ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2712/2021 от 14.09.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2712/2021

55RS0007-01-2021-004097-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года

Центральный районный суд в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания Мораш Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению БАМ к УМВД России по о признании незаконным бездействия в части предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче патентов,

установил:

БАМ обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по о признании незаконным бездействия в части предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче патентов.

В обоснование заявленных требований указано, что БАМ является гражданином Республики Таджикистан. Впервые приехал в РФ в ДД.ММ.ГГГГ году с рабочей целью и по ДД.ММ.ГГГГ работал по трудовому договору в ООО «ПСК «АСК», в ДД.ММ.ГГГГ г.г. осуществлял трудовую деятельность на территории в соответствии с патентом. ДД.ММ.ГГГГ приехал на территорию РФ по работе и ДД.ММ.ГГГГ получил рабочий патент сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого своевременно оплачивал патент, уведомлял Управление по вопросам миграции УМВД России по о месте своего пребывания, не нарушал режим пребывания иностранных граждан на территории РФ. В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ» собрал необходимые документы для продления срока действия патента и ДД.ММ.ГГГГ записался на прием в Управление по вопросам миграции УМВД России по .

ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов у него отказались принять заявление об оформлении патента, указав на отсутствие сведений о сдаче им экзамена по русскому языку. После чего он осуществил предварительную запись через терминал на ДД.ММ.ГГГГ на 11-00 часов, в указанную дату и время ему вновь отказали в принятии заявления об оформлении патента с необходимым пакетом документов, указав на отсутствие на рабочем месте должностного лица, занимающегося его вопросом, и указали на необходимость прийти позже, после выхода на работу должностного лица.

ДД.ММ.ГГГГ по прибытии административного истца в помещение Управления по вопросам миграции УМВД России по , должностным лицом в отношении него составлен протокол об административном правонарушении по ч. КоАП РФ, постановлением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ. Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ Восьмым кассационным судом общей юрисдикции зарегистрирована его жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в оказании ему государственной услуги «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент» является незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, в связи с отсутствием оснований для отказа, бездействие должностных лиц находятся в прямой причинно-следственной связи с составлением протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Штраф оплачен, административный истец покинул территорию РФ.

С учетом уточнения заявленных требований, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции УМВД России по , выразившееся в отказе оказания ему ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственной услуги – «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент».

Определениями суда произведена замена ненадлежащего ответчика Управления по вопросам миграции УМВД России по на надлежащего ответчика УМВД России по , а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО ПЦ «РИЭЛТ-Сервис».

В судебном заседании административный истец БАМ участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился, на основании постановления Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ выдворен за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, представил суду заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие с участием представителя БНМ, заявленные требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме (л.д. 143).

Представитель административного истца БНМ, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец прибыл в Управление по вопросам миграции УМВД России по со всеми необходимыми документами для получения услуги - продление срока действия патента. Для получения нового патента, своевременно были собраны необходимые документы, предусмотренные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГБАМ оплатил услуги по сдаче экзамена по русскому языку и сдал экзамен на получение сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ в Центре тестирования по русскому языку. ДД.ММ.ГГГГБАМ осуществил предварительную запись через терминал на ДД.ММ.ГГГГ на 15-00 часов. В указанную дату административный ответчик отказался принять от БАМ заявление об оформлении патента с необходимым пакетом документов, указав, что сведения о сдаче экзамена по русскому языку еще не поступили, тем самым, отказали БАМ в оказании государственной услуги «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент». После чего БАМ осуществил через терминал предварительную запись на ДД.ММ.ГГГГ на 11-00 часов. ДД.ММ.ГГГГ административный истец прибыл в указанное время с необходимым пакетом документов и сертификатом о владении русским языком для получения услуги «оформление и выдача патента» и подачи заявления на патент. Административный ответчик отказался принять от БАМ заявление об оформлении патента, в связи с отсутствием на рабочем месте должностного лица, занимающегося данным вопросом, тем самым, вновь отказали административному истцу в оказании государственной услуги «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент». ДД.ММ.ГГГГ в отношении БАМ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ. Постановлением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГБАМ был признан виновным по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельными выезда из РФ. Апелляционным постановлением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ Восьмым кассационным судом общей юрисдикции зарегистрирована жалоба БАМ на постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ. Штраф в размере 2 000 рублей административным истцом оплачен, и последний ДД.ММ.ГГГГ выехал за пределы РФ. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Доводы представителя полагал необоснованными, изложенными без представления надлежащих доказательств.

Представитель административного ответчика УМВД России по КЕВ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск (л.д. 39-48) с учетом их дополнений (л.д. 99-109). Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 10-26 часов БАМ в соответствии с талоном 012 осуществил предварительную запись через терминал для получения государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов, однако указанный талон не был активирован, отображался в статусе «не явился». ДД.ММ.ГГГГ в 14-37 часов БАМ в соответствии с талоном 002 осуществил предварительную запись через терминал для получения государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов, однако, талон не активировал. Административный истец, не дождавшись начала приема для получения государственной услуги, не явившись на прием для получения государственной услуги, заранее взял талон на ДД.ММ.ГГГГ на 11-00 часов. При осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение. Сведений об активации талонов 002 и 012, информации о должностном лице, оказывающем получение государственной услуги, не имеется, также БАМ не представлены талоны по предварительной записи, подтверждающие активацию талонов, в которых содержится пин-код для получения талонов по предварительной записи, по которым непосредственно осуществляется прием должностными лицами и оказание государственной услуги. В опровержении довода представителя административного истца об отсутствии на рабочем месте должностного лица, указала, что согласно сведениям УВМ УМВД России по ДД.ММ.ГГГГ с 09-30 часов до 16-30 часов, с перерывом с 13-00 часов до 14-00 часов и ДД.ММ.ГГГГ с 09-30 до 16-15 часов, с перерывом с 13-00 до 14-00 часов осуществлялось оказание государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ. Также ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось оказание государственной услуги по оформлению и выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ оказание государственных услуг осуществлялось посредством активации талонов предварительной записи через терминал, согласно которым прием должностным лицом, ответственным за оказание государственной услуги (оператор) осуществлялся с указанного выше времени. Согласно сведениям «Электронная очередь» в талонах 012 и 002, получателем государственной услуги которой является БАМ, отображается статус «не явился», а также отсутствует информация об операторе, поскольку данные талоны не были активированы самим административным истцом. При наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю выдается справка, подтверждающая отказ в приеме заявления, которая БАМ не предоставлена. Представленные к административному заявлению документы не подтверждают факт неоказания административному истцу государственной услуги. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо ООО ПЦ «РИЭЛТ-Сервис» в лице директора ЮНХ, извещено о дате и времени и судебного разбирательства (л.д. 183), явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявлено.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, письменные возражения с учетом их дополнения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что БАМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Таджикистан, прибыл на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ получил патент сроком до ДД.ММ.ГГГГ на осуществление трудовой деятельности. Имеет адрес постоянного проживания: ; паспорт гражданина , выданный ДД.ММ.ГГГГ УВД ; миграционную карту , выданную ДД.ММ.ГГГГ. Адрес постановки на учет по месту пребывания: , срок постановки на учет по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, БАМДД.ММ.ГГГГ получен сертификат, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ . Указано о планируемой трудовой деятельности у юридического лица или индивидуального предпринимателя в должности маляра до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

Имея намерение получить трудовой патент, БАМДД.ММ.ГГГГ в 10-26 часов, находясь в помещении Управления по вопросам миграции УМВД России по , получил талон. Из копии представленного административным истцом талона усматривается, что талон выдан на имя Б, на предварительную запись на ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов, услуга: «оформление и выдача патентов»; цель: выдача патента (подача заявления); этапы: подача заявления на патент – 15-00; PIN – код для получения талона . Также в талоне указано, что для обслуживания по предварительной записи необходимо: явиться в день записи не ранее, чем за 1 час до назначенного времени; на терминале выбрать пункт «Получить талон по предварительной записи», ввести пин-код и распечатать талон; в случае опоздания предварительная запись аннулируется, требуется получение талона в порядке общей очереди (л.д. 10).

Аналогичным образом, согласно талону 002 ДД.ММ.ГГГГ в 14:37 административный истец осуществил предварительную запись через терминал для получения государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ в 11:00. Талон - не активирован, статус талона 002, выданный для получения государственной услуги отображается как «не явился».

В подтверждение того, что БАМ собран полный пакет документов на момент обращения в Управления по вопросам миграции УМВД России по , представителем административного истца к административному исковому заявлению приложены копии следующих документов: медицинского заключения 52 от ДД.ММ.ГГГГ о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в РФ (л.д. 13); медицинского свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14); информации об отсутствии РНК коронавирусов (л.д. 15); справка о результатах химико-токсикологических исследований (л.д. 16); информации об исследовании сыворотки крови на Корь (л.д. 17); сертификата об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) серии 520108 (л.д. 18); полиса добровольного медицинского страхования серии 8801 (л.д. 19); сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20); паспорта Республики Таджикистан на имя БАМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 21); миграционной карты серии , со сроком пребывания с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22); сведений о продлении срока временного пребывания (л.д. 22 оборот, 23).

