ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/2021 от 21.05.2021 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2021 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Куклина Ф.С., при секретаре Кудреватых А.С.,

с участием помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Борейко Д.Г.,

представителей заинтересованных лиц, действующих на основании доверенностей: АО «Группа «Илим»» - ФИО1, КФХ «ФИО2.» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства, заинтересованные лица - Министерство лесного комплекса Иркутской области, АО «Группа «Илим», КФХ «ФИО2.», ИП «Заречный В.А.» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий, к особо защитным участкам лесов, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ответчику Федеральному агентству лесного хозяйства с административными требованиями, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., к особо защитным участкам лесов, возложени и обязанности устранить нарушения.

В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки установлено: согласно схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственного регламента Братского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр и информации Министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Братского лесничества Иркутской области в срок до 2025-2035 года планируется создание особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; природно-исторического памятника природы «Ангарская деревня», расположенном в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Городской даче, кварталах №№ 36м., 40ч.; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га.

В нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкции, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, лесные участки, расположенные в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; природно-исторического памятника природы «Ангарская деревня», расположенном в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Городской даче, кварталах №№ 36ч., 40ч.; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., относятся к лесам, расположенным в нерестоохранных полосах лесов, эксплуатационных лесах и других категориях лесов, за исключением лесов особо охраняемых природных территорий.

При этом информации о выделении территорий планируемых памятников природы и предлагаемой резервной территории как особо защитных участков лесов лесохозяйственный регламент Братского лесничества не содержит.

Несмотря на наличие на территории Братского лесничества планируемых к созданию памятников природы и предлагаемой резервной территории, Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в их границах, а именно: в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Городской даче, квартале № 40ч.; в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве. Городской даче, кварталах №№ 36ч., 40ч.; в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, У карской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., не отнесены к особо защитным участкам лесов - как леса, расположенные на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях.

Установленные нарушения закона влекут за собой незаконное предоставление и освоение особо защитных участков лесов в границах планируемых к созданию памятников природы и предлагаемой резервной территории, а также невозможность надлежащего обеспечения правового режима их использования, что прямо противоречит требованиям федерального законодательства.

Лесные участки, расположенные в границах предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй» предоставлены в аренду с видом разрешенного использования лесов - для заготовки древесины ИП ФИО4, АО «Группа» Илим», ООО «Леспромтрейд».

Неотнесение лесов, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области на должном уровне обеспечить ведение государственного лесного реестра и приведения в соответствие лесохозяйственных регламентов лесничеств в границах которых расположены данные лесные участки.

Отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, лесов расположенных на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», природно-исторического памятника природы «Ангарская деревня», предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», не позволяют Министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств.

Неотнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», природно-исторического памятника природы «Ангарская деревня», предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», к особо защитным участкам лесов, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования особо защитных участков лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участках, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Кроме того, в результате не отнесения лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не достигаются цели национального проекта «Экология», в структуру которого входит проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», одной из задач которого является увеличение площади особо охраняемых природных территорий за счет создания и новых оопт.

Просит суд признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., к особо защитным участкам лесов. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., к особо защитным участкам лесов в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Борейко Д.Г. административные требования по доводам, изложенным в административном иске и отзыве, поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме с учетом уточнений.

Представители заинтересованных лиц: АО «Группа «Илим»» - ФИО1, КФХ «Павлова Татьяна Владимировна» - ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований прокурора.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Федерального агентства лесного хозяйства не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен судом надлежащим образом, предоставил письменные возражения против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица - ИП Заречный В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен судом надлежащим образом, предоставил письменные возражения, заявлений, ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства в суд не предоставил.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО «Леспромтрейд» не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, заявлений, ходатайств, в том числе об отложении судебного разбирательства в суд не предоставили.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания, явка которых в судебное заседание не признана судом обязательной.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив административное исковое заявление, возражения на административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 9 ст. 1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

Пунктом 2 ст. 6 ЛК РФ установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно положениям ч. ч. 2, 4 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов должно осуществляться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В силу положений ст. 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; объекты природного наследия; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.

На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 (ЛК РФ), и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 (ЛК РФ) в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с ч. 2 ст. 67 (ЛК РФ).

Согласно п. 26, п. 39, ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу п. п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, отнесение лесов к защитным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков леса, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.

Из приведенных норм закона следует, что лесные участки, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий подлежат отнесению к особо защитным участкам лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участков, участков лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима введения лесного хозяйства и использования лесов.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-03 «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области», особо охраняемые природные территории регионального значения на территории области организовываются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологического воспитания и оздоровления населения, а также в иных целях в соответствии с законодательством.

Из ч. 1,2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются, в том числе, такие категории указанных территорий как государственные природные заказники и памятники природы.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территории памятников природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно п. 2 Раздела I, пп. 6 и 8 Раздела II Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств:

- глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать информацию о характеристике имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия; поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

- глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать информацию об ограничениях по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); ограничения по видам использования лесов.

Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Раздела I, п. 16 Раздела III Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», лесоустройство включает в себя проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Ст. 68.2 Лесного кодекса РФ определено, что по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.

Кроме того, из п. 5 Раздела I Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, следует, что проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 16, 21, 22 Раздела III Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).

По результатам проектирования составляется ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, содержащая следующую информацию о наименовании участковых лесничеств; номерах лесных кварталов или их частей; площадях лесных кварталов или их частей в гектарах; основаниях деления лесов по целевому назначению.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории регионального значения на территории области организовываются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологического воспитания и оздоровления населения, а также в иных целях в соответствии с законодательством.

При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается: значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания; наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность; наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность; наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность

На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территории памятников природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов, в том числе, относятся: заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; объекты природного наследия; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией

На заповедных лесных участках запрещаются: проведение рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.

На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.Особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы и лесотаксационные выделы. При проектировании осуществляется установление границ и площади особо защитных участков лесов, приводится количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений. Границы особо защитных участков лесов наносятся на картографические материалы.

По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов, содержащая следующую информацию: о наименовании участковых лесничеств; номерах лесных кварталов; номерах лесотаксационных выделов и их площади в гектарах.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется с учетом функционального зонирования и правового режима особо охраняемых природных территорий.

По материалам таксации лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, решением лесоустроительного совещания устанавливается необходимость определения интегрального показателя рекреационного потенциала лесных насаждений, данных о местонахождении инвазивных видов растений и границ функциональных зон.

Особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы и лесотаксационные выделы. При проектировании осуществляется установление границ и площади особо защитных участков лесов, приводится количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений. Границы особо защитных участков лесов наносятся на картографические материалы.

По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов, содержащая следующую информацию: о наименовании участковых лесничеств; номерах лесных кварталов; номерах лесотаксационных выделов и их площади в гектарах.

Согласно пп. 21 п. 23 Раздела III, п. 133, 134 Раздела VII Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, выделение особо защитных участков лесов осуществляется по следующим признакам: к лесам в охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, а также территориях, зарезервированных для создания особо охраняемых природных территорий федерального значения относятся участки лесов в границах охранных зон, площадь которых определяется при их образовании, но не менее полосы шириной 1000 м вдоль их границ.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется с учетом функционального зонирования и правового режима особо охраняемых природных территорий.

По материалам таксации лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, решением лесоустроительного совещания устанавливается необходимость определения интегрального показателя рекреационного потенциала лесных насаждений, данных о местонахождении инвазивных видов растений и границ функциональных зон.

Согласно схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 N 607-пп, лесохозяйственному регламенту Братского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 N 78-мпр, а также информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Братского лесничества Иркутской области в срок до 2025-2035 года планируется создание особо охраняемых природных территорий - зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га.

Однако Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в их границах, не отнесены к особо защитным участкам лесов - леса, расположенные на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях.

С целью сохранения и защиты окружающей среды постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы.

Одна из подпрограмм - «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» направлена на обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия.

Основные мероприятия подпрограммы заключаются в следующем: сохранении природных комплексов и восстановлении биологического разнообразия на ООПТ регионального значения Иркутской области; образовании на территории Иркутской области новых ООПТ, ТТП регионального значения, обеспечение их функционирования.

На территории Братского лесничества обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. Из лишайников выявлено три вида; из грибов выявлено 7 видов; из сосудистых растений выявлено 19 видов.

Животный мир на территории Братского лесничества представлен, в том числе, такими редкими видами земноводных, птиц и млекопитающих, как: черный аист, таежный гуменник, огарь, клоктун, скопа, восточный болотный лунь, малый перепелятник, орел-карлик, беркут, орлан-белохвост, сапсан, дербник, серый журавль, большой кроншнеп, филин.

