Дело № 2а-457/2020
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Коробовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по г. Электросталь по Московской области, о признании незаконными действий по исключению товарищества из ЕГРЮЛ и понуждении устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л :
19.12.2019 ФИО1 обратилась с административным иском к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании незаконными действий по исключению товарищества из ЕГРЮЛ и понуждении устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что СНТ «Горки-2» было создано как юридическое лицо решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов МО 24.12.1991. 27.08.2004 СНТ присвоен ОГРН <***>. СНТ зарегистрировано по адресу 143081, Московская область, Одинцовский р-н, д. Солослово. В течение всего срока СНТ «Горки-2» осуществляло деятельность, реализовывало задачи, принятые на общих собраниях членов СНТ для достижения социально-хозяйственных задач, поставленных членами СНТ. ИФНС по г. Электросталь МО 17.09.2018 было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, а 09.01.2019 было принято решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1. ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в связи с непредставлением юридическим лицом в течение 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствием в течение 12 месяцев у СНТ открытых расчетных счетов. Созданное в целях реализации социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства товарищество, не обязано открывать счета в банках (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») и, учитывая, что на момент исключения из единого реестра юридических лиц товарищество осуществляло свою деятельность в интересах граждан, с учетом конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», товарищество не может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по одному лишь формальному основанию, указанному в пункте 1 ст. 21.1 названного Закона, в частности, по основанию непредставления отчетности. Отсутствие открытых в банках счетов у СНТ, как у некоммерческой организации, не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица (отсутствие операции хотя бы по одному банковскому счету). Из положений ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также напрямую не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы статьи 21.1 указанного Федерального закона направлены на исключение из реестра юридических лиц, только прекративших свою деятельность фактически. СНТ «Горки-2» является действующей организацией, у которой отсутствуют признаки недействующего юридического лица. СНТ организует уборку территории, вывоз мусора, субботники, направляет уведомления членам СНТ, выступает ответчиком в судах. СНТ на основании Постановлений Главы администрации Одинцовского района в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли в районе д. Солослово, часть которой в последствии выделена членам СНТ для ведения садовой и огородной деятельности. Таким образом, СНТ на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве коллективной собственности принадлежат земельные участки, в том числе земельный участок с №. №. В связи с тем, что земельные участки выделялись до момента создания ЕГРН многие координаты земельных участков имеют статус ориентировочный или же не выделены в натуре. В период с 2008 года по 2010 год СНТ предпринимались попытки провести межевые работы для определения границ СНТ «Горки-2», результатом которых являлось утверждение границ СНТ администрацией Одинцовского района постановлениями № 2738 от 30.10.2008 и № 2853 от 17.08.2010. Однако, многие земельные вопросы так и не были решены. СНТ является смежным собственником более чем для 200 участков, предоставленных гражданам для ведения дачного и садового хозяйства. Для согласования границ собственных земельных участков собственникам необходимо согласовывать границы земельных участков со смежными землепользователями, одним из которых является СНТ. В связи с тем, что по решению Административного ответчика СНТ ликвидировано, собственники земельных участков для согласования границ своих участков вынуждены обращаться в суд. В октябре 2019 Административный истец обратился с заявлением о согласовании границ собственного земельного участка в СНТ, однако в связи с его ликвидацией ответ получен не был. За 2018-2019 год было подано 6 исковых заявлений связанных с уточнением границ земельных участков на территории СНТ «Горки-2». Принятие решений без участия СНТ приводит к нарушению прав всех членов СНТ, так как приводит к уменьшению площади земельных участков, принадлежащих членам СНТ на праве коллективной (совместной) собственности. Также СНТ «Горки-2» является балансодержателем электросетевого оборудования РУ 0,4 кВ ТП 22954 и воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ. Через указанное оборудование обеспечивается потребление электроэнергии жителей СНТ «Горки-2». Ликвидация СНТ «Горки-2» приводит к неопределенности относительно владельца указанного оборудования и может привести к отключению членов СНТ от электричества. Членами СНТ принимались решения по сбору денег и установки ворот и забора на территории СНТ, устройству дорожного покрытия общих дорог СНТ. В связи с тем, что СНТ ликвидировано и отсутствуют уполномоченные члены СНТ, которые могут от имени СНТ совершать юридически значимые действия и запрашивать информацию и принимать решения, появляется правовая неопределенность в статусе имущества СНТ. Административным истцом в адрес бывшего председателя правления СНТ «Горки- 2» был направлен запрос с просьбой предоставить информацию об имуществе СНТ, о членах СНТ и о принятых решениях общего собрания членов СНТ. Однако ответа на запрос не поступило, контакт с председателем потерян. В связи с этим отсутствует возможность принять решения по дальнейшей судьбе имущества СНТ. В связи с утратой статуса юридического лица члены СНТ лишены возможности получить документы, позволяющие определить имущество общего пользования товарищества, так при запросе документов, связанных с деятельностью СНТ из Администрации Одинцовского района, были получены отказы в предоставлении сведений, так как бывший член СНТ не полномочен запрашивать такие документы. Административному Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:20:18:9:247:176, по адресу Московская обл., р-н Одинцовский, с/о Назарьевский, сдт Горки-2, уч. 176, расположенный на территории СНТ «Горки-2». Истец является членом СНТ, что подтверждается членской книжкой, в связи с чем заинтересован в восстановлении СНТ. Более того, 01.12.2019 состоялось собрание бывших членов СНТ (собственников земельных участков СНТ «Горки-2») на котором присутствовало 7 бывших членов СНТ, которые наделили Административного истца правом от имени присутствующих осуществлять все необходимые действия для восстановления СНТ. Согласно п. 8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Решение о ликвидации СНТ «Горки-2» было принято и запись о ликвидации была внесена в ЕГРЮЛ 09.01.2019 Административный истец узнал о ликвидации СНТ после заказа выписки из ЕГРЮЛ от 30.10.2019. В случае если суд считает, что срок исковой давности все же пропущен, то Административный истец ходатайствует о восстановлении срока исковой давности. На основании ст. 21.1., 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 6 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ст. 4, 62, 218, 219 226 КАС РФ, просит суд: 1. Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Электростали Московской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи (ГРН 2195053035912 от 09.01.2019 г.) об исключении Садоводческого некоммерческого товарищества «Горки-2» (ОГРН <***>); 2. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московской области восстановить Садоводческое некоммерческое товарищество «Горки-2» в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
В судебном заседании административный истец и представитель административного истца ФИО2, допущенный к участию в деле в порядке ст. 57 КАС РФ, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Электростали Московской области ФИО3, действующий на основании доверенности от 09.01.2020, возражал против удовлетворения требований, поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях на административный иск. Указал, что решение о предстоящем исключении СНТ «Горки-2» из ЕГРЮЛ было принято при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица. Регистрирующим органом соблюден административный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший (ее).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») садоводческое товарищество является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 17 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», вступившем в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 ст. 11 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и пункту 5 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438, основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
Пунктом 1 ст. 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Согласно сведениям о юридическом лице (выписке из ЕГРЮЛ) СНТ «Горки-2» было создано как юридическое лицо решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов Московской области 24.12.1991.
27.08.2004 СНТ присвоен ОГРН <***>. СНТ зарегистрировано по адресу 143081, Московская область, Одинцовский р-н, д. Солослово.
19.09.2018 на основании справки №3281-О от 04.09.2018 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, справки №3281-С от 04.09.2019 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии открытых банковских счетов, регистрирующим органом принято решение №5932 о предстоящем исключении Товарищества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, внесена запись за ГРН 6185053453359.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ в Вестнике государственной регистрации были опубликованы сведения о предстоящем исключении Организации из ЕГРЮЛ.
В установленный 3-х месячный срок от заинтересованных лиц не поступило возражений относительно исключения Товарищества из ЕГРЮЛ.
09.01.2019 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Электросталь Московской области в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2195053035912 об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (прекращение юридического лица).
Представитель административного ответчика ссылается на соблюдение процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, с учетом конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» товарищество не может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по одному лишь формальному основанию, указанному в пункте 1 ст. 21.1 названного Закона, в частности, по основанию непредставления отчетности.
Товарищество, созданное в целях реализации социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, не обязано открывать счета в банках (пункт 3 статьи 6 действовавшего в то время Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), в спорный период времени осуществляло свою деятельность в интересах граждан.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что по настоящее время СНТ является действующим юридическим лицом и осуществляет хозяйственную (уставную) деятельность. СНТ владеет имуществом, организует уборку территории, вывоз мусора, субботники, направляет уведомления членам СНТ, выступает ответчиком в судах.
Административному Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, расположенный на территории СНТ «Горки-2».
Административный истец является членом СНТ, что подтверждается членской книжкой, в связи с чем заинтересован в восстановлении СНТ.
Исключением СНТ «Горки-2» из ЕГРЮЛ нарушаются права и законные интересы административного истца, являющегося членом СНТ.
Решение об исключении СНТ «Горки-2» из ЕГРЮЛ было принято, и запись внесена 09.01.2019. Административный истец узнал о внесении записи после получения выписки из ЕГРЮЛ от 30.10.2019, в суд обратился 19.12.2019, срок исковой давности административным истцом не пропущен.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что СНТ «Горки-2» на момент принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и на момент исключения из ЕГРЮЛ являлось действующим юридическим лицом, оснований для признания СНТ «Горки-2» недействующим юридическим лицом, и принятия регистрирующим органом оспариваемого решения не имелось.
В связи с указанными обстоятельствами, а также исходя из необходимости неформального подхода к принятию решения о ликвидации товарищества как некоммерческой организации, объединяющей граждан садоводства, огородничества и дачного хозяйства в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, в порядке, установленном статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, суд полагает возможным удовлетворить требования ФИО1, признавая действия налогового органа по принятию решения об исключении СНТ «Горки-2» из реестра юридических лиц незаконными. В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ обязать ИФНС по г. Электросталь по Московской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о Садоводческом некоммерческом товариществе «ГОРКИ-2» как о действующем юридическом лице.
Руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС по г. Электросталь по Московской области, удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС по г. Электросталь по Московской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 09 января 2019 года ГРН № 2195053035912 об исключении СНТ «ГОРКИ-2» из ЕГРЮЛ (ОГРН <***>,ИНН/КПП <***>/503201001, как фактически прекратившего свою деятельность.
Обязать ИФНС по г. Электросталь по Московской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о Садоводческом некоммерческом товариществе «ГОРКИ-2» как о действующем юридическом лице.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.О. Самсонова
В окончательном виде решение суда
изготовлено 19 марта 2020 года.
Судья: