дело № 2а-2762/2020г. УИД 16RS0050-01-2020-004788-15 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 октября 2020 года г.Казань Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Арслановой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Приволжского района г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казённому учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об оспаривании бездействий и обязании совершить действия. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Приволжского района г.Казани, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц (далее – административный истец), обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее - Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани), Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее – ИК МО г.Казани) об оспаривании бездействий и об обязании совершить действия, в обоснование требований указав, что прокуратурой Приволжского района г.Казани проведена проверка соблюдения законодательства при организации и использовании участка дороги, соединяющего поселок Алтан (ул.Лесная) и поселок Салмачи (ул.Овражная) Приволжского района г.Казани. В ходе ранее проведённой в декабре 2018г. прокуратурой Приволжского района г.Казани совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Казани, Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани проверкой установлено, что от поселка Салмачи к поселку Алтан г.Казани на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> а также на землях неразграниченной государственной собственности имеется грунтовая дорога, приспособленная местными жителями для выезда из поселка Салмачи в обход автомобильной дороги, проходящей по ул.Центральная и Кул-Гали г.Казани. Также установлено, что согласно протоколу выездного совещания от 04.07.2017, утвержденного врио начальника ОГИБДД УМВД России по г.Казани, принято решение о необходимости приведения автомобильной дороги, соединяющей поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и Салмачи (ул.Овражная) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. В целях выполнения указанного решения ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по г.Казани в адрес ИК МО г.Казани внесено предписание об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности за № и с целью приведения дороги в соответствии с требованиями ГОСТа. За неисполнение в срок предписания ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД УМВД России по г.Казани в отношении ИК МО г.Казани составлен протокол № <адрес> об административном правонарушении по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ по факту неустранения на участке дороги, соединяющей поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и Салмачи (ул.Овражная) четырёх котлованов шириной и глубиной 10 м, которые создают угрозу для пешеходов и транспортных средств. Решением мирового судьи судебного участка № 1 по Вахитовскому судебному району г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ ИК МО г.Казани признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу, что свидетельствует о согласии ИК МО г.Казани с обстоятельствами, изложенными в постановлении мирового судьи. В соответствии с информацией МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани», на участке дороги, соединяющей поселок Алтан (ул.Лесная) и поселок Салмачи (ул.Овражная) г.Казани проложены газовые сети высокого давления. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и прилегаемые к нему земли с неразграниченной государственной собственностью представляют повышенные требования к безопасности. По результатам ранее проведённой проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Приволжского района г.Казани через прокуратуру г.Казани в адрес руководителя ИК МО г.Казани внесено представление об устранении нарушения законодательства о местном самоуправлении, которое рассмотрено. С выявленными нарушениями ИК МО г.Казани согласилось. Установить, с какой целью были раскопаны котлованы, в ходе проверок не удалось. Наличие незаконно вырытых и не огражденных четырёх котлованов на муниципальной земле, фактически приспособленной для движения автомобилей и людей, создает угрозу безопасности неопределённого круга лиц и свидетельствует о несоблюдении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, установленного статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, во избежание падения в котлованы, прокурор Приволжского района г.Казани просил признать незаконными бездействия Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани и ИК МО г.Казани, выразившиеся в непринятии мер по засыпке четырёх котлованов шириной и глубиной 10 м на участке дороги, соединяющей поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и Салмачи (ул.Овражная); обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани и ИК МО г.Казани произвести засыпку четырёх котлованов шириной и глубиной 10 м на участке дороги, соединяющей поселок Плодопитомник (ул. Кулле) и Салмачи (ул. Овражная). В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил административные исковые требования, просил признать незаконными бездействия органов, наделённых публичными полномочиями –Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани и ИК МО г.Казани, выразившиеся в непринятии мер по устранению причин и условий, угрожающих причинением имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а именно в не принятии мер по засыпке четырёх котлованов на участке грунтовой дороги, соединяющей жилые массивы – поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и поселок Салмачи (ул.Овражная) г.Казани. Обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани и ИК МО г.Казани произвести засыпку четырёх котлованов, расположенных на участке местности (грунтовой дороге, соединяющей жилые массивы) между жилыми массивами – поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и поселок Салмачи (ул.Овражная) города Казани на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты> и на прилегающей территории юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на земельном участке не разграниченной муниципальной собственности: котлован № площадью 157,03 кв.