ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2748/18 от 02.04.2018 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а- 2748/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодара в составе:

председательствующего Мордовиной С.Н.

секретаря Ковалевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Карапетян Ж. О. к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Карапетян Ж.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения.

В обоснование требований указано, что она, начальник учебного отдела ГОУ ВПО «КубГУ», приказом министерства образования и науки РФ № 843/к-н от 12.10.2005г. награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования; является ветераном труда, что подтверждается удостоверением, выданным 30.10.2017г. министерством труда и социального развития Краснодарского края. 21.11.2017г. Карапетян Ж.О. обратилась на имя главы муниципального образования город Краснодар с письменным заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 20 лет для строительства индивидуального жилого дома земельного участка ориентировочной площадью 450 кв.м, расположенного по <адрес> (между земельными участками с кадастровыми и ), с приложением схемы расположения земельного участка.

05.12.2017г. по поручению администрации муниципального образования город Краснодар, департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар рассмотрено ее обращение, о чем подготовлено письмо -Ж, что, согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и решению городской Думы Краснодара от 24.09.2009г. № 61 и. 26 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» минимальные размеры земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство составляет 600 кв.м, учитывая изложенное, формирование данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства с целью дальнейшего предоставления не представляется возможным. На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение от 05.12.2017г., принятое департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об отказе Карапетян Ж. О. в предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка из земель населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома, с адресным ориентиром: <адрес> (между земельными участками с кадастровыми № и ), ориентировочной площадью 450 кв.м. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение тридцати дней: принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома, с адресным ориентиром: г. <адрес> (между земельными участками с кадастровыми № и ), ориентировочной площадью 450 кв.м.; после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка из земель населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома, с адресным ориентиром: <адрес> (между земельными участками с кадастровыми № № 23:43:0145081:4 и ), ориентировочной площадью 450 кв.м, подготовить проект договора аренды указанного земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление Каряпетян Ж. О..

В судебном заседании административный истец через своего представителя – Щербакова И.А., действующего на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований, считает их законными и обоснованными. Уточнил площадь истребуемого участка – 447,13кв.м. Пояснил, что заявление рассмотрено с нарушением порядка рассмотрения обращения граждан, Земельного кодекса РФ и Регламента, в тексте неправомерно указаны недействующие нормы, не указаны правовые основания отказа.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар – Кипа Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований. Считает, что администрация еще не отказала в предоставлении земельного участка, так как обжалуется отказ по обращению в формированию земельного участка.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Карапетян Ж.О., начальник учебного отдела ГОУ ВПО «КубГУ», приказом министерства образования и науки РФ /к-н от 12.10.2005г. награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования; является ветераном труда, что подтверждается удостоверением, выданным 30.10.2017г. министерством труда и социального развития Краснодарского края.

Как усматривается из материалов дела, 21.11.2017г. Карапетян Ж.О. обратилась на имя главы муниципального образования город Краснодар с письменным заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 20 лет для строительства индивидуального жилого дома земельного участка ориентировочной площадью 450 кв.м., расположенного по <адрес> внутригородском округе г. Краснодара (между земельными участками с кадастровыми и ), с приложением схемы расположения земельного участка(л.д.10).

По поручению администрации муниципального образования город Краснодар департамент муниципальной собственности и городских земель администрации образования город Краснодар рассмотрел обращение ФИО7 о формировании земельного участка, площадью 450кв.м. по ул. Кругликовской в Прикубанском округе г. Краснодара для индивидуального жилищного строительства и 05.12.2017г. дал письменный ответ, что согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и решению городской Думы Краснодара от 24.09.2009 г. № 61 и. 26 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» минимальные размеры земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство составляет 600 кв.м., учитывая изложенное, формирование данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства с целью дальнейшего предоставления не представляется возможным(л.д.12).

Данный отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар административный истец считает незаконным, необоснованным, нарушающим его законные права и интересы. Считает, что административными ответчиками нарушен порядок рассмотрения ее заявления на имя главы муниципального образования и в письме неправомерно указаны нормы недействующего закона.

В силу статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В статье 39.16 ЗК РФ указаны основания, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Пунктом 1 ст. 44 решения городской Думы Краснодара от 19.07.2003г. № 37 п. 1 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» определено, что администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Краснодар, в структуру которого входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации; отраслевыми (функциональными) органами администрации являются также департаменты.

Решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005г. № 4 п. 19 «Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар» установлено, что департамент является отраслевым органом администрации, одной из основных задач которого является подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар; в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет также функцию по заключению договоров, предметом которых является передача земельных участков в аренду.

Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

При этом пункт 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, содержит исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами.

Как усматривается из отказа департамента муниципальной собственности и городских земель АМО город Краснодар от 05.12.2017г., в нем отсутствует ссылка на правовые основания, перечисленные в пункте 8 статьи 39.15 или статье 39.16 ЗК РФ, по которым административному истцу может быть отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, из заявления истицы следует, что она просит предоставить земельный участок ей в аренду (л.д. 10), в ответе на данное обращение департаментом муниципальной собственности и городских земель указано, что рассматривается обращение Карепетян Ж.О. о формировании земельного участка(л.д.12).

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что письмо от 05.12.2017г. не является отказом в предоставлении земельного участка истцу в аренду.

В соответствии с Регламентом исполнения муниципальной функции рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования город Краснодар, утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.06.2011г. № 3818, а именно, подразделом IV.V., регламентирующего сроки рассмотрения обращений, статьей 71 устанавливается, что обращения, поступившие в администрацию по компетенции, рассматриваются в течение 30 календарных дней. Указанный срок исчисляется от даты регистрации обращения в отделе по обращениям граждан до даты направления ответа заявителю. Статьей 77 указанного Регламента, предусмотрена ответственность исполнителя за качество и соблюдение сроков рассмотрения обращений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административными ответчиками при рассмотрении обращения Карапетян Ж.О. нарушены нормы ЗК РФ и положения Регламента исполнения муниципальной функции рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования город Краснодар, утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.06.2011г. № 3818.

Оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание все изложенные обстоятельства, учитывая, что при рассмотрении заявления истца о предоставлении в аренду земельного участка органом местного самоуправления нарушен порядок рассмотрения обращения граждан, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Карапетян Ж.О., признании отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 05.12.2017г. № 3755-Ж незаконным, возложении обязанности на административного ответчика рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с нормами ЗК РФ и положениями Регламента исполнения муниципальной функции рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования город Краснодар, утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.06.2011 № 3818.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда в соответствии с п.7 ст. 6 и ст.14 КАС РФ.

Поскольку, как пояснил представитель администрации МО город Краснодар, ответ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 05.12.2017г. -Ж не является отказом в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка в аренду, ответ дан только по формированию земельного участка, суд полагает, что требования Карапетян Ж.О. о возложении на администрацию МО город Краснодар обязанности принять решение о формировании земельного участка для строительства индивидуального жилищного строительства не заявлялись.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Карапетян Ж. О. удовлетворить частично.

Признать незаконным и необоснованным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 05.12.2017г. -Ж.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар повторно рассмотреть заявление Карапетян Ж. О. от 21.11.2017г. о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и положениями Регламента исполнения муниципальной функции рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования город Краснодар, утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.06.2011г. № 3818.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья