Дело № 2а-248/2022.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Токаревка 24 августа 2022 года.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи С.Ю. Осокиной
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Т.М. Авдюховой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области об обязании исправить ошибку путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в Генеральный план муниципального образования "Токаревский поселковый округ", и указания в составе Токаревского поселкового округа , инициировать процедуру внесения изменений в Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года № 72-З в части внесения в состав населенных пунктов администрации ФИО2 поселкового округа Тамбовской области, провести процедуру, установленную ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, по опубликованию извещения о предоставлении земельных участков в
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском с учетом его уточнения (т.1 л.д.2-8, т.3 л.д.80) к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области (далее администрация) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В обоснование исковых требований административный истец сослалась на то, что она 26 января 2021 года обратилась в администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом). 2 февраля 2021 года ответчик вынес уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции
объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №. В качестве единственного основания для вынесения Уведомления указано отсутствие в Правилах землепользования и застройки Токаревского поселкового округа и Генеральном плане Токаревского поселкового округа, также имеется ссылка на п.1 ч.10 ст.51 ГрК РФ. Действия администрации в части отказа в строительстве являются незаконными, что установлено Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 13.09.2021. 08.12.2021 Второй Кассационный суд общей юрисдикции вынес решение и обязал администрацию Токаревского поселкового округа выдать ей уведомление. В итоге судебных разбирательств администрация только в 2022 году выдала ей Уведомление о соответствии строительства, в связи с чем срок рассмотрения её уведомления о начале строительства был нарушен более чем на год. Она планирует строительство жилого дома для круглогодичного проживания и ведения личного подсобного хозяйства, для чего ей необходим земельный участок. 28.05.2020 она обратилась в администрацию Токаревского поселкового округа к специалисту по земельным вопросам ФИО1, которая проинформировала её, что для приобретения земельного участка у администрации необходимо вначале провести межевание земельного участка и поставить его на кадастровый учет. С этой целью она обратилась к кадастровому инженеру ФИО2, и тот подготовил необходимые документы по земельным участкам в виде схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и они утверждены постановлениями администрации Токаревского поселкового округа от 26.08.2020 № и №. Затем документы необходимые для постановки на кадастровый учет направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, которая отказала в постановке земельных участков на кадастровый учет. 10.11.2020 она обратилась к административному ответчику с заявлением, о предоставлении ей возможности приобретения двух земельных участков в и исправлении ошибки в Правилах землепользования и застройки муниципального образования Токаревский поселковый округ Токаревского района Тамбовской области (далее ПЗЗ). Ей устно предложили подождать внесения изменений в указанные документы, которое должно было произойти в декабре 2020 года, и подать заявления повторно, причиной отказа, послужило отсутствие в ПЗЗ и Генеральном плане, письменного ответа от администрации не поступило. 08.11.2021 она повторно подала заявление о покупке земельных участков, однако оно удовлетворено не было отказав в устной форме. На протяжении двух лет она не может оформить в собственность земельные участки в , а внесение изменений в ПЗЗ и Генеральный план не производится. Отсутствие в ПЗЗ и Генеральном плане также снимает с администрации обязанность утверждать в перечне автомобильных дорог – , и поддерживать её в рабочем состоянии. В период времени с осени 2020 года по осень 2021 года автомобильная дорога была выведена из рабочего состояния путем полной распашки участка грунтовой дороги длинной около 200 метров от поворота с асфальта на . Поэтому доступ к её земельным участкам был существенно ограничен, ей пришлось искать объездные пути через луг, где она неоднократно застревала и её вытаскивали с помощью сторонней техники, автомобиль повреждался, его приходилось чинить, техническое состояния автомобиля ухудшилось. В зимнее время дорогу заметает снегом и её использовать невозможно. Во время посевной и уборочной по дороге проходит тяжелая сельскохозяйственная техника, поэтому она разбивается, в связи с чем требуется периодическое грейдирование. 