ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-264/2016 от 05.08.2016 Ононского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-264/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2016 года с. Нижний Цасучей

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре Середкиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ононского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и сельского поселения «Большевистское» к Совету сельского поселения «Большевистское» о признании бездействия незаконным, о понуждению к действию,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ононского района в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что прокуратурой Ононского района с привлечением в качестве специалиста председателя контрольно- счетной палаты муниципального района «<адрес>» Б.О.В. проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, по результатам которой установлено отсутствие внешнего муниципального финансового контроля, возложенного законом на контрольно- счетный орган на территории сельского поселения «Большевистское».

Установлено, что в сельском поселении принято положение о контрольно- счетном органе сельского поселения «Большевистское», утвержденное решением Совета поселения от 30.07.2014 № 12. Проведенной оценкой данного муниципального НПА установлено, что п. 5.4. ст. 5 указанного положения в нарушение требований ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контроль- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определяет работу контрольно- счетного органа на непостоянной основе, тогда как федеральным законодательством закреплено осуществление деятельности контрольно- счетных органов исключительно на постоянной основе.

В июне 2014 года Советом сельского поселения «Большевистское» разработано положение о контрольно- счетном органе и утверждена его штатная численность в количестве двух единиц, при этом лица на должность председателя и аудитора контрольно- счетного органа не утверждены, штатное расписание не разработано. Вместе с тем, решением совета сельского поселения «Большевистское» от 30.07.2014 № 13 утвержден порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Большевистское», согласно ст. 1.4 которого определено, что внешняя проверка годового отчета осуществляется контрольно- счетным органом сельского поселения «Большевистское».

Решением Совета сельского поселения «Большевистское» от 22.10.2014 № 18 утверждена комиссия контрольно- счетного органа в составе 2 человек, а именно: председатель комиссии Ф.Л.С., аудитор Н.К.А. Указанным решением Совета поселения комиссии поручено разработать план проверок на 2015 год, администрации сельского поселения «Большевистское» поручено предусмотреть в бюджете на 2015 год финансовые средства на оплату труда данной комиссии.

В нарушение требований ст. 1.4 порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Большевисткое», а также требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, Ф.Л.С. и Н.К.А. , являющимися лишь членами комиссии контрольно- счетного органа, проведены от имени контрольно- счетного органа администрации сельского поселения «Большевистское» проверки проекта решения о бюджете на 2015 год, исполнения годового бюджета администрации сельского поселения «Большевистское», а также проверка проекта решения о бюджете сельского поселения на 2016 год. По результатам указанных проверок комиссией составлены заключения, которые не отвечают требованиям раздела 2 «Цель, задачи, предмет, субъект и объект внешней проверки годового отчета» Порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Большевистское», утвержденного решением Совета сельского поселения «Большевистское» от 30.07.2014 № 13.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2014-2015 годы, а также контрольные или экспертно-аналитические мероприятия не проводились, планы работы контрольно-счетного органа на 2015-2016 годы не составлялись, ежегодные отчеты о своей деятельности и информации о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с указанием о выявленных нарушениях, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо в официальных печатных изданиях и СМИ не публиковались.

Осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств представляется невозможным.

Неутверждение кандидатур на должность председателя и аудитора контрольно-счетного органа в сельском поселении «Большевистское», и непроведение внешнего муниципального финансового контроля противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области местного самоуправления и противодействия коррупции в Российской Федерации, создает правовую неопределенность в вопросах контроля за расходованием бюджетных средств, чем создает предпосылки для коррупционных проявлений и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – жителей сельского поселения «Большевистское» на эффективное использование муниципального имущества в интересах муниципального образования и жителей муниципалитета.

Принятие решения по вопросам назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).

Просит признать бездействие Совета сельского поселения «Большевистское» по формированию состава контрольно-счетного органа сельского поселения «Большевистское», незаконным, обязать Совет сельского поселения «Большевистское» организовать надлежащую работу контрольно-счетного органа сельского поселения «Большевистское» путем утверждения на должность председателя и аудитора должностных лиц, уполномоченных на проведение внешнего муниципального финансового контроля, либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района или контрольно-счетному органу Забайкальского края в рамках действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ононского района Шведко А.В. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Административный ответчик совет сельского поселения «Большевистское», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены.

Представитель третьего лица глава администрации сельского поселения «Большевистское» ФИО1 суду показал, что отмеченные прокурором недостатки устраняются.

Заслушав представителя административного истца, представителя третьего лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьям 1, 6, 265) государственный (муниципальный) финансовый контроль является обязательной частью бюджетного процесса и осуществляется органами финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Пунктом 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований. Согласно пункту 2 указанной статьи контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия по:

- аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

- экспертизе проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

- экспертизе муниципальных программ;

- анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

- подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- другим вопросам, установленным Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).

Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом № 6-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью исключительно контрольно-счетных органов муниципальных образований.В соответствии с пунктом 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта РФ.

В силу статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Согласно ч. 11 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ, представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления обязаны осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предупреждению коррупции.

Исходя из указанного, надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом № 6-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 6-ФЗ любые нормативные правовые акты, включая федеральные законы не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и названному Федеральному закону.

Согласно ч. 7 статьи 5 Федерального закона № 6-ФЗ штатная численность контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 статьи 10 Федерального закона № 6-ФЗ, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

Согласно ч. 1 статьи 11 Федерального закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Согласно ч. 1 статьи 12 Федерального закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. Контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы. Указанные отчеты контрольно-счетных органов опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами. Опубликование в средствах массовой информации или размещение в сети Интернет информации о деятельности контрольно-счетных органов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и регламентами контрольно-счетных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 6-ФЗ, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий.

Судом установлено, что на основании проведенного анализа состояния законности в сфере организации работы контрольно- счетных органов местного самоуправления Ононского района при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля, в том числе контроля за исполнением местных бюджетов, а также за законностью, результативностью (эффективностью и экономичностью) использования средств местного бюджета 23 мая 2016 года прокурором Ононского района было принято решение о проведении проверки соблюдения конституции Российской Федерации, исполнения законодательства об организации и деятельности контрольно- счетной палаты сельского поселения «Большевистское» в период с 23 мая по 27 мая 2016 года, с привлечением специалистов контрольно- счетной палаты (далее КСП) муниципального района «<адрес>».

По результатам проверки председателем КСП муниципального района «<адрес>» Б.О.В. составлена справка, согласно которой при проведении проверки установлено следующее. Решением Совета сельского поселения «Большевистское» от 30.07.2014 № 12 утверждено положение о контрольно- счетном органе сельского поселения (далее КСО). Решением Совета сельского поселения «Большевистское» от 22 октября 2014 года № 18 утверждена комиссия контрольно- счетного органа по проведению внешней проверки исполнения бюджета сельского поселения в количестве двух человек: председатель комиссии Ф.Л.С., аудит Н.К.А. Этим же решением комиссии поручено разработать план проверок на 2015 год и представить на рассмотрение в совет поселения, администрации сельского поселения «Большевистское» предложено предусмотреть в бюджете на 2015 год оплату труда данной комиссии. Решением Совета сельского поселения от 30.06.2014 утвержден порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения «Большевистское». В нарушение положений ФЗ-6, Положения о КСО, документы, подтверждающие исполнение полномочий КСО: акты, отчеты, заключения составленные по результатам контрольных и экспертно- аналитических мероприятий, не представлены. Комиссией же КСО в 2015 году проведена экспертиза проекта бюджета сельского поселения и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета. Решение Совета сельского поселения не определена штатная численность КСО, не представлен отчет о работе КСО на рассмотрение представительного органа сельского поселения. Должности председателя КСО и аудитора КСО ни в уставе сельского поселения ни в положении о КСО не отнесены к должностям муниципальной службы. Председатель и аудитор КСО сельского поселения не включены в реестр должностей муниципальной службы сельского поселения. Решением совета сельского поселения не разработал план проверок. Администрацией поселения не предусмотрены средства на оплату труда данной комиссии. Не разработаны стандарты осуществления внешнего муниципального контроля. Информация о деятельности КСО не размещена на официальном сайте сельского поселения.

Учитывая, что бездействием ответчиков нарушаются права граждан, временно либо постоянно проживающих в сельском поселении «Большевистское», определить состав которых невозможно и с учетом обстоятельств дела нецелесообразно, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований, поскольку согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в соответствии с процессуальным законодательством является защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства.

Нарушение публичных интересов заключается в невыполнении контрольно-счетным органом поселения своих основных полномочий, в том числе по контролю за исполнением местного бюджета, контролю за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд необходимо исчислять с 20.06.2016, а именно со дня получения прокуратурой района справки о результатах проверки специалистом Контрольно-счетной палаты муниципального района «<адрес>».

Из изложенного следует, что административный иск прокурора Ононского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Ононского района удовлетворить.

Признать бездействие Совета сельского поселения «Большевистское» по формированию состава контрольно-счетного органа сельского поселения «Большевистское» незаконным.

Обязать Совет сельского поселения «Большевистское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно организовать надлежащую работу контрольно-счетного органа сельского поселения «Большевистское» путем утверждения на должность председателя и аудитора должностных лиц, уполномоченных на проведение внешнего муниципального финансового контроля, либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района или контрольно-счетному органу Забайкальского края в рамках действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ононский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья А.В. Булгаков

Решение принято в окончательной форме 5 августа 2016 года