ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2507/17 от 06.10.2017 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело 2а-2507/2017

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2017 года город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Федорца А.И.,

при секретаре судебного заседания Пащенко Е.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2507 по административному иску ФИО3 к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, обязании внести изменения в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск в отношении земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, обязании внести изменения в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск в отношении земельного участка.

В обоснование изложенных требований в заявлении административного истца указано, что ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением, в котором просил внести изменения в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, утвержденные Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПЗЗ) в отношении данного земельного участка, изменив зону Н-2 (в которой ранее находился его земельный участок) на зону СХН-1 (зона ведения коллективного садоводства и дачного хозяйства). ДД.ММ.ГГГГ Муниципальная межведомственная комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, рассмотрев заявление ФИО3, отказала в его удовлетворении по причине не соответствия Генеральному плану городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральска Свердловской области. Данный отказ, административный истец обжаловал в судебном порядке. В ходе рассмотрения в суде первой инстанции органом местного самоуправления были внесены изменения в ПЗЗ. Участок ФИО4 после изменений, расположен в зоне СХ-2 (зона сельскохозяйственный угодий). Данная зона не предусматривает ведение коллективного садоводства и дачного строительства, как и ранее зона Н-2. Зона СХН-1 была исключена. В связи с этим, ФИО3 отказался от своих исковых требований, дело было прекращено, судьей Первоуральского городского суда (судья Ю.Г. Логунова) было вынесено Определение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по данному делу (дело № 2а-3520/2016). После этого, ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Первоуральск с заявлением, в котором просил внести изменения в ПЗЗ, сменив зону СХ-2 (зона сельскохозяйственный угодий - территории, используемые или предназначенные к использования в соответствии со ст. 79 ЗК РФ) на зону СХ-3, зона, предусматривающая ведение коллективное садоводство и дачное строительство. ДД.ММ.ГГГГ письмом за номером Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Первоуральск отказало ФИО3 во внесении изменений ПЗЗ. С данным отказом административный истец не согласился и обжаловал его в судебном порядке. 06.02.2017 года (дело № 2а-212/2017) Первоуральский городской суд в составе председательствующего судью Ю.Г. Логуновой, признал незаконными действия Администрации г.о. Первоуральск об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории г.о. Первоуральск, выраженные в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве устранения нарушенных прав, обязал Администрацию г.о. Первоуральск рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории г.о. Первоуральск на заседании муниципальной межведомственной комиссии по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории г.о. Первоуральск Свердловской области в соответствии с действующим Земельным законодательством Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Муниципальная межведомственная комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, исполняя решение Первоуральского городского :уда, рассмотрела заявление ФИО3 и вновь приняла решение об отказе в связи с тем, что территория не соответствует Генеральному плану г.о. Первоуральск Свердловской области (территория объектов сельскохозяйственного использования - земли сельскохозяйственного назначения), Генеральному плану села Новоалексеевское коммунально-складсткая зона (за расчетный срок). Отказ получен представителем ФИО3 почтой. Данный отказ Комиссии административный истец считает незаконным и нарушающим его права как собственника земельного участка, в связи с этим вынужден братиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Согласно ПЗЗ, зона СХ-2 - зона сельскохозяйственных угодий. Зона сельскохозяйственных угодий - территории, используемые или предназначенные к использованию в соответствии со ст. 79 Земельного кодекса РФ. Зона СХ-2 не предусматривает использование земельного участка для целей ведения гражданами коллективного садоводства и дачного строительства. В связи с этим, истец был ынужден обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением внесении изменений в ПЗЗ и прохождения всей необходимой процедуры. Поскольку земли в составе спорного земельного участка не относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, полагает, что изменение категории эти земель возможно. При отсутствии информации у органа местного самоуправления о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:58:2902019:579 относится к сельскохозяйственным угодьям, без законных на то оснований Администрация установила зону СХ-2 в отношении земельного участка, принадлежащий Истцу на праве собственности. Причем ранее в отношении спорного земельного участка была установлена зона Н-2, территории резервируемые для развития населенных пунктов в границах земель различных категорий с неустановленными регламентами до утверждения градостроительной документации г.о. округа в части данных населенных пунктов, то есть и ранее данный участок не был отнесен к сельскохозяйственным угодьям, сведений об этом также не было и в ГКН. Основанием для отказа во внесении изменений в ПЗЗ в отношении спорного земельного участка послужило то, что данная территория не соответствует Генеральному плану г.о. Первоуральск Свердловской области, а также не соответствует Генеральному плану села Новоалексеевское. Ранее основания для отказа были иные. Таким образом, по одному заявлению Администрация г.о. Первоуральск вынесла два решения об отказе противоречащие друг другу в отношении спорного земельного участка. Однако Истец полагает, что обстоятельства установленные судом по делу № 2а- 212/2017, приобщенные документы и письменные пояснения Администрации являются достоверными. Поэтому отказ Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по иным основаниям следует признать незаконным. Отказ Администрации во внесении изменений в ПЗЗ противоречит закону и нарушает его права как собственника земельного участка, так как орган местного самоуправления ограничивает его право на свободное использование и распоряжение земельного участка для других целей, незапрещенных действующим законодательством. Просит признать незаконным решение Муниципальной межведомственной комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области выраженные в выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, обязать Администрацию городского округа Первоуральск, подготовить проект решения Главы городского округа Первоуральск о внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск о смене зоны СХ-2 на зону СХ-3 (зона ведения коллективного садоводства и дачного строительства),

Представитель административного истца ФИО1 доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представителем административного ответчика ФИО2 в судебное заседание предоставлен отзыв на исковое заявление, дополнение к отзыву, в соответствии с которым Администрация городского округа Первоуральск с доводами, изложенными в административном исковом заявлении не согласна. Во исполнение решения Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2017 г. по делу № 2а-212/2017 заявление Административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в ПЗЗ в части смены зоны СХ-2 на зону СХ-3 применительно к земельному участку с КН было рассмотрено на заседании муниципальной межведомственной комиссии по внесению изменений в ПЗЗ (ММВК) ДД.ММ.ГГГГ Решение ММВК: отказать, территория не соответствует Генеральному плану городского округа Первоуральск СО (территория объектов сельскохозяйственного использования - земли сельскохозяйственного назначения), Генеральному плану села Новоалексеевское (коммунально-складская зона (за расчетный срок). Генеральные планы городских округов утверждаются в соответствии со ст. 23-28 Градостроительного кодекса РФ, в том числе Генеральный план с. Новоалексеевское при утверждении прошел установленную процедуру. Замечаний и предложения в отношении утвержденного Генерального плана с. Новоалексеевское от Административного Истца не поступало, в том числе Административный Истец не обращался в Администрацию с заявлением о внесении изменений в Генеральный план ГО Первоуральск применительно к с. Новоалексеевское касательно земельного участка с КН . В соответствии с ПЗЗ земельный участок с КН расположен в зоне СХ-2 (зона сельскохозяйственных угодий). В соответствии с сведениями государственного кадастра недвижимости, спорный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем, в феврале 2016 года был утвержден Генеральный план с. Новоалексеевское и ввиду вышеизложенного ПЗЗ были актуализированы, приведены в соответствие с действующим законодательством, с фактическим кадастровым делением, а так же классификатором видов разрешенного использования. Генеральный план, являясь документом территориального планирования, утверждается с целью развития соответствующей территории, а именно Генеральный план с. Новоалексеевское предусматривает развитие жилой застройки, а не размещение коллективных садов (для дачного строительства). Отказ ММВК от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным, так как, в случае установления зоны СХ-3 в данной территории не позволит реализовать Генеральный план с. Новоалексеевское, что нарушит в свою очередь требования ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ. В настоящее время, ЗУ С КН расположен в территориальной зоне СХ-2. Данная зона установлена ПЗЗ - местным нормативно-правовым актом. В части установления зоны СХ-2 применительно к данному земельному участку Административным Истцом не оспаривалось. Согласно Генеральному плану городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области, Генеральному плану с. Новоалексеевское (Решение ПГД от ДД.ММ.ГГГГ. и Решение ПГД от ДД.ММ.ГГГГ) применительно к территории с. Новоалексеевское земельный участок с КН относится к территории кварталов индивидуальной жилой застройки за расчетный срок. С учетом изложенного у Администрации в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ отсутствуют основания для принятия решения о внесении изменений в ПЗЗ, поскольку предлагаемое истцом изменение территориальной зоны не соответствует документам территориального планирования, что является недопустимым на основании ч. 3 ст.31 Градостроительного кодекса РФ. Таким образом, требования истца о признании незаконным решения ответчика об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки удовлетворению не подлежат. При этом Административный Истец не лишен возможности обратиться в Администрацию с заявлением о внесении соответствующих изменений в Генеральный план ГО Первоуральск. Требования Административного Истца о возложении обязанности по подготовке решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки удовлетворению не подлежит, как производное от первоначального требования. Кроме того, исходя из положений ст.8 Градостроительного кодекса РФ, ст.11 Земельного кодекса РФ, вопросы установления ПЗЗ находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления. В связи с этим суд не вправе разрешать данный вопрос по существу вместо указанного органа. Представленное Административным Истцом в суд письмо Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия СО от ДД.ММ.ГГГГ не следует принимать во внимание, так как, нельзя считать его актуальным по состоянию на октябрь 2017 года. Территориальная зона СХ-2 была установлена применительно к земельному участку с КН в соответствии с категорией земельного участка и видом разрешенного использования согласно данным Росреестра. Использование данного ЗУ осуществляется в соответствии со ст. 79 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Положениями указанных НПА не предусматривается возможность размещения коллективных садов и дачного строительства. В обжалуемом решении ММВК от ДД.ММ.ГГГГ имеется опечатка, а именно согласно Генеральному плану городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области, утвержденного Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. (в ред. Решения ПГД от ДД.ММ.ГГГГ) применительно к территории с. Новоалексеевское земельный участок с КН относится к территории кварталов индивидуальной жилой застройки за расчетный срок.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала в полном объеме доводы отзыва, дополнения к отзыву на исковое заявление.

Представителем заинтересованного лица Первоуральской городской Думы ФИО5 предоставлены письменные возражения, в соответствии с которыми Первоуральская городская Дума возражает против требований, изложенных административным истцом, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц». В свою очередь согласно ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Административный истец обращался в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением, в котором просил внести изменения в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>: заменить зону СХ-2 (зона сельскохозяйственных угодий) на зону СХ-3 (зона ведения коллективного садоводства и дачного строительства). Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план городского округа Первоуральск за исключением города Первоуральск Свердловской области, решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ в него внесены изменения применительно к территории села Новоалексеевское. Согласно документам территориального планирования спорный земельный участок находится за границами населенного пункта, в пределах перспективной территории жилой застройки на расчетный срок. Генеральным планом с. Новоалексеевское не предусмотрено на данной территории размещения объектов дачного назначения. Таким образом, в случае изменения зонирования спорного земельного участка произойдет нарушение части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, так как правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования. В процессе утверждения и согласования генерального плана села Новоалексеевское замечаний и предложений от административного истца не поступало, с заявлением о внесение изменений в Генеральный план города Первоуральск применительно к с. Новоалексеевское касательно земельного участка с КН истец не обращался. Просим в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Первоуральской городской Думы, административный истец в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания правомерности действия (бездействия) должностных лиц возложено административного ответчика.

Судом установлено, что ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения сельского хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 15)

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальная межведомственная комиссия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области приняла решение об отказе в связи с тем, что территория не соответствует Генеральному плану г.о. Первоуральск Свердловской области, Генеральному плану села Новоалексеевское (за расчетный срок).

В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).

Постановлением Главы Администрации городского округа Первоуральск от 3 августа 2015 г. N 1654 утверждено Положение "О муниципальной межведомственной комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск", в соответствии с которым Комиссия по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округ Первоуральск является постоянным действующим коллегиальным совещательным органом.

Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие полномочия: рассматривает предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; подготавливает проект решения Главы городского округа Первоуральск о внесении изменений в Правила; организовывает и проводит публичные слушания по вопросам внесения изменений в Правила, иным вопросам землепользования и застройки; иные полномочия, отнесенные к компетенции комиссии муниципальными правовыми актами администрации городского округа Первоуральск. Заседания комиссии оформляются протоколом, протокол подписывается присутствующими на заседании членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

В соответствии с выкопировкой из Правил землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, утвержденных Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), спорный участок расположен в территориальной зоне СХ-2.

В соответствии с заявлением ФИО3 он просит изменить существующую зону СХ-2, на которой расположен спорный земельный участок, на зону СХ-3, предусматривающую ведение коллективного садоводства и дачного строительства.

Вместе с тем, действующими на данный момент Генеральным планом городского округа Первоуральск Свердловской области, Генеральным планом села Новоалексеевское (за расчетный срок) ведение коллективного садоводства и дачного строительства на территории спорного земельного участка не предусмотрено, что подтверждено предоставленными выкопировками из генеральных планов.

Таким образом, обжалуемое решение муниципальной межведомственной комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении предложения о внесении изменений в ПЗЗ является обоснованным, принято в пределах компетенции данного органа и на основе действующих нормативно-правовых актов.

При этом, как Генеральный план городского округа Первоуральск или села Новоалексеевкое, так и Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, являются нормативно-правовыми актами.

В соответствии с ч. 15 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Административный истец ссылается в своих доводах, что решение о присвоении зоны СХ-2 под спорным земельным участком было принято изначально незаконно, без учета мнения собственника земельного участка.

Оспариваемое решение муниципальной межведомственной комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, не является обязательным как для главы администрации, так и для Первоуральской городской Думы. Как Администрация городского округа Первоуральск, так и Первоуральская городская Дума выразили свое отношение к вопросу об изменении функциональной зоны под спорным земельным участком.

Решение суда об обязании административного ответчика принять конкретное решение приведет к противоправному вторжению в компетенцию соответствующих органов местного самоуправления, что противоречит установленному ст. 10 Конституции Российской Федерации принципу разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную.

Учитывая позицию административного ответчика, в соответствии с которой он не усматривает возможности текущего изменения территориальной зоны под спорным земельным участком, а существующая территориальная зона противоречит интересам административного истца, административный истец не лишен возможности обжаловать непосредственно нормативно-правовые акты, которые препятствуют реализации его полномочий как собственника, либо ставить вопрос о внесении изменений в генеральный план, инициировать проведение публичных слушаний.

Оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований суд не усматривает

руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, обязании внести изменения в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск в отношении земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись Федорец А.И..

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>