ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2711/2020ГОД от 05.11.2020 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2711/2020 год

39RS0004-01-2020-003086-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 ноября 2020 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Токарской А. С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филатьева Владислава Александровича, Уварова Михаила Владимировича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области об оспаривании действий, решений

УСТАНОВИЛ:

Филатьев В.А., Уваров М.В. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области, указывая, что 06.02.2003 года создано некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» как адвокатское образование в форме адвокатского бюро его учредителями (партнерами) – адвокатами Адвокатской палаты Калининградской области Филатьевым В.А. и Уваровым М.В., осуществляющими впоследствии в нем свою адвокатскую деятельность.

17.12.2018 года Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области в отношении указанного некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» принято решение № 10107 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

17.04.2019 г. налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нём, в отношении которых внесена запись о недостоверности, ГРН записи ).

Однако данную информацию до сведения адвокатов Филатьева В.А. и Уварова М.В. налоговая инспекция не довела. В результате деятельность адвокатского бюро фактически продолжалась вплоть до 31 мая 2020 г. - даты, когда таковая впервые была ими получена из открытых источников в сети Интернет ввиду случайного стечения обстоятельств.

Указывают, что нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ по решению наделённого соответствующим полномочием органа исполнительной власти, были введены в правовое регулирование Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ст. 49 ГК РФ».

Положения ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою" деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчётности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. В силу п. «б» ч. 5 ст. 21.1 данного закона такой же порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Однако данный признак не имеет такого определяющего значения для юридических лиц - адвокатских образований как некоммерческих организаций, которые обладают особым публично-правовым статусом и не осуществляют предпринимательскую деятельность, учитывая необходимость достижения целей, ради которых они созданы.

Юридические особенности адвокатских образований как некоммерческих организаций, позволяющие отграничить их от юридических лиц иных видов, обусловливают, таким образом, необходимость истолкования предписаний ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в контексте специального правового регулирования, осуществлённого применительно к адвокатским образованиям в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Приводя положения п. 1 ст. 13.1, ст. ст. 18, 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 262 КАС РФ, указывают, что принудительное прекращение адвокатского образования возможно только путём обращения органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных некоммерческих организаций, в суд, который принимает решение с учётом всех фактических обстоятельств.

При этом критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении адвокатским образованием своей деятельности. Соответственно, неосуществление им в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счёту основанием для признания его недействующим не является. Непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчётности также не может быть служить основанием для прекращения его деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность. Распространять в отношении адвокатских образований неприменимый к ним упрощённый порядок исключения из ЕГРЮЛ при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, тем более нельзя.

Иное истолкование положений ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как допускающих возможность внесудебного исключения адвокатского образования как некоммерческой организации из ЕГРЮЛ без учёта специфики её деятельности и целей, ради которых она создаётся, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому ст. 30, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, что недопустимо.

Таким образом, взаимосвязанные положения ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по своему смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают возможность признания адвокатского образования недействующим и исключения его из ЕГРЮЛ только в судебном порядке и только в случае, если будет установлено фактическое прекращение данным адвокатским образованием своей уставной деятельности. Аналогичная, правовая позиция сформулирована в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П в отношении религиозных организаций, которая применима и к адвокатским образованиям.

Оспариваемые решение и действие налоговой инспекции привели к нарушению конституционных прав адвокатов Филатьева В.А. и Уварова М.В. на труд (осуществление профессиональной деятельности) и на объединение (осуществление деятельности в адвокатском образовании), а также, поставив под сомнение правомерность оказания ими юридической помощи в адвокатском образовании после внесения в ЕГРЮЛ записи о его прекращении, - к возникновению угрозы нарушения прав и законных интересов доверителей, которым такая помощь была предоставлена.

В связи с тем, что фактически действующее адвокатское образование было исключено из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке и в отсутствие к тому оснований, решение и действие налоговой инспекции подлежат признанию незаконными.

