ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/18 от 13.12.2018 Завитинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-270/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего Никитиной А.Е.,

при секретаре Гончарук И.А.,

с участием представителя административного истца – помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Глумова В.А.,

представителя административного ответчика - администрации Завитинского района Амурской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Завитинского района Амурской области по непроведению лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и возложении обязанностей по их проведению, разработке и утверждению,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Амурской области в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о неисполнении органами местного самоуправления полномочий по проведению работ по уточнению площади лесов, расположенных в границах населенных пунктов, и принятию мер по созданию и организации деятельности городских лесничеств (лесопарков), в ходе которой установлено следующее. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые могут располагаться, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Ссылаясь на положения ст.ст. 67, 68, 84, 87 Лесного кодекса РФ, п.п. 19,32 ч.1 ст.14, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор полагал, что полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселений, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того, указал, что согласно п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального лесного контроля. В силу ч.1 ст.91 ЛК РФ Государственный лесной реестр (ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. По данным ГЛР, ведение которого осуществляется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 31 октября 2007 года №282 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра», Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 ноября 2013 года №496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 года №194 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра», площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов Завитинского района, составляет 1206 га, указанные леса относятся к категории защитных. Из положений ч. 1 ст. 1 Устава муниципального образования Завитинского района следует, что муниципальное образование Завитинский район образован в 1926 году, является муниципальным образованием на территории Амурской области Российской Федерации, наделено статусом Завитинского муниципального района Законом Амурской области от 10 ноября 2005 года № 88-03 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом Завитинского района и муниципальных образований в его составе». Согласно ч. 3 ст. 3 Устава Завитинский район, как муниципальное образование, включает в свой состав 9 сельских муниципальных образований сельсоветов со статусом сельского поселения и одно городское муниципальное образование со статусом городского поселения. Из информации администрации Завитинского района от 18 сентября 2018 года №3346 следует, что администрация Завитинского района организацией проведения мероприятий, направленных на установление границ лесничеств и лесопарков на территории населенных пунктов поселений, где расположены леса, а также мероприятий направленных на установление площадей земельных участков, где располагаются леса, не занималась. Достоверной информацией о наличии/отсутствии лесов на территории населенных пунктов Завитинского района, администрация Завитинского района не располагает, что указывает на бездействие администрации Завитинского района в данной сфере. Лесоустройство в отношении лесных массивов, расположенных на территории Завитинского района Амурской области, не проведено, лесохозяйственные регламенты не разработаны. Однако, министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в адрес администрации Завитинского района направлена информация от 04 сентября 2018 года №06-11/2039, содержащаяся в ГЛР о лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в том числе на территории Завитинского района. Бездействие администрации Завитинского района Амурской области в части непринятия мер по лесоустройству на землях населенных пунктов, осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов нарушает принципы лесного законодательства, способствует истощению природных ресурсов Завитинского района, их нерациональному и ненадлежащему использованию, тем самым нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления. В силу ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации Завитинского района Амурской области по непроведению лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района Амурской области на площади 1206 га; возложить на администрацию Завитинского района Амурской области обязанность в срок до 31 декабря 2019 года провести лесоустройство в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га; возложить на администрацию Завитинского района Амурской области обязанность в срок до 31.12.2019 разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

Явка в судебное заседание представителя заинтересованного лица, участвующего в деле, обязательной не признавалась.

При таких обстоятельствах, в силу требований ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Из представленного суду письменного отзыва администрации Завитинского района Амурской области следует, что администрация Завитинского района заявленные Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором требования не признает, поскольку согласно требований действующего законодательства, а именно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Аналогичные полномочия закреплены в п. 19 ч.1 ст. 7 Устава городского поселения «Город Завитинск». Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 года №413-0З «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений закреплены вопросы, предусмотренные пунктами 4, 6 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона. Согласно сведений о лесных площадях, расположенных на территории Завитинского района, предоставленных Межмуниципальным отделом по Завитинскому, Октябрьскому и Михайловскому районам Управления Росреестра по Амурской области от 22 ноября 2018 года №12-14/18/442, на 01 января 2018 года лесные площади расположены на территории следующих поселений: городское поселение «Город Завитинск», Албазинское сельское поселение, Белояровское сельское поселение; Болдыревское сельское поселение, Верхнеильиновское сельское поселение, Куприяновское сельское поселение, Преображеновское сельское поселение, Успеновское сельское поселение. Муниципальному образованию Завитинский район полномочия городского поселения «Город Завитинск» и сельских поселений не передавались. Поскольку леса, в отношении которых заявлены требования, расположены на территории городского и указанных сельских поселений, требования подлежат предъявлению к ним, тогда как администрация Завитинского района надлежащим ответчиком не является.

В судебном заседании помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской области Глумов В.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, а также аналогичные доводы, изложенные в возражениях на отзыв административного ответчика, полагал, что соответствующие обязанности могут быть возложены только на администрацию Завитинского района, оснований для предъявления требований к поселениям не имеется, также пояснил, что в ходе проведенной прокуратурой проверки, из информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства было установлено, что на территории всего Завитинского района Амурской области, а не на территории какого-либо сельсовета, имеются леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га. Указанная информация в части площади лесов предоставлена на основании данных государственного лесного реестра (ГЛР), тогда как сведений где именно на территории Завитинского района располагаются эти леса нигде не имеется и ввиду отсутствия данных лесоустройства, его непроведением, определить их местоположение невозможно. Непроведение работ по лесоустройству, отсутствие данных о составе и виде лесов приводит к невозможности контроля за лесными насаждениями, в том числе, связанными с незаконными рубками леса, невозможности рассчитать причиненный ущерб. Полагал, что провести лесоустройство с целью выявления лесов, внесенных в ГЛР, возможность есть только у администрации Завитинского района, сельсоветы не будут иметь возможности провести его в полной мере.

В судебном заседании представитель администрации Завитинского района Амурской области ФИО1 исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в представленном суду отзыве, дополнительно указав, что в муниципальной собственности Завитинского района лесных участков, лесничеств, лесопарков, а также земель, на которых расположены леса на землях населенных пунктов, не имеется, леса отсутствуют, а данных о местоположении имеющихся лесов и на каких землях они находятся на землях населенных пунктов или лесного фонда не имеется. Доказательств того, что леса находятся на землях населенных пунктов не имеется, полагает, что имеющиеся леса относятся к землям лесного фонда. Границы населенных пунктов сельских поселений в настоящее время не определены, в этом направлении мероприятия запланированы на 2019 год, в связи с чем испрашиваемый срок проведения лесоустройства должен быть больше.

Заслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Так, прокурор Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры Амурской области вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются, в том числе, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч.ч. 1, 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ, т.е. на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяется, в частности, следующая категория – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым, в том числе, относятся городские леса (пп.«г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ).

Из материалов дела усматривается, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой Амурской области была проведена проверка по информации Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о неисполнении органами местного самоуправления полномочий по проведению работ по уточнению площади лесов, расположенных в границах населенных пунктов, и принятию мер по созданию и организации деятельности городских лесничеств (лесопарков).

Так, и.о. министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в обращении в Благовещенскую межрайонную природоохранную прокуратуру Амурской области за исх. № 06-11/12037 от 04 сентября 2018 года, указав, что во исполнение п.п «б» п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № Пр-2563 об обеспечении установления границ лесов, расположенных не землях населенных пунктов, министерством в адрес, в частности, администрации Завитинского района Амурской области направлены письма о необходимости установления границ лесничеств и лесопарков не землях населенных пунктов, на которых расположены леса, и принимаемых мерах по их установлению. Администрацией Завитинского района 30 декабря 2016 года, 24 мая 2017 года, 16 ноября 2017 года сообщено, что данная работа будет проведена после установления границ населенных пунктов. Однако, по состоянию на 03 сентября 2018 года информации о проведении данной работы не имеется. Кроме того, 01 июня 2018 года администрацией было сообщено, что согласно письму главы администрации городского поселение «Город Завитинск» территории, на которых расположены леса, отсутствуют. Каких-либо подтверждающих отсутствие лесов (лесных насаждений) документов не представлено. В связи с чем, полагал, что поручение Президента Российской Федерации не будет исполнено в сроки, установленные Минприродой России (л.д. 8).