10.11.2021 она обратилась в администрацию с целью получения информации о том, когда и каким образом было произведено упразднение , но ответа не получила. 20.04.2021, и 08.11.2021 она обратилась в администрацию с просьбой включить д. Мурыли в ПЗЗ и Генеральный план, однако её просьбы удовлетворены не были и ей было отказано ответчиком. 12.01.2022 она обратилась в администрацию с просьбой включить в ПЗЗ и Генеральный план, инициировать процедуру внесения изменений в Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года №72-З в части внесения в состав населенных пунктов администрации Токарёвского поселкового округа. 23.03.2022 она получила ответ от администрации датированный 04.02.2022г. Выясняя причину отсутствия в документах администрации установлено, что согласно карты Градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, , существующая более ста лет, обозначена как , она числится в , ранее была указана в Уставе ФИО2 поселкового округа до 2009 года, была включена в проект Устава ФИО2 поселкового округа в 2009 году, опубликованный в Специальном выпуске » №) от 05.07.2009. В связи с ошибкой административного ответчика в части «потери» , администрация при разработке изменений в Закон Тамбовской области «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» от 21 июня 1996 года № 72-З в 2008 году «забыла» подать информацию о , в связи с чем в Законе № 72-З она отсутствует. Процедуры ликвидации произведено не было. Отсутствие в ПЗЗ и в Генеральном плане, является прямым нарушением Градостроительного кодекса РФ, препятствуют ей осуществлять строительство на принадлежащих ей участках, её проживанию, ведению личного подсобного хозяйства, ввиду отсутствия возможности приобретения дополнительных земельных участков, отсутствия дороги, все это лишает её права на жилье, установленное п.1 ст.40 Конституции РФ. Исправление ошибки администрации по «потере» , по изменению границ населенных пунктов находятся в компетенции административного ответчика.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Токарёвского поселкового округа Токарёвского района в части не опубликования извещения о предоставлении земельных участков в соответствии со ст. 39.18. Земельного кодекса РФ, по не исправлению ошибки выразившейся в «потере» и не инициированию процедуры внесения в Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года №72-З, не внесении в ПЗЗ и Генеральный план. Обязать администрацию исправить ошибку путем инициирования процедуры внесения изменений в Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года №72-З в части внесения в состав населенных пунктов администрации Токарёвского поселкового округа Токарёвского района , установив разумный срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, путем внесения изменений в ПЗЗ и Генеральный план с указанием в составе ФИО2 поселкового округа , установив срок в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и провести процедуру, установленную ст.39.18 Земельного кодекса РФ, по опубликованию извещения о предоставлении земельных участков в .
Определениями Токаревского районного суда Тамбовской области от 04.07.2022, 20.07.2022, 10.08.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Тамбовской области, Тамбовская областная Дума, администрация Токаревского района Тамбовской области, Токаревский районный Совет народных депутатов Тамбовской области, Токаревский поселковый Совет народных депутатов Токаревского района Тамбовской области. (т.3 л.д.12, 47,73-74).
В судебном заседании административный истец ФИО4, а также её представитель ФИО5, допущенный в силу ч.5 ст. 57 КАС РФ к участию в деле по устному ходатайству истца, занесенному в протокол судебного заседания (диплом т.3 л.д.43), заявленные требования полностью поддержали, просили их удовлетворить, по изложенным в административном иске основаниям, пояснив, что административный ответчик уклоняется от исправления допущенной ошибки по не внесению в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З. Согласились, что инициирование процедуры внесения изменений в Закон № 72-З будет осуществлено административным ответчиком на основании положений ст. 9 Федерального закона от 18.12.1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", с последующим внесением изменений в ПЗЗ и Генеральный план.