Кроме того, на территории Братского лесничества обитают такие охотничье-промысловые виды, как лось, косуля, благородный олень, дикий северный олень, кабарга, кабан, бурый медведь, соболь, норка, ондатра, белка, волк, рысь, лисица, росомаха, горностай, колонок, заяц-беляк, рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, утки.

Создание особо охраняемых природных территорий позволит сохранять растительный мир, животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и, как следствие, увеличению их численности на территории района.

Согласно п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Отдельно законодателем выделена категория защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регламентирован ст. 119 Лесного кодекса РФ, а также положениями приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с требованиями п. 26, п. 39 ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно п.п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков лесов, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.

Из приведенных норм закона следует, что лесные участки, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий подлежат отнесению к особо защитным участкам лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участков, участков лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитные участки лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.

Лесные участки, расположенные в границах предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй» предоставлены в аренду с видом разрешенного использования лесов - для заготовки древесины ИП ФИО4 (договора аренды лесных участков от 23.12.2008 № 12/8, от 23.12.2008 №13/8, от 17.12.2008 № 3/8), АО «Группа» Илим» (договор аренды лесного участка от 25.12.2008 № 8), ООО «Леспромтрейд» (договор аренды лесного участка от 95.10.2011 № 91-440/11).

Кроме того, не отнесение лесов, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не позволяет министерству лесного комплекса Иркутской области на должном уровне обеспечить ведение государственного лесного реестра и приведения в соответствие лесохозяйственных регламентов лесничеств, в границах которых расположены данные лесные участки.

Согласно ч. 4 ст. 23 ЛК РФ в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются мероприятия по проведению лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В соответствии с п. 1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В государственном лесном реестре должна содержаться документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах (п. 3 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).

Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.

Согласно ст. 83 ЛК РФ, п. 8 Приказа Рослесхоза от 30.05.2011 № 194 «Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра» ведение реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ).

Порядок внесения информации и ее изменение в государственный лесной реестр осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Документом, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (п. 2.1, п. 2.1.1 Приказа № 496).

Основанием для внесения документированной информации в акты является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ (п. 2.2, п. 2.2.1, п.п. «г» п. 2.2.2 раздел 2 Приказа № 496).

Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, лесов расположенных на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях - зоологического памятника природы «Островная колония цапель», зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», не позволяют Министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламенты лесничеств.

Проблемы развития сети особо охраняемых природных территорий освещена в рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 29-го выездного (132-го) заседания в Иркутской области 25-28 февраля 2019 г.

Советом отмечено, что развитие системы ООПТ является важным фактором обеспечения экологической безопасности страны и имеет ключевое значение для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Российская заповедная система выполняет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержания экологической стабильности многих регионов России. Абсолютное большинство редких исчезающих видов растений и животных сохранились именно благодаря ООПТ.

Основными выявленными проблемами в сохранении и развитии сети ООПТ Иркутской области, в том числе являются: фактическая остановка развития сети ООПТ Иркутской области, в том числе не создание спроектированных ООПТ, наиболее важных с точки зрения сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; интенсивное хозяйственное использование территорий, планируемых к созданию ООПТ, которое может привести к их деградации и сделает нецелесообразным их создание.

С учетом изложенного, Советом при Президенте РФ рекомендовано Министерству лесного комплекса Иркутской внести данные о существующих и планируемых ООПТ Иркутской области в лесохозяйственные регламенты лесничеств в полном объёме. Рослесхозу -отнести эксплуатационные леса в границах всех ООПТ Иркутской области к защитным лесам категории «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре и прокуратуре Иркутской области - осуществлять регулярный прокурорский надзор за состоянием законности и соблюдением режимов ООПТ на территории Иркутской области.

Не отнесение Федеральным агентством лесного хозяйства лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», к особо защитным участкам лесов, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования особо защитных участков лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участках, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Кроме того, в результате не отнесения лесных участков, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов не достигаются цели национального проекта «Экология», в структуру которого входит проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», одной из задач которого является увеличение площади особо охраняемых природных территорий за счет создания и новых ООПТ.

В части доводов возражений заинтересованных лиц и ответчика суд приходит к следующему.

Судом установлено, что целью обращения прокурора в суд с административным иском является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда на территориях, планируемых к созданию ООПТ, то есть до принятия решения об образовании указанных особо охраняемых природных территорий, поскольку в результате антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды в границах планируемых ООПТ может повлечь уничтожение их уникальных свойств, для сохранения которых они планируются к созданию.

Доводы представителя ответчика об отсутствии установленных и утвержденных границ, планируемых ООПТ, что препятствует точному определению необходимой площади и установлению границ, испрашиваемых ОЗУ, судом признаются несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемой природной территории, содержащей графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости являются обязательным приложением к решению о создании ООПТ.

Вместе с тем, названные особо охраняемые природные территории планируются к созданию, т.е. не являются действующими и решения об их создании Правительством Иркутской области не принимались.

Местоположение указанных территорий отображено на картографических материалах Схемы территориального планирования Иркутской области, а также лесохозяйственного регламента Братского лесничества.

Согласно лесохозяйственному регламенту Братского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, предлагаемые к созданию - зоологический памятник природы «Островная колония цапель» расположен в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологический памятник природы «Гнездовья сокола - сапсана» расположен в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаема резервная территория под названием «Тангуй» расположена в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га.

Таким образом, местоположение и площадь планируемой к созданию особо охраняемой территории определены, в связи с чем, судом доводы административного ответчика о возможном превышении площади, необходимой для создания ОЗУ, и нарушении прав лесопользователей, признаются судом несостоятельными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствах.

В своих возражениях представитель административного ответчика указывает на то, что в настоящее время территории планируемых к созданию в 2025-2035 годах ООПТ регионального значения к таковым не относятся, а также не являются действующими памятниками природы регионального значения. В материалах дела отсутствуют доказательства о принятых решениях соответствующего уполномоченного органа об отнесении испрашиваемых территорий к ООПТ, об установлении, утверждении границ ООПТ.

Основанием для предъявления искового заявления послужило бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - зоологического памятника природы «Островная колония цапель», зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», к особо защитным участкам лесов.

В административном исковом заявлении указано, что зоологический памятник природы «Островная колония цапель», зоологический памятник природы «Гнездовья сокола - сапсана», предлагаемая резервная территория под названием «Тангуй» являются планируемыми к созданию, а не действующими особо охраняемыми природными территориями, что подтверждается как Схемой территориального планирования Иркутской области, так и лесохозяйственными регламентами лесничества, выкопировки из которых приложены к исковому заявлению. В связи с чем, доводы ответчика о необходимости представления доказательств об образовании указанных особо охраняемых территорий являются несостоятельными, основанными на неверном понимании предмета исковых требований.

Более того, в случае принятия Правительством Иркутской области решений об образовании указанных особо охраняемых природных территорий регионального значения, лесные участки, расположенные на их территории, в соответствии с требованиями ст. ст. 111, 112 ЛК РФ будут относиться не к особо защитным участкам лесов, а к защитным лесам - лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории.

Целью же исковых требований является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда на территориях, планируемых к созданию ООПТ, то есть до принятия решения об образовании указанных особо охраняемых природных территорий, поскольку в результате антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды в границах планируемых ООПТ может повлечь уничтожение их уникальных свойств, для сохранения которых они планируются к созданию.

Доводы представителя ответчика об отсутствии установленных и утвержденных границ планируемых ООПТ, что препятствует точному определению необходимой площади и установлению границ испрашиваемых ОЗУ, также не основаны на законе.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ сведения о границах особо охраняемой природной территории, содержащей графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости являются обязательным приложением к решению о создании ООПТ.

Названные особо охраняемые природные территории планируются к созданию, не являются действующими и решения об их создании Правительством Иркутской области не принимались.

Местоположение указанных территорий отображено на картографических материалах Схемы территориального планирования Иркутской области, а также лесохозяйственных регламентов лесничества.

Сведения об указанных планируемых ООПТ также содержатся на официальном сайте «ООПТ России».

При этом проектирование особо защитных участков лесов, а также принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, относятся исключительно к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства.

Таким образом, точные границы особо защитных участков лесов должны быть определены ответчиком при их проектировании с учетом документов территориального планирования.

Доводы представителя ответчика о видах ошибок в сведениях ГЛР, являющихся основанием для их устранения к существу иска не относятся.

Как указано в исковом заявлении, основанием для внесения документированной информации в соответствующий акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ (п. 2.2, п. 2.2.1, п.п. «г» п. 2.2.2 раздел 2 Приказа № 496).

Таким образом, отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, лесов расположенных на планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях - зоологического памятника природы «Островная колония цапель», зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», не позволяют Министерству лесного комплекса области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственные регламенты лесничеств с целью установления ограничений использования указанных территорий как особо защитных участков лесов, и соответственно распоряжаться лесными участками с соблюдением их природоохранного значения.

