не может подменять функции органов государственной власти, уполномоченных на рассмотрение данных вопросов.
В оспариваемом отказе административному истцу было разъяснено, что в соответствии с п. «а» ст. 5 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 года № 12-П для признания лица гражданином РФ и документирования его паспортом гражданина Российской Федерации необходима совокупность у лица всех условий, установленных Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.1996 года № 12-П, и подтвержденных документально:
- рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;
- состояние в гражданстве бывшего СССР;
- отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;
- выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;
- отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего
СССР;
- возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
Также в данном ответе указано, что на истца распространяется порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства права проживания на территории Российской Федерации, определенный Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в соответствии с которым первоначальной процедурой приема в российское гражданство является оформление разрешения на временное проживание. По истечении года со дня выдачи такого разрешения, возможно, обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство, после получения которого, при наличии оснований, обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Нормами данного закона предусмотрен целый ряд условий приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Перечни документов, представляемых при каждом конкретном условии (основании) приобретения гражданства Российской Федерации, определены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325.
В соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица, родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР, при наличии вида на жительство.
02.05.2014г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, то есть владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо они сами проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР, но в пределах Государственной границы Российской Федерации, при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо его отсутствия. Кроме того, Федеральный закон устанавливает порядок признания лиц носителями русского языка.
В соответствии с положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002г. № 1325, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со ст. 33.1 федерального закона.
Пунктом 16.2 данного Положения предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства вместе с заявлением о признании их носителями русского языка представляют один из документов, подтверждающих право на проживание (пребывание) в Российской федерации (вид на жительство, разрешение на временное проживание, визу, миграционную карту либо иной предусмотренный Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или международным договором РФ документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на проживание (пребывание) в Российской Федерации.
Все указанные способы приобретения гражданства РФ были разъяснены ФИО1 административным ответчиком в письменных ответах.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда(пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, учитывая, что нарушений прав административного истца не установлено, оспариваемым ответом разъяснены способы приобретения гражданства РФ, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья