ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/20 от 11.11.2019 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-267/2020

УИД 69RS0032-01-2020-000388-40 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 25 мая 2020 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием представителя административного истца Мозина К.И. – Владимирова С.М., действующего на основании доверенности серии 78 АБ №7028998 от 11.11.2019,

представителя административного ответчика администрации Торжокского района Тверской области – Ерохиной Т.В., действующей на основании доверенности от 20.02.2020,

представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь»- Мишиной С.Н., действующей на основании доверенности №392 от 25.12.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мозина Кирилла Игоревича к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановлений администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года №468 «Об установлении публичного сервитута», от 14 августа 2019 года №479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08 августа 2019 года», от 09 сентября 2019 года №521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08 августа 2019 года» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв. м., адрес: ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Мозин К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Торжокского района Тверской области и просит признать незаконными и отменить постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года №468 «Об установлении публичного сервитута», от 14 августа 2019 года №479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08 августа 2019 года», от 09 сентября 2019 года № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08 августа 2019 года» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв. м., адрес: ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адрес: ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2019, записью регистрации №ДД.ММ.ГГГГ-69/085/2019-3 от 21.10.2019, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области. До 21 октября 2019 года собственником вышеуказанного земельного участка являлась Мозина О.Г.

08 августа 2019 года администрацией Торжокского района Тверской области было вынесено постановление №468 «Об установлении публичного сервитута», 14 августа 2019 года - постановление №479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08.08.19», 09 сентября 2019 года - постановление №521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08.08.19» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м, адрес: ДД.ММ.ГГГГ.

Цель установления публичного сервитута-строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления к д.Пирогово, д.Захожье, д.Божонки, д.Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д.Пирогово, д.Захожье, д.Божонки, д.Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области». Публичный сервитут установлен сроком на 10 лет.

Бывший собственник вышеуказанного земельного участка Мозина О.Г. обращалась в Торжокский межрайонный суд Тверской области с аналогичным административным исковым заявлением, по результатам рассмотрения которого 09 декабря 2019 года вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Мозиной О.Г., поскольку на момент рассмотрения дела в суде она перестала быть собственником данного участка и оспариваемые постановления администрации Торжокского района Тверской области не затрагивают и не нарушают ее права и законные интересы.

Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

14.11.2019 в ходе судебного заседания по делу №2а-359/2019 обладателю публичного сервитута – АО «Газпром газораспределение Тверь» стало известно о том, что новым собственником земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которого установлен публичный сервитут, стал Мозин Кирилл Игоревич.

В настоящее время в соответствии с требованиями ст.39.47 Земельного кодекса РФ подписанный обладателем публичного сервитута проект согласования об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направлен не был, чем нарушаются права и законные интересы административного истца на обжалование действий администрации Торжокского района Тверской области.

Административный истец считает постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08.08.19 «Об установлении публичного сервитута», постановление администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.19 №479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08.08.19», постановление администрации Торжокского района Тверской области от 09.09.19 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08.08.19» незаконным, поскольку оно противоречит ст.23, 39.37, 39.44 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно:

Как следует из пп.3 п. 2 ст. 39.41 Земельного Кодекса РФ в обоснование необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.

Данная информации в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствует, что является нарушением требований земельного законодательства.

Согласно п.п.1 п.1 ст.39.44 Земельного кодекса РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39. 41 настоящего Кодекса.

Как следует из п.п. 1,2 п. 6 ст. 39. 42 Земельного кодекса РФ, сообщение о возможном установлении публичного сервитута должно содержать: реквизиты решений об утверждении документа территориального планирования, документации по планировке территории, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, а также информацию об инвестиционной программе субъекта естественных монополий, организации коммунального комплекса, указанных в ходатайстве об установлении публичного сервитута; сведения об официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на которых размещены утвержденные документы территориального планирования, документация по планировке территории, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры населения, городского округа, инвестиционная программа субъекта естественных монополий, организации коммунального комплекса, которые указаны в ходатайстве об установлении публичного сервитута.

В сообщении о возможном установлении публичного сервитута, размещенном на официальном сайте Администрации Торжокского района, данная информация отсутствует.

В соответствии с п.п.7,8 п.4 ст.39.43 Земельного кодекса РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами, а также реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений права на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий.

Вышеуказанная информация в обжалуемых решениях об установлении публичного сервитута отсутствует, что является нарушением требований законодательства.

08 августа 2019 года администрацией Торжокского района Тверской области вынесено постановление №468 «Об установлении публичного сервитута» сроком 11 месяцев. Постановлением №479 от 14.08.2019 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области №468 от 08.08.2019» срок публичного сервитута был вновь изменен и установлен на 10 лет.

Как следует из ст.39.45 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута.

АО «Газпром газораспределение Тверь» с ходатайствами об установлении срока публичного сервитута сроком на 49 и 10 лет в соответствии с требованиями ст.39.41 Земельного кодекса РФ не обращалось.

Согласно ст.39.44 Земельного кодекса РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если не выполнены требования ст.39.41 Земельного кодекса РФ.

Административный ответчик, устанавливая новые сроки публичного сервитута, нарушил требования земельного законодательства. Какой-либо иной способ обращения для установления срока публичного сервитута, кроме как ходатайство, законодателем не предусмотрен.

Как следует из п.8, п.9 ст.23 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Установление публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

Данные требования, установленные законодателем в Земельном кодексе РФ, не были учтены административным ответчиком при принятии решения об установлении публичного сервитута в отношении вышеуказанной части земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ.

Установление публичного сервитута принесет административному истцу ежегодный реальный убыток. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Строительство на нем газопровода и его последующая эксплуатация повлекут за собой установление ограничений в его использовании в виде установления охранной зоны газораспределительной сети.

Согласно п.14 п.п. «з» постановления Правительства Российской Федерации №878 от 20 ноября 2000 г. «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра.

Участок приобретался для ведения сельскохозяйственной деятельности согласно виду разрешенного использования. При данных ограничениях обработка и использование не только части участка, подпадающего под публичный сервитут, но и всего участка в целом становится затруднительной в части использования сельскохозяйственной техники.

Сельскохозяйственная техника при проведении работ по обработке земельного участка для введения его в оборот осуществляет вспашку на глубину более 0,3 метра, которая недопустима при данном сервитуте, а, значит, весь участок не может быть полноценно введен в оборот ввиду того, что техника не может работать сплошным способом.

Часть участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута, выпадает из сельскохозяйственной деятельности и не может использоваться по прямому назначению.

Президиум Верховного суда РФ в п.8 «Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) прямо указал, что не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Установление публичного сервитута также принесет административному истцу реальный убыток по восстановлению плодородия поверхностного слоя части земельного участка.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, ему, как собственнику земельного участка, будет вменено в обязанность восстановить за свой счет плодородный слой.

Кроме того, установление публичного сервитута принесет ему ежегодную потерю упущенной выгоды.

В соответствии с п.10 ст.23, п.п.1 ст.39.37, п.п.4, п.1 ст.39.44 Земельного Кодекса РФ, в случае, если размещение объекта, линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации газоснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего один год, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину, на условиях публичного сервитута не осуществляется.

Административным ответчиком срок публичного сервитута установлен на 10 лет, что прямо противоречит требованиям законодательства.

Согласно требованиям ч.2, ч.4, ст.39.44 Земельного кодекса РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 Земельного кодекса: осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом, следует имееть в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций государства и общества, является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, администрация Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Мозина О.Г.

Административный истец Мозин К.И. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Владимиров С.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Торжокского района Тверской области Ерохина Т.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, в обоснование позиции привела доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных суду.

