ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2697/2021 от 24.05.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2021 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Асабаевой Д.Т.,

при секретаре Петиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, министру социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1, о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области, министру труда, занятости и миграционной политики Самарской области ФИО3 о признании незаконным решения.

Требования обоснованы тем, что письмом от 05.04.2021 г. №... административный истец обратился в адрес министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Однако административный ответчик, решением от 16.04.2021 г. отказал во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи.

Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец просит суд признать незаконным решение от 16.04.2021 г. Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области и министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области ФИО3, выразившееся в препятствование благотворительной и добровольческой деятельности.

Протокольным определением суда от 18.05.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководитель Департамента ресурсного обеспечения и организации закупок ФИО4

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», административные ответчики, не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщили. Представитель Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца и административных ответчиков.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Между тем, совокупности условий, предусмотренных приведенными выше нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным бездействия административного ответчика по настоящему делу с учетом представленных сторонами доказательств не установлено.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (ст.17 Федерального закона от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений »).

В соответствии с п. 3.1. Устава Благотворительного Регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» для достижения уставных целей, Движение имеет право в обращаться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками Движения.

Как усматривается из приложенных к исковому заявлению материалов, 05.04.2021 г. организатор Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" ФИО5 направил министру труда, занятости и миграционной политики Самарской области ФИО3 предложение о намерении взаимодействовать в части проведения Всероссийского дня правовой помощи детям.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ предусмотрен нормами ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее по тексту решения – Закон, Федеральный закон).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Частью 3 статьи 8 названного Закона определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 10 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

В силу пп. 1 п. 1 ст. 17.3 Федерального закона №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) Правительством РФ принято постановление от 28.11.2018 г. №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видом деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее по тексту Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями), которым утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организация с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительство Самарской Области от 24 мая 2019 г. N 341 «Об утверждении порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями и объединениями», срок рассмотрения предложений, не может превышать 10 рабочих дней со дня их поступления.

Таким образом, срок для предоставления ответа на предложение административного истца истекал 19.04.2021 г.

На указанное обращение заместителем министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области ФИО4 16.04.2021 г. за исх. №... административному истцу направлен ответ, в котором сообщено, что Министерством ежегодно организуется обучение, в том числе, повышение квалификации, получение дополнительного профессионального образования сотрудников министерства. Кроме того, в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» министерством организуется обучение различных категорий граждан. Таким образом, министерством организовано обучение своих сотрудников по соответствующим направлениям. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать предложения от добровольческой организации о взаимодействии в организации добровольческой деятельности или отказывать в принятии данного предложения. На основании изложенного заинтересованность в участии в деятельности благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ у министерства отсутствует. Кроме того, добровольческая организация вправе самостоятельно направить органам государственной власти и органам местного самоуправления, комитетам образования, труда и социальной политики, молодежной политики, культуры, труда и занятости, здравоохранения, культуры и спорта и другим субъектам предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. По вопросу направления указанных в обращении нормативных актов информируем, что общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 (далее - Порядок взаимодействия, Постановлением 1425 соответственно). Данное Постановление №» 1425 официально опубликовано на сайте http://pravo.gov.ru и находится в общем доступе. В Постановлении № 1425 Вы также сможете ознакомиться с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациям. Дополнительно указано, что Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями и объединениями утвержден постановлением Правительства Самарской области от 24.05.2019 № 341 (далее - Порядок взаимодействия №341). Кроме того, Порядок взаимодействия государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в сфере содействия в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания утвержден приказом министерства от 31.01.2020 №27. Указанные акты официально опубликованы на сайте Правительства Самарской области (https://www.samregion.ru) и также находятся в открытом доступе. На основании вышеизложенного, в соответствии с абзацем третьим пункта 3 Порядка взаимодействия, а также пункта 5 Порядка взаимодействия № 341 министерство отказывает в принятии предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности. В связи с чем, направление соответствующего соглашения считаем также нецелесообразным. Относительно проведения Всероссийского дня правовой помощи детям сообщено, что в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (протокол от 25.09.2013 г. №2) координирующие функции по подготовке данного мероприятия возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Ввиду необходимости предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а также исходя из обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан Российской Федерации Минюстом России принято решение об отмене Всероссийского дня правовой помощи детям в 2020 году. Информация о планируемых в 2021 году мероприятиях, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям, в министерстве отсутствует.

Таким образом, обращение административного истца рассмотрено уполномоченным органом в установленный законом срок.

Оценивая содержание оспариваемого решения, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - Федеральный закон № 135-ФЭ) устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы её поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 135-ФЭ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Согласно пп. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона № 135-Ф3, законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 17.3 Федерального закона № 135-Ф3 Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 ноября 2018 г. № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», которым в частности утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее по тексту - Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями).

В соответствии с п. 2 Порядка взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое должно содержать определенную информацию, указанную в данном пункте.

Согласно п. 3 и п. 4 данного Порядка орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация информируются о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Применительно к настоящему спору следует отметить, что положения Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ и Общих требований к порядку взаимодействия не возлагают на Министерство безусловной обязанности удовлетворить обращение Общественного движения об оказании ему содействия в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи государства.

Исходя из положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия, в том числе, они вправе самостоятельно определять порядок и способы реализации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации социально-ориентированных программ.

Таким образом, учитывая содержание оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что оно является законным, ввиду чего административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Само по себе несогласие с результатами рассмотрения обращения о незаконности оспариваемого решения не свидетельствует и не может служить основанием для понуждения органа государственной власти дать необходимый заявителю ответ.

Сведений о наступлении для административного истца в результате оспариваемого решения последствий, названных в статье 218 КАС РФ, являющихся в силу ст. 227 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, не имеется.

При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, министру социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1, заместителю министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководитель Департамента ресурсного обеспечения и организации закупок ФИО4 о признании незаконным решения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2021 г.

Судья Д.Т. Асабаева