Официальное разъяснение о том, что адвокатское бюро прекратило существование, было получено ими 13.08.2020 г. в ответе и.о. начальника Управления Минюста России по Калининградской области.

Просят признать незаконными: решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области от 17 декабря 2018 г. № 10107 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, принятое в отношении Некоммерческого партнёрства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда»; внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица - Некоммерческого партнёрства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нём, в отношении которых внесена запись о недостоверности, ГРН записи

Административные истцы Филатьев В.А., Уваров М.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Ранее административный истец Филатьев В. А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, указывая, что случайно в конце мая 2020 года ему стало известно, что в отношении НП «Адвокатское бюро №1 г. Калининграда» внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении как недействующего юридического лица в связи с недостоверностью сведений о месте нахождения организации, которая была внесена более года назад. До этого от налоговой инспекции они никакой корреспонденций не получали. В связи с этим ими было принято решение об учреждении нового адвокатского образования, 31.05.2020 года было проведено общее собрание, учреждено адвокатское образование, подготовлены учредительные документы, которые сданы в Министерство Юстиции по Калининградской области. 25.06.2020 года была произведена регистрация нового адвокатского образования.

В ходе совещания адвокатской палаты было высказано мнение о том, что ликвидация адвокатского образования без судебного порядка быть не может, сделки являются ничтожными, и что адвокатское образование НП «Адвокатское бюро №1 г. Калининграда» продолжает свою деятельность, как юридически, так и фактически.

Ими как партнерами было произведено общее собрание и принято решение о ликвидации образования, в связи с чем направили в МИФНС соответствующие документы. Однако был получен ответ, что поскольку НП «Адвокатское бюро №1 г. Калининграда» исключено из реестра, соответственно и процедура ликвидации не возможна. После чего ими было направлено письмо в МИФНС с просьбой дать разъяснение о том, считается ли адвокатское бюро прекратившим свое деятельность, если оно исключено из реестра. Согласно полученному ответу НП «Адвокатское бюро №1 г. Калининграда» считается прекратившим своё существование.

На очередном заседании адвокатской палаты 27.08.2020 единогласно было принято решение об исключении НП «Адвокатское бюро №1 г. Калининграда» из реестра и включении нового адвокатского образования АБ «Филатьев, Уваров и партнеры» в реестр

Вопреки доводам налоговой инспекции КАС РФ предусматривает возможность ликвидации некоммерческих организаций, в частности адвокатских образований, то есть КАС РФ в данном случае не предусматривает исключений во внесудебном порядке и не представляет таких полномочий налоговой инспекции. В связи с чем, предупреждать о принятом решении только путем публикации в газете «Вестник», на сайте УФНС, по месту нахождения юридического лица и учредителя незаконно. В законе не указано, что физическое лицо, учредитель, должен узнавать о нарушении своих прав из «Вестника», а по юридическому адресу юридическое лицо отсутствует.

В письменных пояснениях (л.д. 87) Филатьев В.А. указал, что уведомление от 10.08.2017 года № 0214/16000 о необходимости предоставления достоверных сведений о месте нахождения организации ему, как руководителю налоговая инспекция направила в адрес регистрации по месту прежнего жительства, то есть по ошибочному адресу, по которому он в тот момент уже не проживал и зарегистрирован не был, в связи с чем не знал о необходимости предоставления указанной информации по требованию налоговой инспекции. Остальные представленные налоговой инспекцией документы о том, что якобы предпринимались меры к извещению адвокатского бюро о выполнении проверочных мероприятий, регистрационных реквизитов не имеют и при отсутствии сведений из учреждения почтовой связи об отправке и доставлении почтовой корреспонденции – о надлежащем извещении не свидетельствуют. Никакими данными о проведении налоговой инспекцией проверки нахождения адвокатского бюро по адресу, указанному в учредительных документах, и о принятии впоследствии решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ и внесении записи о прекращении юридического лица он не располагал. В силу специфики его работы, связанной с постоянными перемещениями и посещением различных учреждений, необходимость в помещении для фактического размещения адвокатского бюро в понимании помещения как рабочего места отсутствовала. Подготовку документов при оказании гражданам и юридическим лицам юридической помощи каждый из партнеров осуществлял самостоятельно по месту своего жительства. Несмотря на отсутствие договорных арендных отношений с собственником здания по адресу: Советский проспект, 16, он исходил из того, что данный адрес является именно юридическим, поскольку на этот адрес поступала различного рода официальная корреспонденция. Из налоговой инспекции таковой не поступало.

Законом на адвоката не возложена обязанность, отслеживать публикации налоговых органов, размещаемые в журнале «Вестник государственной регистрации», на предмет наличия в нём сведений о предстоящем исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ. При этом, как профессиональный юрист, и как руководитель адвокатского образования, достоверно знал о том, что деятельность адвокатского бюро может быть прекращена в принудительном порядке только на основании судебного решения.

Впервые узнав о том, что адвокатское бюро исключено из ЕГРЮЛ, в целях недопущения нарушений прав граждан, которым оказывалась юридическая помощь, незамедлительно 31.05.2020 г. вместе с адвокатом Уваровым М.В. приняли решение о заключении нового партнёрского договора и учреждении нового адвокатского образования - Адвокатское бюро «Филатьев, Уваров и партнеры», решение о государственной регистрации которого было принято Управлением Минюста России по Калининградской области 25.06.2020 г.

В связи с необходимостью исключения из реестра адвокатских образований Адвокатской палаты Калининградской области сведений об исключённом из ЕГРЮЛ Некоммерческом партнёрстве «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» и включении в реестр сведений о вновь созданном адвокатском образовании обратились в Совет Адвокатской палаты Калининградской области, и в ходе совещания, проведённого с участием президента Адвокатской палаты Калининградской области правовая позиция о том, что налоговая инспекция исключила адвокатское бюро из ЕГРЮЛ незаконно, была поддержана. Исходя из того, что явно незаконные действия не могут порождать каких-либо юридических последствий как юридически ничтожные, сделан вывод, что НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» не прекратило своего существования, поскольку в установленном законом порядке не ликвидировано.

Поскольку к тому времени было создано новое адвокатское бюро, они провели общее собрание, на котором приняли решение о ликвидации Некоммерческого партнёрства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» как юридического лица, продолжающего действовать. Однако Управлением Минюста России по Калининградской области в государственной регистрации ликвидации адвокатского бюро было отказано (уведомление от 31 июля 2020 № 39/03-2718, а официальным разъяснением от 13 августа 2020 г. № 39/03-2835 сообщено о том, что исключение организации из ЕГРЮЛ свидетельствует о прекращении существования и не требует проведения процедуры ликвидации.

Таким образом, достоверно о нарушении своих прав в результате неправомерных действий и решений налоговой инспекции ему стало известно не ранее 13.08.2020 г.

Решением Совета Адвокатской палаты Калининградской области от 27.08.2020 г. Адвокатское бюро «Филатьев, Уваров и партнеры» включено в реестр адвокатских образований, в нём в настоящее время административные истцы осуществляют свою адвокатскую деятельность.

Просит восстановить срок на обжалование решений и действий налоговой инспекции, правомерность которых оспаривается в поданном им административном исковом заявлении, в случае если суд посчитает таковой пропущенным, в виду пропуска данного срока по уважительным причинам.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области Ралков А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на исковое заявление от 09.09.2020 года (л.д. 26) в которых со ссылкой на п. п. 1, 2 ст. 51 ГК РФ, п. 4.2 ст. 9, п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 4, раздел II Приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ указано, что одним из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Из Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду 07.07.2017 года поступил протокол № 1058 осмотра объекта недвижимости от 07.07.2017 года, в соответствии с которым по результатам контрольных мероприятий установлено, что Некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» ИНН ОГРН по указанному адресу не располагается.