Как следует из письменных возражений, публичный сервитут установлен в полном соответствии с нормами главы V.7 Земельного кодекса РФ на основании ходатайства АО «Газпром газораспределение Тверь», как субъекта естественных монополий согласно Уставу организации и выписки ФАС, документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории), утвержденной в установленном порядке постановлением администрации Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 45, постановлением администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 67, постановлением администрации Пироговского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 46. Относительно указанного вопроса во всех трех поселениях были назначены и проведены публичные слушания 28.09.2016, извещение о проведении которых было опубликовано в газете «Новоторжский вестник» 26.08.2016, а также на сайтах сельских поселений в сети Интернет. Заключения по результатам публичных слушаний были опубликованы в газете «Новоторжский вестник» от 14.10.2016 №42 (14449). Строительство объекта «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области» включено в План мероприятий Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденных постановлением Губернатора Тверской области от 29.12.2018 N 134-пг. Потребителями данного объекта должны стать жители населенных пунктов Торжокского района, социально-значимые объекты. Руководствуясь ст.39.41 ЗК РФ, администрация Торжокского района Тверской области приняла ходатайство об установлении публичного сервитута. Для установления собственников земельных участков запрошена информация из ЕГРН. Информация о возможном установлении публичного сервитута размещена в газете «Новоторжский вестник» от 05.07.2019 № 27 (14591), на информационных щитах сельских поселений и официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет. Собственником земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ на момент получения выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости являлась Мозина Ольга Григорьевна, от нее в администрацию Торжокского района Тверской области пришло сообщение об учете ее прав на указанный земельный участок. 23 сентября 2019 года собственник земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ Мозина Ольга Григорьевна на основании договора дарения передала свои права Мозину Кириллу Игоревичу, который в настоящее время является собственником. Земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: для ведения личного хозяйства. Согласно ст. 39.43 ЗК РФ администрацией Торжокского района Тверской области 08.08.2019 было принято решение – постановление №468 «Об установлении публичного сервитута» в установленные сроки. Данное решение было размещено на официальном сайте администрации Торжокского района Тверской области в сети «Интернет», опубликовано в газете «Новоторжский вестник» от 16.08.2019 №33 (14597). Копия решения направлялась правообладателям земельных участков, в отношении которых оно было принято, в том числе Мозиной Ольге Григорьевне, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки, в орган регистрации прав и обладателю публичного сервитута - АО «Газпром газораспределение Тверь», в том числе сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки. В связи с тем, что после принятия постановления №468 «Об установлении публичного сервитута» АО «Газпром газораспредедение Тверь» подало заявления об уточнении срока публичного сервитута согласно ст. 39.45 ЗК РФ, и данное обстоятельство не противоречит действующему законодательству РФ, а, наоборот, приводит положения данного документа в соответствии с законом, администрацией Торжокского района Тверской области были внесены изменения в постановление №468 «Об установлении публичного сервитута» - в части срока публичного сервитута – 10 лет, согласно полномочиям и компетенции при внесении изменений в постановления администрации. Полагают, что оспариваемые постановления администрации Торжокского района Тверской области полностью соответствуют закону. Доводы административного истца, указанные в заявлении, считают необоснованными. Просят в удовлетворении административного искового заявления Мозина К.И. отказать.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» Мишина С.Н. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, возражала против их удовлетворения по основаниям, указанным в письменном отзыве. 28.09.2016 по инициативе администрации Мошковского сельского поселения проведены публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта планировки и проекта межевания территории для строительства объекта «Межпоселковый газопровод высокого давления в д.Пирогово, д.Захожье, д.Божонки, с.Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д.Пирогово, д.Захожье, д. Божонки, с.Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области», по итогам которых принято решение рекомендовать к утверждению проект планировки и проект межевания территории для строительства объекта. Указала, что от административного истца не поступало возражений в отношении результатов публичных слушаний при рассмотрении документации по планировке территории и проекта межевания территории для строительства объекта «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области», содержащей в том числе сведения о прохождении трассы газопровода по земельным участкам административных истцов. Собственники участков письмами от 18.06.2019 уведомили АО «Газпром газораспределение Тверь» об отказе в заключении договоров аренды частей земельных участков на период строительства газопровода и запрете на проведение любых работ, мотивируя невключением в проекты договоров компенсации упущенной выгоды собственников участков и оплаты рекультивации. Общество, как субъект естественных монополий, осуществляющее уставную деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, газификацию, вправе было обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с ч. 1 ст. 39.40 Земельного кодекса РФ. Проект планировки территории и проект межевания относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации документов территориального планирования. Поэтому с ходатайством в уполномоченный орган обратился соответствующий заявитель с необходимым обоснованием для установления сервитута. Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о затруднении в использовании земельного участка; его утверждения о нарушении права на использование земельного участка по назначению безосновательны, поскольку оспариваемым постановлением не наложен запрет на производство сельскохозяйственных работ, обременение участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Ссылки на возможные нарушения прав административных истцов в связи с намерением в дальнейшем использовать земельный участок по назначению и осуществлять на нем «глубинную» вспашку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления и носят предположительный характер. Установленный срок сервитута соответствует ч. 1 ст. 39.45 Земельного кодекса РФ. В силу ст. 39.46 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии), не засчитываются в счет платы за публичный сервитут и возмещаются независимо от такой платы правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.

Представители заинтересованных лиц – администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не приняли, направив в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Мозина О.Г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ч.6 ст.226 КАС РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, в том числе, гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации).

Анализ вышеприведенных положений правовых норм свидетельствует о том, что нарушение закона, а также прав и свобод административного истца и необходимость их восстановления являются обязательными основаниями для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в качестве принципов земельного законодательства закреплены: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (пп. 1 п. 1 ст. 1); сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11 п. 1 ст. 1).