По прибытии БАМ в УВМ УМВД России по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОИК УВМ УМВД России по по адресу: А в отношении гражданина Республики БАМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящегося на территории РФ с нарушением режима пребывания, составлен административный протокол по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РБФУ А.М. действующее разрешение на работу либо патент для работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал (л.д. 53, 60).

Постановлением Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, БАМ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (л.д. 24-25).

Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Куйбышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба БАМ без удовлетворения (л.д. 26-27). Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Республики БАМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывшего на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о неразрешении въезда в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115-116).

Полагая, что должностными лицами Управления Миграционной службы УМВД России по допущено бездействие в части не оказания БАМ, являющегося иностранным гражданином, государственной услуги «оформление и выдача патента», представитель административного истца ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ, предусмотрено, что патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

Кроме того, отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Решения, в том числе о выдаче, приостановлении срока действия, аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, о выдаче и аннулировании разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в соответствии с п. 33 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по , утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, принимает УМВД России по .

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях , а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с организациями и подразделениями системы МВД России, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении государственной услуги, определены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 18 Административного регламента, государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Применительно к изложенному государственная услуга «оформление и выдача патента» осуществляется должностными лицами Управления по вопросам миграции УМВД России по , которое в свою очередь является структурным подразделением УМВД России по и не является самостоятельным юридическим лицом, в связи, с чем определением суда по ходатайству представителя административного истца произведена замена ненадлежащего ответчика указанного в исковом заявлении Управление по вопросам миграции УМВД России по на надлежащего ответчика УМВД России по .

При этом представитель административного истца настаивал на незаконном бездействии должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по , в результате которых административному истцу не была оказана услуга, в связи, с чем в судебном заседании с целью восстановления прав административного истца просил возложить на Управления по вопросам миграции УМВД России по обязанность принять документы от административного истца для оформления патента.

В соответствии с п. 3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (далее Административный регламент) информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг, на официальном сайте МВД России и официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на располагаемых в доступных для ознакомления местах информационных стендах подразделений по вопросам миграции, а также предоставляется сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по телефону, либо на личном приеме.

Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в часы приема (п. 13 Административного регламента).

Результатом предоставления государственной услуги являются: выдача патента, переоформление патента, выдача дубликата патента, выдача патента для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в патенте, аннулирование патента (п. 21 Административного регламента).

Прием заявителей в подразделениях по вопросам миграции осуществляется в порядке очереди (п. 48). Максимальный срок ожидания в очереди при подаче документов на получение государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги - 15 минут (п. 49). Прием заявителей при наличии технической возможности ведется с помощью электронной системы управления очередью, при этом учитываются заявители, записавшиеся предварительно (п. 50). Предварительная запись на подачу заявления о предоставлении государственной услуги осуществляется посредством Единого портала, телефонной связи либо при личном обращении заявителя в подразделение по вопросам миграции (п. 51).

Предварительная запись ведется в электронном виде либо на бумажном носителе, а также запись на прием в подразделение по вопросам миграции для подачи заявления о предоставлении государственной услуги возможна с использованием Единого портала (п.п. 51.2, 51.3).

В соответствии с п. 51.5 Административного регламента, при осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени подачи заявления о предоставлении государственной услуги, номере кабинета, в который следует обратиться.

Все принятые заявления о предоставлении государственной услуги, в том числе поданные через уполномоченную организацию, подлежат регистрации в подразделении по вопросам миграции, и возврат их заявителю без рассмотрения в соответствии с Административным регламентом не допускается. Заявления о предоставлении государственной услуги, представленные заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, регистрируются должностным лицом данного подразделения в день их поступления. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги осуществляется путем занесения сведений, указанных в нем, в журнал учета приема заявлений об оформлении патента, о переоформлении патента, о выдаче дубликата патента, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в патенте - Регистрационный номер, дата приема заявления, подпись и фамилия должностного лица, принявшего такое заявление, проставляются на оборотной стороне заявления о предоставлении государственной услуги (п.п. 52-53).

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры (п. 71): подача заявителем заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием такого заявления; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов, принятие решения по результатам рассмотрения такого заявления; оформление и выдача документов; аннулирование патента.

