ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2471/2022 от 09.09.2022 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-2471/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2022 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Рязяповой Д.И.,

при секретаре Карелиной И.А.,

с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административных ответчиков – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, временно исполняющему полномочий главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО1 о признании незаконным отказ администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области во внесении изменений в правила землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: малоэтажное строительство таунхаусов, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ за на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Указывает, что разрешенное использование земельного участка: малоэтажное строительство таунхаусов, с кадастровым номером было установлено на основании постановления Администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы Администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области п от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , в п. 2.1 которого указано, что основным видом разрешенного использования является: индивидуальные жилые <адрес> этажа, многоквартирные блокированные жилые дома с блок - квартирами на одну семью, многоквартирные жилые дома, жилые дома секционного блокированного типа.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области было подано заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшего административному истцу на праве собственности.

27 апреля 2022 года административным ответчиком было отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области.

Административный истец считает отказ в предоставлении услуги о внесении изменений территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером с зоны «Р1» на зону «Ж2» является незаконным.

Просит суд признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области во внесении изменений территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером в Правила землепользования и застройки за от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области внести изменения в Правила землепользования и застройки об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером путем размещения его в зоне «Ж2».

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен временно исполняющий полномочия Главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО7

Административный истец ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом о времени и месте слушания дела, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть административное исковое заявление по существу в его отсутствие.

Административный ответчик - временно исполняющий полномочия Главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом о времени и месте слушания дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного истца ФИО8 – ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснила, что административным ответчиком необоснованно отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в отношении земельного участка с кадастровым номером , а именно во внесении изменений в территориальную зону размещения земельного участка с кадастровым номером с «Р1» на «Ж2». Указала, что административный истец приобретал земельный участок для строительства таунхаусов, однако в настоящее время строительство таунхаусов на вышеуказанном земельном участке невозможно, поскольку в Правила землепользования и застройки МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области были внесены изменения и земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, стал находиться в зоне «Р1». Указала, что в связи с отказом административного ответчика во внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области существенно нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку находящийся в его собственности земельный участок используется не эффективно.

Представитель административных ответчиков ФИО6, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что постановлением Главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского район Оренбургской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения о результатах публичных слушаний по утверждению проекта планировки и изменению вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области» был утвержден проект планировки территории, данный проект никем не пересматривался, административный истец не обращался в Администрацию муниципального образования с заявлением о внесении изменений в указанный проект планировки территории. В настоящее время проект планировки исполнен на 90 процентов. Согласно проекту планировки территорий на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером располагается зона благоустройства. Территориальные зоны были изменены в результате приведения в соответствие ПЗЗ и Генерального плана застройки поселения.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46), право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17, статья 18).

Исходя из предписаний части 2 статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции РФ заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, в том числе посредством обращения за судебной защитой, будучи связанным лишь установленным федеральным законом порядком судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 названного кодекса).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты. При этом муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 9 и части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют территориальное планирование и градостроительное зонирование, не только исходя из сложившейся планировки территории и существующего землепользования, но из совокупности различных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом фактическое землепользование не исключает необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Судом установлено, что ФИО8 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: малоэтажное строительство таунхаусов, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением Главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского район Оренбургской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об уточнении вида разрешенного использования земельных участков, расположены на территории Весеннего сельсовета» установлен вид разрешенного использования земельному участку – «малоэтажное строительство таунхаусов», расположенному на территории муниципального образования <адрес>, ограниченному с юга – <адрес>, с запада – дачным массивом, с севера – дачным массивом, с востока – межквартальным проездом, с кадастровым номером -

Постановлением Главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского район Оренбургской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения о результатах публичных слушаний по утверждению проекта планировки и изменению вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области» утвержден проект планировки территории и изменен вид разрешенного использования «с индивидуального жилищного строительства» на «малоэтажное строительство таунхаусов», земельных участков, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, ограниченных с юга - <адрес>, с запада – дачным массивом, с севера – <адрес>, с востока – межквартальным проездом и земельных участков, ограниченных с юга – <адрес>, с запада – дачным массивом, с севера – дачным массивом, с востока – межквартальным проездом.

Согласно утвержденному проекту планировки территории на земельном участке с кадастровым номером размещаются площадка для детских игр, площадка физкультурная, площадка для чистки ковров, а также асфальтовый проезд для транспортных средств для предупреждения пожаров и быструю их ликвидацию при чрезвычайной ситуации.

Решением Совета депутатов муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года был утвержден Генеральный план муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Решением Совета депутатов муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Согласно постановлению Главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского район Оренбургской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером » утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала , площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер ), разрешенное использование: малоэтажное строительство таунхаусов.

Согласно градостроительному плану земельного участка № , земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне жилой застройки Ж-2.

Решением Совета депутатов муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнения в решение Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области», решение Совета депутатов МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области» земельный участок с кадастровым номером в зоне «Ж2» «Зона жилой застройки» в Генеральном плане муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области выделен под зону благоустройства в соответствии с проектом планировки территории.

Административным истцом в адрес администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области было подано заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшего административному истцу на праве собственности, изменив территориальную зону размещения земельного участка с «Р1» на «Ж2».

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком – врио Главы МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области было отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Весеннего сельсовета Оренбургского района Оренбургской области, поскольку в 2013 году были проведены публичные слушания по утверждению проекта планировки территории, на принадлежащем заявителю земельном участке должна располагаться детская площадка для близлежащих домов (территориальная зона Р1). В 2018 году были внесены изменения в ПЗЗ согласно утвержденному проекту планировки, и установлена территориальная зона Р1.

Отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области также подтверждается выпиской из протокола Заседания комиссии по организации и проведению публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Весенний сельсовет Оренбургского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Отнесение территории, на которой расположен принадлежащий административному истцу земельный участок к функциональной зоне, не предполагающей развитие жилой застройки, вопреки доводам административного истца, не нарушает его охраняемые законом интересы. Связанное с этим ограничение его правомочий как собственника земельного участка объективно обусловлено спецификой земельного участка как особого объекта гражданского оборота, основано на нормах земельного и градостроительного законодательства, общих применительно ко всем собственникам земельных участков в составе земель населенных пунктов, не носит дискриминационного по отношению к административному истцу характера, продиктовано необходимостью соблюдения баланса частного и публичного интересов.

Довод административного истца о том, что ему необоснованно отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области является несостоятельным и опровергается материалами административного дела.

Кроме того, территориальная зона «Р1», в которой расположен спорный земельный участок, соответствует предусмотренной генеральном планом МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области функциональной зоне, что подтверждает факт того, что Правила землепользования и застройки МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в данной части не противоречат требованиям градостроительного законодательства.

Принятие временно исполняющим обязанности главы МО Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области решения об отклонении предложения административного истца о внесении изменений в ПЗЗ без заключении комиссии, не свидетельствует о незаконности данного решения, при этом судом принимается во внимание, что впоследствии комиссией по организации и проведению публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генплан и ПЗЗ муниципального образования заявление ФИО8 оставлено без удовлетворения.

В связи с чем, административные исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, временно исполняющему полномочий главы муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО1 о признании незаконным отказ администрации муниципального образования Весенний сельсовет Оренбургского района Оренбургской области во внесении изменений в правила землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2022 года.

Судья Рязяпова Д.И.