Установление публичного сервитута предусмотрено ст.23 ЗК РФ в случае использования земельного участка в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, среди которых, в частности, в подпункте 1 указана цель размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5 ст. 23 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, в собственности Мозина К.И. находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м., расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» в отношении части вышеуказанного земельного участка (площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м. от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв.м.) установлен публичный сервитут, утверждены его границы. Цель установления публичного сервитута - строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д.Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; Распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д.Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области».

Установление публичного сервитута в заявленных целях предусмотрено пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ и соответствует им.

Оспариваемое административным истцом решение об установлении публичного сервитута принято органом местного самоуправления согласно полномочиям, установленным пп. 5 ст. 39.38 ЗК РФ.

В соответствии с требованиями п.4 ст.39.43 ЗК РФ оспариваемое административным истцом решение об установлении публичного сервитута содержит предусмотренную им информацию: о цели установления публичного сервитута; сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута; кадастровых номерах земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков; срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока); реквизиты решений об утверждении проекта планировки и проекта межевания; указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования.

С ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось АО «Газпром газораспределение Тверь» - надлежащее лицо, предусмотренное пп. 1 ст. 39.40 ЗК РФ, которое, как следует из выписки из реестра субъектов естественных монополий, является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Ходатайство АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута от 25.06.2019 оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542, и содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.41 ЗК РФ, в том числе указаны: цель установления публичного сервитута; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств); обоснование необходимости установления публичного сервитута; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.

В соответствии с требованиями ст.39.42 ЗК РФ администрацией Торжокского района обеспечено выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута. Сообщение о возможности установления публичного сервитута размещено в газете «Новоторжский вестник» от 05.07.2019 № 27 (14591), на официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет.

Информация о возможности установления публичного сервитута доведена до сведения собственника (на тот момент) земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют письмо Мозиной О.Г., поступившее в администрацию Торжокского района 01.08.2019, в котором она просит проинформировать о результатах рассмотрения ходатайства АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута.

Обоснованием установления публичного сервитута явилась утвержденная документация по планировке территории - проект планировки и проект межевания территории, утвержденные постановлением администрации Мошковского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 45, постановлением администрации Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 67, постановлением администрации Пироговского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 04.10.2016 № 46. Указанные нормативные правовые акты официально опубликованы в газете «Новоторжский вестник» от 14.10.2016 № 42 (14449). Кроме того, в соответствии с Уставами сельских поселений данные постановления обнародованы на информационных стендах, что подтверждается представленными в дело справками главы администрации Грузинского сельского поселения от 16.12.2019 и главы Мошковского сельского поселения от 13.11.2019 и административным истцом не оспаривалось.

Реквизиты указанных решений об утверждении проекта планировки территории, предусматривающих размещение инженерного сооружения, указаны в ходатайстве АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута, сообщении административного ответчика о возможности установления публичного сервитута и решении административного ответчика об установлении публичного сервитута.

В ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута также должны содержаться реквизиты решений об утверждении документов территориального планирования (п. 2 ст. 39.41, пп. 1 и 2 п. 7 ст. 39.42, пп. 7 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ), а в решении об установлении публичного сервитута дополнительно - реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий (пп. 8 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ).

Схемой территориального планирования Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 № 806-пп, действующей в редакции постановления Правительства Тверской области от 03.12.2018 № 343-пп, предусмотрено осуществление мероприятий по газоснабжению согласно Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденной Постановлением Губернатора Тверской области от 04.05.2017 N 63-пг «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы».

Реализация объекта (строительство и эксплуатация газопровода) «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д.Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; Распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д.Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области» предусмотрена мероприятиями по газоснабжению согласно Региональной программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы, утвержденной постановлением Губернатора Тверской области от 04.05.2017 № 63-пг «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017 - 2021 годы», действующей в редакции постановления Губернатора Тверской области от 29.12.2018 № 134-пг.

Основными нормативными актами, определяющими порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, применительно к охранным зонам газопроводов, являются Земельный кодекс Российской Федерации (Глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий»), Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Указанные выше нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения, размещены в справочных правовых системах, в сети Интернет.

Административным истцом о невозможности получения информации о документах территориального планирования, нормативных актах, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, при рассмотрении дела не заявлялось.

Следовательно, отсутствие в ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута информации о реквизитах решений об утверждении документов территориального планирования, реквизитах нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон не может расцениваться как нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца, а соответствующие доводы истца подлежат отклонению.

В ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута также должна содержаться информация об инвестиционной программе субъекта естественных монополий (п. 3 ст. 39.41, пп. 1 и 2 п. 7 ст. 39.42, пп. 7 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ).

Реализация объекта – «Строительство и эксплуатация газопровода «Межпоселковый газопровод высокого давления к д. Пирогово, д. Захожье, д. Божонки, д.Грузины, д. Юрьево Торжокского района Тверской области; Распределительный газопровод среднего давления по д. Пирогово, д.Захожье, д. Божонки, д. Грузины, д.Юрьево Торжокского района Тверской области» предусмотрена представленной в дело выпиской из инвестиционной программы АО «Газпром газораспределение Тверь» на 2019 год.

Непосредственно инвестиционная программа АО «Газпром газораспределение Тверь» для административных истцов каких-либо обязанностей не устанавливает.

Исходя из положений п. 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам» информация об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам, относится к информации, к которой обеспечивается свободный доступ субъектом естественных монополий путем раскрытия информации.

Административным истцом о невозможности получения информации об инвестиционной программе АО «Газпром газораспределение Тверь» не заявлялось.

При таких обстоятельствах отсутствие в ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута указания на инвестиционную программу АО «Газпром газораспределение Тверь» не может расцениваться как нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку публичный сервитут установлен решением уполномоченного органа местного самоуправления в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, проектом планировки и проектом межевания территории, инвестиционной программой субъекта естественных монополий (АО «Газпром газораспределение Тверь»), то условия его установления в соответствии со ст. 39.39. ЗК РФ имеются.

Решение об установлении публичного сервитута принято 08.08.2019 - в срок, предусмотренный пп. 2 ч. 1 ст. 39.43 ЗК РФ, то есть в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута (26.06.2019) и прилагаемых к ходатайству документов, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута (05.07.2019).

В соответствии с ч.7 ст.39.43 ЗК РФ постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» опубликовано в газете «Новоторжский вестник» от 16.08.2019 № 33 (14597), размещено на официальном сайте администрации Торжокского района в сети Интернет, обнародовано на официальных стендах администраций Грузинского и Мошковского сельских поселений Торжокского района. Копии постановления направлены собственникам земельных участков Давыдовой А.В., Манусову К.В., Мозину К.И. (их получение подтверждено отчетами об отслеживании отправления соответственно 17201034010038, 17200137001479, 17201034010038), а также правообладателю публичного сервитута АО «Газпром газораспределение Тверь».

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). В соответствии пп. 1 ст. 39.45 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений п. 7 ст. 23 ЗК РФ и следующих ограничений: от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ.

Постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» в отношении частей указанных земельных участков установлен публичный сервитут установлен на срок 11 месяцев.

На основании письма АО «Газпром газораспределение Тверь» от 14.08.2019 № 16-18/2019 постановлением администрации Торжокского района от 14.08.2019 № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» установлен срок публичного сервитута 49 лет.

На основании письма АО «Газпром газораспределение Тверь» от 03.09.2019 № 16/2356 постановлением администрации Торжокского района от 09.09.2019 № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 года № 468» установлен срок публичного сервитута 10 лет. Одновременно постановление администрации Торжокского района Тверской области от 14.08.2019 № 479 признано утратившим силу.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 09.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

Из указанных положений следует, что законодательство не содержит прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений в этот акт. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного муниципального правового акта, сроки внесения изменений в муниципальные правовые акты, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты.

При этом доводы представителя административного истца о том, что при изменении срока публичного сервитута административный ответчик должен был проводить сначала процедуру установления публичного сервитута, судом отклоняются, поскольку установленная главой V.7 ЗК РФ последовательность действий уполномоченного на принятие решения об установлении публичного сервитута органа не предполагает на каком-либо из этапов согласование срока осуществления сервитута с правообладателями земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута. При принятии решения об изменении срока публичного сервитута у администрации Торжокского района уже имелись все необходимые документы и сведения, в том числе о правообладателях земельных участков, поскольку они были получены при принятии решения об установлении публичного сервитута.

Учитывая, что постановлением администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468, действующим в редакции постановления администрации Торжокского района от 09.09.2019 № 521, установлен срок публичного сервитута 10 лет, то требования пп. 1 ст. 39.45 ЗК РФ о сроке публичного сервитута соблюдены.

