Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Стетюха Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2722/18 по административному иску ФИО1 к ГУ УПФР №17 по Москве и Московской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ГУ-УПФ РФ № 17 по г. Москве и Московской области, в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в принятии заявления истца, подписанного ФИО2, и обязать ответчика принять заявление истца, подписанное ФИО2
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что он, в лице своего представителя ФИО2, обращался в адрес ответчика с заявлением об установлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ однако ДД.ММ.ГГГГ им был получен отказ ввиду того, что ФИО2 не наделена полномочиями представлять его интересы в ПФР и у нее отсутствует его разрешение на использование персональных данных. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ им была выдана доверенность, которой он наделил всеми необходимыми полномочиями ООО «1 Департамент юридических услуг», при этом, ООО «1 Департамент юридических услуг» наделило необходимыми полномочиями ФИО2
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаиям, изложенным в иске.
Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.
В данном случае истцом обжалуется не решение административного ответчика, связанное с назначением и выплатой пенсии, а его действия (бездействие) по вопросу принятия заявления о назначении пенсии, то есть имеет место не спор о праве на пенсию, а административный спор, связанный с предоставлением государственной услуги организацией, осуществляющей публичные полномочия, в связи с чем суд рассматривает заявленные требования в порядке административного судопроизводства.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как было установлено вступившим в законную силу решением Королёвского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ФИО1 к ГУ УПФР № 17 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности, доказательств своего обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением со всеми необходимыми документами, ФИО1 не представлено. При этом, имело место обращение к административному ответчику от имени ФИО1, подписанного ФИО2, которое не было принято по тем основаниям, что согласно представленных документов ФИО2 не наделена полномочиями представлять интересы ФИО1 в ПФР, и у нее отсутствует разрешение истца на использование его персональных данных.
В настоящем деле ФИО1 оспариваются действия ответчика, выразившиеся в отказе в принятии заявления о назначении ему пенсии, подписанного ФИО2 Истец считает, что ФИО2 была наделена им достаточными полномочиями для подачи от его имени заявления о назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований, истцом представлена доверенность, выданная им ДД.ММ.ГГГГ удостоверенная нотариусом, которой ФИО1 уполномочил ООО «1 Департамент юридических услуг» представлять его интересы во всех судебных, административных и правоохранительных органах, иных организациях и учреждениях, с наделением процессуальными правами, а также с правом передоверия.
Также истцом была представлена доверенность, выданная генеральным директором ООО «1 Департамент юридических услуг» ДД.ММ.ГГГГ, которой данное юридическое лицо уполномочило ФИО2 представлять и защищать интересы клиентов ООО «1 Департамент юридических услуг» на основании соответствующих доверенностей во всех учреждениях и организациях, во всех судах судебной системы РФ.
Давая оценку законности отказа ответчика в принятии заявления о назначении пенсии, суд исходит из следующего.
Согласно пп. 1 п.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», указанные услуги, в том числе и по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению», предоставляются в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее Административный регламент) содержит «исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению гражданином, способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления».
Пункт 20 раздела II Административного регламента указывает, что граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости предоставляют документы, подтверждающие периоды работы или и иной деятельности и иные периоды, включаемые в страховой стаж. Кроме этого, граждане вместе с заявлением предоставляют документы об обстоятельствах, предусмотренных статьями 14-16, 29.1, 30, ЗОЛ, 30.2 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЭ, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости( без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31.12.2014г.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема пенсионным органом заявления со всеми необходимыми документами ( п.п. 1, 2 ст. 22 ФЗ от 28.12. 2013г. № 400- ФЗ).
Размер страховой пенсии, определяется на основании документов, имеющихся в распоряжении Комиссии территориального органа на день вынесения решения (п. 1 ст. 18 ФЗ от 28.12. 2013г. № 400- ФЗ».
В соответствии с п.7 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2014г. № 35496).
Согласно п. 12 указанного Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015г. № 827-0, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего, исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О страховых, пенсиях» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» и приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
В соответствии с указанным Порядком, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.4).
Заявление в ПФР может быть подано самим заинтересованным лицом лично в территориальный орган ПФР, либо через Многофункциональные центры, со всеми необходимыми подлинниками документов; либо в электронном виде или через портал государственных и муниципальных услуг; либо направлено по почте; либо доверенным лицом наделенным в установленным законом порядке полномочиями и правомочиями с подлинными документами или нотариально заверенными копиями.
Как было установлено судом, ФИО1 лично с заявлением о назначении пенсии в ПФР ни одним из приведенных выше способов не обращался, а имело место обращение от его имени ФИО2, которой в подтверждение полномочий на соответствующее обращение были представлены приведенные выше доверенности.
Согласно п.1 ст.185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
По смыслу главы 10 ГК РФ доверенность является односторонней сделкой, к которой применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки (ст. 156 ГК РФ).
К числу таких положений относятся нормы ст. 431 ГК РФ, предусматривающие, что буквальное значение условия сделки в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом сделки в целом.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Из содержания доверенности от ДД.ММ.ГГГГ выданной ФИО1 ООО «1 Департамент юридических услуг» не следует, что истец уполномочил данное юридическое лицо на представление его интересов в ПФР, на подачу заявления о назначении пенсии, а также на дачу согласия от его имени на обработку его персональных данных, необходимость чего следует из приведенных положений ст.9 ФЗ "О персональных данных".
Более того, в соответствии с п.1 ст.187 ГК РФ, лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие.
В доверенности выданной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ООО «1 Департамент юридических услуг» содержится его согласие на передоверии полномочий по данной доверенности другим лицам.
Между тем, из представленных в деле документов не следует, что имело место передоверия ООО «1 Департамент юридических услуг» каких-либо полномочий по настоящей доверенности ФИО2
Представленная доверенность ООО «1 Департамент юридических услуг» на имя ФИО2 выдана ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее выдачи ФИО1 доверенности ООО «1 Департамент юридических услуг».
Указанная доверенность не содержит и, в силу даты ее выдачи, не может содержать указания на передоверие ФИО2 конкретных полномочий по доверенности выданной ФИО1 ООО «1 Департамент юридических услуг».
Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия у ФИО2, на период подачи ею заявления в ПФР, соответствующих полномочий, в связи с чем отказ ответчика в принятии данного заявления не противоречит требованиям закона.
Кроме того, судом установлено, что истцом пропущен срок на обращение в суд.
В соответствии с п.п.1,5-8 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как указано самим административным истцом, об отказе в принятии ответчиком документов ему стало известно 04 мая 2018 года, то есть трехмесячный срок на обжалование данного отказа истек (с учетом выходных дней) ДД.ММ.ГГГГ в то время как исковое заявление было подано в суд 08 августа 2018 г., то есть по истечении срока на обращение в суд. Представитель ответчика указал на данное обстоятельство в своих письменных возражениях, однако истцом ходатайства о восстановлении данного срока заявлено не было, доказательств уважительности причин пропуска скора не представлено.
Таким образом, в данном случае имеет место пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272,273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ УПФР №17 по Москве и Московской области о признании действий незаконными, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 23.11.2018 г.