ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2622/2021 от 24.08.2021 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

УИД

Дело № 2а-2622/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.08.2021 г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кутиченко ФИО5, при секретаре судебного заседания Грибановой ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2622/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена», обязании выдать разрешение,

Установил:

ФИО1 ФИО8 обратился в Наро-Фоминский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа в котором просит признать незаконным и отменить Решение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в предоставлении Государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена». Обязать Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области принять решение о выдаче разрешения на размещение объекта согласно схемы границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ФИО1 ФИО9 обратился в Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области с заявлением предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена». ДД.ММ.ГГГГ за получен отказ, подписанный Председателем Комитета по управлению имуществом с указанием причины - «Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа было направлено заявление в Наро-Фоминский городской суд Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение канализации с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> В связи с наличием спора о праве заявление оставлено без рассмотрения». Истец с указанным решением Комитета не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим права Истца на размещение линейного сооружения, препятствующим оформлению прав собственности на объект недвижимого имущества. Сооружение было построено в ДД.ММ.ГГГГ на собственные средства Истца. Разрешение на размещение и технические условия были получены в ДД.ММ.ГГГГ (лист согласования с <данные изъяты>).Технические условия от <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор подряда с ИП ФИО4 с целью подготовки технического плана сооружения. ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился за оформлением права собственности и постановкой на кадастровый учет с заявлением и на сооружение, однако была получена приостановка в регистрации по причине недостаточности документов. Разрешительная документация была оформлена по правилам законодательства ДД.ММ.ГГГГ. Порядок и условия размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» регламентирован Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»- линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство может быть размещено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Согласно Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе выдается, в случае если объект не входит в перечень установленный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ или если заявителем нарушены требования Порядка по п.4-6. Оспариваемый отказ не соответствует ст. 39.36 ЗК РФ, у Ответчика не имелось законных оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги Истцу.

Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебном заседании отсутствовал.

Представитель административного истца в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Считает, что решение вынесено законно и обоснованно.

Представитель административного ответчика Администрации Наро-Фоминского городского округа, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебном заседании отсутствовал. Ходатайств об отложении разбирательства по делу не представил.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебном заседании отсутствовал. Ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не представил.

В силу ст.ст. 14, 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит в следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что сооружение было построено в ДД.ММ.ГГГГ на собственные средства Истца. Разрешение на размещение и технические условия были получены в ДД.ММ.ГГГГ (лист согласования с <данные изъяты>). Технические условия от <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился за оформлением права собственности и постановкой на кадастровый учет с заявлением и на сооружение, однако была получена приостановка в регистрации по причине недостаточности документов. Разрешительная документация была оформлена по правилам законодательства ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 ФИО10 обратился в Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области с заявлением предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена».

ДД.ММ.ГГГГ получен отказ, с указанием причины - «Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа было направлено заявление в Наро-Фоминский городской суд Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение канализации с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>. В связи с наличием спора о праве заявление оставлено без рассмотрения».

Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, такими объектами являются: Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство

Согласно п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок N 229/13).

Согласно п. 2 названного Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В п. 8 Порядка N 229/13 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта.

В своем решении об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» административный ответчик ссылается но тот факт, что Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа было направлено заявление в Наро-Фоминский городской суд Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение канализации с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> В связи с наличием спора о праве заявление оставлено без рассмотрения. Иные основания административным истцом не приведены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что основание, по которому административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» не основано на номах, указанных в Постановлении Правительства МО от 08.04.2015 N 229/13 (ред. от 22.06.2021) "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что решение Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» является незаконные, необоснованным и подлежит отмене.

Истцом заявлены требования об обязании административного ответчика принять решение о выдаче разрешения на размещение объекта согласно схемы границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительно компетенции. Таким образом, оснований для обязания административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В целях восстановления нарушенных прав ФИО1 ФИО11 суд считает возможным обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 ФИО12 с учетом указанных в решении суда обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 ФИО13 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена», обязании выдать разрешение – удовлетворить частично.

Признать решение Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» незаконным и необоснованным.

Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 ФИО14 о предоставлении Государственной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» , с учетом указанных в решении суда обстоятельств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ФИО15 Кутиченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