ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2504/2023 от 26.09.2023 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32RS0027-01-2023-000429-88

Дело № 2а-2504/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года гор. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Сочень Т.Ю.

при секретаре Нехаевой Ю.А.,

с участием представителя административного истца, действующего на основании доверенности № 17-2023 от 23.08.2023 г., помощника прокурора Советского района города Брянска Ламекина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с административными исками в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильных дорог г. Брянска: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького, ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления г. Брянска. В ходе проверки установлено, что Брянской городской администрацией и Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации до настоящего времени не проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории города Брянска: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького. В нарушение Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, Брянской городской администрацией допущено бездействие по необеспечению паспортизации автомобильных дорог, которое нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Постановлением Брянской городской администрации от 07.10.2022 г. № 3648-п утвержден перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, Брянской области, Российской Федерации, в том числе дороги местного значения: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького. В целях устранения указанных нарушений 12.12.2022 г. Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части не проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе, вышеуказанных автомобильных дорог. Указанное представление рассмотрено. Согласно ответу Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации работы по паспортизации дорог общего пользования выполняются специализированными организациями за соответствующую оплату. Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации ежегодно в потребности средств бюджета городского округа город Брянск на отрасль ЖКХ обозначается необходимая сумма денежных средств на паспортизацию автомобильных дорог. Денежные средства Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации на 2022 и 2023 годы в полном объеме для обеспечения мероприятий отрасли ЖКХ не выделены. С учетом поступившего представления, в Финансовое управление Брянской городской администрации дополнительно направлено письмо о выделении денежных средств для проведения в 2023 году процедуры отбора организации с целью паспортизации (разработки технических паспортов) автомобильных дорог. Вместе с тем, нарушения законодательства о безопасности дорожного движения до настоящего времени фактически не устранены, меры по соблюдению требований законодательства по паспортизации дорог Брянской городской администрации не принимались длительное время. Несоблюдение Брянской городской администрацией изложенных требований законодательства, выразившееся в необеспечении организации паспортизации дорог общего пользования, создает угрозу дезорганизации нормативно установленной безопасности дорожного движения, вследствие чего ведет к нарушению соответствующих прав граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования Советского района г. Брянска, круг которых определить не представляется возможным. На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького; возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького.

Определениями Советского районного суда г. Брянска от 03.05.2023 г., 05.05.2023 г., 30.05.2023 г., 02.06.2023 г., 29.06.2023 г. производства по административным делам: № 2а-2566/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Ромашина), № 2а-2565/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Спартаковская), № 2а-3376/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. 2-я Ломоносова), № 2а-3375/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (пер. Попова), № 2а-3373/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. 2-я Почепская), № 2а-3374/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. 3-я Линия), № 2а-3372/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. 2-я Линия), № 2а-3371/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (пер. Мало – Фокинский), № 2а-3370/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (пер. Крупской), № 2а-3367/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Петрова), № 2а-3369/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Пионерская), № 2а-3566/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. 9 января), № 2а-2171/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Вали Сафроновой), № 2а-2172/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Нижний Судок), № 2а-2173/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (б-р Гагарина), № 2а-2175/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (пер. 2-й Телевизорный), № 2а-3831/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. А.М. Рекункова), № 2а-3763/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Вербная), № 2а-3765/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. 3-я Ново-Топальская), № 2а-4129/2023 по административному иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (ул. Горького) были объединены в одно производство с административным делом № 2а-2504/2023 по иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении провести паспортизацию автомобильной дороги (пер. Авиационный). После объединения в одно производство административному делу по исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий присвоен № 2а-2504/2023.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела к участию в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Финансовое управление Брянской городской администрации.

Дело рассмотрено в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителя административного ответчика Брянской городской администрации, представителей заинтересованных лиц Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, Финансового управления Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших об уважительности причин неявки в судебное заседание.

Информация о времени и месте рассмотрения административного дела, в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, была своевременно размещена на сайте Советского районного суда г. Брянска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представитель Брянской городской администрации в письменном отзыве исковые требования не признал, указал, что положения ГОСТ 33388-2015 не являются обязательными и применяются на добровольной основе, в бюджете города денежные средства, необходимые для подготовки паспортов автомобильных дорог, заложены не были, однако указанные работы требуют дополнительных расходов бюджета, в случае удовлетворения иска, просил установить разумный срок для исполнения решения суда - один год.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Советского района города Брянска Ламекин В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд иск удовлетворить.

Выслушав доводы представителя административного истца, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое бездействие Брянской городской администрации по необеспечению паспортизации автомобильных дорог является длящимся, таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не пропущен.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района города Брянска по результатам проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлено, что не обеспечена паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории города Брянска: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького.