Приводя положения п. 6 ст. 11 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указывает, что Инспекцией в рамках подтверждения достоверности сведений внесенных в ЕГРЮЛ были направлены уведомления в адрес юридического лица Некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» (исх. № 02-13/1599 от 10.08.2017), учредителя/руководителя Филатьева (исх. № 02-14/16000 от 10.08.2017) и учредителя Уварова М.В., о необходимости предоставления достоверных сведений об организации, однако в установленный тридцатидневный срок достоверные сведения в Инспекцию не были предоставлены, таким образом, руководителем организации Некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» не было обеспечено получение почтовой корреспонденции по адресу регистрации организации, в связи с чем Инспекцией правомерно внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ГРН № от 27.09.2017), в отношении адреса местонахождения организации.

Приводя положения подп. «б» п. 5, п. 2, п. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, указывают, что решение о предстоящем исключении № 10107 от 17.12.2017 НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 50 (715) от 19.12.2018/3342.

Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕРГЮЛ.

Возражения по установленной законодательством форме с приложением обосновывающих документов для принятия решения о прекращении процедуры исключения указанной организации из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступали, в связи с чем Некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» было исключено из ЕГРЮЛ 17.04.2019 с присвоением ГРН от 17.04.2019.

На основании изложенного Инспекция по существу заявленных требований возражает и просит суд в иске к Инспекции отказать (л.д. 26-30).

В судебном заседании Ралков А. Ю. дополнительно пояснил, что уведомления о внесении записи направлены административным истцам по адресам их регистрации, указанным в ЕГРЮЛ, согласно сведениям сайта Почта России уведомление было получено Уваровым, однако сведения в инспекцию в установленный 30 дней срок от административных истцов не поступили, в течение 3 месяцев возражения поданы не были. Уведомление, направленное в адрес Филатьева В. А., возвращено отправителю в связи с неудачной попыткой вручения адресату. В случае смены адреса регистрации и местожительства Филатьев В. А. должен уведомить об этом Инспекцию, однако изменения адреса места жительства не внес, в связи с чем уклонился от обязанностей как руководителя, так и учредителя. Процедура налоговым органом проведена законно и в установленные сроки.

Заинтересованное лицо Управление Минюста России по Калининградской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме некоммерческих партнерств.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются данным Федеральным законом.

Как следует из материалов дела 06.02.2003 года адвокатами Адвокатской палаты Калининградской области Филатьевым В.А. и Уваровым М.В. создано Некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда», которое включено в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН . Учредителями являются Филатьев В.А., Уваров М. В. Лицами, имеющими право действовать без доверенности от имени юридического лица являются Филатьев В.А. директор, Уваров М.В - заместитель директора; адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес>, основной вид деятельности – деятельность в области права, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 11).

В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Как следует из материалов дела, из Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области поступил протокол № 1058 от 07.07.2017 года осмотра объекта недвижимости по адресу <адрес>, <адрес>, с участием понятых, согласно которому в ходе осмотра установлено, что по указанному адресу находится пятиэтажное административное здание, нумерация кабинетов и помещений в здании присутствует, собственниками здания является ЗАО «Мелиоратор» ИНН (свидетельство о регистрации права 39-АА от ДД.ММ.ГГГГ) общей площадью <данные изъяты> кв.м, ООО «Балков» ИНН (свидетельство о регистрации права <адрес>) общей площадью <данные изъяты> кв.м. В ходе осмотра вывесок, информационных табличек, почтовых ящиков, свидетельствующих о фактическом местонахождении в указанном здании НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» ИНН 3904051621 не выявлено, указанная организация при поэтажном обследовании помещений не обнаружена либо ее представители в вышеуказанном здании не найдены. По адресу, указанному в качестве адреса для связи с руководством проверяемого юридического лица связи с юридическим лицом не обеспечивается. Собственники помещений предоставили письмо, в котором пояснили, что НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» ИНН фактически не располагается по адресу: <адрес>, <адрес>. Таким образом, отсутствует связь с юридическим лицом по данному адресу. Фактическое местонахождение организации не соответствует адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Дальнейшее установление фактического местонахождения организации не представляется возможным (л.д. 40-41).

