Дело № 2а-2581/2022
55RS0007-01-2022-003520-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседании ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании по административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить представленную схему,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложить обязанность утвердить представленную схему.
В обосновании заявленных требований указано, что она является собственником нежилых зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 8427 кв.м., используемом ею на праве аренды. Кроме того, на данном земельном участке расположены здания, принадлежащие на праве собственности ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10
Административный истец обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по от 28.04.2022 №ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на отсутствие согласие арендаторов на раздел исходного земельного участка с кадастровым номером №; отсутствует обоснование площади вновь образуемых земельных участков – 660 кв.м., 6803 кв.м., необходимых для использования расположенных на них объектах недвижимости; образование земельных участков в установленных границах согласно представленной схемы приводит к изломанности границ в точках н4-н5-н6; образование земельных участков в установленных границах согласно представленной схемы приводит к невозможности размещения объекта недвижимости, частично расположенного в границах сохраняемого в измененных границах земельного участка, а именно: с использованием справочных геоинформационных систем, имеющихся в распоряжении департамента архитектуры, установлено, что граница земельного участка в точках н3-т.4 пересекает объект недвижимости, примыкающий к зданию с кадастровым номером №.
Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, указала, что одновременно с ее заявлением были поданы заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО5 Согласие к схеме кадастровым инженером приложено. ФИО8 согласие на образование земельных участков направлено по почте. Вместе с тем, соответствующих решений им принято не было. Настаивает на отсутствии нормативно установленного основания для отказа в утверждении схемы размещения земельных участков ввиду необоснованности площади предоставления земельного участка. Также выражает несогласие с указанием на изломанность границы образуемого земельного участка в точках н4-н5-н6, указывает, что границы участка в этих точках остаются неизменными, то есть после образования новых земельных участков, граница не меняется в указанных точках.
С учетом изложенного административный истец просит признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по , возложить на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по административном округе г. Омска.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамента имущественных отношений Администрация г. Омска, ОАО «РЖД».
В судебном заседании административный истец участия ФИО1 не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении без её участия (т. 3 л.д. 60, 61). Представитель административного истца ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Настаивала на незаконности и необоснованности обжалуемого отказа, соответствии представленной схемы испрашиваемых к перераспределению земельных участков, доводы о наличии изломанности границ считала необоснованными в связи с тем, что границы вновь образованного земельного участка не меняются в указанных департаментом точках. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО6, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивая на законности обжалуемого отказа административному истцу. Поддержала доводы, изложенные в представленном отзыве на административное исковое заявление. Настаивала на наличии препятствий к утверждению схемы в представленном виде при имеющихся возражениях иных землепользователей участка, отсутствии обоснований площади испрашиваемого земельного участка. Кроме того, обращала внимание суда на тот факт, что утвержденным проектом планировки территории установлены красные линии пересекающие земельный участок. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО8 – ФИО12, действующий на основании доверенности, и заинтересованное лицо ФИО9 возражали против удовлетворения заявленных требований. Представитель заинтересованного лица ФИО8 – ФИО12 поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, согласно которых считает, что предложенная административным истцом схема подготовлена с нарушением требований, установленных ст. 11.9 ЗК РФ, при образовании земельного участка, предполагаемого к предоставлению заинтересованному лицу ИП ФИО8 не учтено и вообще отсутствует соотношение площадей объектов недвижимости, принадлежащих арендаторам расположенных на существующем земельном участке зданий; кроме того, при образовании земельного участка, предполагаемого к распределению ИП ФИО8 не учтено его расположение относительно границ существующего земельного участка с кадастровым номером №, в предложенной схеме ИП ФИО8 лишается доступа к землям общего пользования и в частности к общей дороге, посредством которой все получают доступ на территорию земельного участка с его северной стороны. Получая границу с восточной стороны с нераспределенными землями государственной собственности ИП ФИО8 не сможет воспользоваться данной частью территории для получения доступа на формируемый земельный участок в связи с тем, что указанные земли являются полосой отвода для расположенной в непосредственной близости железной дороги. Относительно отсутствия согласия ФИО8 на раздел земельного участка, предложенный ФИО1, заинтересованное лицо в письменных возражениях пояснил о том, что первоначально такое согласие он не выдавал в связи с тем, что в его адрес по почте был направлен только сам бланк согласия на раздел участка без приложения какой-либо схемы или иного графического отображения ситуации, однако, ознакомившись с материалами настоящего дела и обозрев предложенную схему он не намерен её согласовывать по указанным выше причинам. В связи с чем, поддерживает позицию административного ответчика, полагая, что предложенная к утверждению схема нарушает его права, как собственника объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке (т. 2 л.д. 225-229).
Заинтересованные лица ФИО8, ФИО2, ФИО10, представители заинтересованного лица департамента имущественных отношений Администрации города Омска, ОАО «Российские железные дороги» участия в судебном заседании не принимали, о дате и месте рассмотрения дела извещены (т. 3 л.д. 58-59). Со стороны заинтересованного лица ОАО «РЖД» представлен письменный отзыв, согласно которого представитель заинтересованного лица просит рассмотреть спор по имеющимся в деле доказательствам, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО «РЖД» (т. 3 л.д. 3).
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости:
- здание с кадастровым номером №, вид права собственность, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за номером №. При государственной регистрации сделки права, ограничения права не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Нотариально удостоверенное согласие супруги ФИО2 по распоряжению правом собственности на объекты недвижимости не представлено»;
- здание с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера 19.06.2012, ранее присвоенный государственный учетный номер: инвентарный №: условный №, местоположение: , площадь 306 кв.м., нежилое, наименование – гараж на 15 а/м, 1973 года постройки. Сведения для раздела 4 – описание местоположения объекта недвижимости; 5 – план расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа) отсутствуют. Вид права собственность, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за номером №. При государственной регистрации сделки права, ограничения права не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Нотариально удостоверенное согласие супруги ФИО2 по распоряжению правом собственности на объекты недвижимости не представлено»;
- здание с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера 25.10.2012, ранее присвоенный государственный учетный номер: инвентарный №: условный №, местоположение: , площадь 1036,6 кв.м., нежилое, наименование – модуль цеха №, количество этажей 2, 1991 года постройки. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: №. Сведения для раздела 5 – план расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа) отсутствуют. Вид права собственность, зарегистрировано 30.12.2020 за номером №. При государственной регистрации сделки права, ограничения права не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Нотариально удостоверенное согласие супруги ФИО2 по распоряжению правом собственности на объекты недвижимости не представлено»;
- здание с кадастровым номером №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, ранее присвоенный государственный учетный номер: условный №, местоположение: , площадь 746,1 кв.м., нежилое, наименование – административно-производственное здание №, количество этажей 1. Сведения для заполнения разделов 4 – Описание местоположения объекта недвижимости; раздела 5 – план расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа) отсутствуют. Вид права собственность, зарегистрировано 30.12.2020 за номером №. При государственной регистрации сделки права, ограничения права не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Нотариально удостоверенное согласие супруги ФИО2 по распоряжению правом собственности на объекты недвижимости не представлено» (т. 1 л.д. 50-51, 57-63).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8427+/- кв.м., имеющим местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир складское помещение № 2 нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой. Почтовый адрес ориентира: , , . Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: №. Категория земель: земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования: для производственных целей. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №. Срок действия аренды с 01.12.2008 по 01.12.2033. Лица, в пользу которых установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ФИО8, ФИО2, ФИО10, ФИО9, ФИО5, ФИО1 (т. 1 л.д. 52-56).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 2 л.д. 116).
