Дело № 2а-248/2022
11RS0006-01-2022-000179-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Брагиной Т.М.,
при секретаре судебного заседания В.Г.Р.,
с участием заинтересованных лиц С.В.А., С.Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск 14 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению финансового управляющего Л.С.М. к Администрации МОГО «Усинск» об обязании выдать разрешение на совершение сделки по отчуждению долей квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему
установил:
Истец финансовый управляющий Л.С.М. обратился в суд с иском к Администрации МОГО «Усинск» об обязании выдать разрешение на совершение сделки по отчуждению долей квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему С.К.В.дд.мм.гггг. года рождения. В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2020 по делу № №С.В.А. (дд.мм.гггг. г.р.) признан банкротом и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден Л.С.М. В рамках дела о банкротстве конкурсным кредитором - ПАО «Сбербанк» было утверждено Положение о порядке организации и проведении торгов по реализации заложенного имущества, являющегося предметом залога по делу №№, а именно квартира, расположенная по адресу: ..., с начальной ценой продажи 2370 000 рублей. Финансовым управляющим - организатором торгов, предмет залога был реализован на публичных торгах на электронной торговой площадке ООО «МЭТС». Победителем торгов признана Щ.Н.Н., которая предложила наиболее высокую цену в размере 1603 000 рублей. С Щ.Н.Н.дд.мм.гггг. был подписан договор купли-продажи указанной квартиры. Денежные средства от продажи квартиры полностью поступили на банковский счет должника и были распределены кредитору - ПАО Сбербанк. Документы для регистрации перехода права собственности на данную квартиру сданы дд.мм.гггг.. дд.мм.гггг. Управление Росреестра по Республике Коми приостановило регистрацию права в связи с отсутствием нотариально удостоверенной сделки. При этом в данном уведомлении указано, что к нотариусу должны обратиться все собственники. Нотариусы, к которым обращался финансовый управляющий, первоначально потребовали разрешение органов опеки и попечительства, так как в проданной квартире изначально были зарегистрированы доли несовершеннолетних детей. Администрация МОГО «Усинск» отказалась давать свое согласие на отчуждение долей квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему С.К.В.дд.мм.гггг. года рождения (постановление от дд.мм.гггг.).
Определением Усинского городского суда от 25.03.2022 суд перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам установленного Кодексом административного судопроизводства РФ.
Истец в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика АМОГО «Усинск», в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, в письменном отзыве на иск указал, что рассмотрение вопроса оставляет на усмотрение суда и не возражает против удовлетворения заявленных требований при наличии достаточного количества доказательств.
Представитель Управления Росреестра, ПАО «Сбербанк» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании заинтересованные лица С.В.А., С.Ю.С. не возражают против удовлетворения требований, но считают разрешение опеки не нужно, для оформления сделки. Желают, чтоб быстрее закончились судебные разбирательства, которые длятся около трех лет. Не возражают против реализации имущества, принадлежащего их сыну.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2020 по делу № №С.В.А. (дд.мм.гггг. г.р.) признан банкротом и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден Л.С.М.
В рамках дела о банкротстве конкурсным кредитором - ПАО «Сбербанк» было утверждено Положение о порядке организации и проведении торгов по реализации заложенного имущества, являющегося предметом залога по делу №№: лот № - квартира, назначение: жилое, этаж - , общая площадь кв.м., кадастровый номер №, местоположение: ... (далее квартира), а именно квартира, расположенная по адресу: ..., с начальной ценой продажи 2370 000 рублей.
Победителем торгов по реализации заложенного имущества, принадлежащего С.В.А. признана Щ.Н.Н., 10.05.2021 с победителем торгов, подписан договор купли-продажи квартиры.
Уведомлением от 22.06.2021, Управление Россреестра приостановило государственную регистрацию перехода права С.В.А. и государственную регистрацию права собственности Щ.Н.Н. на квартиру в связи с несоблюдением нотариальной формы договора. Уведомлением от 22.09.2021 Управление отказало в государственной регистрации права, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Коми. Решением Арбитражного суда Республики Коми по делу №№ от 24.01.2021 отказано в удовлетворении требований Л.С.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании зарегистрировать право собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно ч.1 ст.14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В ч.4. ст. 18 Закона 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
В силу п.3 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
Согласно п.1 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно: 1) в случаях, указанных в законе; 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Согласно п.2 ч.2 ст. 14 Закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.42 Закона №218-ФЗ государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственниками квартиры являются С.В.А., С.Ю.С., С.Д.В., С.К.В., которому принадлежит 2/6 доли в праве в квартире, обременение объекта недвижимости в пользу ПАО «Сбербанк» (л.д. ).
