Мотивированное решение суда изготовлено 05.08.2022 г.
Дело 2а-2382/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Бор 28 июля 2022 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России – К. У.А. (доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать действия должностных лиц ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившиеся в содержании ФИО1 в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в феврале-марте 2019 г. незаконными и нарушающими права и свободы человека, также просил взыскать справедливую компенсацию в размере 235 000 рублей за нарушение его прав.
В обоснование требований указано, в 2013 г. в отношении ФИО1 был вынесен обвинительный приговор по ч.1 ст.105 УК РФ Устиновским районным судом г.Ижевска Удмуртской Республики, который исполнялся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Удмуртской Республике.
В 2018 г. на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Удмуртской Республике административный ситец стал сначала подозреваемым, а затем обвиняемым по ч.1 ст.205 и ч.1 ст.205.2 УК РФ, после чего был переведен в ФКУ ИКУ-1 г.Ижевска Удмуртской Республики.
Из ФКУ СИЗО-1 г.Ижевска Удмуртской Республики административного истца как лицо с процессуальным статусом обвиняемого через СИЗО г.Киров и г.Нижний Новгород привезли в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, где административный истец содержался с февраля по март 2019 г., что нарушало его права, гарантированные ст.9Международного Пакта и ст.5 Конвенции.
Административный истец со ссылками на Международный Пакт о политических правах, Конвенцию о Защите прав человека и основных свобод, приводя в обоснование положения указанных правовых актов, полагает, что содержание его в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в феврале-марте 2019 г. как обвиняемого незаконно, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Также административный истец в письменном ходатайстве указал на уважительность причин пропуска срока на обращение с иском в суд, указывая, что юристом не является, юридического образования не имеет, на момент нахождения в ФКУ ИКУ-11 ГУФИСН России по Нижегородской области никаких законов и знаний по правильному применению этих законов у него не было, возможность вдумчиво прочитать и сопоставить нормы УИК РФ, УПК РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ПВР СИЗО и ПВР ИУ, статьи 5 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», статьи 9 Международного Пакта о гражданских и политических правах, появилась зимой этого года, когда появились тексты законов, прочитав которые административный истец и пришел к выводу, что он содержался в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не на основании закона, не в порядке, установленном законом.
Административный истец указывает, что данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
В настоящем судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, полагает, что нормы УИК РФ не предусматривают возможность содержания в исправительном учреждении в качестве и подозреваемого, и обвиняемого. На территории исправительного учреждения ПФРСИ не было.
Указал, что не оспаривает законность содержания в исправительном учреждении по приговору суда.
Оспаривает именно действия исправительного учреждения по содержанию в ИУ в качестве обвиняемого.
Ранее административный истец указывал, что в 2018-2019 г.г. наказание по приговору Устиновского районным судом г.Ижевска Удмуртской Республики от 2013 г. по ч.1 ст.105 УК РФ отбыто административным истцом не было. по этому приговору был определен вид исправительного учреждения для отбывания ФИО1 наказания – строгого режима.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Нижегородской области, К. У.А., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что поддерживает письменную позицию, представленную в материалы дела ранее, указав, что осужденные отбывают наказание на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора суда. Исправительное учреждение не является распределителем осужденных. Направлением осужденных для отбывания наказания является ФСИН России, распределение происходит по наряду
Административный ответчик Министерство Финансов Российской Федерации в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив суду письменный отзыв, приобщенный к материалам настоящего дела, о несогласии с заявленными административным истцом требованиями.
Учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
в силу ст.7 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации.
Руководство учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности может осуществляться территориальными органами уголовно-исполнительной системы, созданными без учета административно-территориального деления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены указанные учреждения, и находящимися в непосредственном подчинении федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 8 Закона РФ № 5473-1 Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся по стражей, этапированию, конвоированию, а так же контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
В соответствии п.5 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение) ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 13 Закона РФ № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Лишение свободы, в соответствии со ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии с частью 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 УИК РФ).