На основании материалов контрольных мероприятий, проведенных ИФНС по месту учета юридического лица, подано заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц в отношении НА «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда», заявление представлено в связи с недостоверностью сведений об адресе юридического лица (л.д. 37-39).

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области сформированы 10.08.2017 Уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений, в котором уведомило об установлении недостоверности сведений ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, о предоставлении достоверных сведений и о последствиях их непредоставления, предусмотренных законом, которые направлены в адрес регистрации Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» - <адрес><адрес> (№ 02-13/15999); директору Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» Филатьеву В.А. по адресу: <адрес> (№ 02-14/16000); заместителю директора Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» Уварову М.В. по адресу: <адрес> (№ 02-14/15998) (л.д. 152-156). Согласно сведениям официального сайта Почта России почтовые отправления (уведомления) с трэк-номерами (в адрес Филатьева В. А.), (в адрес НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда») приняты в отделении связи 12.08.2017 года, возвращены отправителю после неудачной попытки вручения; почтовое отправление (уведомление) с трэк-номером принятое в отделение связи 12.08.2020 года, вручено адресату Уварову М.В. 16.08.2017 года (л.д. 148-151).

Таким образом, налоговым органом соблюдена процедура по уведомлению Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда», его учредителей Филатьева В.А., Уварова М.В. о необходимости предоставления достоверных сведений в отношении юридического лица Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» в соответствии с действующим законодательством по адресам, указанным в едином государственном реестре юридических лиц.

Более того, уведомление было получено Уваровым В.М., являющимся как учредителем указанного юридического лица, так и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» 16.08.2017 года.

В установленный тридцатидневный срок юридическое лицо, его учредители и лица, имеющие право действовать без доверенности от имени юридического лица, не сообщили в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", соответствующие сведения и не представило документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Вследствие чего налоговым органом внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении адреса местонахождения организации 27.09.2017 года ГРН № .

В силу положений ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (п. 2).

Подпунктом б пункта 5 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Как следует из материалов дела, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев, заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области Бариновым М. Ю. 17.12.2018 года принято решение № 10107 о предстоящем исключении недействующего юридического лица Некоммерческое партнерство «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 42).

Согласно п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2006 N 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Указанное решение о предстоящем исключении № 10107 от 17.12.2018 года НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 50 (715) от 19.12.2018/3342. Одновременно опубликовано, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении их Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица их ЕГРЮЛ, вправе в течение 3-х месяцев со дня настоящей публикации направить или предоставить в регистрирующий орган мотивированное заявление с учетом требований, установленных пунктом 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В случае направления или представления вышеуказанного мотивированного заявления решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П; определения от 17 января 2012 года N 143-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1346-О, от 25 февраля 2016 года N 356-О и от 19 декабря 2017 года N 2981-О), правовое регулирование, установленное взаимосвязанными положениями статей 21.1 и 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающими в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети "Интернет" на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из данного реестра.

В установленный Федеральным законом РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" срок мотивированное заявление в регистрирующий орган административными истцами, НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» не направлено.

На основании решения о государственной регистрации от 17.04.2019 года № 10107П регистрирующим органом Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области принято решение о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности в отношении НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда».

Сведения об исключении из ЕГРЮЛ указанного юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, с датой прекращения юридического лица – 17.04.2019 года, внесены Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области в ЕГРЮЛ 17.04.2019 года ГРН <данные изъяты>.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подпункт 1 пункта 3); в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).

Согласно положений ч. 1 и 2 ст. 262 КАС РФ, ч. 1 ст. 263 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Административное дело о ликвидации религиозной и иной некоммерческой организации подлежит рассмотрению в течение двух месяцев со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда – т.е. предусмотрен судебный порядок для ликвидации некоммерческой организации.

