ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2646/2023 от 05.07.2023 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05 июля 2023 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Каирсапиевой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова, муниципальное бюджетное учреждение «Служба благоустройства Кировского района» о признании незаконным бездействия, обязании организовать нанесение дорожной разметки,

установил:

прокурор Кировского района г. Саратова обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кировского района г. Саратова был проведен мониторинг исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Осмотром участков дорог, на которых наблюдается наибольшая концентрация дорожно-транспортных происшествий на территории Кировского района г. Саратова установлены отдельные несоответствия состояния дорог требованиям национальных стандартов. Так, на пересечении улиц: им. Кутякова И.С. и им. Разина С.Т., им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Чапаева В.И. и им. Посадского И.Н., у дома № 346 по ул. им. Посадского И.Н. (пересечение улицы им. Рахова В.Г.), им. Кутякова И.С. и Аткарской (пешеходные переходы через ул. Аткарскую), Московской и им. Пугачева Е.И., 1-я Садовой и Железнодорожной (пешеходный переход через ул. 1-я Садовая), Технической и Артиллерийской (около домов №№ 24, 26 по ул. Артиллерийская), пешеходный переход через ул. Техническую напротив дома № 38 по ул. им. Академика Навашина С.Г., пешеходный переход через ул. Рябиновскую напротив здания № 21 по ул. Рябиновская, им. Чапаева В.И. и им. Гоголя Н.В. имеют разрушение и износ по площади более 50%. При этом указанные пешеходные переходы находятся на пути следования несовершеннолетних в образовательные учреждения.

В целях устранения выявленных нарушений закона 24 июня и 20 июля 2022 года прокуратурой района в адрес главы администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов» (далее Администрация Кировского района г. Саратова) были внесены представления, которые рассмотрены, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято. Проведенной в мае 2023 года проверкой установлено, что дорожная разметка 1.14.1 («Пешеходный переход») в соответствие с требованиями ГОСТ не приведена.

В связи изложенным, с учетом уточнений административных исковых требований, представленных в ходе рассмотрения дела, административный истец просит признать незаконным бездействие Администрация Кировского района г. Саратова, выразившееся в непринятии мер по содержанию пешеходных переходов на пересечении улиц: им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (около домов №№ 24, 26 по ул. Артиллерийская), пешеходный переход через ул. Техническую напротив дома № 38 по ул. им. Академика Навашина С.Г., в части нанесения дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; обязать Администрацию Кировского района г. Саратова организовать нанесение дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на пересечении улиц: им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (около домов №№ 24, 26 по ул. Артиллерийская) в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Кировского района городаСаратова Сидорова Н.В. уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, как подтвержденные представленными доказательствами.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

Принимая во внимание мнение участника процесса, руководствуясь ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, на орган местного самоуправления вышеприведенными положениями законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, а также реконструкцию.

Ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 2 ст. 1, п.п. «в» п. 13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения. Требования к ровности покрытий устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлены требования к содержанию автомобильных дорог.

Как следует из пункта 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2 ОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.

В свою очередь таблица Б.2 приложения Б ГОСТ Р 50597-2017 относит к числу дефектов разрушение или износ (или отслоение) разметки по площади, превышающей значения, установленные ГОСТ 32953.

Согласно 5.1.15 ГОСТ 32953-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования. разрушение и износ горизонтальной разметки по площади не должны превышать следующих значений:

- для разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерными лентами, штучными формами, - 25%;

- для разметки, выполненной красками (эмалями), термопластиками и холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм, - 50%.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 01.03.2022 № 12-143 "О Положениях о территориальных структурных подразделениях администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Положение), Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Кировского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 3.1.4 Положения администрация Кировского района г. Саратова в соответствии с возложенными на нее задачами, в том числе осуществляет дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района и осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации: осуществляет полномочия заказчика по ремонту и содержанию дорог местного значения, в том числе внутриквартальных проездов, подъездов к домам, тротуаров и пешеходных зон (за исключением находящихся в границах придомовых территорий или находящихся в иных формах собственности) на территории района в соответствии с разграничением зон ответственности; осуществляет обследование состояния автомобильных дорог местного значения в соответствии с разграничением зон ответственности; осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в соответствии с разграничением зон ответственности.

Кроме того, распоряжением комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 февраля 2022 года № 173 Администрация Кировского района г. Саратова определена держателем дорог, расположенных на территории Кировского района г. Саратова.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Администрации Кировского района г. Саратова от 21 февраля 2022 года № 90-р утверждены порядок определения нормативных затрат на выполнение муниципальных работ «Проведение капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования, искусственных дорожных сооружений в их составе», «Озеленение территории города и благоустройства зеленых зон» муниципальным бюджетным учреждением «Служба благоустройства Кировского района» (далее МБУ Служба благоустройства Кировского района»), в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет Администрация Кировского района г. Саратова и расходов на содержание имущества учреждений, а также муниципальное задание муниципального бюджетного учреждения «Служба благоустройства Кировского района» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

В перечне объектов для выполнения муниципального задания по круглогодичному содержанию автомобильных дорог местного значения общего пользования, тротуаров и искусственных сооружений, являющемся приложением к вышеуказанному распоряжению от 21 февраля 2022 года № 90-р, поименованы в числе прочего улицы, приведенные в административном исковом заявлении.

В обоснование доводов о недопущении незаконного бездействия административным ответчиком представлены договор № 91 ИКЗ 223645214885364520100100 55091000 0244 от 15 августа 2022 года, заключенному между МБУ «Служба благоустройства Кировского района» и индивидуальным предпринимателем Куликовой С.А., подрядчик обязан выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствии с перечнем объектов, указанных в спецификации (Приложение № 1 к настоящему договору) в срок с даты подписания договора до 01 сентября 2022 года, а также ведомость объемов работ по Кировскому району г. Саратову.

Кроме того в судебном заседании установлено, что 09 января 2023 года Администрацией Кировского района г. Саратова было принято распоряжение № 1-Р, которым утверждены порядок определения нормативных затрат на выполнение муниципальных работ «Проведение капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования, искусственных дорожных сооружений в их составе», «Озеленение территории города и благоустройства зеленых зон» муниципальным бюджетным учреждением «Служба благоустройства Кировского района» (далее МБУ Служба благоустройства Кировского района»), в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет Администрация Кировского района г. Саратова и расходов на содержание имущества учреждений, а также муниципальное задание муниципального бюджетного учреждения «Служба благоустройства Кировского района» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

В перечне объектов для выполнения муниципального задания по круглогодичному содержанию автомобильных дорог местного значения общего пользования, тротуаров и искусственных сооружений, являющемся приложением к распоряжению от 09 января 2023 года № 1-р, перечислены в числе прочего улицы, приведенные в административном исковом заявлении.

Из материалов дела также следует, что 02 мая 2023 года между МБУ «Служба благоустройства Кировского района» и индивидуальным предпринимателем Куликовой С.А. был заключен контракт № 0360600004523000042, согласно которому подрядчик обязан выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть автодорог, указанных в Перечне работ (Приложение № 1 к контракту), согласно перечню объектов (Приложение № 2 к настоящему контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта и сдать результат работ заказчику. Приложение № 2 к контракту содержит перечень дорог, указанных в административном исковом заявлении объектов, указанных в спецификации (Приложение № 1 к настоящему договору) в срок с даты подписания договора до 01 сентября 2022 года, а также ведомость объемов работ по Кировскому району г. Саратову.

В подтверждение выполнения работ по нанесению дорожной разметки административным ответчиком представлена ведомость объемов работ по контракту № 0360600004523000042 от 02 мая 2023 года, в которой приведены наименования улиц, на дорогах которых произведено нанесение дорожной разметки, в том числе разметки 1.14.1 «Пешеходный переход».

Вместе с тем, из фототаблицы осмотра пешеходных переходов Кировского района г. Саратова на 26 июня 2023 года, составленной старшим помощником прокурора Кировского района г. Саратова в целях проверки доводов представителя административного ответчика, усматривается, что на пересечении улиц им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (пешеходный переход возле дома № 26 по ул. Артиллерийской), пешеходном переходе через ул. Техническую напротив дома № 38 по ул. им. Академика Навашина С.Г.) дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» либо отсутствует совсем, либо имеются ее отдельные фрагменты, которые свидетельствуют об износе данной дорожной разметки более чем на 50%.

Приведенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что Администрацией Кировского района г. Саратова незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по содержанию пешеходных переходов на пересечении улиц: им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (около домов №№ 24 по ул. Артиллерийская), пешеходный переход через ул. Техническую напротив дома № 38 по ул. им. Академика Навашина С.Г., в части нанесения дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» не допущено, поскольку административным ответчиком были выданы муниципальные задания «МБУ «Служба благоустройства Кировского района», утвержден порядок определения нормативных затрат на соответствующие виды работ. В свою очередь МБУ «Служба благоустройства Кировского района» были заключены контракты на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть автодорог, в которых, в частности, указано на то, что работы должны быть выполнены Подрядчиком с соблюдений требований ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В связи с этим административные исковые требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что соответствующие работы произведены подрядчиком не в полном объеме. Так, на пересечении улиц: им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (около домов №№ 24 по ул. Артиллерийская), пешеходный переход через ул. Техническую напротив дома № 38 по ул. им. Академика Навашина С.Г. дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» не нанесена (либо отсутствует вовсе, либо ранее нанесенная дорожная разметка имеет износ более 50%). Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при организации работ по нанесению дорожной разметки Администрацией Кировского района г. Саратова в недостаточной степени осуществляется контроль за деятельностью МБУ «Служба благоустройства Кировского района» в части полноты выполнения муниципального задания подрядчиком.

При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в части возложения на Администрацию Кировского района г. Саратова обязанности организовать нанесение дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на пересечении улиц: им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (около домов № 26 по ул. Артиллерийская) в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Как следует из административного искового заявления прокурора, его требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку бездействие администрации Кировского района г. Саратова создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, пересекающих проезжую часть указанных в административном иске дорог на пути следования в образовательные учреждения.

При таком положении административные исковые требования прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировского района г. Саратова подлежат удовлетворению в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» организовать нанесение дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на пересечении улиц: им. Посадского И.Н. и Астраханской, им. Кутякова И.С. и Аткарской, Технической и Артиллерийской (около домов № 26 по ул. Артиллерийская) в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Кировского района г. Саратова к администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.

Срок составления мотивированного решения – 14 июля 2023 года.

Судья Ю.В. Медная