ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2532/2021 от 27.07.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2532/2021

55RS0007-01-2021-003811-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года

Центральный районный суд в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Горобец В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению БАИ к прокуратуре о признании незаконным действий по перенаправлению обращения, возложении обязанности вынести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина,

установил:

БАИ обратился в суд с административным иском к о признании незаконным действий по перенаправлению обращения, возложении обязанности вынести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В обосновании заявленных требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру с жалобой на отказ Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по (далее - Омскстат) в предоставлении информации за ДД.ММ.ГГГГ года о числе умерших в по основным классам причин смерти (), а также о числе умерших в от внешних причин за те же периоды времени.

По результатам рассмотрения жалобы (peг. ) прокуратурой в адрес Омскстата направлена «информация о необходимости рассмотрения вопроса о возможности предоставления соответствующих статистических сведений», о чём административного истца уведомил ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры СИГ Несмотря на действия прокуратуры запрошенные сведения Омскстатом так и не были предоставлены. Считает, что своими действиями (бездействием) прокуратура не обеспечила гарантированную ст. 45 Конституции РФ государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, в частности не была обеспечена защита права на информацию, установленного п. 4 ст. 29 Конституции РФ.

Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит признать незаконными действия (бездействие) прокуратуры по жалобе (peг. ) в части направления в адрес Омскстата информации «о необходимости рассмотрения вопроса о возможности предоставления соответствующих статистических сведений» и обязать прокуратуру внести Омскстату представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, взыскать с административного ответчика судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец БАИ заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на незаконности обжалуемых действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры в части не принятия мер реагирования в отношении должностных лиц Омскстата, необоснованно отказавших ему в предоставлении запрашиваемых им сведений. Полагал, что своими действиями (бездействием) должностные лица прокуратуры не обеспечили гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. За не исполнение представления прокурора должностные лица Омскстата могли быть привлечены к ответственности.

Представитель административного ответчика БНВ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Указала, что обращение заявителя рассмотрено прокуратурой области в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГБАИ обратился в прокуратуру области с жалобой о несогласии с данным ответом Омскстата, считая отказ в предоставлении необходимых сведений неправомерным и немотивированным. Поскольку по результатам проведенной прокуратурой по обращению БАИ проверкой в деятельности территориального органа Росстата нарушения закона установлены не были, акты прокурорского реагирования, в том числе представление об устранении нарушений закона и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.28 КоАП РФ (нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа), в рамках рассмотрения обращения административного истца не вносились, о чем ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры области СИГ было сообщено заявителю в письменном виде . Одновременно руководителю Омскстата была направлена информация о возможности предоставления соответствующих статистических сведений заявителю. С ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Росстата в сети «Интернет» в открытом доступе размещена официальная статистическая информация о числе умерших за 12 месяцев 2020 года. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ соответствующая информация врио руководителя Омскстата направлена БАИ Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по МОН, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях. Полагала административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указала, что распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети «Интернет». Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Федеральной службы государственной статистики регламентируется приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предоставление гражданам и организациям официальной статистической информации» осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной статистики. Территориальные органы Росстата предоставляют указанную информацию только по выборке значений показателей, относящихся непосредственно к субъектам Российской Федерации, входящим в зону ответственности данного территориального органа Росстата.

Представитель заинтересованного лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ФНД, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным представителем заинтересованного лица Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по МОН

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, выслушав участников судебного разбирательства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в от административного истца БАИ поступила жалоба о принятии соответствующих мер прокурорского реагирования на уровне по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. В обращении указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Омскстат с запросом о предоставлении информации о числе умерших в с указанием основных классов причин смерти, начиная с апреля 2020 года по декабрь 2020 года (по каждому календарному периоду в отдельности).

Данная жалоба зарегистрирована в ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрена в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Заведено надзорное производство .

Из представленного в суд надзорного производства , следует, что в ходе рассмотрения жалобы БАИ по запросу был предоставлен ответ из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по (Омскстат). Согласно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ Исх № следует, что на официальном интернет-сайте Росстата rosstat.gov.ru в течение ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно размещалась официальная статистическая информация об общем числе умерших, в том числе по отдельным причинам смерти, в разрезе субъектов РФ. Вместе с тем, федеральным планом статистических работ не регламентирован перечень причин смерти, обязательных для размещения в открытом доступе в сети Интернет. В настоящее время в комплекс электронной обработки данных поэтапно вводятся окончательные медицинские свидетельства о смерти, выданные взамен предварительных и взамен окончательных, на лиц, умерших в ДД.ММ.ГГГГ году. В соответствии со сроком, установленным Производственным планом Росстата, первичные статистические данные об умерших за ДД.ММ.ГГГГ сформированы 15 апреля текущего года. В дальнейшем электронные массивы должны пройти формаьно-логический контроль в соответствии с полным технологическим циклом с целью формирования сводных данных и получения регламентных таблиц о социально-демографических характеристиках умерших, включая показатели смертности по причинам смерти. После завершения комплекса работ регионального уровня, массивы будут размещены в Росстат для получения сводной статистической информации в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. В соответствии со сроками, установленными Федеральным планом статистических работ, официальная статистическая информация о социально-демографических характеристиках умерших за ДД.ММ.ГГГГ может быть предоставлена ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения обращения в адрес административного истца БАИ направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым сообщено, что каких-либо особенностей при формировании указанных сведений в ДД.ММ.ГГГГ, исключающих их ежемесячное формирование, в ходе проверки не установлено. В связи с этим прокуратурой области руководителю Омскстата направлена информация о необходимости рассмотрения вопроса о возможности предоставления соответствующих статистических сведений. Одновременно с этим разъяснено, что в силу пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к информации о деятельности государственных органов, размещаемой в сети Интернет, относятся статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа. Ввиду того, что в полномочия Омскстата не входит регулирование экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, информация о числе умерших по классам причин смерти не может рассматриваться как информация о деятельности данного государственного органа. Проверкой в деятельности территориального органа Росстата нарушения закона установлены не были, акты прокурорского реагирования, в том числе представление об устранении нарушений закона и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.28 КоАП РФ (нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа), в рамках рассмотрения обращения административного истца не вносились. Разъяснено, что в случае несогласия с принятым решением заявитель вправе обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд.

Не соглашаясь с полученным ответом, полагая, что допущено незаконное бездействие в части не обеспечения гарантированной ст. 45 Конституции РФ государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в части не обеспечения защиты права на информацию, административный истец обратился в суд.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства применительно к положениям ст. 84 КАС РФ, пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, её организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ) ст. 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 данного федерального закона).

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12).

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее Инструкция).

В соответствии с п. 5.1 приведенной Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (п. 3.1. Инструкции).

В силу п. 4.14 Инструкции по результатам рассмотрения заявления может быть принято одно из указанных в ней решений, включая решения об отклонении требований заявителя; о принятии иного решения (оставления без разрешения, возвращении заявителю, приобщении к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращении переписки). При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

Кроме того, согласно п. 6.5 Инструкции, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник (помощник) прокурора, заместитель прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - прокурор, или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям.

Применительно к изложенным положениям и представленным доказательствам, судом установлено, что по обращению административного истца, поступившего ДД.ММ.ГГГГ в , решение принято ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан с изучением необходимых материалов, мотивированный ответ дан надлежащим должностным лицом. При разрешении обращения административным ответчиком точно соблюдены требования Инструкции.

Доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение каким-либо образом нарушает права или законные интересы административного истца не представлено. Несогласие с принятым решением по существу о его незаконности не свидетельствует.

Все доводы административного истца, по сути, сводятся к тому что, несмотря на действия прокуратуры , запрошенные сведения Омскстатом ему не были предоставлены. В связи с чем, по его мнению, действия (бездействия) должностных лиц при разрешении его жалобы, нарушают права гарантированные ст. 45 Конституции РФ.

Вместе с тем, данные доводы не указывают на нарушение прав административного истца оспариваемым решением прокуратуры.

Как следует из п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) (его территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

Поскольку к полномочиям Росстата регулирование экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности не относится, информация о численности умерших и ее причинах не может рассматриваться в качестве информации о деятельности Росстата и его территориальных органов, что не оспаривалось административным истцом.

Также следует отметить, что Федеральным планом статистических работ не регламентирован перечень основных классов причин смерти, обязательных для размещения в открытом доступе в сети Интернет. Перечень основных классов причин смерти для размещения в открытом доступе в сети Интернет устанавливается Росстатом. В 2020 году Росстатом ежемесячно размещается информация по причине смерти от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Официальными статистическими публикациями территориальных органов Росстата в Федеральном плане статистических работ поименованы: срочная информация по актуальным вопросам еженедельно; доклад «Социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации»; субъект Российской Федерации в цифрах (краткий статистический сборник); статистический ежегодник.

Применительно к изложенному, правовых оснований отнесения к компетенции территориальных органов Федеральной службы государственной статистики осуществление размещения и предоставления ежемесячной статистической информации о числе умерших по основным классам причин смерти, не установлено.

Административный регламент предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации, утвержденный Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент), устанавливает, что предоставление государственной услуги «Предоставление гражданам и организациям официальной статистической информации» осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной статистики. Организация размещения официальной статистической информации на официальных сайтах территориальных органов Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе и предоставление официальной статистической информации по запросу, поступившему на почтовый или электронный адрес территориального органа Росстата, осуществляются территориальным органом Росстата. Территориальные органы Росстата предоставляют указанную информацию только по выборке значений показателей, относящихся непосредственно к субъектам Российской Федерации, входящим в зону ответственности данного территориального органа Росстата (пункт 8, 9, 10 Регламента).

На основании вышеизложенного Территориальный орган Федеральной службы приобретает право предоставления запрашиваемой информации только после приобретения ею статуса официальной, что возможно только после ее опубликования Росстатом в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети «Интернет».

Согласно представленным материалам дела, ДД.ММ.ГГГГБАИ обратился в Омскстат по электронной почте с заявлением о предоставлении информации за апрель ДД.ММ.ГГГГ года о числе умерших в по основным классам причин смерти (от некоторых инфекционных и паразитарных болезней; новообразований, из них от злокачественных; болезней системы кровообращения; болезней органов дыхания; болезней органов пищеварения), а также о числе умерших в от внешних причин за те же периоды времени.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения запроса руководителем Омскстата БАИ дан ответ, согласно которому сведения о смертности населения по причинам смерти формируются на основании записей в медицинских свидетельствах о смерти, составляемых врачом относительно заболевания, несчастного случая, убийства, самоубийства и другого внешнего воздействия, послужившего причиной смерти. Срок составления окончательного медицинского свидетельства о смерти после получения результатов лабораторных исследований и установления причины смерти может достигать до 45 дней. Официальная статистическая информация о социально-демографических характеристиках умерших за ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с Федеральным планом статистических работ, с учетом необходимости корректировки сведений о смерти в связи с распространением коронавирусной инфекции, будет предоставлена пользователям ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об общем числе умерших по за апрель - ДД.ММ.ГГГГ года размещены в свободном доступе на официальном Интернет-сайте Омскстата, о числе умерших за ДД.ММ.ГГГГ года - будут размещены там же ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Омкстатом в адрес административного истца направлена информация (№ ), в соответствии с которой Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по дополнительно информировал административного истца о том, что в соответствии со сроком предоставления пользователям официальной статистической информации, установленным Федеральным планом статистических работ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, с учетом последующих изменений, на сайте Росстата в открытом доступе размещена официальная статистическая информация о числе умерших по основным классам причин смертности в разделе субъектов Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ год. Информация доступна с главной страницы Публикации/Каталог публикаций/Информационно-аналитические материалы/Естественное движение населения Российской Федерации или по ссылке (л.д. 40).

Также, ДД.ММ.ГГГГ Омскстатом в адрес административного истца направлено письмо (), в соответствии с которым, сведения о смертности населения с распределением по причине смерти за ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии со сроком предоставления пользователям официальной статистической информации о социально-демографических характеристиках умерших, установленным Федеральным планом статистических работ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, опубликованных на официальном Интернет-сайте Омскстата , с главной страницы: Статистика/Официальная статистика/Население/ Основные показатели/Естественное движение населения/Причины смертности населения. Административному истцу направлена оперативная статистическая информация о числе зарегистрированных умерших в ДД.ММ.ГГГГ года. Обращено внимание на то, что оперативные ежемесячные данные о естественном движении населения формируются по дате регистрации демографического события в органах ЗАГС. Приложены статистические данные по числу зарегистрированных умерших (л.д. 24-25).

Поступление данных сведений административным истцом не оспаривается.

