ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-244/2021 от 26.01.2021 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-244/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Русановой Л.А.,

при секретаре Некрасовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Игнатьева ФИО7 к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, заместителю руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Силуяновой ФИО8 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во внесении изменений в Реестр лицензий многоквартирного дома сведений о ТСНИ «улица Гагарина 14/2», о возложении обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных законом,

установил:

Игнатьев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – Инспекция), заместителю руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Силуяновой Н.Ю. о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во внесении изменений в Реестр лицензий многоквартирного дома сведений о ТСНИ «улица Гагарина 14/2», о возложении обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных законом.

Требования мотивированы тем, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в г. Северодвинске Архангельской области на общем собрании, итоги которого оформлены протоколом от 15.06.2020, собственники отказались от исполнения договора управления с ООО «УК «Сармат» и прекратили процедуру ликвидации ТСНИ «улица Гагарина 14/2». В связи с чем 31.07.2020 в адрес Государственной жилищной инспекции Архангельской области было направлено уведомление о начале деятельности ТСНИ «улица Гагарина 14/2» по управлению домом № 14/2 по ул. Гагарина в г.Северодвинске Архангельской области с приложениями. 12.08.2020 от Государственной жилищной инспекции Архангельской области поступило письменное сообщение, подписанное заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Силуяновой Н.Ю., из содержания которого следует, что требование, изложенное в уведомлении, удовлетворено быть не может, содержалась просьба предоставить дополнительные документы. Считает указанные действия административных ответчиков, выразившиеся в отказе во внесении изменений в Реестр лицензий многоквартирного дома сведений о ТСНИ «улица Гагарина 14/2», о возложении обязанности по предоставлению документов незаконными. Указал, что действиями административных ответчиков нарушаются его права потребителя и собственника жилого помещения.

Административный истец Игнатьев С.В., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.168), в судебное заседание не явился, В ходе рассмотрения дела заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске. На уточненные вопросы суда относительно заявленных требований и нарушения его прав административными ответчиками отвечать отказался, покинув зал судебного заседания.

Представитель административных ответчиков Государственной жилищной инспекции Архангельской области, заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Силуяновой Н.Ю. - Овечкина И.Ю. действующая на основании доверенностей (л.д. 181, 182), в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась.

Заинтересованные лица: ТСНИ «улица Гагарина 14/2», ликвидатор ТСНИ «улица Гагарина 14/2» Игнатьев С.В., ООО «УК «Сармат», ИФНС России по г. Архангельску извещенные надлежащим образом (л.д. 169, 170, 166, 167) в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

По определению суда в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Согласно части 3 статьи 136 Жилищного кодекса РФ государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

В силу части 7 статьи 135 Жилищного кодекса РФ в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ввиду отсутствия в настоящее время утвержденного порядка уведомление рекомендуется составлять по аналогичной форме, предусмотренной Правилами предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, при этом без указания на осуществление предпринимательской деятельности, или иной форме на усмотрение заявителя. При этом в уведомлении необходимо указывать дату и место начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, реквизиты юридического лица, а также фамилию имя отчество должностного лица, его подпись и печать.

При этом направление указанного уведомления в адрес органа государственного жилищного надзора будет являться основанием для рассмотрения вопроса и принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома.

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ основанием для внесения изменений в реестр лицензий является заключение, прекращение, расторжение договора управления многоквартирным домом, в том числе в связи с изменением способа управления многоквартирным домом.

Орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий в соответствии с требованиями Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр). Данные требования распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 7 статьи 135 Жилищного кодекса РФ.

Указанное уведомление подлежит рассмотрению органом государственного жилищного надзора в срок не более десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов ( п. 4 Порядка № 938/пр).

В соответствии с п. 8 Порядка, решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

Положения пункта 2 ст. 161 ЖК РФ предусматривают возможность выбора собственниками помещений в многоквартирном доме лишь одного из способов управления многоквартирным домом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ТСНИ «улица Гагарина 14/2» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.2015 (л.д. 173)

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

При этом, действующее законодательство не устанавливает запрета на возобновление деятельности товарищества, находящегося в процессе ликвидации.

03.04.2019 налоговым органом в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСНИ «улица Гагарина 14/2» на основании решения общего собрания собственников от 02.04.2019 (л.д. 178).

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома от 15.06.2020 собственниками приняты решения о прекращении процедуры ликвидации ТСНИ «улица Гагарина 14/2», об отказе от исполнения договора управления с ООО «УК «Сармат» в связи с невыполнением условий договора управления и изменении способа управления домом на товарищество собственников недвижимого имущества, о выборе правления в составе из 5 человек, выборе ревизионной комиссии в составе из 2 человек (л.д. 115-116).

Из указанного протокола от 15.06.2020 не следует, что собственниками помещений в доме № 14/2 по ул. Гагарина в г. Северодвинске принято решение о выборе ТСНИ «Улица Гагарина 14/2» для управления данным домом.