Основанием для начала административной процедуры является поступление в подразделение по вопросам миграции заявления о предоставлении государственной услуги на бумажном носителе с предусмотренными подпунктами 27.1.2 - 27.1.5, 27.2, 27.3.2 - 27.3.6, 27.4.2 и 27.5.2 пункта 27 Административного регламента документами (п. 72).

При приеме заявления о предоставлении государственной услуги к рассмотрению факт его проверки удостоверяется подписью должностного лица на заявлении. Должностное лицо, принявшее заявление о предоставлении государственной услуги, вносит сведения о приеме документов в ГИСМУ, а также в журнал учета приема заявлений об оформлении патента, о переоформлении патента, о выдаче дубликата патента, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в патенте. Должностное лицо, уполномоченное на прием и регистрацию заявлений, выдает заявителю справку о приеме документов (п.п. 77-79).

Результатом административной процедуры является прием, регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и выдача справки о приеме документов либо справки об отказе в приеме документов с указанием причин отказа в случаях, предусмотренных пунктом 39 Административного регламента (п. 82).

Способом фиксации результата административной процедуры является регистрация заявления о предоставлении государственной услуги либо факта возврата заявителю документов (п. 83).

Применительно к изложенным положениям и представленным доказательствам предоставление государственной услуги «оформление и выдача патента» осуществляется посредством электронной очереди.

По информации системы управления электронной очередью от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой указан источник записи: предварительная запись через терминал; статус «не явился», «готов», «удален», «отказали в обслуживании»; данные лица, обратившегося за получением государственной услуги; цель обращения – подача заявления на патент, переоформление патента, оформление и выдача патентов и иные; PIN – код предварительной записи и вызова гражданина сотрудником, оказывающего государственную услугу, дата; точное время записи; оператор (ы) – должностное лицо, оказывающее государственную услугу на дату по предварительной записи (л.д. 110-114), ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов и ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов по электронной очереди был записан БАМ, который взял талоны предварительной записи на получение государственной услуги «оформление и выдача патентов», однако талоны 012 и 002 от ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов и ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов не активированы, статус талонов 012 и 002, выданные для получения государственной услуги отображаются как «не явился», а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 10:26:35 взял талон по предварительной записи через терминал в помещении Управления по вопросам миграции УМВД России по на ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов для оказания государственной услуги – оформление и выдача патентов, цель – оформление и выдача патентов, присвоен PIN 70911, в статусе отображено значение – не явился (л.д. 55); информацией по слоту 17981 системы управления электронной очередью, БАМДД.ММ.ГГГГ в 14:37:04 взял талон по предварительной записи через терминал в помещении Управления по вопросам миграции УМВД России по на ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов для оказания государственной услуги – оформление и выдача патентов, цель – оформление и выдача патентов, присвоен PIN 54741, в статусе отображено значение – не явился. В графе оператор не указаны данные должностного лица, оказывавшего государственную услугу, поскольку статус административного истца значился как «не явился». При активации талона в электронной системе в информации по слоту должны быть зафиксированы сведения о времени активации талона, времени ожидания в очереди, времени вызова гражданина, времени повторного вызова, времени окончания обслуживания, установочные данные сотрудника, который вел прием в окне по предоставлению государственной услуги на оформление и выдачи патента. В отношении талонов предварительной записи полученных БАМ таких сведений нет. Данные обстоятельства согласуются с иными сведениями, представленными в материалы дела, в том числе, сообщением начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по (л.д. 51), информацией по слоту 17955 системы управления электронной очередью (л.д. 54), дополнительной информации (л.д. 145-146), распечатки талонов предварительной записи (л.д. 149-154). Доказательств обратному не представлено, как и не представлено доказательств о недостоверности представленных сведений.

Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что административным истцом при получении государственной услуги не были совершены юридически значимые действия в части соблюдения административной процедуры в соответствии с п. 71 Административного регламента - подача заявителем заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, что не может свидетельствовать о бездействии должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по по оказанию государственной услуги административному истцу либо отказе в ее предоставлении.

При отсутствии сведений об активации талонов предварительной записи приведенные представителем административного истца причины не совершения административным истцом указанных действий, в том числе, ввиду отсутствия должностного лица, осуществляющего прием документов, указания на необходимость прийти в иной день, несостоятельны.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца с целью подтверждения его доводов о том, что доказательством неоказания административному истцу государственной услуги «оформление и выдача патента» является фактическое присутствие административного истца в УВМ УМВД России по в день и время, назначенные в предварительной записи для получения данной государственной услуги, то есть ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, судом в УВМ УМВД России по направлен запрос о предоставлении записи с камер видеонаблюдения.