Представитель административного ответчика администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области по доверенности ФИО6.(доверенность и диплом т.1 л.д.41, т.3 л.д.11) в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, просила в иске отказать, представив письменные возражения (т.3 л.д.101-108), в котором указала, что населенный пункт с географическим наименованием « ФИО2 » отсутствует в Государственном каталоге географических названий и в Законе Тамбовской области от 21 июня 1996 г. N 72-З. В архивном фонде Тамбовского облисполкома сведения о таком населенном пункте не значатся, нет его и в Уставе ФИО2 в редакции 1996 года. Населенный пункт » значился только в Уставе ФИО2 поселкового округа в период 1992-2009 годов. Основания и документы его включения в Устав поселения установить не удалось. Устав ФИО2 поселкового округа ФИО2 является подзаконным актом, поэтому он был приведен в соответствие с иерархически вышестоящими законами области и государства. Как следует из определения Федеральная (далее ) не закон, а информационная система, формируемая , которая не является законодательным органом. Таким образом, сведения, содержащиеся в не имеют статус закона и должны быть приведены в соответствие с Федеральными и областными законами. Ни Федеральный закон от 18.12.1997 № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", ни Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 г. N 72-З не содержат норм, регламентирующих процедуру по «восстановлению населенного пункта», «исправлению ошибок» и тому подобное, как того требует истец. Считают, что полномочия по принятию решения об обращении в органы исполнительной власти Тамбовской области по вопросу присвоения наименования географическому объекту имеет Токарёвский районный Совет народных депутатов Тамбовской области на основании принятого аналогичного решения Токарёвского поселкового Совета народных депутатов Токарёвского района Тамбовской области, а потому требования истца об установлении администрации Токарёвского поселкового округа Токарёвского района обязанности по инициированию процедур «восстановления населенного пункта», «исправления ошибок – путем инициирования процедуры внесения изменений …», а также установлению каких либо сроков, не подлежат удовлетворению. Также предложения о присвоении наименований географическим объектам могут вноситься гражданами Российской Федерации. Полагают, что поскольку ФИО4 в Токарёвский поселковый Совет народных депутатов Токарёвского района с предложением о присвоении наименований географическому объекту » в установленном законом порядке не обращалась, официальный отказ она не получала, в связи с этим досудебный порядок решения вопроса реализован не был. Требования истца о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Токарёвского поселкового округа, являются преждевременными и не подлежащими удовлетворению. В целях соблюдения жилищных прав истца, администрацией уже подготовлены проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки Токарёвского поселкового округа в новой редакции, где предусмотрено отнесение спорной территории к землям населенных пунктов, с присвоением единственно законного на сегодня действующего наименования на что из областного бюджета и бюджета округа выделено в целом 200 тысяч рублей, указанный факт противоречит заявлениям истца о бездействии администрации и несоблюдении жилищных прав истца.
Администрацией постоянно, в плановом порядке публикуются извещения о предоставлении земельных участков на федеральном сайте в сети Интернет, в установленном законом порядке. Требования истца об обязании администрацию Токаревского поселкового округа провести процедуру, установленную ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, по опубликованию извещения о предоставлении земельных участков в незаконны, поскольку территория, на которой истец предполагает сформировать земельные участки в настоящий момент не является землями населенных пунктов. Основание- землеустроительная документация - Генеральный план и Правила землепользования и застройки Токарёвского поселкового округа Токарёвского района Тамбовской области в действующей редакции, поэтому на землях вне границ населенных пунктов образование земельных участков, предоставление таких земель для личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, запрещено земельным законодательством РФ.
Представители заинтересованных лиц Администрации Тамбовской области, Тамбовской областной Думы, в судебное заседании не явились, в соответствии с письменными пояснением от 14.07.2022 № и отзывом от 28.07.2022№ просили рассмотреть дело в их отсутствие, указывая следующее. Согласно ст. 16 Закона № 72-З населенные пункты, из которых выехали или переселились все жители, а производственные и жилые строения в них ликвидированы, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, рабочих, курортных, дачных поселков или объединены с другими населенными пунктами на основании решения Тамбовской областной Думы. В соответствии со ст. 7 Закона № 72-З в составе Токаревского района Тамбовской области не числится.
По сведениям администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области в 2009 году Устав Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области приведен в соответствие с Законом № 72-З в части исключения из состава Тамбовской области. По ответу Тамбовской областной Думы от 08.02.2021 №-о на письмо ФИО4 о включении в состав населенных пунктов Токаревского района Тамбовской области в Государственном каталоге географических названий не значится. Изменение в Законе № 72-З возможно после присвоения в соответствии с нормами Федерального закона от 18.12.1997 №152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» географическому объекту, расположенному на территории Токаревского района Тамбовской области, данного наименования. Следовательно, администрация Тамбовской области может участвовать в данной процедуре в пределах установленных полномочий при наличии инициативы со стороны органа местного самоуправления. Администрация Тамбовской области оставляет рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда. Тамбовская областная Дума, полагает, что внесение изменений в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-З в части включения в состав населенных пунктов Токаревского района не может быть произведено Тамбовской областной Думой в одностороннем порядке и возможно только при соблюдении всех необходимых условий и процедур, предусмотренных действующим законодательством. Самостоятельных требований по административному делу Тамбовская областная Дума не имеет. (т.3 л.д.30-32,50-51).