Ссылка представителя ответчика на указания Рослесхоза от 28.03.2016 № НК-06-54/3634 органам исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений о необходимости направления на рассмотрение в Рослесхоз пояснительных записок, документов и материалов, в том числе хранящихся в ГЛР, обосновывающих выделение ОЗУ и пр. для рассмотрения вопроса о необходимости выделения ОЗУ не может являться доказательством отсутствия бездействия ответчика по принятию мер к отнесению лесов, расположенных на планируемых особо охраняемых природных территориях к особо защитным участкам, поскольку полномочиями по проектированию особо защитных участков лесов, принятию решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов Федеральное агентство лесного хозяйство наделано в силу закона - Лесного кодекса РФ.

Указания Рослесхоза не являются нормативным правовым актом, возлагающим обязанности на органы государственной власти субъекта РФ по проектированию, установлению границ либо отнесению лесов к особо защитным участкам.

Несостоятельным является и довод представителя ответчика о том, что Рослесхоз не уполномочен на разработку, утверждение, внесение изменений, в том числе о планируемых ООПТ регионального значения, в лесохозяйственные регламенты лесничеств Иркутской области.

Исковое заявление не содержит требований к Рослесхозу об обязании внесения изменений о планируемых к созданию ООПТ регионального значения, поскольку указанные полномочия в силу п.9 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений.

Однако, в отсутствие решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий к особо защитным участкам лесов, Министерство лесного комплекса Иркутской области лишено возможности надлежащим образом осуществлять переданные полномочия.

В силу требований Федерального закона № 33-ФЗ, п. 10 ч. 1 ст. 65 Устава Иркутской области к полномочиям Правительства Иркутской области относится создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Таким образом, Схема территориального планирования Иркутской области, утверждена постановлением Правительства Иркутской области в рамках предоставленных полномочий и является нормативным правовым актом, содержащим обязательные к исполнению требования.

В части пропуска срока обращения прокурора с соответствующим административным иском в связи рассмотрением аналогичного административного искового заявления, по которому принято решение Братского районного суда Иркутской области от 20.05.2020, суд полагает данные доводы не соответствующими обстоятельствам заявленных прокурором требований в рамках данного административного искового производства, поскольку существо и предмет ранее принятого судом решения от 20.05.2020 и заявленных в рамках настоящего дела не совпадают, что не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных прокурором в настоящее время требований, и не может свидетельствовать о пропуске срока обращения.

Иные доводы возражений ответчика и заинтересованных лиц на существо заявленных требований не влияют и не влекут безусловный отказ в удовлетворении заявленных исковых требований с учетом целей национальных проектов, задачами которых, в том числе, является увеличение площади особо охраняемых природных территорий за счет создания и новых ООПТ, что отвечает требованиям о балансе публичных и частных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд с учетом установленных в судебном заседании юридически значимых обстоятельств, принимая во внимание доказательства, представленные сторонами по делу, находит требования административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая вопрос об установлении ответчику срока для устранения выявленных нарушений закона с учетом положений ст. 178 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока, определенного наступлением конкретной даты, без привязки к моменту вступлению решения суда в законную силу, с учетом, в том числе, требований лесного законодательства, а также предусмотренного КАС РФ права, лиц, участвующих в деле, обращаться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка исполнения, - до 01.02.2022.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий - зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., к особо защитным участкам лесов.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: зоологического памятника природы «Островная колония цапель», расположенного в Братском лесничестве, Братском участковом лесничестве, Братской даче, квартале № 7ч.; зоологического памятника природы «Гнездовья сокола - сапсана», расположенного в Падунском лесничестве, Усть-Вихоревском участковом лесничестве, Техническом участке № 1, квартале № 48; предлагаемой резервной территории под названием «Тангуй», расположенной в Братском лесничестве, Тангуйском участковом лесничестве, Тэмьской даче, кварталах №№ 6ч., 7ч., 12ч., 13-15, 16ч., 21-23, 24ч., 29-31, 32ч., 38-40, 41ч., 42ч., 47-49, 50ч., 51ч., 58ч., 60ч., 61ч. и Нижнеудинском лесничестве, Нижнеудинском участковом лесничестве, Укарской даче, кварталах №№ 13ч., 17ч., 21ч., 25ч., 33ч., 47ч, на площади 18,4 тыс.га., к особо защитным участкам лесов в срок до **.**.****.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ф.С. Куклин

Мотивированное решение изготовлено **.**.****.