Вместе с тем, требования об оспаривании решений, действий органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, рассматривается в порядке, определенном главой 22 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Конституционный суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 1699-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку в соответствии с частями 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений: вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно ч. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Сведения о принятии регистрирующим органом Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесен запись о недостоверности), внесены в ЕГРЮЛ 19.12.2018 года с указанием наименования, даты принятия и номера оспариваемого решения, также запись о прекращении юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 17.04.2019 года.

С указанного времени истек как трехмесячный срок, установленной главой 22 КАС РФ, так и годичный срок оспаривания решений и действий Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области – соответственно 19.12.2019 и 17.04.2020. Однако в суд с административным иском Филатьев В. А., Уваром М. В. обратились только 31.08.2020 года.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока административный истец Филатьев В. А. указал, что он не располагал никакими данными о принятии решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ и внесении записи о прекращении юридического лица. Законом на адвоката не возложена обязанность отслеживать публикации налоговых органов в «Вестнике государственной регистрации», и впервые об оспариваемых решениях (действиях) он узнал 31.05.2020 года. А поскольку официальным разъяснением от 13.08.2020 ему было сообщено о том, что исключение организации из ЕГРЮЛ свидетельствует о прекращении существования, достоверно о нарушении свих прав ему стало известно не ранее 13.08.2020 года.

Также указал, что несмотря на отсутствие договорных арендных отношений с собственником здания по адресу Советский проспект, 16, он исходил из того, что данный адрес является именно и собственно юридическим, поскольку на указанный адрес поступала различного рода официальная корреспонденция. Из налоговой таковой не поступало.

Вместе с тем, указанные доводы не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения в суд и не являются основанием для его восстановления.

Так, согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления, что указано и в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Учитывая, что сведения о принятии регистрирующим органом Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесен запись о недостоверности), внесены в ЕГРЮЛ 19.12.2018 года с указанием наименования, даты принятия и номера оспариваемого решения, также запись о прекращении юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 17.04.2019 года, учитывая, что сведения ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными, с указанного времени административные истцы, являющиеся учредителями юридического лица, в отношении которого приняты решения и действия, знали или должны были знать о нарушении своих прав соответственно 19.12.2018 года и 17.04.2019 года.

Также суд учитывает, что решение о предстоящем исключении № 10107 от 17.12.2018 года НП «Адвокатское партнерство» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 50 (715) 19.12.2018/3342, сведения которого являются открытыми и общедоступными.

Вопреки доводам административных истцов, учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о принятом решении о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, при должной степени разумности и осмотрительности административные истцы должны были узнать об оспариваемых решениях и действиях, а следовательно и о нарушении своих прав, как из журнала «Вестник государственной регистрации», так и из общедоступных сведений Единого государственного реестра юридических лиц.

Допустимых бесспорных доказательств доводов о том, что о нарушении прав истцам стало известно 31.05.2020 – на что ссылается сторона истцов, ими в суд не представлено.

Таким образом, поскольку истцы обратились в суд с настоящим административным иском 31.08.2020 года, срок обращения в суд ими пропущен,

Также суд учитывает, что решению № 10107 от 17.12.2018 года предшествовала процедура внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении адреса юридического лица, запись о которой внесена задолго до принятия оспариваемого решения – 27.09.2017 года.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).

Согласно разъяснений пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Также согласно разъяснений, изложенных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Суд учитывает, что уведомления от 10.08.2017 года были направлены как Филатьеву В. А. и Уварову М. В., так и НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» по адресу данного юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, не получение указанного уведомления при указанных обстоятельствах не свидетельствует о неизвещении юридического лица, поскольку в силу положений ст. 165.1 ГК РФ оно считает надлежаще извещенным.

Более того, уведомление было получено лично Уваровым М. В., являющимся как учредителем указанного юридического лица, так и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда», 16.08.2017 года, а следовательно как административный истец, так и НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» в его лице было надлежащим образом извещено о недостоверности сведений, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.

При указанных обстоятельствах довод административного истца Филатьева В. А. относительно направления уведомления от 10.08.2017 года по адресу <адрес>, где он на тот момент не был зарегистрирован, не является основанием для удовлетворения административного иска и восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда», как юридическое лицо, и учредитель Уваров М. В. считаются надлежаще извещенными о необходимости предоставления таковых.

При этом доводы о том, что о нарушении своих прав Филатьев В. А. узнал только 13.08.2020 года, несостоятельны.

Тот факт, что Управлением Минюста РФ по Калининградской области 13.08.2020 (л.д. 20) было в адрес Уварова М. В. сообщено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ НП «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» исключено из ЕГРЮЛ 17.04.2019 года, и сообщено, что в соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица оно считается прекратившим свою деятельность, не свидетельствует о том, что с указанного времени истцам стало известно о нарушении их прав оспариваемым решением и действиями.

Так, согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 21
ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Филатьев В. А. и Уваров М. В. являются профессиональными юристами, адвокатами, соответственно им, как профессиональным юристам, и участникам созданного ими юридического лица, несомненно были известны вышеприведенные положения закона, в которых прямо указано о моменте прекращения существования некоммерческой организации, а доводы о том, что указанные положения закона стали им известны только 13.08.2020 года, суд находит несостоятельными.

Кроме того, доводы о том, что о нарушении прав стало известно только 13.08.2020 опровергаются и тем, что 31.05.2020 года проведено общее собрание учредителей Адвокатского бюро и принято решение об учреждении нового адвокатского образования Адвокатское бюро «Филатьев, Уваров и Партнёры» (Протокол № 1 Общего собрания учредителей Адвокатского бюро «Филатьев, Уваров и партнеры») (л.д. 136), 25.06.2020 года Управлением Министерства юстиции РФ по Калининградской области принято распоряжение № 3801-6 о государственной регистрации юридического лица при создании Адвокатского бюро «Филатьев, Уваров и партнеры» (л.д. 100, 135). 30.06.2020 года внесена запись в ЕГРЮЛ о регистрации в качестве юридического лица Адвокатское бюро «Филатьев, Уваров и Партнёры» в ЕГРЮЛ, ОГРН , что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 15.09.2020 года (л.д. 115). Т.е. очевидно Филатьеву В. А. и Уварову М. В. было известно об оспариваемых ими решениях и действиях Межрайонной ИФНС № 1 по Калининградской области и нарушении их прав до принятия решения о проведении общего собрания 31.05.2020 года.

Таким образом, располагая общедоступными сведениями ЕГРЮЛ, административные истцы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав в разумный срок после размещения в ЕГРЮЛ общедоступных сведений о принятом решении № от 17.12.2018 года и внесении записи о прекращении юридического лица от 17.04.2019 года, однако в суд обратились только через полтора года после принятия оспариваемого решения № 10107 от 17.12.2018 года и через один год 4 месяца после внесения 17.04.2019 года записи о прекращении юридического лица.

При этом по вышеприведенным основаниям суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного истцами срока, поскольку приведенные административными истцами доводы не являются основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку не свидетельствуют об уважительности причин пропуска данного срока.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований в связи с пропуском установленного срока на обжалование указанного решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 17.12.2018 № 10107, а также действий по внесению Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области в ЕГРЮЛ 17.04.2019 года записи о прекращении юридического лица Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Филатьева Владислава Александровича, Уварова Михаила Владимировича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области от 17.12.2018 года № 10107; внесении Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области записи о прекращении юридического лица Некоммерческого партнерства «Адвокатское бюро № 1 г. Калининграда» (исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в КГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, ГРН записи ) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено16 ноября 2020 года.

Судья Вартач-Вартецкая И. З.