Представитель заинтересованного лица администрации Токаревского района в судебное заседание не явился, в своих письменных пояснениях по делу, полагает, что внесение изменений административным ответчиком в ПЗЗ и
Генплан, а затем и опубликование извещения о предоставлении земельных участков в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ возможно только после указания в Законе Тамбовской области № 72-З в составе Токаревского поселкового округа , поэтому в этой части требования ФИО4 заявлены преждевременно. Ссылаясь, на ст.9 ФЗ от 18.12.1997 №152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", на ч.2 ст.18 Закона Тамбовской области от 23.06.2006г. № 51-З "О правовых актах Тамбовской области" считает, что закон не возлагает на администрацию Токаревского поселкового округа обязанность по инициированию процедуры присвоения названия географическому объекту и внесению изменений в закон Тамбовской области, поскольку данное право имеется и у граждан. Кроме того, административным ответчиком предпринимались меры по приведению ПЗЗ и Генплана в соответствии с Законом № 72-З, им подготовлен проект внесения соответствующих изменений в градостроительные документы, в соответствии с которыми территория, на которой административный истец желает построить жилье, войдет в границы населенного пункта , с внесением последующих изменений в Федеральную информационную адресную систему (далее ) и Росреестра, что не лишает и не нарушает жилищных прав ФИО4 (т.3 л.д.96-99).
Представитель заинтересованного лица Токаревского районного Совета народных депутатов Тамбовской области в судебное заседание не явился, в своих пояснениях по делу от 19.08.2022 №, оставлял рассмотрение иска на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что в соответствии с подпунктом «м» пункта 21 части 1 статьи 7 ЗТО № 72-З в состав населенных пунктов Токарёвского поселкового округа Токарёвского района не входит. Согласно пояснениям по административному делу № 2а-248/2022 Тамбовской областной Думы в Государственном каталоге географических названий не значится.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее – ФЗ № 152-ФЗ) населенный пункт является географическим объектом. В соответствии со статьей 10 ФЗ № 152-ФЗ наименования географических объектов подлежат регистрации и учету.
Соответственно внесение изменений в ЗТО № 72-З в части включения в состав населенных пунктов возможно только после присвоения в соответствии с нормами ФЗ № 152-ФЗ географическому объекту данного названия. Токаревский районный Совет народных депутатов Тамбовской области был создан 12.01.1996. ЗТО № 72-З был принят Тамбовской областной Думой 21.06.1996 и вступил в силу 10.07.1996. За период с 12.01.1996 по 10.07.1996, а также по настоящее время Токарёвским районным Советом народных депутатов Тамбовской области решения, касающееся включения в состав с последующим внесением изменений в ЗТО № 72-З в части включения в состав , а также исключения из состава не принимались. (т.3 л.д. 93-94).
Представитель заинтересованного лица Токаревского поселкового Совета
Народных депутатов Токаревского района Тамбовской области в судебное
заседание не явился, с воем письменном заявлении позицию
административного ответчика - администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области поддержал в полном объеме
и просил рассмотреть административный иск в его отсутствие. (т.3 л.д.140).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом суд считает, что данный административный иск подлежит удовлетворению в части.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. (ч.1 ст.218 КАС РФ).
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 209 ГК РФ, гражданин, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу п.2 ч.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Согласно ч.5 п.3. ст.33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 13.09.2021 (с учетом Кассационного определения Второго Кассационного Суда общей юрисдикции от 08.12.2021), решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 20.12.2021, вступившим в законную силу 01.02.2022 уведомления администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области от 02.02.2021 №, от 17.09.2021 № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ФИО4 признаны незаконными, и на административного ответчика возложена обязанность выдать ФИО4 Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым №, расположенным в . Также вышеуказанными судебными актами было установлено и не опровергнуто сторонами и в настоящем судебном заседании, что основанием для выдачи оспариваемого уведомления послужило отсутствие в Правилах землепользования и застройки и Генеральном плане администрации Токаревского поселкового округа сведений о границах населенного пункта - . Материалами дела было подтверждено и это не оспорено административным ответчиком, в том числе и при рассмотрении настоящего административного иска, что границы территории ошибочно не включены в вышеуказанные Правила землепользования и застройки и Генеральный план. (т.1 л.д.17-19, 76-80, 81-85).
Таким образом, обстоятельства изложенные выше, установленные вступившими в законную силу судебными решениями по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, и они не доказываются вновь. Указанными решениями судов факт наличия ошибочного не включения в ПЗЗ и Генплан границы территории в состав администрации Токаревского поселкового округа не требует доказательства при рассмотрении настоящего административного дела.