м, длиной 23 метра, шириной 8,5 метра, глубиной не менее 6 метров (расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и смежной территории не разграниченной муниципальной собственности); котлован № площадью 229,13 кв.м, длиной 30,5 метра, шириной 9,5 метра, глубиной не менее 6 метров (расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и смежной территории не разграниченной муниципальной собственности); котлован № площадью 554,38 кв.м, длиной 28,5 метров, шириной 26,5 метров, глубиной не менее 7 метров (расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и смежной территории не разграниченной муниципальной собственности); котлован № площадью 100,85 кв.м, длиной 18,5 метров, шириной 6,5 метров, глубиной не более 6 метров (расположен на территории неразграниченной муниципальной собственности), с соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих земляные и иные работы вблизи и в охранных зонах газопроводов. Судом к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика Муниципальное казённое учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее - Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани); в качестве заинтересованных лиц – Муниципальное казённое учреждение «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее - Комитет внешнего благоустройства ИК МО г.Казани), Муниципальное казённое учреждение «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Комитет по транспорту г.Казани), Управление МВД России по г.Казани в лице отдела ГИБДД, старший государственный инспектор ОДН лейтенант полиции Мингазов А.И., общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» (далее – ООО «Газпром трансгаз Казань»), общество с ограниченной ответственностью «Марс-Газ» (далее – ООО «Марс-Газ»), индивидуальный предприниматель Исхакова Т.В. (далее – ИП Исхакова Т.В.). В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал с учётом их уточнений и дополнений. Представители административных ответчиков ИК МО г.Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов г.Казани, Комитета земельных и имущественных отношений, а также заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены. В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Выслушав представителя административного истца и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 КАС РФ). В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ для принятия решения об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными следует установить совокупность условий: незаконность решения, действий (бездействия) и нарушение прав заявителя. По положениям статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; 25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа. В силу статьи 2 названного Федерального закона под благоустройством территории поселения необходимо понимать комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, направленных на обеспечение и поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий. В соответствии с частью 1 статьи 51 этого же Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. В силу пункта 7 статьи 2, части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Согласно подпунктам «а» и «б» и пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, среди которых обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности в том числе земельных участков. Таким образом, орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает исполнение требований нормативно-правовых актов, в том числе по обеспечению содержания принадлежащих муниципалитету земельных участков и их антитеррористической защищенности. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности неопределённого круга лиц, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 статьи 7, должны быть использованы в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности могут органы местного самоуправления в пределах их компетенции установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со статьями 38, 39 Устава муниципального образования г.Казани, утв. решением Представительного органа муниципального образования г.Казани от 17.12.2005 N 3-5 Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан. В структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы. В статье 40 Устава определён круг полномочий Исполнительного комитета. Так, согласно части 2 (пункты 2.1 – 2.4) Исполнительный комитет в сфере управления муниципальной собственностью осуществляет формирование муниципальной собственности; управление муниципальной собственностью г.Казани, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г.Казани; решает вопросы создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности. В соответствии с частью 6 Устава (пункты 6.2, 6.3, 6.6, 6.7), в сфере обеспечения безопасности людей, охраны их жизни и здоровья: осуществляет полномочия в области защиты населения и территории города Казани от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством; участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Казани; участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Республики Татарстан; обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления города Казани. Согласно части 14 Устава (пункты 14.1, 14.2, 14.11 в сфере благоустройства, озеленения, санитарно-эпидемиологического благополучия: осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства территории города Казани; организует благоустройство территории города Казани в соответствии с правилами благоустройства территории города Казани; осуществляет иные полномочия в сфере благоустройства, озеленения, санитарно-эпидемиологического благополучия, предусмотренные законодательством. В силу части 17 Устава (пункты 17.1, 17.6, 17.18) в сфере земельных отношений: осуществляет работы по образованию земельных участков; осуществляет муниципальный земельный контроль в границах города Казани; осуществляет иные полномочия в сфере земельных отношений, полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, предусмотренные законодательством. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протокола выездного совещания в составе представителей отдела ГИБДД УМВД России по г.Казани, Комитета по транспорту г.Казани, Комитета внешнего благоустройства ИК МО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение принять меры по приведению автомобильной дороги, соединяющей улицы Кулле (пос.Плодопитомник) и Овражная (пос.Салмачи) в соответствие с требованиями пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путём внесения ИК МО г.Казани представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Представлением об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, внесённым врио начальника ОГИБДД УМВД России по г.Казани Н.К. Гибадуллиным в адрес ИК МО г.Казани, предписано принять меры по устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной опасности. Представление ИК МО г.Казани не оспорено. В представлении указано, что на дороге, соединяющей ул.Кулле (пос.Плодопитомник) и ул.Овражная (пос.Салмачи), обнаружено четыре котлована шириной и глубиной около 10 метров каждый. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Вахитовскому судебному району г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ИК МО г.Казани признан виновным в неисполнении в срок предписания врио начальника ОГИБДД МВД России по г.Казани № от ДД.ММ.ГГГГ, за что привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. в доход государства. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Приволжского района г.Казани в адрес руководителя ИК МО г.Казани внесено представление № об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> а также землях неразграниченной государственной собственности в охранной зоне газопровода высокого давления невозможно строительство автомобильной дороги, соединяющей поселок Алтан (ул. Лесная) и Салмачи (ул. Овражная), тогда как бездействие ИК МО г.Казани, не представившего указанные сведения органам ГИБДД и мировому судье судебного участка № по Вахитовскому судебному району г.Казани, и не обжаловавшего постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа в размере 100 000 руб. привело к дополнительной нагрузке на бюджет Казанского городского муниципального округа, а у граждан, проживающих в поселке Салмачи, возникли ложные иллюзии о возможности строительства полноценной автомобильной дороги на данном участке местности. Руководителю ИК МО г.Казани предписано принять действенные меры по устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих этим нарушениям, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований закона. Письмом №/ИК руководитель ИК МО г.Казани Калинкин Д.Г. сообщил о рассмотрении представления № от ДД.ММ.ГГГГ на заседании районной ведомственной комиссии по профилактике должностных правонарушений, усовершенствованию работы с кадрами и реализации стратегии антикоррупционной политики РТ. При этом указал, что участок автомобильной дороги, соединяющий жилой массив Алтан (ул.Лесная) и жилой массив Салмачи (ул.Овражная) на балансе Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани не состоит и не обслуживается. Жители самостоятельно используют данный проезд для объезда по улицам Центральная и Кул-Гали в часы-пик. Информация о том, что на данном участке пролегают сети газопровода высокого давления была предоставлена в Администрацию из Управления архитектуры и градостроительства после запроса прокуратуры Приволжского района г.Казани, в связи с чем не могла быть представлена суду. Сведений о том, кем были раскопаны котлованы, упомянутые в представлении, у администрации района не имеется. В связи с отсутствием финансовых средств, произвести отсыпку котлованов в настоящее время не представляется возможным. Как следует из пояснительной записки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Управлением Росреестра по Республике Татарстан, а также акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Приволжского района г.Казани Никитиной Н.С., ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Мансуровым И.И. совместно с помощником прокурора Приволжского района г.Казани Никитиной Н.С. произведен осмотр и обмер участка по адресу: <адрес>, в ходе которого был произведён обмер территории несанкционированного размещения четырёх котлованов, не имеющих ограждений и расположенных юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> По результатам обмеров ориентировочная площадь несанкционированного размещения: котлована № составляет 157,03 кв.м, из которых 82,19 кв.м на территории, неразграниченной муниципальной собственности, 74,84 кв.м. на территории земельного участка <данные изъяты> площадь котлована № составляет 229,13 кв.м, из которых 160,74 кв.м. на территории неразграниченной муниципальной собственности, 68,41 кв.м на территории земельного участка <данные изъяты> площадь котлована № составляет 554,38 кв.м, из которых 263,73 кв.м. на территории земельного участка <данные изъяты>, 212,78 кв.м. на территории неразграниченной муниципальной собственности, 77,77 кв.м на территории земельного участка <данные изъяты> площадь котлована № составляет 100,85 кв.м., расположенного на территории не разграниченной муниципальной собственности. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № с декларированной площадью 68 761 кв.м., принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Казань Республика Татарстан, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли общего пользования. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> с уточненной площадью 4 244 кв.м., принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г.Казань Республика Татарстан, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – озеленение. При этом на дне одного из котлована обнаружено замусоривание бытовыми отходами. В судебном заседании заинтересованное лицо - старший государственный инспектор ОДН отдела ГИБДД Мингазов А.И. вышеуказанные обстоятельства подтвердил, пояснив, что на грунтовой дороге по ул.Овражная пос.Салмачи г.Казани неизвестными лицами вырыты четыре котлована глубиной 10 м, не имеющие ограждений и предупреждающих дорожных знаков. Как усматривается из материалов дела и пояснений сторон, грунтовая дорога, соединяющая жилые массивы – поселок Плодопитомник (ул. Кулле) и поселок Салмачи (ул.Овражная) г.Казани, не является автомобильной дорогой, поскольку не является объектом транспортной инфраструктуры, самостоятельно приспособлена местными жителями, не находится в полосе отвода автомобильной дороги, на балансе Администрации Вахитовского и Приволжского районов г.