ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2732/2022 от 14.06.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело

УВД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года

Адлерский районный суд в составе:

председательствующего – судьи Горова Г.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем – ФИО1,

с участием прокурора: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Сочинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Сочинского транспортного прокурора обратился в Адлерский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Сочинской транспортной прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет соответствия федеральному законодательству об информации и информационных технологиях. В ходе мониторинга сети «Интернет» на сайте «avito.ru», выявлено объявление «Сыр из Финляндии», размещенное в сети по адресу: , открытого доступа, в котором любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Так, в сети «Интернет» на сайте «avito.ru», в объявлении под названием «Сыр из Финляндии», размещенном неустановленным лицом под именем «Татьяна» в сети по адресу: , содержится официальное предложение по продаже сыра марки », страной происхождения которого является Финляндская Республика. Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют, при этом любой желающий может с помощью данного сайта приобрести на территории Российской Федерации вышеуказанные запрещенные к ввозу в Россию товары. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения представляют собой комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, включающий в числе прочего меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе. Согласно положениям ст.ст. 2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» для обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан могут применяться специальные экономические меры. Указанные меры обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

В целях защиты национальных интересов государства, Президентом Российской Федерации издан указ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п. 2 которого в течение одного года со дня вступления в силу настоящего подзаконного акта запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, действие указанных экономических мер продлено до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, страной происхождения которых является, в том числе Финляндская Республика. Согласно Приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, включены товары, имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0406 и отнесенные к товарной позиции «Сыры и творог». В соответствии с п. 3 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. Согласно п. 1 указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, реализация «санкционной» продукции, на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений, запрещен. В свою очередь, как следует из содержания объявления, размещенного в сети «Интернет» на сайте «avito.ru», под названием «Сыр из Финляндии», расположенного по адресу: , фактическая реализация «санкционной» продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная Р или административная ответственность. Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что размещение информации, в том числе, на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет административную ответственность, недопустимо. Пунктом 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. В соответствии со ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В силу п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Согласно п. 12 и п. 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли- продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты и предоставить потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах. В силу п. 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю. Принимая во внимание систематизированную совокупность вышеуказанных правовых норм, размещение на приведенной страничке в сети «Интернет» фотографий «санкционного» сыра, с его подробным описанием, ценой за установленный вес/упаковку подпадает под признаки публичного договора розничной купли-продажи продукции, реализуемой дистанционным способом.

В соответствии со ст. 158 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Согласно п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. В свою очередь оборот вышеуказанной продукции (сыра), на территории России запрещен указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «о мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ».

Таким образом, сыр марки « страной происхождения (производства) которого является Финляндская Республика, запрещен к обороту (реализации) на территории Российской Федерации. Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, квалифицируется по статье 14.2 КоАП РФ. Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Кроме того, статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Также, статьей 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, а также приобретение, хранение либо транспортировку таких товаров. В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ, одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru. В ходе мониторинга сайта eais.rkn.gov.ru установлено, что интернет-ресурс: https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/syr_iz_fmlyandii_2338863343 интернет-сайта Роскомнадзора. Изучением объявления, размещенного в интернете по адресу: , введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившейся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по стст. 14.2, 16.3, 16.21 КоАПРФ. Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Целью обращения прокурора с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее удаление вышеуказанной страницы, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством. Выявление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: , информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в лице управления по Южному федеральному округу включить в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» адрес интернет-ресурса: . Направить решение суда с отметкой о вступлении в законную силу в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу.

Прокурор, участвующий в процессе в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований Сочинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сочинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Сочинской транспортной прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет соответствия федеральному законодательству об информации и информационных технологиях. В ходе мониторинга сети «Интернет» на сайте «avito.ru», выявлено объявление «Сыр из Финляндии», размещенное в сети по адресу: , открытого доступа, в котором любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению.

Так, в сети «Интернет» на сайте «avito.ru», в объявлении под названием «Сыр из Финляндии», размещенном неустановленным лицом под именем «Татьяна» в сети по адресу: , содержится официальное предложение по продаже сыра марки страной происхождения которого является Финляндская Республика.

Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют, при этом любой желающий может с помощью данного сайта приобрести на территории Российской Федерации вышеуказанные запрещенные к ввозу в Россию товары.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения представляют собой комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, включающий в числе прочего меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе.

Согласно положениям ст.ст. 2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» для обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод ее граждан могут применяться специальные экономические меры. Указанные меры обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

В целях защиты национальных интересов государства, Президентом Российской Федерации издан указ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п. 2 которого в течение одного года со дня вступления в силу настоящего подзаконного акта запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, действие указанных экономических мер продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, страной происхождения которых является, в том числе Финляндская Республика.

Согласно Приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории России, включены товары, имеющие код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 0406 и отнесенные к товарной позиции «Сыры и творог».

В соответствии с п. 3 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно п. 1 указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, реализация «санкционной» продукции, на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений, запрещен.

В свою очередь, как следует из содержания объявления, размещенного в сети «Интернет» на сайте «avito.ru», под названием «Сыр из Финляндии», расположенного по адресу: , фактическая реализация «санкционной» продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная Р или административная ответственность.

Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что размещение информации, в том числе, на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет административную ответственность, недопустимо.

Пунктом 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В силу п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Согласно п. 12 и п. 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли- продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли- продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты и предоставить потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

В силу п. 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю. Принимая во внимание систематизированную совокупность вышеуказанных правовых норм, размещение на приведенной страничке в сети «Интернет» фотографий «санкционного» сыра, с его подробным описанием, ценой за установленный вес/упаковку подпадает под признаки публичного договора розничной купли-продажи продукции, реализуемой дистанционным способом.

В соответствии со ст. 158 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

В свою очередь оборот вышеуказанной продукции (сыра), на территории России запрещен указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «о мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ».

Таким образом, сыр марки «Kotimainen Hermanni Kermajuusto» страной происхождения (производства) которого является Финляндская Республика, запрещен к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, квалифицируется по статье 14.2 КоАП РФ.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Кроме того, статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Также, статьей 16.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, а также приобретение, хранение либо транспортировку таких товаров.

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ, одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru.

В ходе мониторинга сайта eais.rkn.gov.ru установлено, что интернет-ресурс: содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен в Единый реестр доменных имен, что подтверждается скриншотами с упомянутого интернет-сайта Роскомнадзора.

Изучением объявления, размещенного в интернете по адресу: , установлено, что в нем неустановленным лицом под именем «Татьяна» предлагается любому пользователю приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из страны, принявшей решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившейся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по стст. 14.2, 16.3, 16.21 КоАПРФ.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.ст. 1,2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание административного ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации нормы законодательства может быть обеспечено судебным решением.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из взаимосвязи положений ч. 2 ст. 22 КАС РФ и ч. 3 ст. 24 КАС РФ следует, что данная категория административных дел рассматривается по месту обнаружения информации, месту нахождения административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 39 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сочинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: , информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в лице управления по Южному федеральному округу включить в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» адрес интернет-ресурса: .

Направить решение суда с отметкой о вступлении в законную силу в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу.

Административное решение может быть обжаловано через Адлерский районный судв судебную коллегию по административным деламвого суда в течение месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Г.М. Горов