ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/18 от 16.08.2018 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

дело № 2а-249/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2018 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Волковой В.Е. с участием:

административного истца – пом. прокурора Ахтамьяновой Г.Р.

представителя административного ответчика – ФИО1

представителя заинтересованного лица ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования п. Мотыгино к администрации п. Мотыгино о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и принять в установленном порядке лесохозяйственный регламент в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования п. Мотыгино в течение шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

прокурор района Иванов П.А. обратилась в суд с административным иском о признании бездействие администрации п. Мотыгино по непринятию мер, направленных на разработку и принятие в установленном порядке лесохозяйственного регламента лесничеств в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования п. Мотыгино незаконным; обязании администрации п. Мотыгино разработать и принять в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничеств в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования п. Мотыгино в течение шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Мотыгинского района проведена проверка исполнения администрацией п. Мотыгино лесного законодательства, в результате которой установлено, что согласно генерального плата п. Мотыгино на территории п. Мотыгино расположены муниципальные леса на площади 2,0 га., вместе с тем, лесохозяйственный регламент муниципальных лесов п. Мотыгино не принят.

В судебном заседании административный истец - пом. прокурора Ахтамьянова Г.Р., требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - и.о. главы администрации п. Мотыгино ФИО1, с требованиями административного иска согласился, просил увеличить срок для исполнения обязанности до 31.12.2019.

Представитель заинтересованного лица КГБУ «Мотыгинское лесничество» ФИО2, требования прокурора поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, предъявленные к администрации п. Раздолинск обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84 К РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.

В силу положений ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 1.1. ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12ю2011 № 516, устанавливающий требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии о ст. 81-84 ЛК РФ. основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 8, 9, 10 Состава лесохозяйственных регламентов).

В соответствии с ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях неселенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

Статьей 98 ЛК РФ предусмотрено, что на территории муниципального образования контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляется органами местного самоуправления.

Судом установлено, что 19.03.2018 в прокуратуру Красноярского края поступило письмо Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, согласно которого перечнем поручений Президента РФ от 28.12.2016 №ПР-2563 по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта "Форум действий" Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ городских лесов, расположенных на землях неселенных пунктов, и внести сведения о таких лесах в Единый государственный реестр недвижимости (подпункт "б" пункта 2 перечня поручений), в связи с чем просит принять меры по созданию и организации городских лесничеств (лесопарков), установлению их границ.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией п. Раздолинск лесного законодательства. В ходе проверки установлено, что согласно генерального плата п. Мотыгино на территории п. Мотыгино расположены муниципальные леса на площади 2,0 га., вместе с тем, лесохозяйственный регламент муниципальных лесов п. Мотыгино не принят.

Из объяснении ФИО1, данные им помощнику прокурора Мотыгинского района Ахтамьяновой Г.Р. следует, что на территории муниципального образования п. Мотыгино расположены муниципальные леса, которые обозначены на генеральном плане поселка зеленым цветом. Лесохозяйственный регламент лесничеств в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования поселок Мотыгино не разработан и не принят в установленном порядке по причине отсутствия денежных средств.

Таким образом, отсутствие лесохозяйственного регламента не позволяет надлежащим образом обеспечить охрану, защиту воспроизводство городских лесов, что исключает оперативное принятие мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий. Кроме того, может отрицательно отразиться как на санитарном их состоянии, так и привести к уменьшению площади городских лесов, увеличению незаконных рубок.

При таких обстоятельствах, суд руководствуясь приведенными выше нормами права, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.

Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламентов в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является администрация. Поскольку со стороны администрации п. Мотыгино суду не было представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных на территории муниципального образования п. Мотыгино, суд, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления прокурора.

Удовлетворяя исковые требования и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности устранения выявленных нарушений, суд считает предложенный истцами срок не обоснованным, поскольку в указанный срок ответчик не сможет в полной мере обеспечить надлежащее исполнение возложенной обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КСА РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А., удовлетворить.

Признать бездействия администрации п. Мотыгино, выраженное в непринятии мер, направленных на разработку и принятие в установленном порядке лесохозяйственного регламента лесничеств в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования п. Мотыгино незаконным.

Обязать администрацию п. Мотыгино разработать и принять в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничеств в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования п. Мотыгино в срок до 31.12.2019.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 21.08.2017.

Председательствующий судья И.М. Василькова