Дело № 2а-2611/2020
22RS0011-02-2020-002936-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.,
при секретаре Кузик Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1, действующая через представителя по доверенности ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры №** в доме №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края. Жилой дом длительное время находится без управления. На основании частей 2,3 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены Порядком проведения конкурса по отбору управляющей организации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – Правила №75). Согласно ч.2 и ч.3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ч.4 названной статьи орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. В соответствии со ст.163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса. На основании ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Таким образом, действующее жилищное законодательство не предусматривает право органа местного самоуправления передавать без проведения торгов многоквартирные дома в управление какой-либо управляющей организации, в том числе, созданной на базе имущества муниципального образования, в том числе, и на временный срок. Единственным исключением, позволяющим заключить договор управления многоквартирным домом без процедуры торгов является признание конкурса несостоявшимся в соответствии с законодательством. Вместе с тем, доказательств проведения Администрацией конкурса в соответствии с вышеприведенными нормами по отбору управляющей организации для многоквартирного дома №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края жителям не представлено. Ответчиком Администрацией города Рубцовска Алтайского края не выполнены требования ст.ст.2, 163 Жилищного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.16 ФЗ №131-ФЗ, п.15 ч.41 «Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75. С момента прекращения обслуживания жилого дома, жилой дом не обслуживается, санитарная уборка мест общего пользования и придомовой территории не осуществляется. В соответствии с ч.17 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 №1616. В городе Рубцовске Алтайского края управляющей компанией в соответствии с правилами определена ООО УК Восток 18, которой передаются единичные дома без управления, не передаются компании и находятся без управления. Отсутствие способа управления многоквартирных домов препятствует подготовке указанных многоквартирных домов к отопительному сезону и ставит под угрозу надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах, оставленных без управления. В досудебном порядке истец не обжаловал действия ответчика в вышестоящие инстанции. Административный истец просит: 1) признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования города Рубцовска Алтайского края, выраженное в неисполнении полномочий, возложенных ст.ст.2, 163 Жилищного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.16 ФЗ №131-ФЗ, п.15 ч.41 «Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75; 2) обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края заключить договор управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края до проведения конкурса; 3) обязать ответчика Администрацию города Рубцовска Алтайского края провести открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирным домом №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края, находящимся в муниципальной собственности, заключив по результатам открытого конкурса договор управления.
Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что считает заявленные требования необоснованными и незаконными. ФИО1, собственник жилого помещения в доме №** по улице * в городе Рубцовске, обращаясь в Рубцовский городской суд, злоупотребляет правом. Имея обязанность и возможность инициировать собрание самостоятельно, неправомерно полагают наличие нарушенных прав по не проведению общего собрания в отношении собственников Администрацией города. ФИО1 не представила доказательств нарушенного права в отношении истца со стороны Администрации города. На сегодняшний день сроки проведения открытого конкурса затягиваются в связи с осуществлением подготовки конкурсной документации, то есть расчета тарифа согласно постановлению правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» на каждый МКД индивидуально, подготавливаются отсутствующие технические документы на МКД. Представитель административного ответчика просила запросить в Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края информацию об основаниях внесения изменений и исключении МКД из реестра лицензий Алтайского края. Исключение из перечня МКД, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, не может являться основанием для прекращения ответчиком деятельности по управлению, поскольку обязанность сохраняется в силу ч.3 ст.200 ЖК РФ. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом. Порядком прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором управления, а в случае отсутствия в договоре порядка нормами главы 26 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления. Частью 2 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом лицензиата. Администрация города просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания Парус» в судебном заседании отсутствовал, извещен о времени и месте судебного заседания.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административным истцом обжалуется бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края по не проведению мероприятий по решению вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом, которое носит длящийся характер, следовательно, административный истец обратился в суд с соблюдением срока обжалования бездействия.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, ул.*.
В соответствии с ч.1 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч.2 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно информации, размещенной на портале Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, имеющейся в материалах дела, с 01.12.2018 обязанности по управлению многоквартирным домом по адресу: **, Алтайский край, г.Рубцовск, ул. * осуществляло общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Парус» (договор управления Л-я3/18 от 01.11.2018, период осуществления обязанностей по управлению домом, предусмотренный договором управления 01.12.2018-30.11.2029).
В соответствии с ч.1 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Согласно ч.6 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия договор не продляется, что отвечает принципу свободы договору, предусмотренному ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ЖК РФ или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч.2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований ч.ч.2, 3 ст.198 ЖК РФ требует внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Из ответа Госинспекции Алтайского края от *** №** на судебный запрос следует, что на основании заявления и документов ООО «УК Парус» от *** установлено, что срок действия договора управления многоквартирным домом №** по ул. * в г. Рубцовске истек 01.12.2019. В соответствии с разделом 5 договора управления ООО «УК «Парус» уведомило собственников помещений о прекращении договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия не менее чем за 30 дней. Пунктом 5.2 договора управления стороны установили, что в случае расторжения договора по инициативе управляющей организации, надлежащим извещением собственников о расторжении договора является письменное объявление, размещенное у входов в подъезды многоквартирного дома. В соответствии с ч.2 ст.198 ЖК РФ, подпункта «а» п.7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр, на основании заключения по итогам проверки заявления и документов, предоставленных лицензиатом о внесении изменений в реестр лицензий Алтайского края от 18.11.2019, принято решение исключить сведения о доме №** по ул. * в г. Рубцовске из реестра лицензий Алтайского края из перечня домов, находящихся в управлении ООО «УК Парус». В силу ч.3 ст.200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст.199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с ч.7 ст.162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
На основании пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления приобретают и осуществляют свои права и обязанности в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 55, пунктам 11, 15 части 1 статьи 56 Устава МО «Город Рубцовск», принятого решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края № 633 от 18.08.2011, Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, принятого решением Рубцовского городского Совета депутатов от 23.03.2017 № 845 к полномочиям администрации города относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в порядке и пределах, предусмотренных законодательством и нормативно-правовыми актами городского Совета депутатов, осуществление муниципального жилищного контроля, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей.
