РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова P.P., при секретаре Пестюрине Е.И.,
с участием лиц, участвующих в деле: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2766/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к службе государственного жилищного надзора Иркутской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска по подсудности поступило административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к службе государственного жилищного надзора Иркутской <адрес обезличен> о признании решения незаконным.
В основание административного иска административный истец указала, что <Дата обезличена> службой государственного жилищного надзора Иркутской области принят приказ <Номер обезличен>-спр «О внесении изменений в приказ службы государственного жилищного надзора Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр «О порядке установления конкретного размера ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области» (далее - приказ), который был опубликован <Дата обезличена> в газете «Областная».
Административный истец является субъектом отношений, регулируемых приказом, принятым административным ответчиком, поскольку замещает должность государственного гражданского служащего - заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области, что подтверждается распоряжением службы <Номер обезличен>-к/лс от <Дата обезличена>.
Административный истец считает приказ, принятый административным ответчиком, не соответствующим ч.1 ст. 29, ст. 57 Федерального закона от <Дата обезличена> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе»), в части предмета регулирования, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца в части установления не предусмотренной законодательством возможности уменьшения размера денежного поощрения по инициативе представителя нанимателя.
В соответствии с приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр, устанавливающим порядок установления конкретного размера ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области, размер денежного поощрения может быть уменьшен по результатам рассмотрения письменного ходатайства, представленного на имя представителя нанимателя.
Письменное ходатайство представляется заместителем руководителя службы, начальником отдела службы в отношении гражданских служащих, непосредственно им подчиненных.
Письменное ходатайство не требуется в случае принятия решения представителем нанимателя решения об уменьшении размера денежного поощрения гражданским служащим, замещающим должности заместителя руководителя службы.
Письменное ходатайство должно содержать обоснования, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей, предусмотренных служебным контрактом и должностным регламентом, а также не исполнение поручений руководителя службы, данных в пределах компетенции.
Таким образом, представитель нанимателя по собственной инициативе может уменьшить размер денежного поощрения заместителям руководителя службы при отсутствии каких-либо оснований; иным должностным лицам службы по ходатайству заместителя руководителя или начальника отдела в службе в случае ненадлежащего исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей, предусмотренных служебным контрактом и должностным регламентом, а также не исполнение поручений руководителя службы, данных в пределах компетенции, что не соответствует требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе».
<Дата обезличена> административный ответчик вручил ФИО1 уведомление <Номер обезличен> об изменении в одностороннем порядке по инициативе нанимателя существенного условия служебного контракта, а именно об уменьшении ежемесячного денежного поощрения более чем в 2 раза.
Жалоба на оспариваемый акт была направлена в прокуратуру Иркутской области <Дата обезличена><Номер обезличен>, на что <Дата обезличена> был получен ответ от Государственной инспекции труда в Иркутской области <Номер обезличен>-об.
При исполнении оспариваемого акта будут нарушены права, свободы и законные интересы административного истца в части установления не предусмотренной законодательством возможности уменьшения размера денежного поощрения по инициативе представителя нанимателя.
В связи с чем административный истец просит суд (с учетом изменения предмета административного иска в соответствии со ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) признать незаконным приказ службы государственного жилищного надзора Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр «О внесении изменений в приказ службы государственного жилищного надзора Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр «О порядке установления конкретного размера ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области».
В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.
Представитель административного ответчика службы государственного жилищного надзора Иркутской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признал, просит в их удовлетворении отказать полностью, представив возражения, в которых указал, что в соответствии с ч.6 ст. 16 Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области» размеры денежного поощрения, выплачиваемые областным государственным служащим, устанавливаются дифференцировано по категориям, группам и наименованиям должностей областной гражданской службы нормативными правовым актом Губернатора Иркутской области.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 № 536-П размеры ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области установлены в виде минимальных и максимальных значений.
Доводы административного истца о недопустимости изменения представителем нанимателя размера ежемесячного денежного поощрения государственного гражданского служащего в пределах минимальных и максимальных значений, установленных постановлением № 536 от 16.11.2007, являются безосновательными и противоречат действующему законодательству.
Изменение размера поощрения в пределах минимальных и максимальных значений не изменяет существенные условия служебного контракта.
В связи с чем просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо руководитель службы государственного жилищного надзора Иркутской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заинтересованного лица в соответствии со ст.150 КАС РФ, поскольку его явка в судебное заседание не является и не признана судом обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции Российский Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст.18 Конституции Российский Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 35 Конституции Российский Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается штампом ФГУП «Почта России»
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что оспариваемый приказ <Номер обезличен>-спр издан <Дата обезличена>, опубликован в соответствии с требованиями Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» в газете «Областная» 24.07.2017 (выпуск 80).
Таким образом, ФИО1 о принятии оспариваемого приказа стало известно <Дата обезличена>, что подтверждается доводами административного иска (л.д. 7), в связи с чем суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано за пределами установленного процессуального срока, ходатайство о его восстановлении ФИО4 не заявляла.
В связи с чем суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Проверив доводы административного иска по существу заявленных требований, суд также полагает их необоснованными в связи со следующим.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 принята на должность заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области с <Дата обезличена> с установлением ей с <Дата обезличена> должностного оклада в размере 6 805 рублей, ежемесячной надбавки за особые условия областной гражданской службы в размере 200% должностного оклада, районного коэффициента в размере 30%, за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях в размере 30%, ежемесячного денежного поощрения в размере 7 должностных окладов, что подтверждается распоряжением руководителя службы <Номер обезличен>-к/лс, служебным контрактом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, дополнительными соглашениями к нему, в том числе <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
В силу ст. 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе» существенным условием служебного контракта являются, в том числе, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной гражданской службе» в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Статья 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» устанавливает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе, ежемесячное денежное поощрение (ч. 1, 2, п.5 ч.5 ст. 50).
В соответствии с ч. 1, 2, п.5 ч. 4, ч. 6 ст. 16 Закона Иркутской области от 04.04.2008 N 2-оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области» оплата труда областного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности областной гражданской службы.
Денежное содержание областного гражданского служащего состоит из месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью областной гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином областной гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания областного гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе, ежемесячное денежное поощрение.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого областным гражданским служащим, устанавливаются дифференцированно по категориям, группам и наименованиям должностей областной гражданской службы нормативным правовым актом Губернатора Иркутской области.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 № 536-п «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» установлено, что ежемесячное денежное поощрение государственных гражданских служащих Иркутской области в службах и агентствах Иркутской области, руководство деятельностью которых осуществляет Губернатор Иркутской области, первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области, заместитель председателя Правительства Иркутской области в должности заместитель руководителя службы (агентства) составляет от 3 до 7 должностных окладов в месяц.
Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения государственному гражданскому служащему Иркутской области определяется представителем нанимателя с учетом следующих обстоятельств:
1) профессионального уровня государственного гражданского служащего Иркутской области (претендента на замещение должности государственной гражданской службы Иркутской области);
2) надлежащего исполнения должностных обязанностей, предусмотренных служебным контрактом;
3) исполнения срочных поручений руководителей, данных в пределах компетенции, их сложности и количества;
4) отсутствия (наличия) обращений граждан и организаций, удовлетворенных при повторном рассмотрении;
5) отсутствия (наличия) факта применения к государственному гражданскому служащему Иркутской области не снятого в установленном порядке дисциплинарного взыскания;
6) соблюдения требования о выплате месячного денежного содержания государственному гражданскому служащему Иркутской области, полностью отработавшему за соответствующий период норму служебного времени, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок установления конкретного размера ежемесячного денежного поощрения определяется правовым актом представителя нанимателя.
Во исполнение постановления Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 №536-п службой государственного жилищного надзора Иркутской области издан приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр, которым утвержден порядок установления конкретного размера ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Иркутской области в службе государственного жилищного надзора Иркутской области.