Статьей 26 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено этой статьей.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. (ст. 27 №218-ФЗ).
В силу п.п.3,4 ст. 213.26 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»), имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 138 настоящего Федерального закона с особенностями, установленными настоящим пунктом.
Положения, регулирующие требования к форме сделки и последствия несоблюдения установленной формы, содержатся в ст. 158-163 ГК РФ.
В соответствии с п.3 ст. 163 ГК РФ, если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с законом или соглашением сторон является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Пункт 2 ст. 163 ГК РФ, в котором перечислены случаи, когда нотариальная форма необходима, также указывает, что требование о нотариальной форме может быть установлено, в частности, иным федеральным законом.
Пункт 1 ст. 42 Закона №218-ФЗ содержит требование о нотариальной форме для сделок по отчуждению или договоров ипотеки в отношении долей в праве общей собственности на недвижимое имущество.
Закон №127-ФЗ регулирует порядок обращения взыскания на имущество должника в рамках дела о банкротстве путем реализации соответствующего имущества на торгах дела о банкротстве путем реализации соответствующего имущества на торгах, но при этом не содержит специальных норм, которыми устанавливались бы иные требования к форме сделки или иные последствия ее несоблюдения по сравнению с тем, как соответствующие правила закреплены в ГК РФ и в приведенной норме Закона о регистрации. Соответственно, при реализации имущества в рамках дела о банкротстве положения ГК РФ о требованиях к нотариальной форме сделки и последствиях ее несоблюдения также подлежат применению.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации 23.12.2020. Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Верховного суда России от 15.12.2021 №.
Кроме того, одним из собственников квартиры является несовершеннолетний С.К.В. (дата рождения - дд.мм.гггг.).
Согласно п. 2 ст. 54 Закона №218-ФЗ, сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Учитывая изложенное, договор купли продажи между Щ.Н.Н. и финансовым управляющим С.В.А.Л.С.М. подлежал нотариальному удостоверению.
Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Постановлением и.о. руководителя АМОГО «Усинск» №1035 от 23.06.2021 отказано Л.С.М., финансовому управляющему С.В.А. в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки по отчуждению 2/6 долей квартиры, общей площадью кв.м., расположенной по адресу: ..., принадлежащей несовершеннолетнему С.К.В., дд.мм.гггг. года рождения. (л.д. ).
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в силу п. 1 ст. 21 которого, опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 13-П от 08.06.2010 г. специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства (ст. ст. 28 и 37 ГК РФ, ст. 64 СК РФ) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Таким образом, законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно п.п. 4 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Статьей 10 Устава муниципального образования городского округа "Усинск" отнесено право органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.
Из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пунктов 2 и 3 статьи 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями. Напротив, при решении данного вопроса в соответствии с общими принципами права и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации правоприменительные органы исходят из добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей. Это согласуется с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией о правах ребенка, в соответствии со статьей 5 которой государства-участники признают и уважают права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных данной Конвенцией прав.
Более того, в п.1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрены исключительные случаи, при наличии которых допускается отчуждение принадлежащего подопечному недвижимого имущества: принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога.
Постановление Администрации МОГО «Усинск» от 23.06.2021 №1035, никак не мотивировано, и с учетом совокупности приведенных правовых положений и мнения законных представителей несовершеннолетнего С.К.В., которые не возражают против реализации имущества, принадлежащего их сыну, нельзя признать законным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Надлежащим способом устранения нарушений прав административного истца является возложение на администрацию МОГО «Усинск» обязанности повторно рассмотреть обращение от 04.06.2021 финансового управляющего Л.С.М. на совершение сделки по отчуждению долей квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему С.К.В.дд.мм.гггг. г.р.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Л.С.М. к Администрации МОГО «Усинск» об обязании выдать разрешение на совершение сделки по отчуждению долей квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию МОГО «Усинск» обязанность повторно рассмотреть обращение от 04.06.2021 финансового управляющего Л.С.М. на совершение сделки по отчуждению долей квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2022.
Председательствующий - Т.М.Брагина