ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2777/2022 от 28.07.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2777/2022

55RS0007-01-2022-003416-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

ФИО1, в лице представителя ФИО8, действующей на основании доверенности, обратился в суд с административным иском к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 441 кв.м., по адресу: , и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером

После проведения реконструкции указанного жилого дома установлено, что данный объект выступает за границы земельного участка с кадастровым номером , накладываясь на земельный участок с кадастровым номером , который в свою очередь относится к землям общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области.

Для приведения в соответствие границ жилого дома и земельного участка с кадастровым номером проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план. Вместе с тем, департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска отказано в удовлетворении заявления о согласовании акта согласования местоположения границ земельного участка, поскольку удовлетворение требований повлечет нарушение положения ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.05.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Впоследствии департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска согласован акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , на основании межевого плана подготовленного также административным истцом.

31.01.2022 административный истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , и земель, государственная собственность на которые не разграничена по АО в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая подготовлена с учетом межевого плана от 22.12.2021.

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 28.02.2022 № в удовлетворении указанного заявления отказано, ввиду того, что при подготовке схемы не учтены материалы и сведении проекта планировки территории, в соответствии с которым земельный участок расположен в границах зоны ограничения по условиям безопасности железной дороги. Вместе с тем, данный земельный участок в полосе отвода железной дороги не находится, принадлежащий административному истцу земельный участок имеет вид разрешенного использования для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Испрашиваемый к перераспределению земельный участок предназначен для полосы отвода автомобильной дороги местного значения ул. 4-я При этом департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска согласован акт согласования земельной границы, изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

С учетом изложенного, административный истец просит суд признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в перераспределении земельного участка с кадастровым номером по АО и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 448 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером и земель кадастрового квартала с номером , расположенного в границах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки (Ж-1), местоположение земельного участка: , , .

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО «РЖД» и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.

В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен (т. 1 л.д. 249), в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 1 л.д. 250). Его представитель ФИО6, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 74), заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, настаивала на незаконности обжалуемого отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, наличии оснований для утверждения представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обусловленных, в том числе наличием на данном участке фактически принадлежащего административному истцу объекта недвижимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре относительно земельного участка с кадастровым номером .

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО7, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 238), заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Настаивала на законности обжалуемого отказа и отсутствии оснований для утверждения представленной административным истцом схемы.

Заинтересованное лицо департамент имущественных отношений Администрации г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещен, явка представителей не обеспечена (т. 1 л.д. 243).

Заинтересованное лицо ОАО «РЖД» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены (т. 1 л.д. 245). Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОАО «РЖД». В материалы дела представлены письменные пояснения по административному исковому заявлению, согласно которого спорный земельный участок расположен вне полосы отвода железной дороги и не имеет общих границ с участком полосы отвода железной дороги. В связи с чем, просили принять решение суда на основании имеющихся в деле доказательств (т. 1 л.д. 197).

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения представителя административного истца и представителя административного ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Изучив материалы дела, письменные возражения, письменные пояснения, выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 441 кв.м., по адресу: , и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером (т. 1 л.д. 114-116).

Как указано административным истцом в административном иске и его представителем в судебном заседании, в связи с обветшанием жилого дома и его непригодностью для проживания жилой дом был реконструирован.

В процессе выполнения кадастровых работ установлено, что у земельного участка с кадастровым номером площадь будет изменена на 7 кв.м, и составит 448 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением физического лица о перераспределении земельных участков (т. 1 л.д. 153).

По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, в адрес административного истца ФИО1 направлен ответ (), в котором ссылаясь на положения пп. 11, 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, пп. 1, 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером по административном округе города Омска и утверждении прилагаемой к заявлению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В обосновании указано, что представленная схема не соответствует указанным требованиям, а именно: не учтены материалы и сведения проекта планировки территории. Вновь образуемый земельный участок образован в границах: правый берег реки Иртыш – граница полосы отвода железной дороги в направлении Черлакского тракта – южная граница территории садоводческого некоммерческого товарищества «Сибирский садовод-1» - южная граница жилой застройки - в Ленинском административном округе города Омска. В отношении данной территории постановлением Администрации г. Омска от 30.04.2013 № 455-п утвержден проект планировки территории. В соответствии с указанным Проектом планировки территории образуемый земельный участок расположен в границах зоны ограничения по условиям безопасности железной дороги. Дополнительно сообщено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.02.2022 № жилой дом с кадастровым номером расположен в границах земельного участка с кадастровым номерами и (для полосы отвода автомобильной дороги местного значения ). В целях устранения данных противоречий рекомендовано обратиться в ФГБУ «ФКП Росреестра» (т. 1 л.д. 177-178).

