ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2432/2021 от 14.04.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-2432/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 14 апреля 2021 года

Центральный районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Гречишниковой,

при секретаре К.С. Дьяченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горячева Евгения Ринатовича к Главному управлению лесами Челябинской области, заместителю начальника Главного управления лесами Челябинской области Золотухину Ю.В. о признании незаконным решения об отказе в согласовании изменения границ лесопарковых зон на всей территории арендованного земельного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Горячев Е.Р. обратился в суд с административным иском к Главному управлению лесами Челябинской области о:

признании незаконным решения Главного управления лесами Челябинской области, изложенного в письме от 01.12.2020 года об отказе в удовлетворении заявления Горячева Е.Р. о согласовании изменения границ лесопарковых зон на всей территории арендованного земельного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке;

возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем согласования изменения границ лесопарковых и зеленых зон на всей территории арендованного по договору от 31.03.2010 года участка лесного фонда площадью 1,08 га для строительства сети газопотребления и на территории близлежащих лесных участков для строительства сети газораспределения от центра до границ арендованного лесного участка.

В обоснование требований указал, что по результатам открытого аукциона от 30.03.2010 года, между Главным управлением лесами Челябинской области и ООО «Челябкоммерс», для осуществления рекреационной деятельности, заключен договор аренды лесного участка от 31.03.2010 года площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В дальнейшем, согласно договору переуступки от 05.11.2012 года права на арендованный участок перешли к Горячеву Е.Р. Административный истец обратился к административному ответчику с обращением о согласовании изменения границ лесопарковых зон на всей территории арендованного земельного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке, однако ответчиком оспариваемым письмом от 01.12.2020 года в изменении границ лесопарковых зон на всей территории арендованного участка отказано со ссылкой на пункт 17 Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса. Между тем, законодатель установил, что при изменении границ лесопарковых зон объекты недвижимости не должны находиться на компенсационных участках, а не на участках земель, на которых расположены леса в лесопарковых и лесных зонах и границы которых следует изменить. В связи с чем, считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права, поэтому был вынужден обратиться в суд с настоящими требованиями.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области Золотухин Ю.В.; в качестве заинтересованных лиц - ООО «Челябкоммерс», Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство экологии Челябинской области.

Административный истец Горячев Е.Р. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял. Его представитель Голубков О.В. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области – Лисицына О.П. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в полном объеме, поддержала письменную позицию по делу, приобщенную к материалам дела, пояснила, что обжалуемое письмо не содержит отказа в изменении границ лесопарковых зон на территории арендованного земельного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке, данное письмо носит рекомендательный характер, которым административному истцу разъяснен порядок изменения границ лесного участка. Указала, что для этого заявителю необходимо представить проектную документацию на рассмотрение. Однако проектной документации от заявителя представлено не было.

Представитель административного ответчика Главного управления лесами Челябинской области - Камалетдинов Д.З. в судебном заседании возражал относительно доводов административного иска, просил в удовлетворении требований отказать. Считает ответ, данный Главным управлением лесами Челябинской области на обращение административного истца, законным и правомерным, не нарушающим права заявителя.

Административный ответчик заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области Золотухин Ю.В., заинтересованные лица - Федеральное агентство лесного хозяйства, ООО «ЧелябКоммерс», Министерство экологии Челябинской области участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. ст. 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10).

Как установлено в ходе судебного разбирательства по материалам дела, 07.10.2020 года Горячев Е.Р. обратился с заявлением на имя начальника Главного управления лесами Челябинской области Лаврова С.А. о согласовании изменений границ лесопарковых и зеленых зон на всей территории арендованного земельного участка лесного фонда площадью 1,08 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства сети газопотребления и на территории близлежащих лесных участков для строительства сети газораспределения от центра до границ арендованного лесного участка.

Данное обращение было рассмотрено и по итогам его рассмотрения дан ответ, изложенный в письме от 01.12.2020 года, подписанным заместителем начальника Главного управления Золотухиным Ю.В. Данный ответ направлен Горячеву Е.Р.