По результатам рассмотрения заявления 28.04.2022 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес административного истца направлен ответ (Исх-ОГ-ДАГ07/17472), которым в соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ указано на то, что имеются основания для отказа в утверждении представленной схемы. Также сообщается о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Приложенной ФИО1 схемой предусмотрено образование двух земельных участков с условными номерами №, площадью 6803 кв.м и №, площадью 660 кв.м, путем раздела земельного участка кадастровым номером №, с сохранением его в измененных границах.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости № №, на исходный земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для производственных целей» имеются записи о регистрации права аренды от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО8, ФИО13ФИО10, ФИО9, ФИО7 и ФИО1 Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. В представленных ФИО1 документах согласия арендаторов на раздел: исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:040106:3246 с указанием площади вновь образованных земельных участков отсутствуют. Согласно сложившейся судебной практике обязанность по обоснованности площади испрашиваемого земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на земельном участке объектов, возлагается на правообладателей таких объектов (определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). Обоснование площади вновь образованных земельных участь 660 кв.м., 6803 кв.м, необходимых для использования расположенных на них объектов недвижимости, не представлено.
Кроме того, образование земельных участков в установленных границах, согласно представленной схеме, приводит: к изломанности границ в точках н4 - н5 –н6; к невозможности размещения объекта недвижимости, частично расположенного в границах сохраняемого в измененных границах земельного участка, а именно: с использованием справочных геоинформационных системах имеющихся в распоряжении департамента архитектуры, установлено, что граница земельного участка в точках н3 - т.4 пересекает недвижимости, примыкающий к зданию с кадастровым номером: №. Кроме того, департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обращает внимание на то, что согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, проекта планировки территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий. Согласно представленной схеме вновь образованные земельные участки определяются в границах территории, на которую постановлением Администрации г. Омска от 18.11.2010 № 1109-п утвержден проект планировки территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. В соответствии с проектом планировки территории граница вновь образованного земельного участка с условным номером №ЗУ1, площадью 6803 кв.м, пересекает границу утвержденной красной линии. Дополнительно сообщается, что приложенной ФИО1 схемой предусмотрено образование двух земельных участков площадью 6803 кв.м. и 660 кв.м, однако заявление об утверждении схемы представлено только в отношении вновь образованного земельного участка площадью 6803 кв.м. Таким образом, присутствуют противоречия в представленных документах: заявлении и схеме. Учитывая изложенное, руководствуясь пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ, департамент архитектуры отказывает в утверждении представленной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 11-12).
Полагая данное решение необоснованными незаконным, административный истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (п.1); образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке (п. 2); образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 3); образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки) (п. 4); образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса (п. 5); образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога (п. 6).
В п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах: в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (пп. 1); для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (пп. 2).
Согласно п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить (пп. 1); копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пп. 2).
Пунктом 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в развитие которых Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 принят Устав г. Омска, администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. Органы местного самоуправления города Омска являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структурные подразделения Администрации города Омска могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем (ст. 8 Устава города Омска).
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска и применительно к Положению о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, осуществляет рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность для ведения садоводства, огородничества (п. 30); принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность для ведения садоводства, огородничества (п. 31).
Кроме того, в соответствии с пп. 1.1, 1.2, 1.3 п. 19 Положения в сфере земельных отношений департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска осуществляет следующие функции: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Омска, за исключением земельных участков, предоставляемых в аренду для размещения погребов; распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых в аренду для размещения погребов; является организатором торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.
Применительно к изложенным положениям заявление административного истца, рассмотрено департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в пределах предоставленных им полномочий с соблюдением установленных порядка и срока рассмотрения, ответ направлен в адрес заявителя, что не оспаривалось административным истцом.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с изложенным в оспариваемом ответе обоснованием отказа, оценивая которые суд полагает необходимым указать следующее.
Нормативные требования к образуемым в результате раздела участкам перечислены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательствомо градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п. 1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2).
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п. 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п.7).
Из анализа приведенных положений следует, что формирование земельного участка должно осуществлять с соблюдением всех перечисленных требований. Исключений, при которых данные требования могут быть не соблюдены, приведенными положения не содержат.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп. 1);полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пп. 2);разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3);несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4);расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5);разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пп. 6).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа и Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела, административным истцом при обращении в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска не представлено согласие иных арендаторов исходного земельного участка в порядке п. 4 ст. 11.2 ЗКК РФ.