Приказом службы государственного жилищного надзора Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр внесены изменения в приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр, согласно которому он дополнен пунктами 8, 9:
«8. Размер денежного поощрения может быть уменьшен по результатам рассмотрения письменного ходатайства, представленного на имя представителя нанимателя.
Письменное ходатайство представляется заместителем руководителя службы, начальником отдела службы в отношении гражданских служащих, непосредственно им подчиненных.
Письменное ходатайство не требуется в случае принятия решения представителем нанимателя решения об уменьшении размера денежного поощрения гражданским служащим, замещающим должности заместителя руководителя службы.
9. Письменное ходатайство, указанное в пункте 8 настоящего Порядка, должно содержать обоснования, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей, предусмотренных служебным контрактом и должностным регламентом, а также не исполнение поручений руководителя службы, данных в пределах компетенции».
<Дата обезличена> ФИО1 вручено уведомление об изменении существенных условий служебного контракта от <Дата обезличена>, согласно которому размер ежемесячного денежного поощрения будет установлен в размере 3,2 оклада.
Суд, проверив довод ФИО1 о несоответствии приказа службы государственного жилищного надзора Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-спр требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе», полагает его необоснованным, поскольку изменения, внесенные оспариваемым приказом, не изменяют в одностороннем порядке существенные условия служебного контракта, в частности условия оплаты труда, а являются основанием для предложения стороне (служащему) принять или не принять измененные условия оплаты труда при наличии оснований, предусмотренных постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 № 536-п.
При этом, довод ФИО1 о недопустимости уменьшения размера денежного поощрения представителем нанимателя в одностороннем порядке основан на неверном толковании закона, поскольку предложение об уменьшении размера денежного поощрения (как и его о увеличении) является правом представителя нанимателя, не возлагает на государственного гражданского служащего обязанность принимать данные условия.
Кроме того, уменьшение размера ежемесячного денежного поощрения производится представителем нанимателя не по своему усмотрению, а в пределах минимального значения, установленного постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 № 536-п «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», что соответствует принципам профессионализма и компетентности гражданских служащих, стабильности гражданской службы, доступности информации о гражданской службе, защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, служит гарантией обеспечения представителем нанимателя государственному гражданскому служащему права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Суд, проверив довод ФИО1 о недопустимости изменения условий оплаты труда в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, что по своей сути является фактически привлечением государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, полагает его необоснованным, так как изменение существенных условий труда, к которым относится оплата труда, осуществляется по соглашению сторон, а не в одностороннем порядке. При этом, обстоятельства, влияющие на конкретный размер ежемесячного денежного поощрения, определены в постановлении Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 № 536-п.
Оспариваемый приказ не содержит условия об обязательном изменении в одностороннем порядке условий оплаты труда, а является основанием для принятия решения работодателя о внесении предложения работнику изменить условия его оплаты, с учетом конкретных обстоятельств служебной деятельности, в пределах минимального значения, установленного постановлением Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 № 536-п.
Суд, проверив доводы административного истца о нарушении оспариваемым приказом ее прав, свобод и законных интересов, полагает их необоснованными, не нашедшими своего подтверждения, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что служба государственного жилищного надзора Иркутской области не изменяет оспариваемым приказом в одностороннем порядке государственным гражданским служащим существенные условия служебного контракта, а устанавливает порядок изменения уменьшения размера денежного поощрения, что является правом административного ответчика.
Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 35, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 59, 60, 61, 62, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.ст. 2, 24, 29, 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе», ч. 1, 2, п.5 ч. 4, ч. 6 ст. 16 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области», постановление Губернатора Иркутской области от 16.11.2007 №536-п «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку приказ от 30.06.2017 № 12-спр принят службой государственного жилищного надзора Иркутской области в соответствии с требованиями законодательства, ФИО1 пропущен процессуальный срок на оспаривание приказа, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области о признании решения незаконным отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет составлено 23 июля 2018 года.
Председательствующий: Латыпов Р.Р.