Административный истец в обоснование довода о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми правовыми актами администрации Торжокского района указывает, что в результате установления сервитута для размещения газопровода и установления ограничений в использовании принадлежащего ему земельного участка в охранной зоне газораспределительной сети обработка и использование не только части земельного участка, обремененного сервитутом, но и в целом земельного участка истца становится затруднительным в части использования сельскохозяйственной техники, поскольку техника не сможет работать сплошным способом. Часть участка, обремененная публичным сервитутом, не может использоваться по прямому назначению для сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 10 ст. 23, пп. 4 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении сервитута должно быть оказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.

Пунктом 11 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Как следует из выписки из ЕГРН земельный участок административного истца с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м., расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства.

Из письма начальника Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области от 03.02.2020 № 13*-46/09017-20 следует, что по информации, содержащейся в плане земель колхоза «9 Января» Торжокского района Тверской области, выполненных Госкомземом РФ Тверское предприятие Центр НИИ гипрозем в 1992 году, в состав земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ входит вид сельскохозяйственных угодий – пашня, сенокос, пастбище.

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Пунктом 6 ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Согласно ч.1, 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения. На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Таким образом содержание предусмотренных федеральным законом в охранной зоне газопровода ограничений применительно к землям сельскохозяйственного назначения и входящим в них сельскохозяйственным угодьям не влечет возникновение дополнительных ограничений хозяйственной деятельности, которые могут рассматриваться как повлекшие невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» пояснил, что публичный сервитут устанавливается для прохождения трассы подземного газопровода. Согласно пп. «б» п. 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны. Данное обстоятельство представителем административного истца не оспаривалось.

Виды ограничений хозяйственной деятельности в охранных зонах газораспределительных сетей приведены в п.14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878. В том числе запрещается копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра (пп. «з»).

Вместе с тем административным истцом не представлено каких-либо доказательств того, что установление публичного сервитута для размещения газопровода и ограничение хозяйственной деятельности в охранных зонах газораспределительных сетей повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании принадлежащих им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Соответствующие доводы, изложенные в административном исковом заявлении и судебном заседании, носят предположительный характер.

При этом суд принимает во внимание, что согласно оспариваемому постановлению администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 публичный сервитут установлен в отношении части земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв. м., адрес: ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 0,1 % от общей площади.

Наряду с указанным, суду представлен акт о выполнении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового осмотра, обследования земельного участка №5 от 12.11.2019, из которого усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. На земельном участке растут дикорастущие сорные растения, кустарник и деревья, идет процесс естественного зарастания. Признаки обработки почвы и проведения пахотных работ отсутствуют.

Кроме того, как следует из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок, принадлежащий административному истцу, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ с 20 декабря 2016 года уже имеет ограничения (обременения), предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 №578 «Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи российской Федерации», согласно которому в пределах охранных зон линий и сооружений связи запрещается, в том числе, осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра).

Также на основании ст.39.48 ЗК РФ административные истцы не лишены права обращения с требованием выкупа земельных участков по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, если осуществление публичного сервитута приведет к невозможности или существенному затруднению использования принадлежащих им земельных участков (их частей) в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный пп. 6 п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ.

Являются предположительными доводы административного истца о том, что установление публичного сервитута принесет им ежегодный реальный убыток, не учтенный в отчете об оценке. Какие-либо доказательства административным истцом не представлены.

Доводы административного истца о том, что установление публичного сервитута принесет административному истцу реальный убыток по восстановлению плодородия поверхностного слоя части земельных участков, основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании п.10,11 ст.39.46 ЗК РФ убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии) возмещаются правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.

Согласно ч. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Пунктом 8 ст.39.50 ЗК РФ, п.7 оспариваемого административным истцом постановления администрации Торжокского района Тверской области от 08.08.2019 № 468 «Об установлении публичного сервитута» на обладателя публичного сервитута возложена обязанность привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства инженерного сооружения, для размещения которого установлен публичный сервитут.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Доводы административного истца не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Мозина Кирилла Игоревича к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене постановлений администрации Торжокского района Тверской области от 08 августа 2019 года № 468 «Об установлении публичного сервитута», от 14 августа 2019 года № 479 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года», от 09 сентября 2019 года № 521 «О внесении изменений в постановление администрации Торжокского района Тверской области № 468 от 08 августа 2019 года» в отношении части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью 504 кв. м от общей площади ДД.ММ.ГГГГ кв. м., адрес: ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева

Решение в окончательной форме принято 05 июня 2020 года.

Судья подпись Е.Ю. Арсеньева

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2а-267/2020

УИД 69RS0032-01-2020-000388-40 ДД.ММ.ГГГГ