ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2688/19 от 10.09.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2688/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2019 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при секретаре Гаряджиевой Г.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Элисты о признании незаконным отказа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Элисты,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что она является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора об уступке права по договору аренды земельного участка от 25.07.2016 года. 29 марта 2019 года ею было направлено в адрес Администрации города Элисты (Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки города Элисты) заявление о внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Элисты, в отношении земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, включив его в зону индивидуальной застройки и исключив из зоны зеленых насаждений. В соответствии с Решением Элистинского городского собрания №16 от 24 декабря 2015 года внесены изменения в Генеральный план города Элисты в части включения в зону индивидуальной застройки и исключения из зоны зеленых насаждений вышеуказанного земельного участка. На основании п.7 ч.2 ст. 4 Решения Элистинского городского собрания Республики Калмыкия от 27 декабря 2010г. № 1 Комиссией рассматриваются вопросы, связанные с внесением изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Элисты, в связи с их несоответствием Генеральному плану. Считает, что в связи с внесенным на основании Решения Элистинского городского собрания №16 от 24 декабря 2015 года изменений в Генеральный план является обязательным и внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Элисты. Однако на основании протокола заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки города Элисты от 31 мая 2019 года №7 Администрация города Элисты в нарушение норм ГрК РФ и своего же нормативного акта, приняла решение об отказе во внесение изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты, в отношении ее земельного участка (копия письма прилагается). Ранее ею неоднократно направлялись заявления в Администрацию города Элисты с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений по вышеуказанному земельному участку (копии писем прилагаются). Однако Администрации города Элисты, начиная с 28 апреля 2017 года, постоянно откладывала решение по ее вопросу. Считает, что Администрация города Элисты искусственно создавала препятствия, что привело к ущемлению ее прав, свобод и законных интересов. Просила признать незаконным решение от 31 мая 2019 года №7 Администрации города Элисты (Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки города Элисты) об отказе во внесение изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию города Элисты внести изменения в Правила землепользования и застройки города Элисты, в отношении земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, включив его в зону индивидуальной застройки и исключив из зоны зеленых насаждений.

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации г. Элисты ФИО2 с административным иском не согласился, пояснив, что согласно протоколу комиссии этот вопрос рассматривался. Возникли сомнения в обоснование изменений в Генеральный план, где расположен земельный участок административного истца, этим был обусловлен отказ административному истцу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санки Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ч. 3 ст. 37 ГрК РФ). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента, изменение границ территориальных зон является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

Согласно п. 9 ст. 1 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 4 статьи 32 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Частями 7 и 11 ст. 31 ГрК РФ предусмотрено, что глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (ч. 12 ст. 31 ГрК РФ).

Согласно ч. 15 ст. 31 ГрК РФ после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. По правилам ч. 6 ст. 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта для последующего включения их в протокол публичных слушаний.

Частью 3 статьи 32 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Город Элиста является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 3 Закона Республики Калмыкия от 23 ноября 2011 г. N 308-IV-З "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия", статья 2 Устава города Элисты Республики Калмыкия, принятого решением Элистинского городского Собрания от 16 июня 2004 г. N 1).

Правила землепользования и застройки города Элисты (далее также - Правила землепользования и застройки) утверждены решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г. N 1.

Решением Элистинского городского Собрания № 16 от 24 декабря 2015 года внесены в карту планируемого размещения объектов (схему проектируемого состояния территории) Генерального плана города Элисты, утвержденного решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 года №1 (с изменениями от 25 апреля 2013 года №3, 26 сентября 2013 года №13, 28 ноября 2013 года №4, 26 декабря 2013 года №9, 27 марта 2014 года №14, 16 апреля 2014 года №4, 19 июня 2014 года №7, 24 июля 2014 года №5, 25 декабря 2014 года №4, 19 марта 2015 года. №12, 11 июня 2015 года №11, 28 июля 2015 года №2, 17 сентября 2015 года №10), следующие изменения: включить в зону общественных центров, исключив из зоны зеленых насаждений, земельный участок площадью 8000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно схеме №1 Приложения к настоящему решению; включить в зону многоэтажной жилой застройки (5 эт. и выше), исключив из зоны общественных центров, земельный участок площадью 2422 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно схеме №2 Приложения к настоящему решению; включить в зону многоэтажной жилой застройки (5 эт. и выше), исключив из зоны зеленых насаждений и зоны торговых и коммерческих/ объектов, земельный участок площадью 8948 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно схеме №3 Приложения к настоящему решению; включить в зону индивидуальной жилой застройки (до 3 эт.), исключив из зоны зеленых насаждений, земельные участки 1200 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, согласно схеме №4 Приложения к настоящему решению.

Данное решение официально опубликовано в печатном средстве массовой информации - газете «Элистинская панорама» № 166-167 от 26 декабря 2015 года и вступило в силу со дня опубликования.

25 июля 2016 года между ФИО3, действующим как опекун от имени ФИО4, и ФИО1 заключен договор об уступке прав по договору аренды земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, находящийся в ведении Администрации г. Элисты РК, предоставленный для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Администрации г. Элисты № 1101 от 22 мая 2017 года в целях упорядочения адресного хозяйства, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов на территории города Элисты, утвержденными решением Элистинского городского Собрания от 24 декабря 2015 года № 14, земельному участку из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 600 кв. м присвоен адрес: <адрес> вместо адресного ориентира: <адрес>

Как видно из материалов дела, 03 апреля 2019 года в Администрацию г. Элисты обратилась гр. ФИО1 с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Элисты, утвержденные решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года № 1, в отношении земельного участка площадью 600 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, включив его в зону индивидуальной застройки и исключив из зоны зеленых насаждений.

Протоколом заседания Комиссии о подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты № 7 от 31 мая 2019 года ФИО1 отказано во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты, в отношении земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в части включения в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18), с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03).

Письмом Администрации г. Элисты от 26 июня 2019 года ФИО1 отказано во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты, в отношении земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в части включения в зону жилой застройки первого типа (Ж-1/18), с исключением из зоны общественных парков (Р-1/03) на основании протокола заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки города Элисты от 31 мая 2019 г. № 7.

Из представленных материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Элисты № 5075 от 21 октября 2014 года ФИО4 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, сроком до 19 сентября 2015 года.

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости относится к землям населенных пунктов. Фактическое нахождение спорного земельного участка в границах населенного пункта административным ответчиком не оспаривается. Правоустанавливающие документы на спорный земельный участок не содержат сведений об отнесении его к землям зеленых насаждений.

При таких обстоятельствах отказ администрации г. Элисты в проведении процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Элисты в отношении земельного участка административного истца на том основании, что земельный участок с кадастровым номером относится к землям зеленых насаждений нельзя признать законным.

Следовательно, административный ответчик необоснованно отказал административному истцу.

В этой связи, суд полагает необходимым в целях своевременного восстановления нарушенного права ФИО1 возложить на Администрацию г. Элисты обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1

В силу ст.ст. 111, 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации г.Элисты о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки города Элисты об отказе во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию города Элисты устранить допущенные нарушения земельного законодательства, повторно рассмотреть в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ заявление ФИО1 от 03 апреля 2019 года о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Элисты в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с Администрации г. Элисты в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Эминов