В ответе указано, что по итогам рассмотрения обращения Горячева Е.Р. и письма Федерального агентства лесного хозяйства от 06.10.2020 года № сообщается, что принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 82 Лесного кодекса РФ), соответственно Рослесхоз не несет ответственности за исполнение переданных полномочий в части установления границ лесов, расположенных в лесопарковых и зеленых зонах. В то же время, в письмах Рослесхоза по подобным изменениям категорий защитных лесов прямо указывалось, что изменение границ лесопарковых и зеленых зон является проектированием защитных лесов, и что отнесение лесов к защитным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 Лесного кодекса РФ, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, которая предусматривает минимальную единицу проектирования – участковое лесничество. В письме Рослесхоза от 06.10.2020 года № , имеется ссылка только на Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 года № 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса РФ, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах». Данные правила распространяются на уже установленные и внесенные в ЕГРН границы защитных лесов.

Главное управление лесами не возражает в изменении границ лесопарковых зон под размещение линейного объекта (газопровода), для этого необходимо представить проектную документацию на рассмотрение. Изменение границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах на всей территории арендованного лесного участка не представляется возможным (пункт 17 Правил).

Полагая названный ответ незаконным, нарушающим права и законные интересы, Горячев Е.Р. обратился в суд. Указав при этом, что оспариваемым письмом ему фактически отказано в изменении границ лесопарковых зон на всей территории арендованного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке, что является незаконным.

Проанализировав обращение Горячева Е.Р. и ответ на его обращение, суд приходит к выводу, что Главным управлением лесами Челябинской области обращение Горячева Е.Р. по существу рассмотрено, в его адрес направлен мотивированный ответ, который им получен, в связи с чем оснований полагать права истца нарушенными не имеется.

Несогласие Горячева Е.Р. с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности решения Главного управления лесами Челябинской области при рассмотрении обращения.

В силу ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Из представленных материалов следует, что принадлежащий заявителю лесной участок относится к землям лесного фонда.

Согласно положениям Лесного кодекса РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 года № 385 создано Главное управление лесами Челябинской области.

В соответствии со ст.114 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

В силу ст. 82 Лесного кодекса РФ принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах, определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в п. п. 3, 4 ч.1 ст. 114 Лесного кодекса РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

Порядок изменения границ земель, на которых располагаются леса, расположенные в зеленых и лесопарковых зонах, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, определяется Правилами изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса РФ, определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах лесам, расположенным в зеленых зонах, определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, указанные в п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 года № 1755.

Так, согласно Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 года № 1755, изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.

Подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган), либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица (далее - заинтересованные лица).

Подготовка проектной документации по инициативе физических и юридических лиц осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.

Проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проектной документации от заинтересованных лиц рассматривает ее и при отсутствии оснований для возврата, указанных в пункте 10 настоящих Правил, направляет ее на согласование в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

При наличии оснований для возврата проектная документация в установленный срок возвращается заинтересованным лицам с обоснованием причин возврата.

Представленные Горячевым Е.Р. документы не содержат сведений и доказательств того, что им при обращении к административному ответчику была представлена проектная документация для изменения границ лесопарковых зон. В ходе рассмотрения дела также не установлено, что административный истец обращался к административному ответчику с заявлением об изменении границ лесопарковых зон на территории арендованного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке, в соответствии с порядком установленным законом.

Таким образом, несоответствие оспариваемого административным истцом решения требованиям закона, а также нарушение этим ответом прав заявителя, не нашло своего подтверждения.

Кроме того, права административного истца письмом от 01.12.2020 года не нарушены, поскольку не содержат отказа в изменении границ лесопарковых зон на территории арендованного земельного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке.

Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 года №1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах», при изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, площадь исключаемых земель компенсируется включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств с учетом зон планируемого освоения лесов и территориального планирования. В изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, не должны включаться земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесах в лесопарковых и зеленых зонах, а также земли, на которых в соответствии с документами территориального планирования предусмотрено размещение таких объектов.

Ссылка административного ответчика в оспариваемом решении на указанный пункт 17 Постановления является разъяснением порядка при котором происходит изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых зонах, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Анализируя вышеизложенное, учитывая, что оспариваемый ответ на обращение заявителя дан должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, в отсутствие нарушения норм действующего законодательства, равно как и нарушения прав административного истца, суд приходит к выводу, что предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного иска Горячева Е.Р. надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Горячева Евгения Ринатовича к Главному управлению лесами Челябинской области, заместителю начальника Главного управления лесами Челябинской области Золотухину Ю.В. о признании незаконным решения об отказе в согласовании изменения границ лесопарковых зон на всей территории арендованного земельного участка в целях необходимости газификации объектов капитального строительства, расположенных на арендуемом лесном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Е.В. Гречишникова

Мотивированного решение изготовлено 30.04.2021 года.