Дело УИД 58RS0028-01-2024-000102-91
№2а-275 (2024 год)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
При секретаре Бизиковой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному исковому заявлению Карасевой Натальи Александровны к администрации Пензенского района Пензенской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка,
Установил:
Административный истец Карасева Н.А., действуя через представителя по доверенности Жаркова М.О., обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером № обшей площадью 151,6 кв.м., расположенного по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.10.2022 г сделана запись регистрации №. Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 2200 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок принадлежит административному истцу на праве безвозмездное (срочное) пользование земельным, лесным участком сроком на 6 лет, на основании Договора безвозмездного пользования земельным участком №14 от 16.08.2022, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08 сентября 2022 года сделана запись регистрации №.
14.12.2023 г административным истцом в администрацию Пензенского района Пензенской области было подано заявление (вх. №19279) о предоставлении в. собственность земельного участка с кадастровым номером № на основании пп.6 п.2 ст.39.3, ст.39.20 ЗК РФ, т.к. на данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером № принадлежащий административному истцу; к заявлению от 14.12.2023 г. были приложены следующие документы: выписка из ЕГРП на жилой дом, копия паспорта заявителя, копия доверенности.
26.12.2023 г. административным ответчиком было принято решение №14107 об отказе предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п.1 ст.39.16 ЗК РФ с указанием оснований, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также, по мнению административного ответчика, действующим гражданским и земельным законодательством не предусмотрено прекращение права безвозмездного пользования в связи с приобретением земельного участка в собственность и предоставление земельного участка, находящегося на праве безвозмездного пользования, в собственность за плату по основаниям, предусмотренным ст.39.3 ЗК РФ.
Административный истец считает Решение от 26 12.2023 г. №14107 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, поскольку оно не основано на законе, противоречит пп.6 п.2 ст,39.3, ст.39.20 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца.
Просит суд:
1.Признать незаконным решение от 26.12.2023 года №14107 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 200 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для ведения личного подсобного хозяйства;
2.Обязать администрацию Пензенского района Пензенской области заключить с административным истцом договор купли-продажи земельного участка на основании заявления от 14.12.2023 года и представленных документов.
Административный истец Карасева Н.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца Жарков М.О., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности 58 АА 2119286 от 12.01.2024 года, в судебном заседании поддержал административный иск и просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика-администрации Пензенского района Пензенской области Пчелинцев А.В., действующий на основании доверенности от 01.12.2023 года, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск, которые идентичны тем оводам, в соответствии с которыми административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Согласно пункту 7 статьи 6, статье 14 КАС РФ достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Данный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных названным кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ); решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение суда только на тех обстоятельствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 176 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № площадью 2 200 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для ведения личного подсобного хозяйства по акту приема-передачи от 16.08.2022 года был передан Карасевой Н.А. в безвозмездное пользование, сроком на 6 лет, на основании Договора №14 от 16.08.2022 года заключенного с администрацией Пензенского района Пензенской области.
На указанном земельном участке административным истцом Карасевой Н.А. был возведен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № обшей площадью 151,6 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за Карасевой Н.А., что подтверждается сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не оспаривается представителем административного ответчика.
14.12.2023 г Карасевой Н.А. в администрацию Пензенского района Пензенской области было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № на основании пп.6 п.2 ст.39.3, ст.39.20 ЗК РФ, т.к. на данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером № принадлежащий административному истцу; к заявлению приложены выписка из ЕГРП на жилой дом, копия паспорта заявителя.
26.12.2023 г. административным ответчиком было принято решение, выраженное в письме за №14107, об отказе предоставлении в собственность земельного участка; в обоснование отказа указано на то, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).
Земельный участок может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации (ст. 39.5 ЗК РФ).
В целях реализации п.п. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ принят Закон Пензенской области от 04.03.2015 № 2693-ЗПО «О регулировании земельных отноашений на территории Пензенской области» которым определены муниципальные
образования в Пензенской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях Пензенской области по установленным специальностям и непосредственно сами специальности (статья 12-2 Закона).
В силу ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 и 2 ст. 45 ЗК РФ предусмотрено, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Статьей 698 ГК РФ предусмотрены основания досрочного расторжения договоров безвозмездного пользования.
Таким образом, действующим гражданским и земельным законодательством не предусмотрено прекращение права безвозмездного пользования в связи с приобретением земельного участка в собственность.
Кроме того, исходя из положений Земельного кодекса РФ, законодательно не предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося на праве безвозмездного пользования, в собственность за плату по основаниям, предусмотренным ст. 39.3 ЗК РФ.
Удовлетворяя административный иск в части признания отказа незаконным, суд приходит к выводу о том, что административный истец является собственником объекта капитального строительства – жилого дома, фактически расположенного на испрашиваемом земельном участке, в связи с чем приведенные административным ответчиком в принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату доводы не могут быть признаны основанием к отказу в реализации исключительного права административного истца, которая, обращаясь в уполномоченный орган за предоставлением в собственность земельного участка в границах и размере ранее предоставленного ей в безвозмездное пользование, обосновала необходимость испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
С 1 марта 2015 г. предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу (пункт 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года).
При этом установленный приведенными выше нормами порядок обеспечивает необходимый баланс интересов собственников земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на этих участках, устанавливая границы допустимого использования чужого земельного участка, а именно лишь той его части, которая занята зданием или сооружением и необходима для их использования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2020 года N 935-О, указанный выше принцип земельного законодательства, реализуемый, в том числе при приватизации находящихся в публичной собственности земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений, подразумевает, что определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения при условии, что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны.
Из названных норм закона следует, что реализация исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, которым обладает собственник зданий и сооружений, расположенных на этом земельном участке, связывается законом с установлением границ и площади земельного участка, необходимого для эксплуатации таких объектов недвижимого имущества.
Оценивая предложенный административным истцом способ восстановления нарушенного права, суд исходит из следующего:
Поскольку полномочия о принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность в данном случае принадлежат административному ответчику, то суд не вправе подменять этот орган и принимать за него такое решение. Поэтому признавая оспариваемое решение незаконным, суд в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав истца, которое должно быть осуществлено путем повторного рассмотрения заявления истца и принятия по нему законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Признать незаконным решение администрации Пензенского района Пензенской области об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 26.12.2023 г. за №14107.
Обязать администрацию Пензенского района Пензенской области повторно, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Карасевой Натальи Александровны от 14 декабря 2023 года о предоставлении в собственность земельного участка на основании п.п.6 п.2 ст.39.3, ст.39.20 ЗК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий