Дело № 2а-257/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2016 г. г. Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курдубанова Ю.В.
при секретаре Хутове Р.О.
с участием:
представителя административного истца заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора г. Ставрополя - на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ№ Самойленко Е.В.,
представителя административного ответчика Администрации г. Лермонтова - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ Давыденко И.Н.,
представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Администрации г. Лермонтова - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ Давыденко И.Н.,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ Давыдовой М.А.,
представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ Дроздова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г. Лермонтова о признании незаконным бездействия по непринятию мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, и устранить указанные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Лермонтова, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации г. Лермонтова, выразившееся в непринятии мер, в период с ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации») по ДД.ММ.ГГГГ, к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а так же мероприятий по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, и возложить обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, внести сведения о земельных участках, занятых городскими лесами, в государственный кадастр недвижимости, зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного и лесного законодательства на территории г. Лермонтова. Установлено, что на территории муниципального образования г. Лермонтова расположено 1238 га. лесов, отнесенных к категории защитных лесов. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствие со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам. Пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. В соответствие с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения. Согласно ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. В соответствие со ст. 98 Лесного кодекса РФ, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 Лесного Кодекса РФ и с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статьей 91 Лесного кодекса РФ, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Согласно сведений государственного лесного реестра, на территории муниципального образования города Лермонтова расположено 1238 га. лесов, отнесенных к категории защитных лесов. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится, среди прочего, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов. В силу ч.ч. 1, 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 67 Лесного кодекса РФ, и определен Лесоустроительной инструкцией, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ). В ст. 1 Закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. При этом, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 (в редакции от 08.06.2015 г.) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Таким образом, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 67, 84, 98 Лесного кодекса РФ, п. 25. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией города Лермонтова землеустроительные работы по определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а также мероприятия по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, а, соответственно к обеспечению пожарной безопасности в городских лесах (п. 6 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ) и выполнению иных полномочий, в том числе по защите и воспроизводству лесов (ст. 87 Лесного кодекса РФ) - в городских лесах не проводились, бюджетные средства на проведение указанных работ не выделялись (п.1 ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ). Неисполнение администрацией муниципального образования города Лермонтова своих полномочий по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства городских лесов нарушает права граждан РФ на благоприятную окружающую среду, создает угрозу повреждения и/или уничтожения леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального лесного контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечения лиц, виновных в нарушениях гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности. Бездействие администрации города Лермонтова привело к возникновению двух пожаров 24.11.2015 г. - 26.11.015 г. и 17.12.2015 г., повлекших уничтожение лесной растительности. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд. В соответствие с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города Лермонтова Ставропольского края, иных граждан РФ, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие администрацией муниципального образования города Лермонтова мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а также мероприятия по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, а, соответственно к обеспечению пожарной безопасности в городских лесах, и выполнению иных полномочий, в том числе по защите и воспроизводству лесов в городских лесах создает угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального лесного контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах. В соответствие с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Бездействие администрации муниципального образования города Лермонтова в период с ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ») по ДД.ММ.ГГГГ выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения лесного и природоохранного законодательства по факту лесных пожаров на горе Бештау, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации г. Лермонтова Полуляху С.А. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Из ответа Администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) о рассмотрении представления прокурора следует, что указанные выше нарушения лесного законодательства не устранены, мер к их устранению не принято. Таким образом, прокурором соблюден предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора по поручению Самойленко Е.В. просила удовлетворить административные исковые требования, по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Лермонтова и заинтересованного лица Управления Имущественных отношений Администрации г. Лермонтова по доверенности Давыденко И.Н. просил отказать в удовлетворении административного иска по тем основаниям, что граница муниципального образования г. Лермонтова установлена Законом Ставропольского края от 18.06.2004 г. № 45-кз «Об установлении границы муниципального образования города Лермонтова Ставропольского края». Площадь города составляет 3076 Га. В соответствие со статьями 7, 83 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах территории городского округа относятся к категории земель - «земли населенных пунктов». Границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. В настоящее время, в соответствие со ст.ст. 16 - 19 Земельного кодекса РФ, ст. 8. Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе категории земель - «земли населенных пунктов», находящиеся на территории муниципального образования г. Лермонтов, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Положения ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривают, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает право органов местного самоуправления муниципальных городских округов распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствие со ст. 16. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в отношении лесных участков относится: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Положения ст. 84. Лесного кодекса РФ устанавливают перечень полномочий органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Вместе с тем, как было указано выше, лесные земельные участки, находящиеся на территории г. Лермонтова, не являются собственностью муниципального образования г. Лермонтова, так как относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того в силу статей 3 и 101 Земельного кодекса РФ (далее - Земельный кодекс) земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса РФ и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли. Согласно нормам Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г. № 4613-1, Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г. (статьи 7 и 10), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. (далее - Лесной кодекс РФ) земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). В силу ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Допускается передача части лесного фонда на основании федерального закона в собственность субъекта РФ. В соответствие со ст. 46 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г. (ст. 81 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г.) перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям РФ. Порядок перевода лесов одной группы в другую, изъятия лесных земель, изменения состава лесного фонда определены Земельным и Лесным кодексами, постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 г. № 455 "Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" (период действия с 01.01.2005 г. до 31.03.2008 г.). Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России. В пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю. В силу статьи 51 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г., действовавшего на момент возникновения спорных отношений (ст. 81 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г.), государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Приказом от 15.12.1994 г. № 265 Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.06.1995 г. № 887) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации. Министерство имущественных отношений РФ и Министерство природных ресурсов РФ в совместном письме от 17.09.2003 г. №№ АА-9/17907 и ВР-30-54/6372 указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов РФ приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности РФ на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом РФ. Согласно приведенным нормам материального права земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона. Таким образом упомянутая в заявлении площадь городских лесов в размере 1238 Га. по своей сути являлась федеральной собственностью в силу закона. Какие либо материалы лесоустройства в администрацию города Лермонтова не передавались. При этом понятие - городские леса было введено только с 01.01.2007 г. Федеральным законом от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ, которым введен в действие новый Лесной кодекс РФ. Также необходимо отметить следующее. Постановлением Бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и Исполкома Краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 г. № 676 "О мерах по охране природы в крае" утвержден перечень памятников природы Ставропольского края, в числе которых "Лакколиты Пятигорья" (Машук и др.). Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 г. № 9 взяты под особую охрану редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, в том числе горы-лакколиты: Машук, Бештау и др. Установлен режим охраны памятников природы. Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). В силу пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон № 101-ФЗ), который с 01.07.2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 г. по 01.07.2006 г. Федеральным законом № 101-ФЗ, с 01.07.2006 г. Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ). Согласно статье 2 Федерального закона № 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю. Статьями 3 - 5 Федерального закона № 101-ФЗ закреплены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Находящиеся в государственной собственности земельные участки земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ. Статьей 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства РФ, изданным до 01.07.2006 г., подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами. Приведенная статья Федерального закона № 137-ФЗ введена в целях разграничения государственной собственности на землю. С момента введения в действие указанной нормы права земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. Согласно ст. 9 Закона РСФСР от 27.10.1960 г. "Об охране природы в РСФСР" режим государственных заповедников и заказников устанавливался, как для значительных территорий, так и для небольших урочищ (рощи, озера, участка долин и побережий и т.п.) и отдельных объектов (водопады, пещеры, уникальные геологические обнажения, редкие или исторические ценные деревья и т.п.), объявляемых соответственно охраняемыми урочищами и памятниками природы. Статьей 53 Кодекса РСФСР о недрах (Закон РСФСР от 09.07.1976 г.) предусматривалось, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке заповедниками либо памятниками природы, истории и культуры. В дальнейшем правовой статус памятников природы определялся ст. 64 Закона РСФСР от 19.12.1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", ст. 33 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах", а также Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон № 33-ФЗ), которым памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям. Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) особо охраняемые природные территории федерального значения отнесены к федеральной собственности, особо охраняемые природные территории регионального значения - к собственности субъектов РФ, особо охраняемые природные территории местного значения - к собственности муниципальных образований. С учетом изложенного в силу закона гора Бештау, на которой предположительно может располагаться 1238 га. лесного фонда является краевой собственностью. В соответствие со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. В соответствие со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. Однако в силу ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. На основании изложенного просит в удовлетворении административного искового заявления Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК по доверенности Давыдова М.А. пояснила, что в соответствие со ст. ст. 16-19 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе категории земель - «земли населенных пунктов», находящиеся на территории муниципального образования г. Лермонтов, считаются отнесенными к земельным участкам, на которые государственная собственность по настоящее время не разграничена. Поскольку г. Лермонтов не относится к городам-курортам КМВ, проведение государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, за муниципальным образованием возможно в следующем порядке: необходимо данные земельные участки поставить на кадастровый учет, с видом разрешенного использования «городские леса» (данный вид использования должен соответствовать основному виду территориальной зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Лермонтова); предоставить земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с требованиями, установленными ст. 39.9 Земельного кодекса РФ и произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования. В соответствие со ст. 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В соответствие с п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. После осуществления государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования органом местного самоуправления подаются заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности, на основании следующих норм действующего законодательства. В соответствие с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли. В соответствие со ст. 19 Земельного кодекса РФ к муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» установлен перечень необходимых для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности документов. Таким образом, документ - основание при регистрации права муниципальной собственности на земельные участки в Едином государственном реестре прав, занятые городскими лесами будут являться пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и постановление органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Просит вынести решение в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по доверенности Дроздов С.В. не возражал против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Таким образом, ООПТ не являются объектами недвижимости, по сути своей это зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которых подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. Так, в соответствии со ст. 10 Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий; 2) описание местоположения границ таких зон или территорий; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Таким образом, в границы ООПТ могут быть включены земельные участки различного целевого назначения и разрешенного использования, в том числе земли населенных пунктов, с разрешенным использование, предусматривающим создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами. Государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский» (далее - заказник), памятник природы краевого значения «Гора Бештау» (далее - памятник природы) по состоянию на 29.08.2016 года числятся в Перечне особо охраняемых природных территорий краевого значения. Паспорт памятника природы разработан и утвержден Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 28.09.2015 г. № 303 «Об утверждении Паспорта памятника природы краевого значения «Гора Бештау» и охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Бештау». Работы по межеванию границ памятника природы и заказника были проведены в 2011 г. за счет средств краевого бюджета, в 2016 г. проведена корректировка материалов межевания границ заказника. На основании проведенных работ утверждены границы: - памятника природы постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2015 г. № 273-п «О границе памятника природы краевого значения «Гора Бештау»; - заказника Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский». С целью внесения сведений о вышеуказанных ООПТ изготовлены карты (планы) заказника и памятника природы, которые были направлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю. В части внесения сведений о памятнике природы получен отказ в связи с технической ошибкой при подписании электронной подписью, которая устраняется в настоящее время; заявление о внесении сведений о заказнике находится в стадии рассмотрения. Наложение ограничений с целью сохранения природных комплексов и их объектов не влечет возникновения прав публичной собственности на земли, включенные в зоны с особыми условиями использования территории. Однако, до принятия Федерального закона от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действовала редакция ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», которой предусматривалось, что ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, право собственности на земельные участки, расположенные в регионе КМВ, включенные в границы ООПТ краевого значения, на которые до 28.12.2013 г. права собственности Ставропольского края зарегистрировано не было, подлежат разграничению в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Таким образом, земельные участки, сформированные с целью создания и ухода за защитными лесами, в том числе городских лесов, подлежат отнесению к муниципальной собственности муниципальных образований, на территории которых они располагаются. Исходя из вышеизложенного, администрация города Лермонтов обладает полномочиями не только органа, осуществляющего предоставление указанных земель, но и права собственника в силу закона. Наличие ограничений в использовании земель не препятствует регистрации прав на них, в том числе права муниципальной собственности. Для определения площадей городских лесов, включенных в границы заказника и памятника природы проведено наложение границ г. Лермонтов, границ заказника и памятника природы на картматериал, изготовленный на основании материалов лесоустройства. Полученная площадь является ориентировочной, так как границы указанных ООПТ определены геодезическим способом в процессе проведения межевания с выездом на местность, а точность привязки материалов лесоустройства весьма приблизительная, так как последние не имеют координат поворотных точек. В соответствии с изготовленным картматериалом из общей площади 1238 га городских лесов в границах города Лермонтов в границы заказника и памятника природы вошли лесные участки городских лесов площадью 1055 га, не вошли в границы ООПТ лесные участки общей площадью 183 га: кварталы 6, 7 и часть 55, 60 кварталов бывшего Машукского лесничества Бештаугоского лесхоза, часть 77 и 80 кварталов бывшего Железноводского лесничества Бештаугорского лесхоза. Кроме того, пояснил, что государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский» (далее - заказник) расположен на территории следующих муниципальных образований Ставропольского края: Минераловодского городского округа, Винсадского сельсовета Предгорного района, Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района, Пригородного сельсовета Предгорного района, Этокского сельсовета Предгорного района, города-курорта Железноводска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска. На территории заказника расположены 10 памятников природы краевого значения: «Гора Бештау», «Гора Бык», «Гора Верблюд», «Гора Железная», «Гора Змейка», «Гора Лысая», «Гора Медовая», «Гора Острая», «Гора Развалка», «Гора Тупая». Общая площадь заказника составляет 10276 гектаров, в том числе: площадь земель сельскохозяйственного назначения - 1982 гектара; площадь земель населенных пунктов - 4772 гектара; площадь земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения - 6 гектаров; площадь земель лесного фонда - 3515 гектаров. Заказник состоит из шести отдельно расположенных участков. Часть участка заказника № 4 площадью 1272 гектара располагается в границах г. Лермонтова. Министерством выполнены работы по установлению и утверждению границ заказника, в настоящее время осуществляются действия, связанные с предоставлением в орган кадастрового учета документов, содержащих сведения о заказнике - зоне с особыми условиями использования территории, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Граница заказника утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский». В настоящее время министерство в установленном порядке осуществляет необходимые действия, связанные с предоставлением в орган кадастрового учета документов, содержащих сведения о границе заказника, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Гора Бештау одновременно включена в границу заказника и границу памятника природы «Гора Бештау» (далее - памятник природы). В 2013 году выполнены работы по установлению границ памятника, постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2015 г. № 273-п «О границе памятника природы краевого значения «Гора Бештау» утверждена граница памятника природы «Гора Бештау». Сведения о границах памятника природы «Гора Бештау», министерством неоднократно направлялись для внесения в государственный кадастр недвижимости. Однако до настоящего времени в связи с отказом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю по техническим причинам сведения о границе памятника природы не внесены в государственный кадастр недвижимости. Городскими лесами г. Лермонтова, по данным государственного казенного учреждения «Бештаугорское лесничество», занято 1238 гектар, из которых: 184 гектар - бывшее Бештаугорское лесничество; 411 гектар - бывшее Железноводское лесничество; 643 гектар - бывшее Машукское лесничество. В границы заказника и памятника природы на территории города Лермонтов включены все городские леса, за исключением 77 квартала и части 69 квартала бывшего Железноводского лесничества общей площадью примерно 125 га. Таким образом, площадь городских лесов, включенных в заказник и памятник природы составляет 1113 га, которая подлежит уточнению после установления границ лесных участков городских лесов. В соответствие со статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений, в том числе, относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Кроме того, в судебном заседании пояснил, что спорный земельный участок, покрытый лесами на горе Бештау, ранее, до образования в 1956 году г. Лермонтова, являлся объектом федеральной собственности как земли лесного фонда, однако после введения в действие Земельного кодекса РФ относится к муниципальной собственности, при этом, порядок перевода спорного участка лесного фонда в категорию земель городского поселения ему не известен.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по доверенности А.Т.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает, что административный иск удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11. Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды". При этом, согласно ст. 44 названного закона в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствие с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся: организация благоустройства и озеленение территории городского округа, а так же использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно ст. 84 ЛК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Как видно из материалов дела, в связи с реализацией распоряжений <данные изъяты>№<данные изъяты> в 1944 г. в окрестностях горы Бештау советскими геологами было обнаружено месторождение <данные изъяты>.
На основании Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ на горе Бештау было образовано предприятие - рудник № Министерства среднего машиностроения СССР, закрытое в 1975 году.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.07.1956 г. «О преобразовании населённых пунктов в города и рабочие посёлки», из рабочего посёлка шахтёров был образован город Лермонтов Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 18.06.2004 г. № 45-кз «Об установлении границы муниципального образования города Лермонтова Ставропольского края» были установлены и описаны (в приложении) границы муниципального образования города Лермонтова (т.1 л.д. 70 -74).
При этом, в границу муниципального образования г. Лермонтова входит лесной массив вокруг горы Бештау (т. 1 л.д. 71).
Постановлением Бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и Исполкома Краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 г. №676 утверждён перечень памятников природы Ставропольского края, в числе которых памятник неживой природы - «Лакколиты Пятигорья» (горы Бештау, Машук и другие).
Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 г. №9 взяты под особую охрану редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы, в том числе горы - лакколиты: Бештау, Машук и другие.
«Гора Бештау» как памятник природы краевого значения внесена в Перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае.
Гора Бештау одновременно включена в границу памятника природы краевого значения «Гора Бештау» на основании постановления Правительства Ставропольского края № 273-П от 26.06.2015 г. и в границу Государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» на основании постановления Правительства Ставропольского края № 249-п от 28.06.2016 г. (т. 1 л.д. 76 -107, 120-190, 191-193).
В реестре муниципального имущества, в казне г. Лермонтова, леса не значатся, все земли, входящие в состав г. Лермонтова относятся к категории земель - земли населенных пунктов. Земельный участок, покрытый лесным массивом на горе Бештау, не размежёван и совпадает с площадью памятника природы «гора Бештау» и «Бештаугорским» заказником.
Согласно сведений государственного лесного реестра, на территории муниципального образования города Лермонтова расположено 1 238 га. лесов, находящихся в окрестностях горы Бештау (т. 2 л.д. 98).
В государственном кадастре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, находящийся по адресу: г. Лермонтов, гора Бештау, площадью 1238 га., отсутствуют, согласно выписке из ЕГРП от 05.09.2016 г. (т. 2 л.д. 226).
Вместе с тем, с 2010 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на сооружения: <данные изъяты>, расположенные на горе Бештау г. Лермонтова, согласно выписке из ЕГРП от 27.07.2016 г.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании письменными доказательствами.
В судебном заседании достоверно установлено, что согласно учёту в реестре лесного фонда Ставропольского края на территории муниципального образования г. Лермонтова находится лесной массив, площадью 1238 га., в границах заказника и памятника природы гора Бештау, за исключением 77 квартала и части 69 квартала бывшего Железноводского лесничества, общей площадью примерно 125 га. Таким образом, фактическая площадь лесов, включенных в заказник и памятник природы, на горе Бештау по сведениям Министерства природных ресурсов Ставропольского края, составляет 1113 га., которая так же подлежит уточнению.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствие с ранее действовавшими нормативными актами, регулирующими земельные отношения, к лесам общегосударственного значения (в составе лесов особого назначения) относились городские леса, что следует из статей 14, 37, 49 Лесного кодекса РСФСР 1923 года.
В соответствие со ст. 155 Земельного кодекса РСФСР 1922 года в состав государственных земельных имуществ не входят земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр. Все эти земли находятся в управлении соответствующих ведомств на основании особых о том правил. По минованию надобности в означенных землях для специальных целей они поступают в состав государственных земельных имуществ.
В соответствие со ст. 4 Основ лесного законодательства СССР от 17.06.1977 года единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников.
Согласно нормам Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г. № 4613-1, Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г. (статьи 7 и 10), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, и Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Однако, в силу указанной нормы, отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством РФ.
Между тем, нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который с 01.07.2006 г. утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствие с п.п. 1, 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993 г.) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами РФ. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 г. по 01.07.2006 г. Федеральным законом от 17.01.2001 г. № 101-ФЗ, с 01.07.2006 г. Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 17.01.2001 г. право собственности на земельные участки возникало у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьями 3 - 5 Федерального закона № 101-ФЗ от 17.01.2001 г. закреплены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 г. № 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства РФ, изданным до 01.07.2006 г., подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ введена в целях разграничения государственной собственности на землю. С момента введения в действие указанной нормы земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
В п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ указано, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Допускается передача части лесного фонда на основании федерального закона в собственность субъекта РФ.
В соответствие со ст. 46 Лесного кодекса от 29.01.1997 г. (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 г.) перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям РФ.
Порядок перевода лесов одной группы в другую, изъятия лесных земель, изменения состава лесного фонда определены Земельным и Лесным кодексами, Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 г. № 455 "Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" (период действия с 01.01.2005 г. до 31.03.2008 г.). Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.
В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г., действовавшего на момент возникновения спорных отношений (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ), государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Приказом от 15.12.1994 г. № 265 Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.06.1995 г. № 887) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации.
Министерство имущественных отношений РФ и Министерство природных ресурсов РФ в совместном письме от 17.09.2003 г. № АА-9/17907 и ВР-30-54/6372 указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов РФ приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности РФ на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом РФ.
В соответствие с ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда данные земельные участки признаются государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Следовательно, принятие решения о переводе земельного участка лесного фонда в земли иных категорий является исключительной компетенцией Правительства РФ.
В судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок покрытый лесами в окрестностях горы Бештау, расположенный на территории муниципального образования г. Лермонтова, в границах памятника природы краевого значения «Гора Бештау» и «Бештаугорского» государственного заказника, относится к федеральной собственности в силу закона.
Аналогичная правовая позиция содержится в п. 5.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ» согласно которой, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 г. № 1-П, от 07.06.2000 г. № 10-П и от 02.06.2015 г. № 12-П; определения от 27.06.2000 г. № 92-О, от 03.02.2010 г. № 238-О-О, от 15.01.2015 г. № 5-О и др.).
Доказательств того, что Правительством РФ было принято решение о переводе спорного земельного участка лесного фонда в иную категорию земель - земли поселений, либо делегировании указанных полномочий Правительству Ставропольского края административным истцом суду не представлено, и в судебном заседании не установлено.
Административным истцом так же не представлены доказательства того, что спорный земельный участок никогда не относился к землям лесного фонда, а всегда находился в составе территории муниципального образования г. Лермонтова.
Так, ещё до образования 24.07.1956 г. города Лермонтова, как муниципального образования, пятиглавая гора - лакколит Бештау, покрытая лесами, входила в состав государственного лесного фонда, в силу закона относилась к федеральной собственности, разрабатывалась как объект <данные изъяты>, в настоящее время право собственности Российской Федерации зарегистрировано на сооружения <данные изъяты>, располагающиеся на её территории.
Кроме того, земельный участок, покрытый лесами, в окрестностях горы Бештау находится в границах памятника природы краевого значения «Гора Бештау» и «Бештаугорского» государственного заказника краевого значения. При этом, на земельный участок с аналогичным памятником природы краевого значения «Гора Машук» в 2014 г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края, что видно из судебных постановлений арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, отказавших Администрации г. Пятигорска в оспаривании права собственности Ставропольского края на земельный участок, находящийся в границах памятника природы «Гора Машук» (т.2, лд.7-28).
Поэтому доводы административного иска и представителя административного истца Самойленко Е.В. о том, что покрытый лесами спорный земельный участок, находящийся в границах горы Бештау, относится к муниципальной собственности г. Лермонтова не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании закона.
Суд так же не может принять во внимание доводы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выраженные в судебном заседании представителем по доверенности Дроздовым С.В. и в письменном отзыве на иск представителем по доверенности А.Т.В., которые ссылаются на то, что до принятия Федерального закона от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действовала редакция ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», которой предусматривалось, что ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, право собственности на земельные участки, расположенные в регионе КМВ, включенные в границы ООПТ краевого значения, на которые до 28.12.2013 г. право собственности Ставропольского края зарегистрировано не было, подлежат разграничению в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Таким образом, земельные участки, сформированные с целью создания и ухода за защитными лесами, в том числе городскими лесами, подлежат отнесению к муниципальной собственности муниципальных образований, на территории которых они располагаются (т. 2 л.д. 160 - 164).
Поскольку г. Лермонтов не относится к городам-курортам региона Кавказские Минеральные Воды Ставропольского края или же к курортам федерального значения, нормы Федерального закона от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», не могут быть применимы к спорным правоотношениям.
Доводы представителя административного истца Самойленко Е.В. о возложении на Администрацию г. Лермонтова обязанности по регистрации права муниципальной собственности на спорный лесной земельный участок, как относящийся к неразграниченным землям, так же не могут быть приняты во внимание, так как не соответствуют порядку перевода земель государственного лесного фонда в земли иных категорий, установленному Правительством РФ.
Административным истцом не представлено и в судебном заседании не установлено достоверных доказательств того, что у муниципального образования города Лермонтова, образованного 24.07.1956 г., возникло право муниципальной собственности на земельный участок покрытый лесами в окрестностях горы Бештау, площадью 1 238 га.
Спорный земельный участок, покрытый лесами, расположенный в границах горы Бештау - памятника природы, действительно находится в городской черте города Лермонтова, границы которого были установлены Законом Ставропольского края №45-кз от 18.06.2004 г.
При этом, нахождение лесных участков на землях населенных пунктов, само по себе, не изменяет правового статуса лесных участков, а может служить основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Таким образом, сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты, не влечет за собой изменение его категории с земель лесного фонда в земли населенных пунктов, при отсутствии доказательств, достоверно свидетельствующих о соблюдении установленной процедуры и принятии уполномоченным органом решения о переводе спорного земельного участка лесного фонда в иную категорию, в связи с чем, административным истцом не доказано изменение правового статуса спорного земельного участка, как и отнесение его к неразграниченным землям.
Суд считает, что административным истцом, обратившимся в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц - граждан г. Лермонтова и иных граждан РФ на благоприятную окружающую среду, в нарушение требований ч.11 ст.226 КАС РФ не доказаны обстоятельства, указанные в пункте 1 ч.9 настоящей статьи, а именно: в чём заключается нарушение прав, свобод и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду бездействием Администрации муниципального образования города Лермонтова, при том, что спорный земельный участок, покрытый лесами, в окрестностях горы Бештау одновременно включён в границы особо охраняемых территорий краевого значения в Ставропольском крае - памятника природы «Гора Бештау» и государственного заказника «Бештаугорский», что само по себе предусматривает режим особой охраны указанной территории, о чём так же свидетельствует Охранное обязательство (бессрочное), утверждённое приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края №303 от 28.09.2015 г. (т.2, лд.175).
Поэтому в удовлетворении административного иска надлежит отказать за необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 176, 177, 178 - 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г. Лермонтова о признании незаконным бездействия по непринятию мер в период с ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации») по ДД.ММ.ГГГГ к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а так же мероприятий по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, и возложении обязанности в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, внести сведения о земельных участках, занятых городскими лесами, в государственный кадастр недвижимости, зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Ю.В. Курдубанов