Указание на одновременное обращение заинтересованных лиц – арендаторов с самостоятельными заявлениями об утверждениях схемы размещения земельных участков, не указывает на наличие соблюдения административного истца требований приведенного положения.
В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка, образуемые земельные участки расположены в зоне «подзона П-1.2 производственной зоны П-1».
В соответствии со ст. 52 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201.
Производственная зона (П-1) предназначена для формирования комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских объектов, деятельность которых связана с высоким уровнем шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного и железнодорожного транспорта.
В пределах производственной зоны установлены подзона П-1.1 и подзона П-1.2 с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
В соответствии с п. 2 чт. 52 Правил землепользования и застройки основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: хранение автотранспорта (код 2.7.1); коммунальное обслуживание (код 3.1); оказание услуг связи (код 3.2.3); бытовое обслуживание (код 3.3); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1); обеспечение научной деятельности (код 3.9); ветеринарное обслуживание (код 3.10); предпринимательство (код 4.0); обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2); площадки для занятий спортом (код 5.1.3); оборудованные площадки для занятий спортом (код 5.1.4); производственная деятельность (код 6.0); недропользование (код 6.1); тяжелая промышленность (код 6.2); автомобилестроительная промышленность (код 6.2.1); легкая промышленность (код 6.3); фармацевтическая промышленность (код 6.3.1); пищевая промышленность (код 6.4); нефтехимическая промышленность (код 6.5); строительная промышленность (код 6.6); энергетика (код 6.7); связь (код 6.8); склад (код 6.9); складские площадки (код 6.9.1); обеспечение космической деятельности (код 6.10); целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11); научно-производственная деятельность (код 6.12); транспорт (код 7.0); обеспечение обороны и безопасности (код 8.0); обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3); охрана природных территорий (код 9.1); водные объекты (код 11.0); земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0).
Частью 3 ст. 52 Правил установлены условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий (код 5.1.1); водный спорт (код 5.1.5); авиационный спорт (код 5.1.6); спортивные базы (код 5.1.7).
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не предусмотрены (ч. 4).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: 1) максимальная высота зданий, строений, сооружений: для видов разрешенного использования: Хранение автотранспорта (код 2.7.1), Бытовое обслуживание (код 3.3), Ветеринарное обслуживание (код 3.10), Деловое управление (код 4.1), Спорт (код 5.1) - 20; для прочих видов разрешенного использования - не подлежит установлению; 2) максимальное количество надземных этажей не подлежит установлению; 3) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: для видов разрешенного использования: Хранение автотранспорта (код 2.7.1), Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (код 3.1.2), Оказание услуг связи (код 3.2.3), Служебные гаражи (код 4.9) минимальный - 200 кв.м, максимальный - не подлежит установлению; для вида разрешенного использования Предоставление коммунальных услуг (код 3.1.1): для размещения котельной тепловой мощностью до 30 Гкал/час минимальный - 7 000 кв.м, максимальный - не подлежит установлению; для размещения котельной тепловой мощностью от 30 Гкал/час до 200 Гкал/час минимальный - 15 000 кв.м, максимальный - не подлежит установлению; для размещения иных зданий и сооружений - не подлежат установлению; для вида разрешенного использования Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1): минимальный - 300 кв.м, максимальный - не подлежит установлению; для видов разрешенного использования: Бытовое обслуживание (код 3.3), Магазины (код 4.4): минимальный - 300 кв.м, максимальный - 10 000 кв.м; для вида разрешенного использования Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2): минимальный - 800 кв.м, максимальный - 200 000 кв.м; для видов разрешенного использования: Деловое управление (код 4.1), Банковская и страховая деятельность (код 4.5): минимальный - 500 кв.м, максимальный - 50 000 кв.м; для вида разрешенного использования: Общественное питание (код 4.6): минимальный - 500 кв.м, максимальный - 20 000 кв.м; для видов разрешенного использования: Развлечение (код 4.8), Обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2): минимальный - 200 кв.м, максимальный - 5 000 кв.м; для видов разрешенного использования: Рынки (код 4.3), Гостиничное обслуживание (код 4.7), Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1): минимальный - 1000 кв.м, максимальный - не подлежит установлению; для видов разрешенного использования: Площадки для занятий спортом (код 5.1.3), Оборудованные площадки для занятий спортом (код 5.1.4): минимальный - 400 кв.м, максимальный - 10 000 кв.м; для видов разрешенного использования: Проведение научных исследований (код 3.9.2), Проведение научных испытаний (код 3.9.3), Ветеринарное обслуживание (код 3.10), Выставочно-ярмарочная деятельность (код 4.10), Обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий (код 5.1.1), Производственная деятельность (код 6.0), Тяжелая промышленность (код 6.2), Автомобилестроительная промышленность (код 6.2.1), Легкая промышленность (код 6.3), Пищевая промышленность (код 6.4), Строительная промышленность (код 6.6), Склад (код 6.9), Складские площадки (код 6.9.1), Целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11), Научно-производственная деятельность (код 6.12): минимальный - 800 кв.м, максимальный - 2 100 000 кв.м; для видов разрешенного использования: Фармацевтическая промышленность (код 6.3.1), Нефтехимическая промышленность (код 6.5): минимальный - 800 кв.м, максимальный - 11 300 000 кв.м; для прочих видов разрешенного использования - не подлежат установлению; 4) минимальные отступы от границ земельного участка: для видов разрешенного использования: Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код 3.9.1), Производственная деятельность (код 6.0), Недропользование (код 6.1), Тяжелая промышленность (код 6.2), Автомобилестроительная промышленность (код 6.2.1), Легкая промышленность (код 6.3), Фармацевтическая промышленность (код 6.3.1), Пищевая промышленность (код 6.4), Нефтехимическая промышленность (код 6.5), Строительная промышленность (код 6.6), Энергетика (код 6.7), Связь (код 6.8), Охрана природных территорий (код 9.1), Земельные участки (территории), общего пользования (код 12.0) - не подлежат установлению; для прочих видов разрешенного использования - 3 м; 5) отступы от красной линии и территорий общего пользования - 6 м, если иное не установлено документацией по планировке территории; 6) процент застройки в границах земельного участка: для видов разрешенного использования: Бытовое обслуживание (код 3.3), Ветеринарное обслуживание (код 3.10), Предпринимательство (код 4.0), Производственная деятельность (код 6.0), Легкая промышленность (код 6.3), Фармацевтическая промышленность (код 6.3.1), Пищевая промышленность (код 6.4), Склад (код 6.9), Складские площадки (код 6.9.1), Целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11): минимальный - 20, максимальный - 80; для вида разрешенного использования Строительная промышленность (код 6.6): минимальный - 15, максимальный - 80; для прочих видов разрешенного использования - не подлежит установлению; 7) максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка: для видов разрешенного использования: Хранение автотранспорта (код 2.7.1), Бытовое обслуживание (код 3.3), Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1), Обеспечение научной деятельности (код 3.9), Ветеринарное обслуживание (код 3.10), Предпринимательство (код 4.0), Обеспечение занятий спортом в помещениях (код 5.1.2) - 2,0; для прочих видов разрешенного использования - не подлежит установлению; 8) класс опасности: для подзоны П-1.1: для видов разрешенного использования: Производственная деятельность (код 6.0), Недропользование (код 6.1), Тяжелая промышленность (код 6.2), Автомобилестроительная промышленность (код 6.2.1), Легкая промышленность (код 6.3), Фармацевтическая промышленность (код 6.3.1), Пищевая промышленность (код 6.4), Нефтехимическая промышленность (код 6.5), Строительная промышленность (код 6.6), Энергетика (код 6.7), Связь (код 6.8), Склад (код 6.9), Складские площадки (код 6.9.1), Обеспечение космической деятельности (код 6.10), Целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11), Научно-производственная деятельность (код 6.12) - I, II, III, IV, V; для прочих видов разрешенного использования - не подлежит установлению; для подзоны П-1.2: для видов разрешенного использования: Производственная деятельность (код 6.0), Недропользование (код 6.1), Тяжелая промышленность (код 6.2), Автомобилестроительная промышленность (код 6.2.1), Легкая промышленность (код 6.3), Фармацевтическая промышленность (код 6.3.1), Пищевая промышленность (код 6.4), Нефтехимическая промышленность (код 6.5), Строительная промышленность (код 6.6), Энергетика (код 6.7), Связь (код 6.8), Склад (код 6.9), Складские площадки (код 6.9.1), Обеспечение космической деятельности (код 6.10), Целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11), Научно-производственная деятельность (код 6.12) - IV, V; для прочих видов разрешенного использования - не подлежит установлению.
Положениями п. 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
При этом запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования установлен также ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования; генеральные планы.
Генеральный план содержит, в частности, положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно п. 34 ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, территорией общего пользования является отграничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации, беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.
Согласно представленной схеме вновь образуемые земельные участки определяются в границах территории, на которую Постановлением Администрации г. Омска от 18.11.2010 № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», которым утверждено Положение о характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска», «Положением об очередности планируемого развития территории элемента планировочной структуры № 13 проекта планировки территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска», «Положением о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории...»
В соответствии с проектом планировки территории граница вновь образованного земельного участка с условным номером №, площадью 6 803 кв.м. пересекает границу утвержденной красной линии.
Данное обстоятельство не оспаривалось. Представителем административного истца указано на то, что административный истец не обращался в установленном законом порядке для обжалования проекта планировки в части установления красных линий на спорном земельном участке. При этом указала, что данное обстоятельство не может являться препятствием к утверждению схемы расположения образуемых земельных участков.
Вместе с тем, применительно изложенным положениям доводы представителя административных истцов о несогласии с положениями приведенных нормативных актов, не приводят к наличию возможности административного ответчика, как муниципального органа, исполнять возложенные на него полномочия вопреки действующему нормативному правовому акту.
На момент рассмотрения заявленных требований сведений об отмене или внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 18.11.2010 № 1109-п, в том числе в части территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок не представлено.
Исходя из позиции лиц, участвующих в деле, относительно возможности формирования земельных участков в соответствии с представленной схемой, в ходе рассмотрения дела судом назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля».
Согласно заключению эксперта ООО «Региональный Кадастровый Центр «Земля» № 52 от 25.07.2022, при сопоставлении данных, полученных в ходе осмотра земельного участка, имеющихся в том числе в материалах дела, с использованием программы MapInfoProfessional 12.5, изложенных в заключении, эксперт относительно возможности формирования земельных участков в соответствии с представленной схемой, а именно: образования самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ путем раздела земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с представленной административным истцом на утверждение схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории пришел к выводу о том, что в территориальной зоне подзоны производственной зоны (П-1.2) образование земельного участка по предельно минимальным (или максимальным) параметрам площадью 6803 кв.м. возможно. При этом относительно возможности формирования земельного участка без нарушений, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ невозможно в связи с нарушением п. 4 данной статьи, согласно которого не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Как указывает эксперт, при образовании земельного участка с кадастровым номером № доступ с земель общего пользования к земельному участку №, площадью 660 кв.м. и к сохраняемому в измененных границах земельный участок № отсутствует, а именно: с внешней стороны земельного участка № - болото, с внешней стороны у сохраняемого в измененных границах земельного участка № - забор и железнодорожные пути. Данный факт говорит о том, что доступ с земель общего пользования к земельному участку №, площадью 660 кв.м. и к сохраняемому в измененных границах земельный участок № возможен только через образуемый земельный участок №. Также указано, что изломанность границы образуемого земельного участка в точках н4-н5-н6 согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории имеется, но не препятствует рациональному использованию земель. В данном случае статья 11.9 не нарушена. Также указано, что на образуемом земельном участке № площадь застройки составляет 33 %; на образуемом земельном участке № площадь застройки составляет 37%. Разрешенное использование образуемых земельных участков возможно с сохранением разрешенного использования исходного земельного участка «для производственных целей». Данное разрешенное использование относится к категории прочие виды разрешенного использования. Согласно правилам землепользования и застройки в зоне П-1.2 минимальные, максимальные размеры и площадь застройки для данного вида использования не установлены. Так как доступ с земель общего пользования к земельному участку №, площадью 660 кв.м. и к сохраняемому в измененных границах земельный участок № возможен только через образуемый земельный участок №, то для устранения данного нарушения необходимо установить на данные земельный участок публичный сервитут на право прохода и проезда на земельный участок № площадью 660 кв.м. и сохраняемый в измененных границах земельный участок №. Второй вариант установления доступа с земель общего пользования к земельному участку №, площадью 660 кв.м. и к сохраняемому в измененных границах земельный участок № формирование отдельного земельного участка, через который осуществляется доступ. Кроме того, в ходе натурного обследования эксперт определил координаты строения, примыкающего к зданию с кадастровым номером № В точках н3-т4 границы образуемого земельного участка пересекают строение. Площадь строения, выходящего за границы образуемого земельного участка составляет 0,3 кв.м. (на расстояние 0,5 м). По совокупности всех признаков исследуемый объект не является объектом капитального строительства, не подлежит постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права, следовательно, не является препятствием для образования земельного участка. Также указано, что представленная на утверждение схема соответствует документам территориального планирования, но не соответствует проекту планировки территории, в котором местоположение «красных линий» противоречит градостроительной документации, действующей на сегодняшний день. Таким образом «красные линии» не являются актуальными, так как не соответствуют действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с проектом планировки территории № 1109-п от 18.11.2010 граница образуемого земельного участка № пересекает границу утвержденных красных линий (Т2, стр. 114). Пересечение вновь образованного участка с условным номером №, площадью 6803 кв.м. с границами утвержденных красных линий имеется. Для устранения несоответствий необходимо внести изменения в местоположение красных линий и установить их согласно действующим документам территориального планирования (т. 3 л.д. 26-53).
Кадастровый инженер, участвовавший в судебном заседании, поддержал, выводы заключения, вопреки доводам административного ответчика относительно изломанности границ земельного участка пояснил, что она имеет место быть, однако не препятствует рациональному использованию земельного участка в целом. Кроме того, обратил внимание, что имеющийся на земельном участке объект, примыкающий к зданию с кадастровым номером №, не является объектом капитального строительства, в связи с чем, не может являться препятствием для образования земельного участка.
Вместе с тем, экспертом подтверждены доводы административного ответчика относительно наличия пересечения вновь образованного земельного участка с условным номером №, площадью 6803 кв.м. с границами красных линий имеется. Кроме того, эксперт пояснил, что в соответствии с представленной схемой расположения образуемых земельных участков отсутствует доступ с земель общего пользования к земельному участку с условным номером №, площадью 660 кв.м. и сохраняемому в измененных границах земельному участку №
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом не соблюдены требования п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, которым определена необходимость письменной формы согласия землепользователей, обоснование площади вновь образованных земельных участков 660 кв.м., 6803 кв.м. необходимых для использования расположенных на них объектах так же не имеется. При этом участвующие в судебном заседании ФИО9 и представитель ФИО8, являющихся собственниками помещений, расположенных на указанном земельном участке, выражали несогласие с утверждением данной схемы, в части распределения площади вновь формируемых земельных участков, отсутствие организованного подъезда. Представителем административного истца в судебном заседании также не было представлено доказательств и пояснений распределения площадей земельных участков, обоснованность их формирования в таких площадях.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение административного ответчика, выраженное в письме № № об отказе в утверждении представленной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером № является законным и обоснованным.
Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца, не имеется.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Каких-либо доказательств наличия в рассматриваемом споре совокупности указанных условий не установлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по административном округе города Омска; о возложении обязанности на департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по административном округе города Омска, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженного в письме от 28 апреля 2022 года № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по улице 22 Партсъезда в Центральном административном округе города Омска, возложении на департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № по улице 22 Партсъезда в Центральном административном округе города Омска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2022 года.