Полагая указанный отказ незаконным, принятым в отсутствии правовых оснований, административный истец обратился с заявленными требованиями.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.

Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлены градостроительными регламентами соответствующей территориальной зоны и содержатся в Правилах землепользования и застройки, применительно к рассматриваемому делу в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, на момент рассмотрения обращения заявления административного истца максимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома составляла 1,5 га (1 500 кв.м.).

Решением Омского городского совета от 11.04.2012 № 3 «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска» утверждено Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска».

В соответствии с Положением департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, имеющим основной целью своей деятельности проведение в пределах компетенции департамента муниципальной градостроительной политики Администрации города Омска, направленной на формирование и устойчивое развитие гармоничной и безопасной среды жизнедеятельности, обеспечение градостроительных условий для сохранения исторического и культурного наследия города Омска, а также повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города Омска.

Департамент является органом, уполномоченным принимать решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена; рассматривать заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях отсутствия утвержденного проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации; обеспечивать подготовку схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) из земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение об утверждении схемы расположения; принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка из земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием причин отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев, когда соответствующие решения принимаются территориальными структурными подразделениями Администрации города Омска.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регламентирован статьей 39.29 ЗК РФ.

Так, согласно пункту 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (п. 3).

Кроме того, заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия (п. 4).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8).

Кроме того, предоставление муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» предусмотрена административным регламентом, который регулирует порядок рассмотрения заявлений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности при наличии утвержденного проекта межевания территории, что закреплено административным регламентом предоставления указанной муниципальной услуги, утвержденным Постановлением Администрации города Омска от 08.06.2020 № 318-п.

Как следует из материалов дела, изложенные требования представителем административного истца при обращении в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о перераспределении указанных земельных участков соблюдены. Данные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались. Оснований не соблюдения процедуры подачи заявления в обжалуемом решении не содержится.

Применительно к изложенным положениям ЗК РФ, Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, Административного регламента предоставления муниципальной услуги, обжалуемый отказ принят уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка рассмотрения заявления. Таким образом, установленный порядок разрешения заявления о перераспределении земельных участков административным ответчиком был соблюден.

Доводы административного истца сводятся к несогласию с основаниями, изложенными в обжалуемом отказе, анализируя которые суд полагает необходимым указать следующее.

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В частности согласно пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

При этом, согласно пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп. 1); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4).

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее Требования № 762).

Пунктом 4 Требований № 762 установлено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения: правил землепользования и застройки; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; местоположении границ земельных участков, местоположении зданий, объектов незавершенного строительства.

При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) (п. 7 Требований № 762).

Из указанных положений закона следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования; генеральные планы.

Генеральный план содержит, в частности, положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).

В соответствии с представленной схемой образуемый земельный участок определяется в границах территории: правый берег реки Иртыш – граница полосы отвода железной дороги в направлении Черлакского тракта – южная граница территории садоводческого некоммерческого товарищества «Сибирский садовод-1» - южная граница жилой застройки - в Ленинском административном округе города Омска. В отношении данной территории постановлением Администрации г. Омска от 30.04.2013 № 455-п утвержден проект планировки территории. В соответствии с указанным Проектом планировки территории образуемый земельный участок расположен в границах зоны ограничения по условиям безопасности железной дороги (т. 1 л.д. 179).

В соответствии с пп. 11, 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Как следует из материалов дела 31.01.2022 ФИО1 одновременно с заявлением физического лица о перераспределении земельных участков в адрес департамента архитектуры и градостроительства представил схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в масштабе 1:400, согласно которой определена граница участка, в пределах которой размещен объект капитального строительства с кадастровым номером (жилой дом), территориальная зона, на которой расположен земельный участок, относится к зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1 (т. 1 л.д. 153).

Как видно их схемы расположения земельного участка на карте градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, предлагаемый к перераспределению земельный участок примыкает к земельному участку, принадлежащему на праве собственности ФИО1, имеет правильную форму и в нем отсутствуют вклинивания и изломанности границ (т. 2 л.д. 2).