В соответствии с представленным ответом, указано на невозможность предоставления записи с камер видеонаблюдения, расположенных в холле Управления по вопросам миграции УМВД России по в промежуток времени с 14-30 часов до 15-10 часов ДД.ММ.ГГГГ им с 10-30 часов до 11-10 часов ДД.ММ.ГГГГ, поскольку временной промежуток превышает глубину записи видеорегистратора (л.д. 187). Вопреки доводам представителя административного истца, достоверность представленных сведений у суда сомнений не вызывает. Утверждение представителя административного истца о том, что видеозапись с камер наблюдения в УВМ УМВД России по учитывая его статус и требования контрртерористической политики хранится в течение года, основаны на субъективном мнении. На запрос суда предоставлен официальный ответ, оформленный на бланке УВМ УМВД России по , имеется подпись должностного лица.

При этом факт присутствия административного истца в УВМ УМВД России по в назначенный день для получения указанной государственной услуги представителями административного ответчика не оспаривался. Однако данный факт не свидетельствует об осуществлении административным истцом действий по активации талонов предварительной записи с целью получения государственной услуги, и доказательством бездействия должностных лиц УВМ УМВД России по , в том числе косвенным, как указанно представителем административного истца, не является.

Также не являются таким доказательством и утверждения представителя административного истца о том, что на момент записи для получения государственной услуги БАМ подготовлен полный пакет документов, в подтверждение чего копии документов приложены к административному исковому заявлению.

Вместе с тем, из представленных копий документов следует, что на момент предварительной записи для получения государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ, а также на ДД.ММ.ГГГГ у БАМ, отсутствовал сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, что не оспаривалось представителем административного истца. При этом он указывал на наличие установленного порядка взаимодействия, в соответствии с которым в УВМ УМВД России по , должны были быть переданы сведения об успешном прохождении административным истцом указанного экзамена организацией, которой осуществлялся прием экзамен, а сертификат мог быть предоставлен позднее. К данным утверждениям суд относится критически, поскольку указанный представителем порядок какими-либо доказательствами не подтвержден и противоречит положениям Административного регламента. Кроме того, в пояснениях, данных суду в ходе рассмотрения дела, представитель административного истца указал на то, что БАМ не активировал талон предварительной записи, поскольку ему стало известно о том, что отсутствуют сведения о прохождении им экзамена.

Также по ходатайству представителя административного истца судом были истребованы сведения из ООО ПЦ «РИЭЛТ-Сервис», а также Локального Центра тестирования ООО «Аксиома» о получении БАМ сертификата, в ответ на который представлены сведения о том, что государственное тестирование по русскому языку БАМ проходил ДД.ММ.ГГГГ, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ регистрационный номер , выдан ДД.ММ.ГГГГ, получен на руки кандидатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 190, 191).

Утверждение представителя административного истца о том, что ДД.ММ.ГГГГБАМ не была оказана услуга по причине отсутствия сотрудника, осуществляющего прием заявлений на выдачу патента, суд оценивает критически, поскольку из представленных в материалы дела сведений из информационной системы управления электронной очередью в указанный день следует, что прием заявлений сотрудником УВМ УМВД России по осуществлялся. Доказательств обратному в материалы дела не представлено.

Вопреки доводам административного истца составление протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ не обусловлено действиями либо бездействием должностных лиц УВМ УМВД России по .

В приведенной связи доводы представителя административного истца о законности пребывания на территории Российской Федерации Б А.М., незаконного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, незаконности принятия решения о неразрешении въезда в РФ и представленные копии документов об осуществлении трудовой деятельности, подлежат отклонению, так как правовая оценка указанных действий не входит в предмет рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушением этими действиями (бездействием) права, свобод и законных интересов административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Такой совокупности в рассматриваемом деле судом не установлено.

Каких-либо доказательств виновного бездействия должностных лиц УВМ УМВД России по по оказанию БАМ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственной услуги «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент», в том числе отказа в оказании данной услуги, нарушении прав административного истца, в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для признания незаконным бездействия должностных лиц Управления по вопросам миграции УМВД России по , выразившегося в отказе оказания БАМ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственной услуги «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент», возложении обязанности принять документы для выдачи оформления и выдачи патента БАМ, тем самым, административные исковые требования БАМ к УМВД России по удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований БАМ к Управлению по вопросам миграции УМВД России по о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе оказания БАМ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственной услуги «оформление и выдача патентов» на этапе «подача заявления на патент», возложении обязанности принять документы для выдачи оформления и выдачи патента БАМ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд .

Судья О.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.