Не включение административным ответчиком в ПЗЗ и Генплан границы территории в состав администрации Токаревского поселкового округа было обусловлено отсутствием данной деревни в Законе Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области".Рассматривая требования административного истца о признании бездействий административного ответчика незаконными по не исправлению ошибки выразившейся в «потере» и не инициированию процедуры внесения в Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года №72-З, не внесении в ПЗЗ и Генеральный план, суд приходит к выводу, что не бездействие административного ответчика, а именно незаконное действие органа местного самоуправления администрации Токаревского поселкового округа, выразившееся в не внесении в Закон Тамбовской области " №72-З привело к нарушению прав и интересов ФИО4
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из подпункта «м» пункта 21 части 1 статьи 7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" в составе населенных пунктов Токарёвского не значится.(т.2 л.д.207-248).
Согласно, № от 04.06.1996, зарегистрированного , постановление № от 21.06.1996 г. в списке населенных пунктов , не указана. (т.3 л.д.109-112).
Вместе с тем, согласно выписки из ЕГРН, земельный участок, принадлежащий ФИО4 имеет кадастровый №, площадь 1483 кв.м. и расположен по адресу: , относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки.
Согласно также фрагменту карты Градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, вышеуказанный земельный участок находится в границах
Как следует из № от 17.10.1996, принятого решением от 10.07.2005 г. №, зарегистрированного 23.11.2005г. в входит населенный пункт . (т.1 л.д.45-71, т.3 л.д. 7-10).
В 2009 году в Устав не вошла. (т.1 л.д.104-122).
В 2012 году были приняты ПЗЗ и Генплан муниципального образования Токаревский поселковый округ, куда ошибочно не включили .
Однако несмотря на отсутствие в составе населенных пунктов администрации ФИО2 поселкового округа после 2009 года, в 2016 году административный ответчик продолжал предоставлять земельные участки в пользование физическим лицам, указывая в правоустанавливающих документах адрес
Так, по договору аренды № от 24.10.2016, Токаревский поселковый округ предоставил ФИО3, земельный участок, площадью 4380 кв.м., расположенный по адресу: , кадастровый № на срок до 23.10.2036г., категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства. Договор зарегистрирован в 15.11.2016г. По договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 02.04.2021 арендатором является ФИО5, данный договор прошел государственную регистрацию в ЕГРН 15.04.2021г. (т.3 л.д.167-176).
Кроме того, суд принимает во внимание, что несмотря на не включение в Закон № 72-З, ПЗЗ, Генплан, Устав административного ответчика от 2009 года, автодорога числится в перечне автомобильных дорог местного значения Токаревского поселкового округа, что подтверждается Постановлением № от 28.06.2011г. (т.3 л.д.145-147).
Между тем, в сообщении администрации Токаревского поселкового округа от 09.08.2022 № по запросу суда, указано, что сведения о населенном пункте имелись только в книгах похозяйственного учета как "колхоз , " -первая книга заведена в 1957 году, и в редакции 1996 года. В 1992 году Токаревской поселковой администрацией выдавались постановления и свидетельства о праве собственности на земельные участки в , сведения об адресах из которых попали позже при создании федеральных баз учета объектов недвижимого имущества Росреестра и при цифровизации документов. При очередном внесении изменений в в 2009 году из текста были удалены слова " по замечаниям Управления юстиции в целях приведения Устава в соответствие с Законом № 72-З. (т.3 л.д.70).
Как следует из информации Токаревского районного Совета народных депутатов № от 20.06.2022, администрации ФИО2 , решения, касающиеся перечня населенных пунктов входящих в состав Токаревской поселковой администрации Токаревского района Тамбовской области для внесения населенных пунктов в Закон Тамбовской области № 72-З ими не принимались. (т.3 л.д.3,5).
Как установлено судом, административный истец в силу положений ст. 39.2,39.3 ЗК РФ ещё 28.05.2020 обратилась к административному ответчику с целью приобретения двух земельных участков, для строительства жилого дома в , где ей было рекомендовано провести межевание земельных участков, и поставить на кадастровый учет. Кадастровым инженером ФИО2 в августе 2020 года были подготовлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которые были утверждены постановлениями администрации Токаревского поселкового округа от 26.08.2020 №,№ (т.3 л.д.157-160). Земельные участки не были постановлены на кадастровый учет, ввиду приостановки государственной регистрации, в связи с тем, что сведения об адресе (местоположении) образуемого земельного участка внесены не в соответствии с .(т.3 л.д.164).