Планом мероприятий по обеспечению установления границ лесничеств (лесопарков) на землях населенных пунктов, на которых расположены леса, разработанному и утвержденному в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № Пр-2563, определен в частности срок составления рабочими группами данных о лесах, расположенных на землях населенных пунктов, содержащихся в ГЛР – декабрь 2018 года; ответственные – органы местного самоуправления (п. 2 Плана) (л.д. 22-28).

В ходе судебного заседания, судом установлено, что администрацией Завитинского района на запрос о предоставлении информации по п. 2 Плана в адрес Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в срок до 20 ноября 2018 года - 20 сентября 2018 года предоставлен ответ за исх. № 3387 от 20 сентября 2018 года, согласно которому на территории Завитинского района в границах городского поселения «Город Завитинск» и на территории сельских поселений отсутствуют территории, на которых расположены леса (л.д. 19-21, 53).

Согласно имеющимся в материалах дела данным Государственного лесного реестра (Форма 1.1 ГЛР), представленным Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, по состоянию на 1 января 2018 года в состав земель Завитинского района, на которых расположены леса, входят, в частности, земли населенных пунктов, на которых расположены леса – 1206 га, относящиеся к категории защитных (л.д. 123, 130-132).

При этом согласно информации Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности от 03 октября 2018 года № 06-11/13340 согласно учету лесного фонда на 1 января 2003 года площадь лесов, расположенных на землях городских поселений – городские леса, в частности по Завитинскому району также составляла 1206 га. (л.д. 17-18).

Вместе с тем, как изложено выше из письменных ответов администрации Завитинского района Амурской области от 01 июня 2018 года №1899, от 20 сентября 2018 года №3387 следует, что на территории Завитинского района Амурской области, в границах городского поселения «Город Завитинск» Амурской области, населенных пунктов, входящих в состав городского поселения (г. Завитинск, с. Новоалексеевка, с. Червона Армия), и на территориях сельских поселений Завитинского района отсутствуют территории, на которых расположены леса и территории зеленого фонда, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.

В силу ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Статьей 70 ЛК РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено ЛК РФ. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Правила проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», и содержат требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Положениями ст. 87 Лесного Кодекса РФ установлено, что лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления на срок до 10 лет.

Пункт 4 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72, предусматривает, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (п.п. 9-11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72).

Согласно п.п. 19, 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов; осуществление муниципального лесного контроля.

На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные в частности п. 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.

Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Вместе с тем, согласно сообщению Министерства имущественных отношений Амурской области от 06 декабря 2018 года №12-17/6541 в Реестре собственности Амурской области учтены следующие земельные участки: с кадастровым номером , общей площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, Завитинский район, с категорией земли лесного фонда; с кадастровым номером , общей площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, Завитинский район, г. Завитинск, с категорией земли населенных пунктов; с кадастровым номером , общей площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, Завитинский район, г. Завитинск, с категорией земли населенных пунктов (л.д. 147).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04 декабря 2018 года следует на территории Завитинского района имеется земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, Завитинский район, Завитинский лесхоз, с категорией - земли лесного фонда, в целях ведения лесного хозяйства, правообладатель Российская Федерация (л.д. 142-144).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <***> кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, Завитинский район, г. Завитинск, с категорией земли населенных пунктов, для лесопитомников (л.д. 145).

Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского района Амурской области от 03 декабря 2018 года №1036, в Реестре муниципальной собственности Завитинского района сведения о лесных участках, лесничествах, лесопарках, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса отсутствуют (л.д. 150).