Казани не стоит. В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Таким образом, согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за надлежащее и безопасное содержание имущества несёт собственник, а соответственно, ущерб в будущем, причиненный вследствие ненадлежащего содержания имущества, в таком случае подлежит возмещению собственником, если он не докажет, что вред причинен не по его вине. При этом бремя содержания имущества предполагает, в том числе принятие разумных мер по предотвращению причинения вреда в будущем. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования. Кроме того, по смыслу приведенных норм, возложенные на органы местного самоуправления обязанности, включая обязанности собственника имущества, должны исполняться надлежащим образом вне зависимости от наличия или отсутствия жалоб и обращений граждан по этому поводу. Оценив в совокупности обстоятельства дела, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> с территориями не разграниченной муниципальной собственности, на которых расположены котлованы, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г.Казань Республики Татарстан, то в силу требований статей 210, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, на ИК МО г.Казани, как на собственнике имущества, лежит бремя их надлежащего содержания, в соответствии с целевым назначением земельных участков и, в совокупности с принятием разумных мер по предотвращению причинения вреда в будущем при их владении. Тогда как наличие на земельных участках с целевым назначением (земли общего пользования, озеленение) четырёх несанкционированных котлованов с вышеуказанными параметрами свидетельствует о ненадлежащем исполнении собственником обязанности по содержанию своего имущества, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределённого круга лиц, повреждению имущества. С учётом вышеизложенного суд находит обоснованными доводы административного истца о наличии бездействия ИК МО г.Казани, выразившегося в непринятии мер по устранению причин и условий, угрожающих причинением имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а именно в непринятии мер по устранению четырёх котлованов на участке грунтовой дороги, соединяющей жилые массивы – поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и поселок Салмачи (ул.Овражная) г.Казани. В силу того, что полномочия по содержанию муниципального имущества Уставом муниципального образования города Казани отнесены к ИК МО г.Казани, данные административные исковые требования, предъявленные к Комитету земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» и Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, удовлетворению не подлежат. Пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия. В сообщении ООО «Газпром трансгаз Казань» от ДД.ММ.ГГГГ№В указано, что на земельных участках грунтовой дороги, соединяющей жилые массивы – поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и поселок Салмачи (ул.Овражная) г.Казани проложены газопроводы среднего давления <адрес>мм, <адрес>мм, которые на балансе общества не состоят. В 2016г. на расстоянии более 3,0 м от оси газопровода неустановленными лицами произведены земляные работы, вырыты котлованы. Два газопровода среднего давления, принадлежат третьим лицам, обслуживаются ООО «Газпром трансгаз Казань» в лице ЭПУ «Приволжскгаз». Уведомлений о проведении земляных работ в ЭПУ «Приволжскгаз» не поступало. Газопроводы обслуживаются ЭПУ «Приволжскгаз», согласно договоров с ИП Исхакова Т.В. и ООО «Марс-Газ». Вырытыми котлованами нарушений охранных зон и зон минимально-допустимых расстояний, согласно требований «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 и СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы» не выявлено. Между тем, согласно пункту 23 Правил охраны газораспределительных сетей, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N, лица, имеющие намерение производить работы в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ пригласить представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети на место производства работ. Эксплуатационная организация обязана обеспечить своевременную явку своего представителя к месту производства работ для указания трассы газопровода и осуществления контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети. При таких данных, при устранении вышеуказанных нарушенных прав и законных интересов неопределённого круга лиц во избежание возникновения опасных аварийных ситуаций необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими работы вблизи и в охранных зонах газопровода. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании административных ответчиков произвести засыпку четырёх котлованов, расположенных на участке местности (грунтовой дороге, соединяющей жилые массивы) между жилыми массивами – поселок Плодопитомник (ул.Кулле) и поселок Салмачи (ул.Овражная) города Казани, поскольку суд не вправе вторгаться в сферу деятельности и полномочий органов местного самоуправления, а также не вправе подменять собой указанные органы. При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению частично. Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление Прокурора Приволжского района г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, удовлетворить частично. Признать незаконными бездействия ИК МО г.Казани, выразившиеся в не принятии мер по устранению причин и условий, угрожающих причинением имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а именно в не принятии мер по устранению четырёх котлованов на участке грунтовой дороги, соединяющей жилые массивы – посёлок Плодопитомник (ул.Кулле) и посёлок Салмачи (ул.Овражная) г.Казани, обязав устранить нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц в полном объёме, с соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих работы вблизи и в охранных зонах газопроводов. В удовлетворении остальной части требований отказать. В удовлетворении административных исковых требований Прокурора Приволжского района г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципальному казённому учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об оспаривании бездействий и обязании совершить действия отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения. Судья Д.И. Галяутдинова |