Приказом Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от 18.11.2019 №12-03/Л/720 «О внесении изменения в приказ инспекции №225 от 08.05.2015 «О предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» внесены изменения в пункт 2 приказа инспекции №225 от 08.05.2015 «О предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», исключив из него многоквартирный дом по ул. *, с 01.12.2019.
Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края (Госинспекция Алтайского края) в адрес Администрации г. Рубцовска 18.11.2019 было направлено письмо №** о том, что в адрес Госинспекции Алтайского края поступило заявление об исключении дома по адресу: г.Рубцовск, ул. * из списка домов, в отношении которых ООО «УК Парус» осуществляет деятельность по управлению. На основании представленного заявления №** от *** приказом №** от *** данный многоквартирный дом исключен из реестра лицензий Алтайского края. Письмо получено Администрацией города Рубцовска Алтайского края 19.11.2019.
В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, иной закон не предусматривают, что при прекращении действия договора управления в указанном случае на управляющую организацию (лицензиата) возлагается обязанность по управлению многоквартирным домом до выбора иной управляющей организации либо дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом у других лиц (например, при изменении способа управления многоквартирным домом).
Согласно положениям ч.1 ст.200 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат прекращает свою деятельность по управлению многоквартирными домами в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст.200 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
Согласно ч.5 ст.200 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Частью 8 ст.161 ЖК РФ предусматривается, что заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Таким образом, в случае аннулирования, прекращения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, либо исключение из реестра лицензий субъекта РФ орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений МКД на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован, или такое собрание не проведено или не имело кворума.
Процедура проведения конкурса определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», которым утверждены прилагаемые Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила).
Согласно п.п. 1 п.3 Правил, конкурс проводится, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не принято.
При этом, согласно п. 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Материалами дела подтверждается, что письмо Госинспекции Алтайского края от *** №** об исключении многоквартирного дома по адресу: ул.*, из списка домов, в отношении ООО «УК Парус» осуществляло деятельность по управлению поступило в Администрацию города Рубцовска Алтайского края 19.11.2019.
Согласно ч.1 ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
На основании п.4 ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Поскольку общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме №** по ул.* в г.Рубцовске, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации и в установленный срок, не проведено, орган местного самоуправления в соответствии с ч.5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении указанного в ч. 4 ст. 200 ЖК РФ срока был обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Вместе с тем, данную обязанность Администрация города Рубцовска Алтайского края не исполнила. Распоряжение Администрацией города Рубцовска о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул.* в г.Рубцовске, не издавалось, доказательства издания Администрацией города Рубцовска такого распоряжения в материалах дела отсутствуют.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возложенные законом обязанности на Администрацию города Рубцовска Алтайского края, не исполнены. Способ и порядок управления многоквартирным жилым домом, расположенным на территории г.Рубцовска по ул.*, которым не выбран способ управления, не определен. Администрацией города Рубцовска Алтайского края конкурс по отбору управляющей организации, не объявлялся, обязанность по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №** по ул.* в г.Рубцовске для решения вопроса о выборе способа управления таким домом, предусмотренная ч.4 ст.200 Жилищного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком также не исполнена.
В соответствии с ч.7 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.
Неисполнение Администрацией города Рубцовска Алтайского края требований жилищного законодательства, а именно непринятие мер по отбору управляющей компании многоквартирного жилого дома №** по ул.*, расположенного на территории г.Рубцовска, которым не выбран способ управления, отрицательно сказывается на качестве коммунальных услуг, не обеспечивается надлежащее содержание внутридомовых систем общего домового имущества, работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном доме не проводятся, что влечет нарушение прав проживающих в них граждан на получение коммунальных услуг, а также на благоприятные и безопасные условия проживания. Интересы собственников помещения в многоквартирном доме, потребляющих коммунальные услуги, нарушаются незаконным бездействием административного ответчика, препятствующим выбору способа управления многоквартирным домом, управляющей организации в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что собрание в срок, установленный ч.4 ст.200 Жилищного кодекса Российской Федерации (в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации) административным ответчиком не проведено, подлежит применению часть 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующая обязательства органа местного самоуправления по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока исполнить обязанность объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Поскольку процедура организации и проведения конкурса, предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, суд полагает, что требования административного истца о возложении на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности заключить договор управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края до проведения конкурса, а также по заключению договора управления в отношении многоквартирного дома №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края по результатам открытого конкурса заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о бездействии Администрации города Рубцовска Алтайского края по неисполнению обязанностей, установленных ч.4 ст.161, ч.5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, и об удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия Администрации города Рубцовска Алтайского края, выраженного в неисполнении полномочий, возложенных ст.ст.2, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», п.15 ч.41 «Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75, и в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса в отношении многоквартирного дома, расположенного по ул.* в г.Рубцовске, которым не выбран способ управления.
В удовлетворении остальной части административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования города Рубцовска Алтайского края, выраженное в неисполнении полномочий, возложенных ст.ст. 2, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», п.15 ч.41 «Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75.
Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом № ** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края в соответствии с положениями части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 Жилищного Кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Хильчук