РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
15.06.2020 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казанджян А.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску администрации г.Сочи к судебному приставу-исполнителю Центрального РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, Центральному РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя, в части вынесения постановления по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику, в котором просит суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 в части вынесения постановления от 13.04.2020 по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 в части вынесения постановления от 13.04.2020 по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на следующие обстоятельства.
13.04.2020 судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 было вынесено постановление о взыскании с администрации города Сочи исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г.Сочи по делу № 2а-3364/2018. В указанном постановлении указывается, что исполнительский сбор возложен на администрацию г.Сочи по причине неисполнения в установленный срок исполнительного документа без уважительных причин.
Так вышеуказанным решением Центрального районного суда на администрацию г.Сочи возложена обязанность по устранению в полном объеме выявленных нарушений путем инициирования включения в расходную часть местного бюджета на 2018 и плановые периоды 2019-2020 гг. расходных обязательств по проведению работ по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешённого использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью), предоставленный многодетной семье ФИО2 в аренду.
Администрация г.Сочи считает постановление судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным по следующим основаниям.
В судебное заседание представитель административного истца администрации г.Сочи не явился, о месте и времени которого уведомлен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
В судебное заседание административный ответчик судебный пристав-исполнитель Центрального РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 не явился, о месте и времени которого уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель административного ответчика Центрального РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю не явился, о месте и времени которого уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, что не препятствует рассмотрению дела.
В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Краснодарскому краю не явился, о месте и времени которого уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, что не препятствует рассмотрению дела.
В судебное заседание заинтересованное лицо прокурор г.Сочи не явился, о месте и времени которого уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, что не препятствует рассмотрению дела.
С учетом положений частей 8 и 9 ст.96 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Часть 1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Анализ изложенных норм закона свидетельствует о том, что основанием для взыскания исполнительского сбора является, в том числе неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при отсутствии доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
О возбуждении исполнительного производства должник уведомлен 13.12.2018 путем вручения постановления от 05.12.2018 о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что 13.04.2020 судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов г.Сочи управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 было вынесено постановление о взыскании с администрации города Сочи исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП возбужденного н основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г.Сочи по делу №. В указанном постановлении указывается, что исполнительский сбор возложен на администрацию г.Сочи по причине неисполнения в установленный срок исполнительного документа без уважительных причин.
Решением Центрального районного суда г.Сочи на администрацию г.Сочи возложена обязанность по устранению в полном объеме выявленных нарушений путем инициирования включения в расходную часть местного бюджета на 2018 и плановые периоды 2019-2020 гг. расходных обязательств по проведению работ по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры (оборудование газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода, подъездными путями) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешённого использования: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью), предоставленный многодетной семье ФИО2 в аренду.
Как следует из постановления, судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в отношении должника - администрации г.Сочи, копия постановления вручена 29.04.2020.
Согласно частям 1, 2, 3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации надлежит в течение 3 лет устранить очередь многодетных семей на обеспечение земельными участками с подведенной инфраструктурой, в том числе путем оказания таким семьям иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
При этом, администрацией г.Сочи в рамках предоставленных полномочий осуществляется предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в объемах, которые достижимы с учетом бюджетной обеспеченности и обеспеченности муниципального образования земельными ресурсами.
За период с 2012 по 2014 гг. администрацией г.Сочи предоставлен 251 земельный участок.
В 2016 г. предоставлено 46 участков в <адрес> г.Сочи - на основании поступивших заявлений согласно Перечня, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 27.07.2016 № 112, в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В 2017 г. Решением Городского Собрания Сочи от 15.02.2017 № 14 утвержден перечень, состоящий из 99 земельных участков в <адрес> г.Сочи, предназначенных для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей. По поступившим на рассмотрение в установленном порядке заявлениям граждан, имеющим трех и более детей в отношении указанных земельных участков будет принято решение в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, администрацией г.Сочи письмом от 21.11.2016 № в адрес Главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО3 направлено обращение о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 890046 кв.м, для последующего предоставления гражданам, имеющих трех и более детей.
В целях решения вопросов в соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" администрацией г.Сочи утверждена муниципальная программа г.Сочи "Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи постановлением от 18.12.2015 № 3544.
Указанная программа является действующей и постоянно актуализируется. В настоящее время внесены изменения в постановление "О внесении изменений в Постановление администрации г.Сочи от 18.12.2015 № 3544 "Об утверждении муниципальной программы г.Сочи "Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи", в которую включены земельные участки, выделенные многодетным семьям в <адрес> г.Сочи.
Строительство сетей предполагает существенное финансирование и значительный объем работ по привлечению денежных средств, отводу земельных участков, проведению конкурсных процедур в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Одномоментное решение вопроса строительства сетей, общая протяженность которых составляет десятки километров объективно невозможна, в связи с чем существует график строительства соответствующих сетей. Прокуратура г.Сочи предлагает имеющийся график пересмотреть и данное требование нормативно не обосновывает. Необходимо отметить, что любое перераспределение денежных средств в пользу какой-либо территории муниципального образования город-курорт Сочи, запланированных на развитие инфраструктуры муниципального образования, возможно только в ущерб строительства объектов инфраструктуры иной территории.
Таким образом, подобный подход недопустим и не отвечает принципам планирования хозяйственной деятельности и принципам бюджетного планирования, которые закреплены в Бюджетном кодексе РФ.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 в части вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
Отменить постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО1 в части вынесения постановления от 13.04.2020 г. по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 17.06.2020 г.
Председательствующий