После чего административный истец 20.04.2021, обратилась в администрацию Токаревского поселкового округа с просьбой включить в состав Генплана и ПЗЗ. (т.1л.д.25)
С аналогичной просьбой ФИО4 обращалась к административному ответчику и 08.11.2021.(т.1л.д.26).
Однако её просьбы административный ответчик не удовлетворил, письменный отказ не предоставил, что ответчиком не опровергнуто.
Затем 09.11.2021 ФИО4 снова обратилась к административному ответчику с просьбой предоставить ей возможность приобрести два земельных участка в , и исправить ошибку в ПЗЗ путем указания в составе . (т.1 л.д.24).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд делает вывод о том, что в 1996 году список (перечень) населенных пунктов входящих в состав Токаревской поселковой администрации Токаревского района Тамбовской области для внесения населенных пунктов в Закон Тамбовской области № 72-З, изготавливался именно административным ответчиком, впоследствии был предоставлен в администрацию Токаревского района, в связи с чем в списке населенных пунктов в от 1996 года, не оказалось.
Анализируя вышеизложенное, суд считает, что при составлении списка населенных пунктов входящих в состав Токаревской поселковой администрации, административным ответчиком была допущена ошибка по не включению в состав населенных пунктов .
Суд приходит к выводу, поскольку ФИО4 является также и собственником земельного участка, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации дает ей право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, реализация ее прав как собственника земельного участка, в том числе права на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от нераспорядительности уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки, на территорию, в пределах которой находится земельный участок заявителя, либо внесению изменений в соответствующие документы.
Поэтому, суд полагает, что совокупность условий, предусмотренная частью 2 статьи 227 КАС РФ, свидетельствующая о несоответствии оспариваемого действия требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, и нарушении в связи с этим прав административного истца, по настоящему делу установлена.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что установленной процедуры ликвидации населенного пункта до 1996 года органом местного самоуправления не производилось, суд считает необходимым признать незаконным действие административного ответчика по не внесению в состав в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 21 июня 1996 г.), не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно в настоящее время лишает административного истца права на жилищное строительство, гарантированное ей ст. 40 Конституции РФ, которая в силу ст. 15 Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Следовательно, заявления административного ответчика, и заинтересованного лица администрации Токаревского района (изложенные в письменных пояснениях) о соблюдении прав административного истца на жильё, путем разработки проекта внесения соответствующих изменений в ПЗЗ и Генплан, в соответствии с которыми, территория на которой административный истец желает построить жилье, войдет в границы населенного пункта не основаны на законе.
Рассматривая требования ФИО4 об обязании администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области исправить допущенную ошибку по не внесению в Закон № 72-З, путем инициирования процедуры внесения изменений в данный закон с указанием в составе населенных пунктов администрации, с последующим внесением изменений в ПЗЗ и Генплан, определив разумный срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит их подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ"О наименованиях географических объектов" предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ присвоение наименований географическим объектам (за исключением республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, городов Российской Федерации) и переименование указанных географических объектов осуществляются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
На основании ст. 12 Закона Тамбовской области от 21 июня 1996 г. N 72-З"Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области"(принят Тамбовской областной Думой 21 июня 1996 г.) включение населенных пунктов в состав городов, рабочих, курортных и дачных поселков производится Тамбовской областной Думой по представлениям соответствующих районных, городских представительных органов, согласованным с исполнительными органами местного самоуправления и Администрацией области. Для рассмотрения вопроса о включении населенных пунктов в состав городов, рабочих, курортных и дачных поселков в областную Думу представляются следующие документы:
а) решение соответствующего районного, городского, поселкового представительного органа по данному вопросу;
б) решение общего собрания (схода) граждан включаемого населенного пункта;
в) объяснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о территории города, рабочего, курортного, дачного поселка, численности его населения, расстоянии, на котором населенный пункт находится от города, рабочего, курортного, дачного поселка, о размере территории, включаемой с населенным пунктом, ее землепользователях и перспективах использования в городе, рабочем курортном, дачном поселке, о численности населения населенного пункта и структуре занятости; сведения о промышленных предприятиях и социально-культурных учреждениях населенного пункта; как увязывается включение населенного пункта в состав города, рабочего, курортного, дачного поселка с генеральным планом его развития;
г) схематический план города, рабочего, курортного, дачного поселка с указанием городской (поселковой) черты, территории, включаемой вместе с населенными пунктами, и экспликацией присоединяемых земель.