По окончании следственных действий или судебного разбирательства осужденные к лишению свободы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, переводятся в исправительную колонию, воспитательную колонию или тюрьму, в которых они отбывали наказание, если при этом судом им не изменен вид исправительного учреждения (ч.4 ст.77.1 УИК РФ).
Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также Федеральный закон №103-ФЗ) регулируется порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст.1).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст.4 Федерального закона №103-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях.
Судом в судебном заседании на основании представленных в дело доказательств, а также с четом пояснений участников процесса, достоверно установлено следующее.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 16.09.2013 г. Устиновским районным судом г.Ижевска по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 года 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 23.02.2013 г., конец срок – 22.08.2022 г.
Постановлением заместителя начальника следственного отдела УФСБ России по Удмуртской Республике от 15.02.2018 г. в отношении Н.С.В. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.205 УК РФ возбуждено уголовное дело, которому присвоен №.
Согласно обвинительному заключению по уголовному делу №, утвержденному заместителем прокурора Удмуртской Республики 20.12.2018 г., ФИО1 обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.205, ч.1 ст.205.2 УК РФ.
Приговором Приволжского окружного военного суда от 20.05.2019 г. ФИО1 Признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.205 УК РФ и ч.1 ст.205.2 УК РФ, на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 19 лет в исправительной колонии особого режима. Для обеспечения исполнения приговора в отношении ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 04.02.2019 г. из СИЗО-1 г.Ижевска ГУФСИН России по Удмуртской Республике, 11.03.2019 г. этапирован в ФКУ СИЗО-1 г.Ижевск ГУФСИН России по Удмуртской Республике.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец прибыл на основании персонального наряда ФСИН России от 25.12.2018 г. №исх-03-96251, согласно которому ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащийся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Удмуртской Республике, направлен для дальнейшего отбывания наказания в колонию строгого режима для бывших работников судов и правоохранительных органов ГУФСИН России по Нижегородской области.
Согласно ответу ГУФСИН России по Нижегородской области, на основании распоряжения ФСИН России от 15.01.2018 г. №10-р в 2018 г. на территории Нижегородской области функционировало два исправительных учреждения строго режима для бывших сотрудников судов и правоохранительных органов: ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Установлено, что требования административного истца не связаны с признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, а направлены именно на признание незаконными действий администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административным истцом по содержанию в исправительном учреждении в феврале-марте 2019 года в статусе обвиняемого.
Таким образом, учитывая, что в феврале-марте 2019 г. административный истец наказание по приговору Устиновского районного суда г.Ижевска от 16.09.2013 г. по ч.1 ст.105 УК РФ (приговорен к 9 годам 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима) не отбыл, имел статус осужденного и обвиняемого, а также принимая во внимание отсутствие запрета на содержание осужденного, имеющего статус обвиняемого, в исправительном учреждении, а также то, что исправительное учреждение не является распределителем осужденных, при наличии наряда и вступившего в законную силу приговора, исправительное учреждение лишено права отказать в приеме осужденного для отбывания назначенного ему судом наказания, суд приходит к выводу, что административный ответчик обоснованно, с учетом прямых предписаний закона и приговора Устиновского районного суда г.Ижевска от 16.09.2013 г. принял осужденного ФИО1 в исправительное учреждение для отбывания наказания.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что заявителем пропущен срок обращения с настоящим административным исковым заявлением.
Так, в соответствии с ч.ч.1, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В Борский городской суд Нижегородской области административное исковое заявление поступило 05.07.2021 г., отправлено посредством почтовой связи – 21.06.2021 г., т.е. с пропуском установленного КАС РФ срока, в то время как административным истцом лично указано, что возможность ознакомиться с законами и иными правовыми актами появилась у него зимой, что им и было сделано,
Административным истцом каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, не указано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившихся в содержании административного истца в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в феврале – марте 2019 года, незаконными, взыскании компенсации в размере 235000 рублей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.М.Калынова