Согласно информации о лесных площадях, расположенных на территории Завитинского района, предоставленной Межмуниципальным отделом по Завитинскому, Октябрьскому и Михайловскому районам Управления Росреестра по Амурской области от 22 ноября 2018 года №12-14/18/442 в соответствии с формой 22-2 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р, на 01 января 2018 года лесные площади расположены на территории следующих поселений: городское поселение «Город Завитинск», Албазинское, Белояровское, Болдыревское, Верхнеильиновское, Куприяновское, Преображеновское, Успеновское сельские поселения всего 2018 га. Сведения о месте расположения площадей лесов на территории городского и сельских поселений отсутствуют (л.д. 62, 149). При этом судом учитывается, что указанные сведения предоставлены в целом о лесных площадях без определения их видовой принадлежности и категории лесов.

Таким образом, представленные в материалы дела сведения об имеющихся участках, в том числе с лесными площадями, не соответствуют данным о площади и целевому назначению - категории и виду лесов, внесенных в ГЛР. Сведения о месте расположения площадей лесов на землях населенных пунктов, межселенных территорий, расположенных на территории муниципального образования Завитинского района, отсутствуют, в материалы дела не представлены, ГЛР не содержит.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и принятию мер к обеспечению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га., является администрация Завитинского района.

Также судом учитывается, что согласно сведениям, внесенным в ЕГРН по состоянию на 01 июня 2018 года о границах населенных пунктов (г. Завитинск, с. Новоалексеевка, с. Червоная Армия, входящих в состав городского поселения) отсутствуют территории, на которых расположены леса (исх. №3087 от 18 сентября 2018 года). Работа по описанию местоположения границ населенных пунктов сельских поселений планируется до 2020 года (исх. № 2564 от 20 июля 2018 года).

Ссылка представителя административного ответчика на Закон Амурской области от 03 октября 2014 года №413-0З «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», ввиду отсутствия сведений о реальной передаче полномочий, заключения соответствующих соглашений, и обеспечения финансирования – не состоятельна.

Судом установлено и не опровергается административным ответчиком, что лесоустройство в отношении лесных массивов, расположенных на землях населенных пунктов на территории Завитинского района Амурской области, не проведено, лесохозяйственные регламенты не разработаны, администрация Завитинского района не занимается организацией проведения мероприятий, направленных на установление границ и площадей лесничеств и лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования «Завитинский район», где расположены леса, не относящиеся к землям государственного лесного фонда. Более того, достоверной информацией о наличии/отсутствии лесов на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования «Завитинский район» администрация не располагает, что указывает на бездействие администрации в данной сфере.

Изложенное в совокупности, а также то, что основой для разработки лесохозяйственных регламентов являются, в том числе, материалы лесоустройства позволяет суду прийти к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления прокурора.

Бездействие администрации Завитинского района в части непринятия мер по лесоустройству на землях населенных пунктов, нарушает принципы лесного законодательства, создает реальную угрозу потери леса, как естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечению рационального использования лесов, тем самым нарушаются право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления.

Испрашиваемый административным истцом срок проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов до 31 декабря 2019 года суд находит разумным и достаточным. Вместе с тем, довод представителя административного ответчика о невозможности проведения лесоустройства в указанный срок, ввиду того, что границы населенных пунктов сельских поселений в настоящее время не определены, в этом направлении мероприятия запланированы на 2019 год, суд находит преждевременным и несостоятельным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Завитинского района Амурской области по непроведению лесоустройства, непринятию мер к разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района Амурской области на площади 1206 га.

Возложить на администрацию Завитинского района Амурской области обязанность в срок до 31 декабря 2019 года принять меры по проведению лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га.

Возложить на администрацию Завитинского района Амурской области обязанность в срок до 31 декабря 2019 года принять меры к обеспечению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Завитинского района на площади 1206 га.

Об исполнении настоящего решения суда необходимо сообщить в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня исполнения решения суда

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме (18 декабря 2018 года).

Председательствующий А.Е. Никитина