В ходе рассмотрения дела судом были истребованы сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, из которых следует, что Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 5249-р от 21.10.2013 «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» на основании заявления ФИО1 департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предоставил ФИО1 в собственность земельный участок с кадастровым номером . В последствии заключен договор (т. 1 л.д. 119).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка категория земель отнесена к категории – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки (т. 1 л.д. 117-118).

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инженерное сооружение: автомобильная дорога по ул. 4-я Карьерная, от ул. 1-я Новая до ул. 5-я Новая, идентификационный , протяженностью 440 м., с адресом: , , имеет реестровый , до передачи в муниципальную собственность числилась за ДЭУ Ленинского района, расположенным по адресу: . Вид права: собственность. Субъект: Муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Документ основание: № 245 от 24.12.1992, Решение Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска» и № 828 от 22.07.2009 Постановление Омского Городского Совета «О передаче автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (т. 1 л.д. 127).

Кроме того, 19.11.2018 заочным решением Ленинского районного суда г. Омска исковые требования ФИО1 удовлетворены, жилой дом, общей площадью 161,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: , сохранен в реконструированном состоянии согласно техническому паспорту БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 13.03.2018, за ФИО1 признано право собственности на жилой дом общей площадью 161,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: , в реконструированном состоянии согласно техническому паспорту БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 13.03.2018 (т. 1 л.д. 83-84, 86-89).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.01.2022 жилому дому 19.06.2012 присвоен кадастровый , ранее присвоенный государственный учетный номер - инвентарный , условный ; жилой дом имеет 2 этажа, площадь 166,7 кв.м., год завершения строительства 1936. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости . Правообладатель жилого дома ФИО1, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за государственным номером регистрации (т. 1 л.д. 104-106, 195-161).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером , с местоположением: , , , с расположенным на нем жилым домом с кадастровым номером , имеет площадь 441+/- 7 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Правообладателем земельного участка является ФИО1, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за номером (т.1 л.д. 101-103).

При рассмотрении гражданского дела в Ленинском районном суде города Омска установлено, что жилой дом незначительно выходит за границы земельного участка с кадастровым номером , накладываясь на земельный участок с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 5408+/-26 кв.м. В пределах земельного участка расположены объекты недвижимости , . Категория земель: земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения. Правообладателем земельного участка выступает муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Право собственности зарегистрировано 05.03.2013 за номером . В отношении земельного участка 16.04.2015 было зарегистрировано ограничение прав и обременение в виде публичного сервитута за государственным номером 55/ со сроком действия с 16.04.2015 по 01.05.2016. Основанием государственной регистрации стало Распоряжение «Об установлении публичного сервитута» № 1146, выдан 06.04.2015 департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска. Ранее так же имелось ограничение в виде публичного сервитута, зарегистрированного 25.02.2014 со сроком действия с 25.02.2014 по 31.07.2014 на основании Распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска «Об установлении публичных сервитутов» -р от 19.03.2013 (т. 1 л.д. 107-111).

В связи с необходимостью приведения границ жилого дома и земельного участка кадастровым инженером на основании договора подготовки межевого плана от 21.09.2021 подготовлен межевой план. В результате проведения кадастровых работ в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером , установлено, что объект капитального строительства выступает за границы земельного участка с кадастровым номером , накладываясь на земельный участок с кадастровым номером , в связи с этим проводились кадастровые работы по исправлению ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и . Специалистами ООО «Сибирская земля» проведен комплекс работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами и , так как выявлено, что здание жилого дома с кадастровым номером выходит за границы земельного участка с кадастровым номером и частично попадает в границы земельного участка с кадастровым номером , который является земельным участком автомобильной дороги общего пользования местного значения (от до ), идентификационный .

В процессе выполнения кадастровых работ установлено, что у земельного участка с кадастровым номером площадь изменилась на 7 кв.м, и составила 448 кв.м., у земельного участка с кадастровым номером площадь изменилась на 8 кв.м, и составила 5408 кв.м. Также установлено, что доступ к земельному участку с кадастровым номером осуществляется через земельный участок с кадастровым номером .

В границах земельного участка с кадастровым номером расположено здание жилого дома с кадастровым номером , в границах земельного участка с кадастровым номером , расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами и (т. 1 л.д. 13-28).

01.10.2021 в письме за номером , направленном в адрес ООО «Сибирская земля» департамент имущественных отношений Администрации г. Омска уведомил об отказе в согласовании актов согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , расположенного по адресу: г. Омск, Ленинский административный округ, , от точки н1 до точки 2, от точки 15 до точки , местоположение которого установлено: , участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения (от до ), идентификационный , от точки 16 до точки 16. Кроме того указано, что согласно нормам действующих градостроительного, земельного законодательств, строительство (реконструкция) объекта недвижимости необходимо проводить в границах сформированного и предоставленного для этих целей земельного участка, для чего проводят вынос границ участка в натуре. В результате исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка домовладения площадь земельного участка увеличивается на 7 кв.м., следствие – возникновение права собственности ФИО1 на такую площадь, что противоречит ч. 3 ст. 61 Федерального закона. Для разрешения указанной ситуации департаментом рекомендовано подготовить межевой план по исправлению реестровой ошибки только в отношении земельного участка автомобильной дороги и включить в раздел «Заключение кадастрового инженера» обоснование о необходимости оформления смежного земельного участка, занятого жилым домом по основаниям, предусмотренным ст. 39.28 ЗК РФ. С учетом изложенного оснований для исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером департамент имущественных отношений Администрации г. Омска признал отсутствующими (т. 1 л.д. 9).

22.12.2021 кадастровым инженером ООО «Сибирская земля» подготовлен межевой план в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (т.1 л.д. 31-49). Согласно представленного межевого плана в результате проведения кадастровых работ в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером , было выявлено, что объект капитального строительства выступает за границы земельного участка с кадастровым номером , накладываясь на земельный участок с кадастровым номером , в связи, с чем и были проведены кадастровые работы по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номе .

В процессе выполнения кадастровых работ установлено, что у земельного участка с кадастровым номером площадь изменилась на 8 кв.м. и составила 5408 кв.м. При дальнейших кадастровых работах у земельного участка с кадастровым номером площадь будет изменена на 7 кв.м, и составит 448 кв.м. Процедуру увеличения площади земельного участка кадастровым номером планируется осуществлять на основании, предусмотренным статьей 39.28 ЗК РФ. В границах земельного участка с кадастровым номером , расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами и .

При этом по сведениям ОАО «РЖД» земельный участок находится вне полосы отвода железной дороги и не имеет общих границ с участком полосы отвода железной дороги (т. 1 л.д. 197). В подтверждение чего представлены копия договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 98-ТУ от 27.10.2005 (л.д. 199-206), копия постановления Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» и ответ начальника Омского сектора службы управления имуществом от 14.07.2022, направленный в адрес начальника Омского отдела правового обеспечения ОАО «РЖД» (т. 1 л.д. 198, 208-211, 212-219).

Также суд полагает необходимым отметить, что из представленных скриншотов публичных кадастровых карт, схем, расположения соседних земельных участков, следует сложившийся порядок возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (индивидуальной жилой застройки, полосы отвода автомобильной дороги местного значения).

При этом приведенное в оспариваемом решении нормативное обоснование не учитывает данных Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденной Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, где согласно карты функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области территория испрашиваемого земельного участка имеет целевое использование, как зона застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами (т. 2 л.д. 1).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.20008 № 201, земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1.

Таким образом, оспариваемое решение не соответствует требованиям п. 10 ст. 39.29. ЗК РФ.

Вопреки доводам представителей административного ответчика обоснование и условия размещения объектов капитального строения, градостроительные регламенты в отношении зоны ограничения по условиям безопасности железной дороги не представлено. Из пояснений представителя административного ответчика следует, что данная полоса входит в состав зоны размещения полосы отвода железной дороги, имеет общую ширину 50 м. По сведениям административного истца данное расстояние до земельного участка соблюдено и незначительно превышает. Доказательств обратному представителями административного ответчика не представлено.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования ФИО1 в части признания незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером по ул. в Ленинском административном округе города Омска и в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подлежат удовлетворению.

В порядке устранения последствий незаконного действия (бездействия), решения суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность.

Учитывая требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти субъекта Российской Федерации и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

Поскольку предметом настоящего спора является проверка законности действий (решения) административного ответчика по рассмотрению заявления административного истца о перераспределении земельного участка с кадастровым номером согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, способом для восстановления нарушенного права административного истца в данном случае является возложение на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 31.01.2022 о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером по и в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 31.01.2022 о перераспределении земельных участков.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 года.