УИД 22RS0015-01-2021-004256-34
Дело № 2а-2630/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 21.10.2021 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барышникова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матюшенко Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСН «Фирсово-2» к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, заместителю начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан ФИО1 о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
ТСН «Фирсово-2» обратилось в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, в котором просит признать незаконным предписание от ДАТАНОМЕР, вынесенное заместителем начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан ФИО1 В качестве основания административного иска ТСН «Фирсово-2» указывает на отсутствие основания проведения внеплановой проверки деятельности товарищества, легитимности его устава и, как следствие, вынесения предписания. По мнению административного истца, требования Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, изложенные в предписании, противоречат действующему законодательству и нарушают права юридического лица.
К участию в административном деле привлечены: в качестве административного соответчика - заместитель начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан ФИО1, в качестве заинтересованного лица – ФИО2
В судебном заседании представитель ТСН «Фирсово-2» ФИО3 на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края - заместитель начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан ФИО1 просила отказать в административном иске по основаниям, изложенным в возражении от ДАТАНОМЕР (поименованном отзывом).
ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.
Выслушав ФИО3, ФИО1, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела суд не усматривает наличия между сторонами экономического спора, возникшего в связи с непосредственным осуществлением административным истцом предпринимательской или какой-либо иной (приносящей доход, прибыль от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг)
экономической деятельности. Предметом спора является оспаривание предписания государственного органа об устранении нарушений жилищного законодательства в уставе ТСН по итогам проверки в связи с обращением гражданина о проверке законности новой редакции устава ТСН. Как следствие, суд полагает необходимым его рассмотрение в порядке административного судопроизводства.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Как следует из материалов административного дела, ДАТА в Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края посредством сервисов Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства обратился ФИО2 с заявлением о проверке устава ТСН «Фирсово-2» на предмет его соответствия требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, заявителем указано на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации при регламентации порядка исключения из членов ТСН и порядка формирования средств ТСН.
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон №294-ФЗ), ранее являлись поступившие, в частности, посредством системы ГИС ЖКХ, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращения и заявления граждан, в том числе, по вопросам соблюдения требований к уставам товариществ (часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2 и принятии решения о проведении проверки в отношении ТСН «Фирсово-2»).
С учетом поступившего обращения гражданина приказом заместителя руководителя Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от ДАТАНОМЕР в отношении ТСН «Фирсово-2» назначено проведение внеплановой документарной проверки с определением ее срока - 18 рабочих дней (с ДАТА; окончание проверки – не позднее ДАТА).
Вопреки утверждению стороны административного истца, назначение и проведение документарной проверки в рамках спорного правоотношения произошли при наличии предусмотренного законом основания, соответствовали требованиям статей 10-11 Федерального закона №294-ФЗ. Приказ о проведении проверки с запросом проверяющего должностного лица направлены в адрес юридического лица (что подтверждается списком отправки почтовой корреспонденции НОМЕР (партия 3183) от ДАТА, заверенным Почтой России), получены проверяемым юридическим лицом, на что указала в судебном заседании представитель ТСН «Фирсово-2» ФИО3 Требование части 16 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ касается проведения внеплановой выездной проверки и на внеплановую документарную проверку не распространяется.
По итогам проведенной проверки составлен акт проверки от ДАТАНОМЕР, в котором отражены выявленные должностным лицом в рамках локального нормотворчества нарушения федерального законодательства (довод стороны административного истца об отсутствии в итоговой части акта проверки выводов о противоречии подпункта 1 пункта 5.2 Устава ТСН «Фирсово-2» статье 151 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеет значения для разрешения административного спора, поскольку соответствующий вывод фактически содержится в установочной части акта проверки). По фактам выявленных должностным лицом нарушений в адрес ТСН «Фирсово-2» составлено предписание от ДАТА (регистрационный НОМЕР), с указанием подлежащих исполнению в срок до ДАТА мероприятий: исключение из подпункта 1 пункта 5.2 Устава слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества», исключение из Устава подпункта 3 пункта 6.5 как не основанного на действующем законодательстве. Акт и предписание составлены в порядке, предусмотренном статьями 16-17 Федерального закона №294-ФЗ.
При разрешении возникшего административного спора суд учитывает правовую природу некоммерческих организаций, создаваемых, в том числе, в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся и товарищества собственников жилья (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Товарищество собственников жилья может быть создано, в том числе, собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов (пункт 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов (часть 4 той же статьи).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний в случаях, предусмотренных законом. При этом согласно пункту 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, собственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Изложенное правовое регулирование, по мнению суда, предполагает возможность установления по решению общего собрания товарищества собственников недвижимости платы собственников земельных участков, не являющихся его членами, за пользование общим имуществом такого товарищества и за его услуги. Как следствие, подпункт 1 пункта 5.2 устава ТСН «Фирсово-2» в новой редакции сам по себе не противоречит статье 151 Жилищного кодекса Российской Федерации, а предписание должностного лица в соответствующей части не может быть признано законным.
В то же время суд полагает законным предписание должностного лица в части необходимости исключения подпункта 3 пункта 5 устава ТСН «Фирсово-2» в силу его соответствия части 3 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме. Доводы стороны административного истца об обратном не основаны на законе. К тому же изложенные административным истцом юридические факты-события очевидно являются основанием прекращения права собственности члена товарищества в отношении принадлежащего ему имущества, что, в свою очередь, является основанием прекращения членства в товариществе.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление по общему правилу может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое предписание было вынесено должностным лицом Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края ДАТА, с административным иском в суд ТСН «Фирсово-2» обратилось ДАТА, т.е. с соблюдением установленного законом срока.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает необходимым признание оспариваемого предписания должностного лица незаконным в части, причем такое признание само по себе восстанавливает нарушенные права юридического лица и не требует возложения каких-либо дополнительных обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ТСН «Фирсово-2» удовлетворить частично.
Признать незаконным выданное ТСН «Фирсово-2» предписание Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от ДАТА (регистрационный НОМЕР), вынесенное заместителем начальника отдела административной практики и лицензирования деятельности службы правовой работы и работы с обращениями граждан ФИО1, в части требования об исключении из подпункта 1 пункта 5.2 Устава ТСН «Фирсово-2» слов «и собственников земельных участков (домов), не являющихся членами Товарищества».
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в пользу ТСН «Фирсово-2» судебные расходы по уплате государственной пошлины – в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Барышников
Решение в окончательной форме изготовлено 27.10.2021 года.