Протокол от 15.06.2020 не содержит также решение о выборе председателя правления ТСНИ «улица Гагарина 14/2» - законного представителя юридического лица, лица, имеющего право без доверенности действовать в интересах товарищества.

Изложенная формулировка в указанном документе не является четкой и понятной.

В адрес Инспекции от ТСНИ «улица Гагарина 14/2» поступило уведомление от 29.07.2020 о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом № 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске с 01.08.2020, подписанное председателем правления ТСНИ «улица Гагарина 14/2» Игнатьевым С.В. с приложением решения общего собрания собственников от 15.06.2020.

12.08.2020 в адрес ТСНИ «улица Гагарина 14/2» заместителем руководителя Инспекции Силуяновой Н.Ю. дан ответ № 01-25/873, что управление многоквартирным домом № 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске Архангельской области осуществляет ООО «УК «Сармат», для решения вопроса о смене способа управления многоквартирным домом необходимо предоставить дополнительные документы, в том числе опровергающие признаки ничтожности протокола общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома от 15.06.2020 (л.д. 9-13).

При этом по состоянию на дату 12.08.2020 согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, информации об отмене (прекращении) процедуры ликвидации ТСНИ «улица Гагарина 14/2» не имелось.

ТСНИ «улица Гагарина 14/2» находилось в стадии ликвидации, Игнатьев С.В. являлся ликвидатором юридического лица, что свидетельствует о том, что решение о прекращении процедуры ликвидации ТСНИ «улица Гагарина 14/2» по состоянию на 12.08.2020 не реализовано. Соответствующая запись внесена налоговым органом 25.09.2020 по заявлению товарищества от 18.09.2020 (л.д. 179).

Учитывая, что уведомление ТСНИ «улица Гагарина 14/2» от 29.07.2020 о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом № 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске с 01.08.2020 направлено в Инспекцию до внесения сведений в ЕГРЮЛ об отмене (прекращении) процедуры ликвидации ТСНИ «улица Гагарина, 14/2», при не предоставлении решения собственников помещений в указанном доме о выборе ТСНИ «улица Гагарина 14/2» для управления многоквартирным домом, уведомление подписано председателем правления ТСНИ «улица Гагарина 14/2» Игнатьевым С.В. без подтверждения соответствующих полномочий на подписание указанного документа, фактически являющегося на дату его подписания ликвидатором ТСНИ «улица Гагарина 14/2», оснований для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома не имелось.

В связи с чем, должностным лицом 12.08.2020 письменным ответом № 01-25/873 с соблюдением установленных сроков рассмотрения предъявленных документов верно разъяснено ТСНИ «улица Гагарина 14/2» о необходимости предоставления документов, при наличии которых будет возможно рассмотрения вопроса и принятия одного из решений, предусмотренных пункту 7 Порядка № 938/пр.

Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из содержания административного искового заявления, Игнатьев С.В. ссылается на нарушение административными ответчиками его прав потребителя и собственника жилого помещения в многоквартирном доме № 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске, вызванное следствием неправомерного выставления к оплате услуг ООО «УК «Сармат».

Административное исковое заявление предъявлено Игнатьевым С.В. как физическим лицом, иного материалы дела не содержат, административным истцом в ходе рассмотрения дела указано не было.

Вместе с тем, уведомление от 29.07.2020 о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом № 14/2 по ул. Гагарина в г.Северодвинске направлено в Инспекцию от ТСНИ «улица Гагарина 14/2», ответ должностного лица Инспекции от 12.08.2020 № 01-25/873 адресован ТСНИ «улица Гагарина 14/2», а не Игнатьеву С.В.

Кроме того, наличие спора между ТСНИ «улица Гагарина 14/2» и ООО «УК «Сармат» относительно неправомерного предъявления к оплате оказанных услуг, связанных с управлением многоквартирным домом, как и спор по вопросам действительности решений собственников многоквартирного дома о выборе способа управления домом № 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске Архангельской области не является предметом рассмотрения указанного административного иска, а подлежит разрешению в рамках арбитражного и гражданского судопроизводства.

При этом лишь сам факт направления ООО «УК «Сармат» административному истцу квитанций об оплате указанных услуг права административного истца как собственника жилого помещения не нарушает. Доказательств принудительного незаконного взыскания с Игнатьева С.В. указанных платежей материалы дела не содержат.

Ссылка административного истца на нарушение административными ответчиками его прав как потребителя услуг ошибочны.

В соответствии с преамбулой Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела, к правоотношениям сторон указанный Закон РФ не применим.

Таким образом, административным истцом не приведены обоснованные доводы о нарушении его прав и свобод, допущенных именно административными ответчиками, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства.

При этом факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Указанное свидетельствует об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ.

В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Игнатьева ФИО9 к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, заместителю руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Силуяновой ФИО10 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во внесении изменений в Реестр лицензий в отношении многоквартирного дома сведений о ТСНИ «улица Гагарина 14/2», о возложении обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных законом, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.02.2021

Председательствующий Л.А. Русанова