Постановлением Брянской городской администрации от 7 октября 2022 года № 3648-п утвержден Перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, Брянской области, Российской Федерации, в который вошли, в том числе пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького.

В целях устранения указанных нарушений 12 декабря 2022 года Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части не проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе, вышеуказанных автомобильных дорог. Указанное представление рассмотрено.

Согласно ответу Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации № 25/16-7795 от 28 октября 2022 года в 2009 году согласно заключённому договору с ФГБУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ проведена частичная инвентаризация и паспортизация дорог города, в том числе ул. Фокина, проспект Ленина, проспект Станке Димитрова, ул. Бежицкая и ул. Красноармейская, однако в связи с многочисленными изменениями, вносимыми при капитальном ремонте сведения являются не актуальными на 2022 год. Финансовые средства на паспортизацию не выделялись.

В письме от 20 декабря 2022 года № 25/16-9284 Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации сообщил прокурору, что денежные средства на 2023 год не выделялись, направлены дополнительные заявки в финансовое управление Брянской городской администрации.

Обращение прокурора с указанным административным иском вызвано тем, что бездействие административного ответчика по паспортизации автомобильных дорог г. Брянска: : пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения при использовании данной автомобильной дороги общего пользования. Отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу не позволяет объективно оценивать ее состояние и состояние дорожных сооружений, приводит к ее ненадлежащему содержанию.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 2, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Брянской городской администрации от 7 октября 2022 года № 3648-п утвержден Перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, Брянской области, Российской Федерации, в который вошли, в том числе пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького.

Согласно статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Административным ответчиком не оспаривалось, что собственником спорных автомобильных дорог является город Брянск.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В соответствии с абзацем 11 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Приказом Госстандарта от 31 августа 2016 № 1004-ст введен в действие ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», который распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 3.8 названного ГОСТ 33388-2015, паспортизацией автомобильных дорог является учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных.

Согласно пункту 4.2.1 этого же ГОСТ 33388-2015, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов (пункты 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015).

Результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета (пункт 9.1 ГОСТ 33388-2015).

Таким образом, отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение Брянской городской администрации обязанностей по содержанию автомобильных дорог. Бездействие ответчика нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что паспортизация дорог необходима для получения данных о техническом состоянии дорог, а состояние дорог и своевременные работы по устранению их недостатков напрямую связаны с безопасностью дорожного движения, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц.

Учитывая, что в отношении автомобильных дорог, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Брянской городской администрации от 07.10.2022 № 3648-п, не была проведена паспортизация, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия административного ответчика.

Возлагая на административного ответчика обязанность провести паспортизацию автомобильной дороги, суд руководствуется положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание необходимость получения денежных средств на выполнение требований административного истца, суд считает необходимым предоставить административному ответчику срок исполнения решения до 26.09.2024 года.

Доводы административного ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании закона, так как закон не содержит положений о добровольности действий по паспортизации автомобильной дороги, при этом ссылки на ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» являются несостоятельными.

Довод представителя Брянской городской администрации о том, что в бюджете городского округа г. Брянск денежные средства, необходимые для подготовки паспортов автомобильных дорог, заложены не были, в то время как указанные работы требуют дополнительных расходов бюджета, также является несостоятельным

Отсутствие финансирования не влияет на изменение или отмену обязанности по паспортизации автомобильных дорог, поскольку согласно статьям 12 и 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Статьями 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Брянской городской администрации (Брянская область, город Брянск, проспект Ленина, дом 35, ОГРН: 1023202743574, дата присвоения ОГРН: 04.12.2002, ИНН: 3201001909, КПП: 325701001), выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения города Брянска: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького.

Обязать Брянскую городскую администрацию (Брянская область, город Брянск, проспект Ленина, дом 35, ОГРН: 1023202743574, дата присвоения ОГРН: 04.12.2002, ИНН: 3201001909, КПП: 325701001) в срок до 26 сентября 2024 года провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Брянска: пер. Авиационный, ул. Ромашина, ул. Спартаковская, ул. 2-я Ломоносова, пер. Попова, ул. 2-я Почепская, ул. 3-я Линия, ул. 2-я Линия, ул. 9 января, ул. Петрова, пер. Крупской, ул. Пионерская, пер. Мало – Фокинский, ул. Вали Сафроновой, ул. Нижний Судок, б-р Гагарина, пер. 2-й Телевизорный, ул. А.М. Рекункова, ул. Вербная, ул. 3-я Ново-Топальская, ул. Горького.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 03.10.2023 г.