ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2679/19 от 26.06.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2679/2019 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия по не определению площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, о возложении обязанности устранить допущенное нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия по не определению площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, о возложении обязанности устранить допущенное нарушения лесного законодательства.

В обоснование административного искового заявления указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере лесопользования. В ходе проверки установлено, что приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр утвержден лесохозяйственный регламент по Братскому лесничеству. Срок действия лесохозяйственного регламента установлен с 01 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. Глава 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества содержит раздел «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также таблицу 3, типовая форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72. Согласно таблице 3 лесохозяйственного регламента Братского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 218 290 га, из них:

площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 49 337 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 12 225 га, а также зеленые зоны на общей площади 37 112 га;

площадь ценных лесов - 168 953 га, к которым относятся запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов на общей площади 3251 га, а также нерестоохранные полосы лесов на общей площади 165 702 га. Согласно разделу 1 «Краткая характеристика лесничества» главы 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества на востоке граница Братского лесничества проходит по левому берегу Братского водохранилища. Кроме того, из картографических материалов следует, что лесные участки Братского лесничества примыкают к акватории Братского водохранилища. Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.11.2017г. № 302 утверждены береговая линия (границы водного объекта), границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Братского водохранилища на территории Иркутской области. Следовательно, лесные участки, граничащие с Братским водохранилищем и расположенные в водоохранной зоне указанного водного объекта, подлежат отнесению к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах. В нарушение ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ, п.6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 площадь защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также квартала или их части, в которых находятся такие защитные леса, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества не определены. Из пункта 31 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов следует, что в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии со статей 65 Водного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В связи с неустановлением в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества сведений о площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также кварталах или их частей, в которых они находятся, в нарушение пункта 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18). Таким образом, отсутствие в лесохозяйственом регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, в срок до 31.12.2019г.

В судебном заседании представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора Коваленко Г.В. требования поддержала.

Административный ответчик Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п. п. 14, 15, 16 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" информация о принятии обращения в суд к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети «Интернет» с учетом сроков, предусмотренных процессуальным законодательством (ч. 7 ст. 96 КАС РФ).

Информация о времени и месте рассмотрения дела в Кировском районном суде г. Иркутска в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Кировского районного суда г. Иркутска.

По смыслу ч. 8 ст. 96 КАС РФ под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение в том числе по электронной почте судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и(или) копии определения по делу(например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства, а для лица, вступившего(привлеченного) в процесс после возбуждения производства по делу, - определения об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определения о привлечении в качестве третьего лица либо заинтересованного лица к участию в деле.

Определение о подготовке дела к судебному разбирательству, а также судебное извещение о судебном заседании было направлено административному ответчику посредством электронной почты, что соответствует положениям ч. 8 ст. 96 КАС РФ.

При таких обстоятельствах Министерство лесного комплекса Иркутской области считается извещенным о судебном заседании.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).

В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства осуществляют контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.7 ст.87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72.

Согласно пунктам 6, 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 следует, что Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию:

1) краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую:

наименование и местоположение лесничества, лесопарка (далее - лесничество);

общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям (таблица 1 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

карту-схему субъекта Российской Федерации (формата не более АЗ) с выделением территории лесничества;

распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования (таблица 2 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений) с приложением схематической карты территории лесничества (формата не более АЗ) с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам;

распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

характеристику лесных и нелесных земель из состава земеЛь лесного фонда на территории лесничества (таблица 4 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

характеристику имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия;

характеристику проектируемых лесов национального наследия; перечень видов биологического разнообразия и размеров буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ (таблица 20 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования;

поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

Глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию:

ограничения по видам целевого назначения лесов (таблица 18 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

ограничения по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

ограничения по видам использования лесов.

В силу ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

леса, расположенные в водоохранных зонах;

леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны;

в.1) лесопарковые зоны;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

Согласно п.11 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

В соответствии с ч.1 ст.68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст.67 ЛК РФ).

Согласно пункту 16 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018г. № 122, проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).

По результатам проектирования составляется ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, содержащая следующую информацию:

наименование участковых лесничеств;

номера лесных кварталов или их частей;

площади лесных кварталов или их частей в гектарах;

основание деления лесов по целевому назначению.

Из пункта 19 Лесоустроительной инструкции следует, что в соответствии с частью 2 статьи 102 Лесного кодекса определяются категории защитных лесов, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах. К лесам, расположенным в водоохранных зонах, относятся леса, расположенные в границах водоохранных зон, установленных в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации

Статьей 104 Лесного кодекса РФ определен правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах. Кроме того, приказом Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 утверждены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов.

Как установлено проведенной прокурором проверкой, приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр утвержден лесохозяйственный регламент по Братскому лесничеству. Срок действия лесохозяйственного регламента установлен с 01 января 2019 года по 31 декабря 2028 года.

Глава 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества содержит раздел «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также таблицу 3, типовая форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72. Согласно таблице 3 лесохозяйственного регламента Братского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 218 290 га, из них:

площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 49 337 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 12 225 га, а также зеленые зоны на общей площади 37 112 га;

площадь ценных лесов - 168 953 га, к которым относятся запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов на общей площади 3251 га, а также нерестоохранные полосы лесов на общей площади 165 702 га.

Согласно разделу 1 «Краткая характеристика лесничества» главы 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества на востоке граница Братского лесничества проходит по левому берегу Братского водохранилища.

Кроме того, из картографических материалов следует, что лесные участки Братского лесничества примыкают к акватории Братского водохранилища.

Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.11.2017г. № 302 утверждены береговая линия (границы водного объекта), границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Братского водохранилища на территории Иркутской области, в связи с чем, лесные участки, граничащие с Братским водохранилищем и расположенные в водоохранной зоне указанного водного объекта, подлежат отнесению к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах.

В нарушение ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ, п.6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 площадь защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также квартала или их части, в которых находятся такие защитные леса, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества не определены.

Данное нарушение требований ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ, п.6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72, подтверждается ответом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.05.2019г. на представление и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора от 23.03.2019г. № 07-28-2019, а также актом о результатах проверки от 22.03.2019г., проведенной на основании решения Братского межрайонного природоохранного прокурора от 22.01.2019г.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств определения площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также квартала или их части, в которых находятся такие защитные леса, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, отсутствие в лесохозяйственом регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, в результате бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение указанных требований природоохранного законодательства влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, собственником которых является государство.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство лесного комплекса Иркутской области не исполняет требования законодательства, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, что требования прокурора обоснованы.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности бездействия по определению площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также квартала или их части, в которых находятся такие защитные леса, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, в силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает правомерным возложить на административного ответчика обязанность привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах.

Срок, указанный прокурором в административных требованиях для приведения лесохозяйственного регламента Братского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству – до 31.12.2019г., суд полагает разумным, поскольку указанные действия не требуют больших временных затрат.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что с настоящим административным иском прокурор обратился в суд 31.05.2019г. посредством почты, о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области по неопределению площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также квартала или их части, в которых находятся такие защитные леса, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, прокурору стало известно из ответа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.05.2019 № 02-91-4694/19, поэтому, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр;

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018г. № 78-мпр, в соответствие с действующим лесным законодательством путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесением сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, в срок до 31.12.2019г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 27.06.2019г. Н.Н. Исакова