Исходя из приведенных выше норм закона изменение в Законе № 72-З возможно после присвоения в соответствии с нормами Федерального закона от 18.12.1997 №152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» географическому объекту, расположенному на территории Токаревского района Тамбовской области, данного наименования.
Вышеуказанная позиция подтверждена заинтересованными лицами: Тамбовской областной Думой, Администрацией Тамбовской области, а также Токаревским районным Советом народных депутатов Тамбовской области.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Как следует из пояснений административного истца ФИО4 в суде, административный ответчик уклоняется от обязанности исправить допущенную ошибку по не внесению в Закон Тамбовской области № 72-З, не желает инициировать процедуру внесения изменений в указанный закон, полагая присвоение наименований географическим объектам экономически невыгодным, что не оспаривается самим представителем административного ответчика ФИО6
Поскольку, суд, признавая незаконным действие администрации Токаревского поселкового округа по не внесению в Закон № 72-З, с учетом конкретных обстоятельств дела, пояснений истицы, считает возможным восстановить нарушенные права административного истца и возложить на администрацию Токаревского поселкового округа обязанность исправить допущенную ошибку по не внесению в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З путем инициирования процедуры внесения изменений в указанный Закон № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" в части внесения в состав населенных пунктов администрации Токаревского поселкового округа в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 18.12.1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", с последующим внесением изменений в ПЗЗ и Генплан с указанием в составе населенных пунктов администрации Токаревского поселкового округа, установив административному ответчику разумный срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, исковые требования административного истца ФИО4 о признании незаконным бездействия администрации Токарёвского поселкового округа в части не опубликования извещения о предоставлении земельных участков в соответствии со ст. 39.18. Земельного кодекса РФ, и обязании административного ответчика провести процедуру, установленную ст.39.18 ЗК РФ, по мнению суда заявлены преждевременно, поскольку опубликование извещения о предоставлении земельных участков в может быть произведено органом местного самоуправления только после внесения изменений в Закон Тамбовской области № 72-З, в ПЗЗ и Генплан, а потому суд считает необходимым в удовлетворении данных требований, отказать.
Доводы административного ответчика о том, что сама ФИО4 имеет возможность самостоятельного обращения в Токаревский поселковый Совет народных депутатов с предложением о присвоении наименований географическим объектам, а из-за её не обращения не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, орган местного самоуправления не обязан выходить с данным предложением, суд считает несостоятельными ввиду того, что ФИО4 обратилась в орган местного самоуправления не с предложением о присвоении наименований географическим объектам, а с просьбой предоставления ей земельных участков для жилищного строительства, права истца были нарушены только действиями администрации ФИО2 поселкового округа, а не Токаревским поселковым Советом народных депутатов ФИО2 , который вообще не наделен полномочиями по предоставлению земельных участков гражданам, отсутствуют у ФИО2 поселкового Совета народных депутатов и полномочия на внесение изменений в ПЗЗ и Генплан, поскольку в силу положений ст.ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, п. 26 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такими правами и обязанностями наделен лишь орган местного самоуправления администрация ФИО2 поселкового округа .
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
1. Административное исковое заявление ФИО4 к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области об обязании исправить ошибку путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в Генеральный план муниципального образования "Токаревский поселковый округ", и указания в составе Токаревского поселкового округа , инициировать процедуру внесения изменений в Закон Тамбовской области от 21 июня 1996 года № 72-З в части внесения в состав населенных пунктов администрации Токаревского поселкового округа Тамбовской области, провести процедуру, установленную ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, по опубликованию извещения о предоставлении земельных участков в удовлетворить в части.
2. Признать незаконными действия администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области, выразившиеся в не внесении в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 21 июня 1996 г.), в Правила землепользования и застройки и Генеральный план муниципального образования Токаревский поселковый округ Токаревского района Тамбовской области.
3.Обязать администрацию Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области исправить допущенную ошибку по не внесению в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" путем инициирования процедуры внесения изменений в Закон Тамбовской области от 21.06.1996 года № 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" в части внесения в состав населенных пунктов администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 18.12.1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", с последующим внесением изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план муниципального образования Токаревский поселковый округ Токаревского района Тамбовской области с указанием в составе населенных пунктов администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района Тамбовской области в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
4. В остальной части административного иска ФИО4, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Токаревский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Ю.Осокина
Решение суда в окончательной
форме принято 1 сентября 2022 года.
Судья: С.Ю.Осокина