При этом административный истец настаивает на том, что представленные сведения не соответствуют запрашиваемой им информации, ссылаясь на то, что данная информация систематически и ежемесячно размещалась с 2016 года до марта 2020 года в открытом доступе на официальном сайте. В связи, с чем им заявлено письменное ходатайство об осмотре официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики – Росстата, находящейся по адресу rosstat.gov.ru (п. 1.8 приложения к приказу Росстата от ДД.ММ.ГГГГ) в частности документы, расположенные в разделе Главная страница/Статистика/Официальная статистика/Население/Демография/Естественное движение населения (за январь-июнь 2021 года), а именно: архив данных за 2020 год, январь-июнь 2021, январь-апрель 2021 (с уточнениями), в удовлетворении которого судом было отказано, ввиду отсутствия спора по размещению указанной статистической информации.

Вопреки доводам административного истца, в ходе проверки по обращениям административного истца, установлено, что обязательное формирование такой информации с указанной периодичностью распространяется лишь на сведения, относящиеся к официальной статистической информации, необходимой для субъектов, предусмотренных ч. 12 ст. 5 Федерального закона № 282-ФЗ, поскольку в силу п. 1.8.5 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, на органы государственной статистики возложена обязанность по ежемесячному формированию статистической информации, в том числе по количеству умерших с распределением по причинам смерти, и предоставлению ее пользователям на 28-29 (в редакции распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р) рабочий день после отчетного периода.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства СГЮ руководителю Омскстата была направлена информация о возможности предоставления соответствующих статистических сведений заявителю.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

На основании ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Из положений ст.ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правом прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

С учетом положений приведенных норм закона орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Непринятие прокурором мер реагирования на заявление гражданина не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Указание административного истца на бездействие административного ответчика в части обеспечения защиты права на информацию, опровергается материалами надзорного производства, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по направлена информация с целью рассмотрения вопроса о возможности предоставления соответствующих статистических сведений заявителю. О результатах рассмотрения информации и принятых мерах сообщить в прокуратуру области.

По результатам рассмотрения указанной информации ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по в , а так же административному истцу направлено письмо, в котором указано, что в соответствии со сроком предоставления пользователям официальной статистической информации на сайте Росстата в открытом доступе размещена официальная статистическая информация о числе умерших за ДД.ММ.ГГГГ по основным классам причин смерти по каждому субъекту Российской Федерации, в том числе по .

Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца не имеется.

Ссылки административного истца на нарушение права на информацию, несостоятельны, поскольку ни в рамках проверки должностными лицами прокуратуры, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, наличия препятствий к получению и использованию имеющейся официальной информации, в том числе, касающейся о численности зарегистрированных умерших в 2020 году, не установлено.

Несогласие с установленным планом статистических работ, формированию статистической информации, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, нарушений которых также не установлено при рассмотрении жалобы административного истца органами прокуратуры.

Приведенные положения также не закрепляют обязанности Омскстата в осуществлении действий по формированию статистической информации исходя из критериев, изложенных, в том числе в обращении административного истца, что не противоречит приведенному истцом принципу общедоступности официальной статистической информации. Как неоднократно указывалась, статистическая информация приобретает статус официально только после ее опубликования Росстатом.

Указание административного истца на то, что запрашиваемая им информация, была ранее использована одним из докладчиков на конференции не может свидетельствовать о ее официальном характере. При этом представителем заинтересованного лица в судебном заседании указано на возможность использования полученной статистической информации по данным медицинских организаций, которые также осуществляют для целей своей деятельности формирование статистических данных.

Доказательств возникновения для административного истца негативных последствий, возникших в результате принятия оспариваемого решения, в материалах дела не имеется представлено.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц предполагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности, что установлено ч. 1 ст. 218 КАС РФ.

Статьей 226 указанного Кодекса установлена необходимость, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (п. 1 ч. 9, ч. 11).

Исходя из буквального толкования п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого действия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: оспариваемое действие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П и др.).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования БАИ к о признании незаконным действий по перенаправлению обращения, возложении обязанности вынести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, изложенные в административном исковом заявлении, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления БАИ к прокуратуре о признании незаконным действий (бездействия) прокуратуры по жалобе БАИ (регистрационный номер ) в части направления в адрес Омскстата информации «О необходимости рассмотрения вопроса о возможности предоставления соответствующих статистических сведений» и возложении на прокуратуру обязанности внести Омскстату представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, взыскании с прокуратуры понесенных БАИ судебных расходов в размере 300 рублей на оплату государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд .

Судья О.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.